Изучение повести Н. С. Лескова « Очарованный странник » в старших классах профильной школы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Специфика курса литературы в старших классах. Монографическая тема В центре МТ писатель и его произведения, одно или несколько из которых изучаются текстуально.
Advertisements

Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Литература ст. преподаватель кафедры ФО Сверкунова Е. В.
Программы для общеобразовательных учреждений под редакцией Г.И. Беленького В сборник включены программы для 5 – 9-х классов общеобразовательных учреждений,
Анализ эпизода литературного произведения. Эпизод (от греч. букв. вставка), относительно самостоятельная единица действия в фабульно-сюжетной системе.
Восприятие современной литературы учениками профильной школы.
Речь младших школьников и пути её развития. Проблема: Недоразвитие речи школьников – низкий показатель духовной культуры личности.
1 Цель – это планируемый результат 2 Формирование типа правильной читательской деятельности это сквозная (конечная) цель всех наших уроков чтения в начальной.
Система работы по учебному комплексу Г.С.Меркина Из опыты работы заслуженного учителя РФ Ворониной О.Г.
Апрель 2011 год ГОУ СОШ 183 с углубленным изучением английского языка Центрального района Санкт-Петербурга Скрыльникова Е.С., зам. директора по УВР.
Зайцева Л.Н. –учитель начальных классов ГБОУ СОШ 2 «ОЦ» с. Борское.
Особенности литературной критики 1) анализируя произведение, выдвигает общественно значимые проблемы своего времени, в свете которых дает оценку произведению;
Технология формирования типа правильной читательской деятельности ( технология работы с текстом в начальной школе) Педсовет г. Атаманчук Н.В.
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Литература ст. преподаватель кафедры ФО Сверкунова Е. В.
Технология работы с текстом в начальной школе и 5-6 классах Технология продуктивного чтения (ОС «Школа 2100»)
Художественное и нравственно- философское осмысление русской литературы XX века 11 класс Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории.
Урок – конференция группа 13 «Эволюция темы «маленького человека» в русской литературе»
Дифференцированная диагностика литературного развития читателя-школьника.
Формирование знаний, умений и навыков в процессе самостоятельной работы студентов на предметах гуманитарного цикла Самостоятельная деятельность предполагает.
Формирование читательских компетенций младших слабовидящих школьников.
4 блока теоретических понятий в курсе литературы в школе 1) понятия, связанные с развитием историко-литературного процесса; 2) литературоведческие понятия,
Транксрипт:

Изучение повести Н. С. Лескова « Очарованный странник » в старших классах профильной школы

Актуальность исследования определяется тенденцией гуманизации литературного образования ; переходом к профильному обучению ; значением для мировоззрения учащихся концепции национального характера, воплощённой в произведениях Н. С. Лескова ; потребностью современной методики в разработке системы изучения творчества Н. С. Лескова ;

Глава I АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯТВОРЧЕСТВА Н. С. ЛЕСКОВА 1.1. Источники изучения биографии писателя 1.2. Творчество Н. С. Лескова в современном литературоведении В. А. Серов. Портрет Н. С. Лескова

Актуальные проблемы изучения творчества Н. С. Лескова на современном этапе 1) создание подробной биографии Н. С. Лескова ; 2) изучение : а ) эволюции идейных исканий писателя ; б ) идеи праведничества и национального характера ; в ) языка и стиля произведений Н. С. Лескова ; г ) жанровой системы ; д ) введение творчества писателя в широкий историко - литературный и историко - культурный контекст ; 3) всестороннее изучение повести « Очарованный странник »; 4) создание новых современных исследований творчества Н. С. Лескова.

ГЛАВА II СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТВОРЧЕСТВА Н. С. ЛЕСКОВА В СТАРШИХ КЛАССАХ ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЫ 2.1. Творчество Н. С. Лескова в стандарте среднего ( полного ) общего образования по литературе Н. С. Лесков (1885)

Стандарт среднего ( полного ) общего образования по литературе на профильном уровне предполагает : изучение одного произведения Н. С. Лескова ; формирование представления о месте и роли писателя в отечественном литературном процессе ; освоение или совершенствование владения теоретико - литературными понятиями художественное время и пространство ; сюжет и композиция ; авторская позиция, пафос ; образ автора, персонаж, характер, тип ; речевая характеристика героя, сказ, язык и стиль художественного произведения ; литературная критика и др.

