Метод устной истории в школе как инструмент развития критического мышления... (Устная история как метод организации исследовательской и проектной деятельности.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Устная история как метод организации исследовательской и проектной деятельности учащихся Елена Юрьевна Долгодворова, соавтор материалов краевой акции «Уставный.
Advertisements

История, или память? Что такое историческая память и культура воспоминаний?
Обеспечивает овладение методами научного познания в процессе поиска; Обеспечивает овладение методами научного познания в процессе поиска; Формирует мотивацию,
Суть метода проекта – стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, уметь практически применять полученные знания, развить рефлекторное и критическое.
Тема Формирование коммуникативной компетентности на уроках биологии через внедрение ИКТ технологии Учитель биологии МБОУ СОШ 13 г.Александрова Герасимова.
Программа кружка «Интернет для юного историка» 6 класс Автор: Косяк Л.А., учитель истории и обществознания, МОУ «СОШ5» г. Луга 2013 год.
Проектное обучение для учащихся Информатика и проект. Пешкова Ольга Николаевна преподаватель математики и информатики.
* Новые технологии, о которых так много говорят сегодня, это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход.
Каждая новая эпоха в жизни человечества требует изменения самого человека, его продвижения на новую ступень развития, раскрытия новых качеств и возможностей.
Проектное обучение для учащихся. Любая деятельность становится творческой тогда, когда человек стремится выполнить свое дело правильнее и лучше. Апдайк.
ФОРМЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ: -ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ -ТВОРЧЕСКАЯ -ИНФОРМАЦИОННАЯ -ИГРОВАЯ.
на исследованиях формирования читательской грамотности Центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО (рук. Ковалева Г.С.),
Проект по окружающему миру (1 класс) на тему: Проектная работа "7 чудес моей малой Родины".
Познание – 8: Социальное познание В прошлый раз Истина – адекватное отражение познающим субъектом познаваемого объекта. Как человек может удостовериться.
Использование проектно- исследовательского метода на уроках русского языка. Учитель сегодня не столько тот, кто учит, сколько тот, кто помогает овладеть.
Нет в России семьи такой, в которой не помнят героя своего. Автор проекта: Леданова Елена Сергеевна- учитель истории и обществознания МОУ «ООШ» с.Шепелевка.
Доклад на тему Проектная деятельность учащихся на уроках родного языка и литературы Проектная деятельность учащихся на уроках родного языка и литературы.
Диагностика овладения межпредметными понятиями: социально-гуманитарный цикл.
МАОУ г. Владимира «Средняя школа 25» Педагогический совет «Технологии реализации системно-деятельностного подхода в обучении». «Технологии, способствующие.
« Дополнительное окно» в мир Абрамова Ирина Владимировна учитель немецкого языка Чуево – Подгорнской средней общеобразовательной школы.
Транксрипт:

Метод устной истории в школе как инструмент развития критического мышления... (Устная история как метод организации исследовательской и проектной деятельности учащихся) Медведева Анна Алексеевна - старший преподаватель кафедры экономики и управления образования КРИППО

История: между историографией и памятью Что является целью исторического образования? Воспроизведение исторической фактографии? Культивация исторического сознания? Объективное познание прошлого? Деструкция исторических мифов? Интерпретация? Сознание о коллективной памяти и принципах ее функционирования? Устная история инструмент развития критического мышления учеников 2

3 Ключевой вопрос для учителей: Преподаете ли Вы (восстанавливаете) свое прошлое? Предметом изложения является презентация прошлого? Знают ли ученики историю? Что умеют? Осознают ли ученики то, что прошлое всегда как-то представляется? Устная история инструмент развития критического мышления учеников

4 «Воспоминания и Размышления людей являются одним из богатейших источников информации о недавнем прошлом. При аккуратном и выборочном использовании устная история может внести цвет и глубину в изучение Истории. Семейные воспоминания, воспоминания друзей и одноклассников могут вывести «понимание» истории школьниками на новый уровень» (Рекомендации рабочей группы по созданию общенационального учебного плана по истории, Великобритания) Устная история инструмент развития критического мышления учеников

5 Устная история. Что это? Метод сбора информации и описания исторических событий, явлений и процессов на основании устного сообщения лиц, бывших участниками или свидетелями данного события, процесса или эпохи Сегодня под «устной историей» понимается научная дисциплина, обладающая собственным методом исследования интервью, с помощью которого осуществляется фиксирование субъективного знания отдельной человеческой личности об эпохе, в которой жил человек. Устная история инструмент развития критического мышления учеников

6 История возникновения метода Устная история возникла одновременно с историей как таковой – первая разновидность истории Термин «устная история» введен Барбэ д Оревилли в 1852 году В 1948 году получил распространение после работ профессора Колумбийского университета Аллана Невинса В 1971 году образование журнала и общества «Oral History» во главе с Полом Томпсоном Устная история инструмент развития критического мышления учеников

