1 Метапредметные связи на уроках географии. Построение урока Максимова Н. М.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формирование универсальных учебных действий Районный семинар учителей, работающих по УМК «Перспективная начальная школа» Можайский район МОУ СОШ пос. Гидроузел.
Advertisements

Непрерывная подготовка учителя по формированию УУД учащихся на базе методической службы гимназии педсовет г.
Формирование Универсальных Учебных Действий. Универсальные учебные действия (УУД) УУД -умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию.
УУД Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные.
Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального образования.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Мастер-класс Деятельность – единственный путь к знанию.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
Универсальные учебные действия ( УУД ). Что же такое универсальные учебные действия?
МОУ «Буторлинская школа» Универсальные Универсальные У чебные У чебные Действия Действия учитель математики учитель математики А.В.Миронова А.В.Миронова.
Презентация выполнена зам.директора по учебной части, учителем начальных классов МБОУ «СОШ 1» г. Микунь Бакуриной Н.Л.
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая.
Развитие УУД на проектных уроках математики. учиться». Цель образования общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие.
Подготовка учащихся к реальной жизни Готовность занять активную позицию Успешно решать жизненные задачи Умение сотрудничать и работать в группе Быть готовым.
Понятие «Универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной.
Познавательные УУД Сардарова Т.Ю.. Общеучебные универсальные действия самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение.
Универсальные учебные действия. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Способы и приёмы формирования универсальных учебных действий в рамках учебного занятия начальной школы 1.
Транксрипт:

1 Метапредметные связи на уроках географии. Построение урока Максимова Н. М.

Постановка проблемы Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании,- это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не столько дать ребёнку как можно больше конкретных предметных знаний, а вооружить ребёнка способами действий. Именно об этом идёт речь в стандартах второго поколения ФГОС. В Концепции развития образования в Российской Федерации формируются современные представления о фундаментальном образовании – это такое образование, благодаря которому человек способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться. Сегодня очень важно вооружить ученика такими способами действий, которые помогут ему развиться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе 2

3 Что такое метапредметные действия? Метапредметные универсальные учебные действия в междисциплинарных учебных программах: Познавательные; Регулятивные; коммуникативные; Личностные. Предметным опыт деятельности специфической для данной предметной области система основополагающих элементов научного знания

Универсальные учебные действия: номенклатура (2листа на каждую группу) Познавательные УУД Общеучебные действия: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; Поиск и выделение необходимой информации; Определение основной и второстепенной информации; Применение методов информационного поиска; Умение структурировать знания; Умение осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в письменной форме; Выбор наиболее эффективных способов решения задач; Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Смысловое чтение; Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; Умение составлять тексты различных жанров; Свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля, свободная ориентация и восприятие текстов публицистического стиля, свободная ориентация и восприятие текстов научного стиля, свободная ориентация и восприятие текстов официально-делового стиля; Понимание и адекватная оценка языка СМИ; Умение адекватно передавать содержание текста, умение подробно передавать содержание текста, умение сжато передавать содержание текста, умение выборочно передавать содержание текста; Знаково-символические действия, включая Моделирование. Логические действия: Анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков, Синтез как составление целого из частей, Выбор оснований и критериев для сравнения объектов, выбор оснований и критериев для сериации объектов, выбор оснований и критериев для классификации объектов; Выведение под понятия, выведение следствий; Установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; Выдвижение гипотез и их обоснование. Действия постановки и решения проблем: Формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера, самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. Коммуникативные УУД Планирование учебного сотрудничества с учителем, планирование учебного сотрудничества со сверстниками; Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; Разрешение конфликтов; Управление поведением партнера; Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Владение монологической формой речи, владение диалогической формой речи.

Планируемые результаты Личностные результатыСамоопределение, смыслообразование, нравственно- этическая ориентация Метапредметные результаты (Программа развития УУД): Регулятивные УУДЦелеполагание, планирование, осуществление учебных действий, прогнозирование, контроль и самоконтроль, коррекция, оценка, саморегуляция. Способ решения задачи- формирование способности к проектированию. Познавательные УУДОбщеучебные, знаково-символические, информационные (навыки работы с информацией), логические, основы проектно-исследовательской деятельности Коммуникативные УУДИнициативное сотрудничество, планирование учебного сотрудничества, взаимодействие, управление коммуникацией, развитие речевой деятельности Предметные результатыОпределены с учетом содержания учебных предметов

6 Виды универсальных учебных действий таблица ( комплект на каждую группу) 1го) ВИДЫ ДЕЙСТВИЙ СОДЕРЖА НИЕ ДЕЙСТВИЙ ВОЗНИ КАЮЩ ИЕ ПРОБЛ ЕМЫ КРИТЕРИЙ СФОРМИРОВАННОС ТИ/ОЦЕНКИ КОМПОНЕНТОВ ДЕЙСТВИЙ ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ ДИАГНОСТ ИКА

Достижение метапредметных результатов на уроке. Образовательные технологии Технология коллективной мыслительной деятельности. Технология развития критического мышления. Технология инновационной оценки «портфолио». Технология проведения дискуссий. Технология обучения в сотрудничестве. Технология проектного обучения. Технология проблемного обучения. Технология развивающего обучения. Модульно-блочные технологии. Технологии разноуровневого обучения. Технологии использования игровых методов. Технологии лекционно-семинарских занятий в старшей школе.