Аспекты изучения Программы под редакцией Коровино й Курдюмо - вой Беленько - го Зинина, Чалмаева Кутузова Ладыгина Биография писателя +++––– Праведничество Национальный характер –+++++ « Очарованность » –––++– Фольклорное начало ++–+++ Сюжет, композиция, жанр +–++++ Сказовая манера Н. С. Лесков и православие ––+–++ Историко - литературный контекст –+–+++ Историко - культурный контекст –––+–+

Критерии анализа Учебные пособия под редакцией Коро - вина Белень - кого Кутузо - ва Лебеде - ва Архан - гель - ского Сахаро - ва, Зинина Обер - нихи - ной Раскрытие биографии писателя ++–++++ Характе - ристика творчества Национальный характер ++–++++ « Очарованность » Фольклорное начало ++–++++ Сказовая манера Н. С. Лесков и православие –+–++–+ ИЛ контекст +++–++– ИК контекст +–+–++

Критерии анализа Учебные пособия под редакцией Коро - вина Белень - кого Куту - зова Лебедева Архан - гельско - го Сахаро - ва, Зинина Оберни - хиной Анализ произведений ++– Характер вопросов и заданий Репродук - тивный ++–++++ Проблем - ный и творческий –++–+++ Библиографический список +–+–+++ Иллюстрации –+– ––++

2.3. Тенденции изучения творчества Н. С. Лескова в 10 классе профильной школы Варианты рассмотрения творчества Н. С. Лескова : изучение повести « Очарованный странник »; изучение двух произведений писателя ; изучение нескольких произведений с выявлением общей тематики и проблематики. М. Добужинский. Иллюстрация к рассказу «Тупейный художник»

Аспекты изучения повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» в профильной школе концепция праведничества и национального характера ; место в процессе творческих исканий Н. С. Лескова ; фольклорные мотивы, связь с традициями древнерусской литературы ; смысл названия ; эволюция образа главного героя ; композиция повести ; параллели с произведениями других писателей XIX века ; интерпретация повести различными видами искусств ; соотнесение мотивов и образов повести с музыкальными произведениями и живописными полотнами на сходную тематику ; место произведения в русской литературе.

Приложения Календарно-тематическое планирование уроков литературы в профильной школе. Конспект урока на тему «От одной стражбы к другой». Композиция повести Н.С. Лескова «Очарованный странник». Элективный курс «Творчество Н.С. Лескова». Слайдовые презентации к занятиям элективного курса. Система работы со слайдовыми презентациями.

Элективный курс Творчество Н.С. Лескова

Цель курса формирование гуманистического мировоззрения, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры, гражданского самосознания. удовлетворение познавательных потребностей и интересов учащихся, связанных с литературой как областью искусства, литературоведением и его методами, творчеством Н.С.Лескова; расширение и углубление знаний учащихся о художественном мире Лескова; формирование навыков анализа произведения, соотнесения и сопоставления произведений различных видов искусств, создания творческих работ; расширение понятийного словаря учащихся; развитие умения самостоятельно работать с научной и научно-популярной, критической, справочной литературой (в том числе составление библиографии по теме); формирование и закрепление навыков работы с компьютером.

Темы занятий Вводное занятие (ориентационная беседа) Личности и мировоззрение Н.С. Лескова Антинигилистические произведения Роман-хроника «Соборяне» Цикл произведений о праведниках Художественный мир Н.С. Лескова Традиции Н.С. Лескова в литературе XX века Произведения Н.С. Лескова в восприятии читателей XXI века (читательская конференция)

Виды самостоятельных работ (по выбору учащихся) Подготовка и проведение заочной экскурсии. Составление библиографии. Сообщение «Круг чтения Лескова». Составление словаря эпохи. Подготовка синхронистической таблицы. Художественный пересказ романа «На Ножах» и повести «Овцебык». Создание комментариев к тексту романа «Соборяне». Сопоставительный анализ образов Савелия Туберозова и протопопа Аввакума. Анализ иллюстраций художников к «Сказу о Левше». Доклад «Леди Макбет Мценского уезда» в киноискусстве». Исследование «Фольклорно-мифологические мотивы в творчестве Н.С. Лескова».

Типы слайдов по функции Слайды текстовые информационные диалоговые рефлексивные слайды контроля комбинированныеиллюстративные собственно- иллюстративные проблемно- иллюстративные

* Из презентации к теме «Антинигилистические произведения Н.С. Лескова». Характеристика общественной обстановки 60-х гг.XIX века. Текстовый слайд * Из презентации к теме «Антинигилистические произведения Н.С. Лескова». Характеристика общественной обстановки 60-х гг.XIX века. Текстовый слайд Нигилизм (от лат. nihil - ничто), в широком смысле – отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культуры и т.п. В русской культуре 2-й половины XIX века нигилистами называли представителей радикального течения разночинцев- шестидесятников, отрицавших изжившие себя социальные устои крепостнической России и религиозную идеологию, проповедовавших материализм и атеизм. Философский энциклопедический словарь Философский энциклопедический словарь