7 Актуальность метода устной истории Устная история дополняет имеющиеся документальные источники Устная история является способом проверить и проанализировать официальную версию истории Устная история служит инструментом сохранения и популяризации личных воспоминаний людей, обойденных вниманием «официальной» истории. Поле для изучения устной истории - историческая память отдельной личности, вписанная в контекст глобальной и локальной истории, наполненная эмоциональностью и ценностными ориентирами человека. Устная история предоставляет обширный материал для других отраслей гуманитарной науки. Устная история инструмент развития критического мышления учеников

8 Социальная миссия и роль устной истории Устная история может быть способом преобразования как содержания, так и цели истории. С её помощью можно изменить сам фокус исторической науки, инициировать новые направления исследований Способна «вернуть людям, делавшим и переживавшим историю, центральное место в ней, давая им возможность заговорить в полный голос» (Томпсон П. Голос прошлого. Устная история. М., 2003.) Устная история инструмент развития критического мышления учеников

9 «Устная история это история, построенная вокруг людей. Она наполняет жизнью историю как таковую и расширяет ее масштаб. Она позволяет найти героев не только среди вождей, но и среди безвестного большинства народа. Она побуждает преподавателей и студентов к совместной работе. Она привносит историю внутрь сообщества, чтобы затем сделать ее общим достоянием. Она помогает наименее защищенным людям, особенно старикам, обрести достоинство и уверенность. Она способствует контактам а значит, и взаимопониманию между социальными классами и между поколениями. А отдельным историкам и тем, с кем они делятся мыслями, она дает ощущение принадлежности к определенному месту и времени. Одним словом, она помогает людям полнее ощущать себя людьми. И, что не менее важно, устная история бросает вызов общепризнанным историческим мифам, авторитарности суждений, заложенной в научной традиции. Она способствует радикальному преобразованию социального смысла истории» Томпсон П. Голос прошлого. Устная история. М., Устная история инструмент развития критического мышления учеников

10 Достоинства метода устной истории Диалогичность, связанная с проблемностью, альтернативностью, неоднозначностью устного исторического источника Плюрализм подходов, толкований в оценке исторических событий и явлений Устная история – хороший фактор мотивации учащихся к активному познанию истории Открывает возможность для каждого найти свой собственный интерес в предлагаемом исследовании (например, изучить историю своего рода). Ведет к формированию исследовательских и коммуникативных умений учащихся Темы устной истории напрямую связывает большую Родину с маленькой, помогает ощутить чувство сопричастности к истории своей Родины Устная история инструмент развития критического мышления учеников

11 Умения и навыки, которые приобретают учащиеся в ходе работы над проектом Навыки исследователя: когда учащиеся начинают проводить интервью, желание узнать еще больше из других источников может стать очень сильным, побуждая искать нужную литературу в школьных и местных библиотеках и таким путем учиться обращению с книжными указателями или системой библиотечных каталогов. Обучение происходит за счет использования широкого круга методов, а не только самих интервью Устная история инструмент развития критического мышления учеников

12 Умение обращаться с техникой: при записи интервью используются диктофоны и компьютеры Овладение основными навыками общения: проводя интервью самостоятельно, дети развивают такт и терпение, учатся общаться, слушать других и создавать непринужденную атмосферу, необходимую для получения информации. Таким образом, школьники учатся не только понимать других людей и сопереживать им, но и иметь дело с диаметрально противоположными ценностями и отношением к жизни Устная история инструмент развития критического мышления учеников

13 Проблемы, с которыми можно столкнуться в ходе реализации устно-исторического проекта высокая степень субъективности материалов проговоренный рассказчиком текст; подвергается мощному воздействию со стороны интервьюера; проблема так называемых «матричных текстов» когда респондент выдает за свое мнение, переживание или личное свидетельство стандартный, чуть ли не официальный текст; важно также учитывать отражение гендерных, этнических и политических проблем в устных свидетельствах; менторский аспект Устная история инструмент развития критического мышления учеников

14 Результаты проектов Выставка в школе или в местном культурном центре Публикация в виде в виде газетной статьи или брошюры «Образовательные подборки» для местных школ Организации небольших передвижных выставок Показ слайдов с прослушиванием записей для пожилых людей, чтобы стимулировать их собственные воспоминания о прошлом местного сообщества Театральная постановка Выпуск календаря из старых фотографий Создание специального сайта в Интернете Подготовка программ для местного радио Создание документального видеофильма День проекта Устная история инструмент развития критического мышления учеников

15 Результаты проектов Конечный продукт не должен быть ориентирован на технический уровень, недоступный детям Для детей важно участвовать в проекте на всех его этапах и осознавать свой собственный вклад в достигнутый результат Если потенциал устной истории будет реализован полностью, то результатом станет не конкретный список названий в одном из разделов научной библиографии, а коренное изменение способа написания и изучения истории, вопросов и суждений, а также самой структуры исторической науки. Устная история инструмент развития критического мышления учеников