Обзор литературы подготовила учитель русского языка и литературы МКОУ «Колчеданская средняя общеобразовательная школа» Шаблакова Е.А. Шаблакова Е.А. Колчедан.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 12 с углубленным изучением отдельных предметов» «Учитель ведёт сквозь годы.
Advertisements

«Горжусь профессией за то, что детство проживаю многократно»
Челябинская государственная академия культуры. «Русская культура и государственная культурная политика.» Тема: «Образы русской классики и духовности.»
Учитель… Мы часто произносим это слово, но не задумываемся, какую огромную роль играет в нашей жизни Учитель. Трудно представить, сколько сил, труда, души,
Мудрость родительской любви «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их». (В.А. Сухомлинский)
Визитная карточка Бережнева Ирина Николаевна Учитель основ православной культуры.
Подготовила: В.А.Любимова – учитель русского языка и литературы высшей категории Снежинск Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение.
Проблема нравственного воспитания учащихся – одна из сложнейших проблем, стоящих в наше время перед школой. Немаловажная роль в её решении отводится урокам.
Слово об учителе Автор проекта Миронова Анастасия, ученица 9 класса Руководитель проекта Лебедева Н.Л.
ДАВАЙТЕ ЗНАКОМИТЬСЯ! Шимекпен Айрана Александровна. Воспитатель.
Методическое объединение учителей начальных классов МОУ «СОШ 62» Учитель! Пред именем твоим позволь смиренно Преклонить колени.
Чем человек умнее и добрее, тем больше замечает он добра в людях. Л.Н.Толстой.
Самая благородная в мире профессия Деятельная любовь к людям - вот предназначение учителя Песталоцци. Я назвала профессию учителя самой благородной. И.
Выбор профессии - это жизненный выбор. И все выборы в жизни ­часть единого Пути, который называется Предназначением. В древности считали, что все частички.
Подготовила учитель русского языка и литературы Иванченко Н.В.
Роль классного руководителя в формировании культуры поведения школьников 1.
...ДЕНЬ СЕГОДНЯШНИЙ НИКОГДА НЕ ПОХОЖ НА ДЕНЬ МИНУВШИЙ, ДА И ПРОШЛОЕ ИЗ ЖИЗНИ НЕ ВЫЧЕРКНЕШЬ. ОНО ЖИВЁТ В КАЖДОМ ДО ПОСЛЕДНИХ ДНЕЙ ЕГО, И ТАК ИЛИ ИНАЧЕ.
В этом году исполняется шестьдесят пять лет со дня Победы советских войск над фашистами Германией в Великой Отечественной войне. Об этом событии мы узнаем.
Моя педагогическая философия. Немного о себе Я, Евтюхина Галина Геннадьевна, вот уже двадцать первый год работаю в школе. И все эти годы я – классный.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 1 «Родничок»» города Дагестанские Огни г. Дагестанские Огни 2019 г.
Транксрипт:

Обзор литературы подготовила учитель русского языка и литературы МКОУ «Колчеданская средняя общеобразовательная школа» Шаблакова Е.А. Шаблакова Е.А. Колчедан 2012

Воронцова Е.А. О людях, которые отдают школе много сил, делают больше, чем требуют того их прямые обязанности, о том, какое это трудное счастье – работать с детьми, быть не только умным, добрым, умелым, но и интересным, необычным, рассказывает эта книга. Она заставляет задуматься о главном во взаимоотношениях учеников и педагога, об авторитете и ответственности воспитателя.

