Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников на основе сказкотерапевтических метафор и этнохудожественных образов Доклад педагога- психолога.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выполнила студентка гр.9401 Вафина Алина. Сказкотерапия – один из способов психотерапевтического, психологического и педагогического влияния на личность.
Advertisements

ДС 264 гр.Капелька Сказкотерапия для дошкольников
«Сказкотерапия как приём социально – коммуникативного развития дошкольников»
Сказкотерапия в работе педагога – психолога Разработка педагога - психолога МАОУ СОШ 27 г. Тюмени Середкиной И. А.
Миннигалиева Г. Х. Терентьева Ф. Г. МАДОУ «ДС 10» г. Усинска Сказкотерапия в работе с дошкольниками.
Проект сказкотерапия Подготовила: воспитатель первой квалификационной категории Юсупова А.Р. Сказкотерапия – это прежде всего, ЯЗЫК, на котором можно вести.
Где живет счастливый ребёнок? (Сказкотерапия для взрослых и детей) Бушуева Л.А. социальный педагог.
Развитие речи детей посредством художественной литературы. Подготовила воспитатель Кулик Е.Т.
Автор: студентка социально- педагогического колледжа Светлана Внукова.
Метод сказкотерапии является здоровьесберегающей технологией, комплексной системой, направленной на коррекцию речевых нарушений, личностное развитие ребенка.
ВЫПОЛНИЛИ: воспитатель МБДОУ д/с 40 Мордавченко Т.С. воспитатель МБДОУ д/с 40 Настенко Г.Я.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 20 « ЧЕБУРАШКА» Проект «Коррекция личностного развития детей дошкольного возраста.
Сказкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста Подготовила: Кривоносова Татьяна Николаевна, воспитатель МДОУ Детский сад «Калинка» 9.
является одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения. Этот метод позволяет решать.
Подготовила: воспитатель МАДОУ «Детский сад 263» Мишенина С.А.
Воспитатель: Казакова Наталья Владимировна Проект.
СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ « ОБУЧЕНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА »
В образовательной области «Познавательное развитие» особо выделен подраздел «Развитие психических функций дошкольников». Прежде всего, здесь представлена.
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки,
Краткая информация идеи проекта В Калининградской области около 10 % детей - дети с особыми образовательными потребностями (ограниченными возможностями.
Транксрипт:

Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников на основе сказкотерапевтических метафор и этнохудожественных образов Доклад педагога- психолога ГБОУ 2497 Ильиной Елены Сергеевны

В волшебный мир сказок ребёнок попадает в самом раннем возрасте. Уже к двум годам сказки становятся интересны детям. Если ребёнок живёт в любящей и заботящейся о нём семье, то его готовят к этому с младенчества. Сначала колыбельными, затем пестушками, стихами и прибаутками. Слушая их, кроха, словно по ступенькам, приходит к сказке. Именно с детской сказки начинается его знакомство с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом, а также с миром культуры, литературы. Основная ее идея сказкотерапии состоит в том, что ребенок отождествляет себя с главным героем и живет вместе с ним, учится на его ошибках. То есть малыш может примерить на себя разные роли: добрых и злых героев, созидателей и разрушителей, бедняков и богачей. Он может в своем воображении под руководством сказки представлять разные жизненные ситуации и по-разному себя вести в них. Маленький человечек учится сочувствию, становится более внимательным и усидчивым.

Этапы развития сказкотерапии устное народное творчество собрание и исследование мифов и сказок психотехнический этап интегративный этап

Сказкотерапия – направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими. Сказкотерапия - набор способов передачи знаний о духовном пути развития души и социализации, воспитательная система, сообразная духовной природе человека.

В своей работе с детьми дошкольного возраста я активно использую фольклорные и дидактические сказки, сказкотерапевтические метафоры и этнохудожественные образы для психокоррекции нарушений психологического здоровья дошкольников после перенесенного ребенком травмирующего психику опыта (агрессивность, тревожность, страхи, капризы). Мой опыт работы в использовании метода сказкотерапии

Способы сказкотерапевтической работы Для работы может использоваться существующая авторская или народная сказка. Терапевт и ребенок могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее всю либо отдельные элементы. Ребенок может сочинять сказку самостоятельно.

Виды сказок Художественные (народные и авторские) Дидактические сказки

Психотерапевтические Медитативные

Сказкотерапевтический эффект на занятии достигается сочетанием трех составляющих образа сказки, сказочной атмосферы: - музыкальный образ сказки, - образ сказочного пространства (светотехнические эффекты), - собственно рассказывание сказки и демонстрация персонажей сказки в настольном театре.

Основные принципы построения сказкотерапевтического занятия Сказкотерапия как психологический метод накладывает свои возрастные ограничения Сказка должна выполнять определенные функции: - диагностическую, - терапевтическую (коррекционная); - прогностическую. Сеанс сказкотерпии необходимо проводить некоторое время спустя после травмирующей ситуации Необходим ритуал перехода в Волшебную страну Сказкотерапию можно проводить как индивидуально, так и в подгруппах по 6-8 человек, в зависимости от проблемы, на которую направлена терапия.

Требования к составлению терапевтических сказок для детей Краткость сказок и краткость предложений. Отсутствие лишних образов и лишних героев. Смысловая и целевая нагрузка на все фразы ( каждая фраза должна на что-то влиять и быть важной) Включение всех сенсорных каналов (увидеть, услышать, почувствовать). Отсутствие в сказке осуждения и назидания. Включение проблемы клиента в сказку (описание похожих эмоций и похожих ситуаций,которые испытывает ребенок; использование ключевых слов и фраз). Индивидуальный подход к составлению сказки (важно учесть темперамент ребенка).

Схемы написания психотерапевтических сказок: 1)Схема-модель: - позитивная (рассматриваем проблему и ее решение); - негативная (отражение проблемы, которая осталась). 2) Схема –параллель: обязательное присутствие в сказке двух главных героев с различными моделями поведения (хороший- плохой). 3) Схема-весы (такие сказки состоят из 2 х частей –негатив и позитив, в середине сказки происходит волшебное событие, резко меняющее ход сказки).

Сказки являются прекрасным примером использования метафоры, как литературного, так и терапевтического приема. Написанные или рассказанные красочным, образным языком, они заключают в себе глубокий психологический смысл. Методики сказкотерапии позволяют в определённой степени диагностировать и корректировать психологические отклонения детей, могут быть использованы как одно из средств профилактики девиантного поведения. Работа со сказкой на уровнях слова, художественного образа и системы знаний о мире и о себе, позволяет формировать у дошкольника активный речевой запас, развивать вербальное (сочинение сказки) и невербальное воображение (иллюстрация к сказке), которое является основой творческих способностей, умение выделять проблему, актуализированную в сказке, интегрировать сказочный урок в свою «копилку жизненных ситуаций», понимать эмоциональные состояния окружающих и создавать собственные метафоры, основанные на синтезе сказочного материала и эмоционального опыта ребенка.