Формы оценки метапредметных результатов: стартовая диагностика; выполнение учебных исследований и учебных проектов; промежуточные и итоговые комплексные работы на межпредметной основе, направленные на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно- познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом; текущее выполнение выборочных учебно-практических и учебно- познавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии; защита итогового индивидуального проекта.

9 Изменение представления учителя о современном уроке ЛУЧШИЙ АРТИСТ ВТОРОГО ПЛАНА Ученик - субъект учебной деятельности Разнообразие источников знаний: слово учителя; самостоятельное наблюдение; учебные пособия; приборы и приспособления Структура урока динамична, присутствуют целый набор разнообразных действий и операций, Объединенных в целесообразную деятельность Учитель поддерживает инициативу ученика в нужном направлении и обеспечивает приоритет его деятельности по отношению к собственной Критерии, по которым учитель оценивает ученика определены заранее и разделяются обучающимися; Вместо цели урока на передний план выходит цель индивидуальной или коллективной деятельности обучающихся

ПозицииТрадиционная деятельность Деятельность учителя, работающего по новому Стандарту Подготовка к уроку Жестко структурированный конспект урока, 0 % свободы учителя Сценарный план урока, на 30-60% предоставляющий свободу учителю При подготовке к уроку учитель использует методические рекомендации и учебник При подготовке использует методические рекомендации, учебник, internet-ресурсы, материалы коллег, происходит обмен конспектами Основные этапы урока Основное время урока отводилось этапу объяснения и закрепления (80%-говорение учителя) Объяснение занимает 20-30% урока; закрепление 5-10% урока; самостоятельная деятельность учащихся 60-70% урока Главная цель учителя на уроке Успеть выполнить то, что запланировано на урок Организовать деятельность детей по: -поиску, обработке информации; -обобщению способов деятельности; -постановке учебной задачи… Деятельност ь учащихся определяетс я через формулиров ание заданий Реши, спиши, сравни, найди, выпиши, выполни… 93% - репродуктивные задания; 7% - исследуй (чаще для сильных учащихся) Проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте… 9

Структура технологической карты Количество уроков в теме Цель изучения темы Содержание изучаемой темы, термины и понятия Планируемые результаты Организация образовательного пространства Технология изучения темы 1 этап. Мотивация к деятельности 2 этап. Учебно-познавательная деятельность 3 этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность Тема 4 этап. Рефлексия деятельности. Контроль и оценка результатов

12 Результативность работы каждого обучающегося в достижении планируемых результатов, УУД; Формирование у обучаемых самостоятельного, творческого мышления, инициативы, желания учиться; Эффективность урока в реализации задач духовно- нравственного воспитания; Деятельность учителя по развитию деятельности ученика. Основные критерии для осмысления и оценки наблюдаемого на уроке

Практикум: как найти УУД? 13

Какие УУД сформировала лавочка? Научила взаимодействовать с разными людьми Умения с достаточной полнотой выражать свои мысли (коммуникативные) Умение обратиться за помощью, вести диалог, отвечать на вопросы (коммуникативные) Адекватно реагировать на замечания (личностные) Умение делать нравственный выбор и давать нравственную оценку (личностные) Ответственность за поведение и действие других и себя (личностные) Выбор необходимой информации (познавательные) Установление причинно - следственных связей (познавательные) Установление связи между целью деятельности и ее мотивом (регулятивные) вывод… 14

УУД на уроке географии Какие УУД рассматриваются при изучении терминологии) 1гр)широта (см.словарь по географии, 6-10 класс,с 14) 2 гр) долгота; ( уч.Герасимова, 6кл) 3 гр) масштаб; (Эртель,Для подготовки ГИА,ЕГЭ) 4 гр)география (5 кл, уч.Домогацких, стр.6) Термин записать в таблицу.( 1 таблица на группу) Нетрадиционные формы работы с терминами? Исследователь, эстафета, «да-нет», письмо и др. ( см.прилож ) 15

Основы смыслового чтения и работа с текстом Назовите УУД при работе с текстом? Раздаточный материал. Чтение текста 7 класс: Австралия, Антарктида Найти в тексте несоответствия. Отрывок из книги «Дети капитана Гранта» (раздаточный материал на каждую группу) 16

Работа с таблицами Сравнительная характеристика ФГП Африки и Австралии (результаты занести в таблицу) Работа с картой атласа: какие УУД можно назвать при заполнении таблицы и работа с картой атласа. (см.приложение) 17

Просмотр и анализ урока/Австралия/ Видеоролик из к/ф «Дети капитана Гранта» Какие УУД можно сформировать из видеоролика? 18

Выводы и рекомендации: Чтобы учиться планировать, надо планировать, а чтобы учиться систематизировать информацию – необходимо осваивать формы, в которых требуется анализировать и перерабатывать информацию. Поэтому реализация образовательных стандартов второго поколения предполагает новую роль учителя, а также использование «других», адекватных требованиям технологий, форм, методов. Так, меняется роль учителя - теперь он тьютор, организатор развития ученика, который понимает и знает, как не только дать знания ребенку, но и использовать урок для развития регуляторных, коммуникативных, познавательных учебных действий. 19