Исарова Лариса

Л. Исарова – писательница одной темы Всю жизнь ее волнуют проблемы подростков, потому что воспитание молодежи – ее профессия. К первой книге «Война с аксиомой» автору пришлось дать подзаголовок «Спорные истории из школьной жизни», хотя спорность их была только в восприятии определенной категории людей – нетворческих, консервативных, служащих догме. В « Задаче со многими неизвестными» и в романе «На пороге судьбы» читатели встречают учительницу Марину Владимировну, с которой познакомились в «Войне с аксиомой». Неизменным остается переходящее из книги в книгу отношение автора к профессии школьного учителя, к ее важной социально значимой роли, твердое убеждение в том, что школа в первую очередь должна учить познанию жизни, умению понимать и ценить людей. Автор вместе со своей героиней считает, что жизнь учителя, если он имеет призвание к этой деятельности, неотделима от жизни учеников. В центре книг образ учительницы Марины Владимировны, человека неординарного, неравнодушного, творческого, и судьбы ее учеников. Она стремится воспитать в них лучшие человеческие качества. И ей удается влиять на них, пока они учатся в школе. Но вот ученики уходят в жизнь, и не все становятся благополучными. Анализируя истоки аморальных черт у своих воспитанников, связывая их зачастую с влиянием семьи, учительница все же за них берет вину и на себя, хотя совершенно ясно, что с неумением ее учеников противостоять соблазнам вряд ли может справиться один школьный учитель. Но таков уж характер у Марины Владимировны, таковы ее убеждения, что заставляют чувствовать их промахи, как свои.

Фазиль Искандер Совершенно замечательный рассказ, давший название сборнику, в лирическо- юмористической манере повествует об учителе со странным именем Харлампий Диогенович, который своими делами и поступками учит своих подопечных главному – быть людьми.

Агния Кузнецова Агния Кузнецова Ведущая тема в творчестве Агнии Александровны Кузнецовой – воспитание и становление молодого человека. В настоящий сборник включены три повести.«Земной поклон» - произведение, давшее название всей книге, - посвящено великому труду и нелегкой судьбе учителя. Будни школы 70-х годов, занятия «кружка разведчиков» открывают подросткам окно в увлекательный мир прошлого, помогают воссоздать драматические события дооктябрьской поры. Легенда о свет-траве, врачующей тяжелые человеческие недуги, увлекает воображение школьника Феди Власова, героя повести «Свет- трава». Реальные поиски волшебного средства в конце концов приводят Федора, уже студента, к открытию. Горячая любовь к Родине – тема повести «Ночевала тучка золотая…». Героиня ее, Нонна Соловьева, с честью выходит из нелегких испытаний, выпавших на ее долю на чужбине. Все три повести объединяет стремление писательницы полнее раскрыть духовный мир современного ей молодого человека.

Екатерина Мурашова Повесть Е. Мурашовой сильно выделяется в общем потоке современной отечественной подростковой литературы и литературы о школе. Тема детей – отбросов общества, зачастую умственно неполноценных, инвалидов, социально запущенных, слишком неудобна и некрасива, трудно решиться говорить об этом. Но у автора получается жизнелюбивое, оптимистическое произведение там, где, кажется, ни о каком оптимизме и речи быть не может. Мурашова не развлекает читателя, не заигрывает с ним. Она призывает читающего человека к совместной душевной и нравственной работе, помогает через соучастие, сочувствие героям книги осознать себя как человека, личность, гражданина.