* Диалоговый слайд из презентации к теме «Цикл произведений о праведниках. «Очарованный странник». Вопросы для обсуждения. 1. Название – всегда ключ к пониманию произведения. Почему Иван Северьянович Флягин назван «странником»? Какие значения имеет это слово? 2. Как раскрывается в тексте смысл определения «очарованный»? 3. С какими жанрами древнерусской литературы и фольклора соотносится «Очарованный странник»? 4. Прочитайте стихотворение А.К.Толстого «Илья Муромец». Дополнило ли оно ваши представления о герое Лескова? Сопоставьте образы Флягина и богатыря из былин. 5. Какая форма повествования использована лесковым и зачем?

* Рефлексивный слайд из презентации к вводному занятию Письменно ответьте на вопросы: Что вы хотели бы узнать о Лескове? Какие произведения Лескова вы уже читали? Как вам кажется, до конца ли вы поняли их? Что из произведений Лескова вы бы хотели прочитать? Какие методы работы для вас наиболее интересны? Какие практические умения вы надеетесь приобрести? Какая научная или учебная литература заинтересовала вас? Ваши предложения по поводу организации элективного курса.

* Слайд контроля из презентации к теме «Личность и мировоззрение Н.С. Лескова» 1. Назовите годы жизни Н.С.Лескова. 1. Назовите годы жизни Н.С.Лескова. 2. В каких периодических изданиях сотрудничал Н.С.Лесков? 2. В каких периодических изданиях сотрудничал Н.С.Лесков? 3. Охарактеризуйте взаимоотношения писателя с демократическим лагерем русской литературы. 3. Охарактеризуйте взаимоотношения писателя с демократическим лагерем русской литературы. 4. Назовите основные произведения Н.С.Лескова. С какими событиями жизни писателя связана судьба этих произведений. 4. Назовите основные произведения Н.С.Лескова. С какими событиями жизни писателя связана судьба этих произведений. 5. Кисти каких художников принадлежат известные портреты Н.С.Лескова? 5. Кисти каких художников принадлежат известные портреты Н.С.Лескова?

План работы с иллюстрациями * Из презентации к теме «Цикл произведений о праведниках» План работы с иллюстрациями, изображённый художником. Назовите эпизод, изображённый художником. Найдите в тексте произведения строки, которые могли бы стать подписью к рисунку. Найдите в тексте произведения строки, которые могли бы стать подписью к рисунку. Охарактеризуйте образы и композицию рисунка, его соответствие или несоответствие замыслу писателя. Охарактеризуйте образы и композицию рисунка, его соответствие или несоответствие замыслу писателя. С помощью каких средств и приёмов раскрывается идея рисунка (внешность, мимика, поза, обстановка, пейзаж). С помощью каких средств и приёмов раскрывается идея рисунка (внешность, мимика, поза, обстановка, пейзаж). Отметьте художественные достоинства иллюстрации. Отметьте художественные достоинства иллюстрации. Опишите собственное восприятие изображённого эпизода. Мотивируйте ответ. Опишите собственное восприятие изображённого эпизода. Мотивируйте ответ.

Иллюстрации И. Глазунова * Работа с иллюстрациями к повести «Леди Макбет Мценского уезда». Иллюстративный слайд Иллюстрации И. Глазунова

Иллюстрации Б. Кустодиева * Работа с иллюстрациями к повести «Леди Макбет Мценского уезда». Иллюстративный слайд Иллюстрации Б. Кустодиева

* Комбинированный слайд из презентации к вводному занятию. Литература к курсу Аннинский Л.А. Лесковское ожерелье. – М.,1982 и Книга интересна тем, что рассказывает о судьбах книг Лескова: их публикациях, прижизненных и посмертных, интерпретациях в живописи, театре, кино. Первое здание работы Аннинского повествует о судьбе романа «Некуда» и повестей и рассказов «Леди Макбет Мценского уезда», «Запечатлённый ангел», «Левша», «Тупейный художник». Издание 1986-го года пополнено главами о романе-хронике «Соборяне» и рассказе «Железная воля». Также в книгу включена глава «Сын классика», рассказывающая о книге сына писателя А.Н.Лескова «Жизнь Лескова».

* Слайд из презентации к вводному занятию. Серия: «Литература к курсу» Адреса в Internet: az.lib.ru/l/leskow_ n_s/-31k www/leskov/org/ru/-20k ilibrary/ru/author/leskov/index/html-9k ru/wikipedia/org/wiki/Лесков_Николай_Семёно вич-49k exlibri/ru/author/a.11/-8k www/krugosvet/ru/articles/105/ / a1/ltm-33k