Полонский Г.И. Ключ без права передачи: три киноповести о школе Книга объединяет три киноповести Георгия Полонского, посвятившего эти произведения теме нравственных исканий в школьные годы: «Доживем до понедельника», «Перевод с английского» и «Ключ без права передачи». Автор книги сам был школьным учителем прежде, чем профессионально занялся драматургией кино и театра. По всем тем повестям поставлены удачные кинофильмы. Секрет удачи их, наверное, в том, что явилось предметом внимания автора. Подростки и взрослые. Юные и пожилые. Учителя и ученики. Каковы их взаимоотношения. Как они влияют друг на друга. Тема труднейшая. Сложен духовный мир взрослых, но еще более таинствен мир детей. В киносценариях Полонского нет умных детей и глупых взрослых и нет умных взрослых и глупых детей. Всё смешано. Как в жизни. И те и другие учатся друг у друга. Сфера отношений у Полонского чаще всего – школа. И это еще больше осложняет каждую проблему. Учитель и ученик. Сколько песен, стихов, рассказов и фильмов посвящено учителям! И как мало рассказано об их мучениях. Невозможно отделить процесс учения в школе от воспитания хотя бы потому, что в школе, кроме прямой конструкции учитель-ученик, возникают куда более сложные межчеловеческие отношения. В сценариях Полонского есть любовь и к учителям и к детям. Может быть, именно это доброе и непредвзятое отношение к людям, без различия их возраста и положения, самое драгоценное. Полонский любит школу, знает ее, чувствует. Он знает, что в школе, казалось бы, незначительный факт может стать поводом для самых неожиданных событий, даже с драматическими последствиями! Содержания не пересказываю намеренно, подразумевается, что они уже прочитаны. А если нет – читайте книгу, смотрите фильмы. Это классика. Киноповести Полонского делают замечательное дело – объединяют учеников и учителей и как бы

В книгу входят пьесы «Доживем до понедельника, или Подсвечник Чаадаева», «Драма из-за лирики», «Репетитор», «Никто не поверит», «Перепелка в горящей соломе (Таланты и полковники)». Как и предыдущая, книга развивает тему воспитания воспитателей, становления души и характера» молодого человека.

Соломко Н.З. В книгу входят повести «Белая лошадь – горе не мое», «Если бы я был учителем…» и рассказы «Любовь октябренка Овечкина» и др. о жизни современной школы 80- х годов, об учителях, молодых и опытных; о школьниках, их заботах и радостях.

Юрий Поляков Работа над ошибками Юрий Поляков Работа над ошибками Писатель затрагивает в повести ряд проблем, касающихся системы образования. В прошлом автор – педагог и поэтому знаком не понаслышке с проблемами воспитания молодого поколения, подготовки педагогических кадров и с многими другими вопросами школьного образования, которые он ставит остро и своевременно.

Валентин Распутин Уроки французского «Уроки французского» выросли из вполне реальной истории, героиня которой, как потом рассказывал Распутин, однажды случайно наткнулась на книгу своего ученика и прочитала в ней благодарное признание. Распутин вернейшим образом угадал чувство вины перед учителями и «не за то вовсе, что было в школе… а за то, что сталось с нами после». Откуда же вина-то? Мог ли догадаться голодный мальчик, что учительница, играющая с ним в пристенок, как сейчас бы сказали азартную игру на деньги, обманывает этим наивным образом его мучительную гордость, чтобы помочь ему пережить трудные дни? Он поймет это позже, но вина станет только острее, потому что такие поступки наших учителей обязывают нас не ронять жизни, быть «после» по росту тем жертвам, которыми выкупили нашу жизнь родители и учителя. Специально не думая об этом, они сеют в нас острое чувство справедливости.

Сборник «Учитель перед именем твоим» Есть такое слово – подвижник. В нем сочетаются два очень важных понятия: «движение» и «подвиг». Они-то и выражают самую суть труда учителя, человека, который ведет нас сквозь годы детства, отрочества, юности, совершает каждодневный, незаметный подчас подвиг – отдает нам свои знания, вкладывает в каждого из нас частицу своего сердца. В книгу вошли стихи и рассказы, отрывки из произведений, документальные очерки и воспоминания об учителе.

Цессарский А.В. Испытание: Повесть об учителе и ученике Сухомлинский когда-то сказал, что ребенок – это зеркало нравственной жизни родителей. Мысль эту следует продолжить: школа – зеркало нравственной жизни общества. Кризис школы – это кризис всего нашего общества. Духовной основой в школе должна быть нравственность в отношениях учителя и ученика. Иначе разрушается самая основа обучения – они друг другу не доверяют. Как же подступиться сегодня нашей школе к выполнению великой воспитательной задачи? Каким ключом открыть душу таких, как герой книги Саша Шубин, для восприятия высоких идей? Как завоевать и удержать его доверие? Только одним путем – ИСКРЕННОСТЬЮ! Об этом повествует эта книга : о становлении личности подростка, об отношениях с родителями и учителями, о проблемах школьной жизни.

Азаров Ю.П. Азаров Ю.П. В романе известный ученый, педагог, писатель и художник Юрий Азаров показывает огромные возможности всестороннего развития личности прежде всего с помощью новых принципов гуманистической педагогики, одним из признанных лидеров которой он является.

Книга Ю.П. Азарова, доктора педагогических наук, - это своеобразное художественно- публицистическое исследование о современной школе. В ней остро поднимаются вопросы, связанные со всем комплексом школьных проблем, таких, как творчество в учительском деле, личность учителя, система руководства школой. Писатель решил докопаться до корней кризиса отечественного образования и обнаружил клубок жизненных противоречий, которые туго оплели и новаторов и консерваторов школы и способны превратиться в бесконечную дурную повторяемость, тем самым отнимая надежду на непременную победу света над тьмой. Авторитарная педагогика никогда не сваливалась с неба – она была порождением жизни. Любая диктатура всегда больше всего заботилась о своих защитных и карательных силах, о закреплении своего образа и права, особенно- в системе обучения и воспитания подрастающего поколения. Советская школа планомерно превращалась в образцовую казарму. В таких условиях у педагога выбор ограничен и предопределен. Он может превратиться в добровольного и старательного надзирателя за юными. Учителя в романах Азарова являют эту странную помесь наставников детей и их надсмотрщиков. Одни из них обдирали сердце о колючую проволоку и – окровавленное – отдавали его детям, зная при этом: наградой будет только тайное и явное преследование коллег, но зато и бескорыстная преданность ребятишек. Другой путь – бесконечное лавирование, приспособление к «перманентным перестройкам». На этом опыте вызрела целая генерация отечественной интеллигенции, которую Азаров назвал оборотнями. Оборотничество в воспитании приобрело нынче ухищренные формы, внешне вполне демократичные. За этими формами нередко скрывается стремление уничтожить такие великие педагогические идеалы, как равное гармоническое развитие, социальное равенство в приобретении высшего образования, создание равных возможностей для самореализации личности. Чего греха таить, и сегодня, спустя несколько десятилетий после опубликования книги, так называемый реализм целей зачастую утверждает селекцию, элитарность, пренебрежительное отношение к людям труда, к малоимущим. Против подобных взглядов направлен роман Азарова «Не подняться тебе, старик».

Соленга: Роман- исследование «Соленга» - острое произведение о духовном становлении личности учителя, его авторитете, мастерстве и новаторстве, о подлинной гармонии в воспитании, которая возможна только тогда, когда научная технология соединяется с талантом и культурой педагога. В основе романа – живая повседневная практика, 30-летние поиски автора и многих педагогов. Значимость романа «Соленга» состоит в том, что в нем исследованы типичные стороны развития конфликтных ситуаций. Роман ярко прослеживает борьбу противоречивых сил и стремлений в душе самого учителя, борьбу, которую он ведет тяжело и из которой ему далеко не сразу удается выйти победителем! Ему удалось это в тот день, когда на жестоко несправедливом разборе его урока директором, завучем и инспектором роно он четко, открыто сказал: «Я – молодой и неопытный учитель. Но есть у меня такие вещи, за которые я буду стоять, чего бы мне это ни стоило». Так сказал, так жил и работал дальше. Вот эта история преодоления раздвоения личности, история внутренней борьбы призвания и принципиальности с трусостью и приспособленчеством, история трудного процесса (говоря словами Чехова) выжимания из себя по капле «раба», история, приведшая к победе человеческого в человеке, - вот, что и составляет смысл романа.