«Шкалы оценивания» и «миры» технопредпринимателей России, Финляндии, Кореи и Тайваня Ежегодные Чтения ЦНСИ, 17 января 2014.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Зелова Ольга Григорьевна, методист Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Пригодич.
Advertisements

Возможность адаптации зарубежного опыта в области инновационной деятельности ВУЗа зам. проректора по науке и инновациям Кузьмина С.Н.
Менеджмент как наука управления стремится найти и разработать средства и методы, которые способствовали бы наиболее эффективному достижению целей организации,
Социокультурное проектирование в воспитальной системе современного образовательного учреждения.
Бойко М. А., заместитель директора по воспитательной работе.
Основные федеральные тренды Институциональный характер изменений в образовании Деньги в обмен на обязательства и на эффективность Формульное финансирование.
Тема 1 Сущность менеджмента как процесса и науки.
Проект «СТУПЕНИ УСПЕХА»: экономическое образование и воспитание Руководители проекта: Руководители проекта: Хаирова Анастасия Викторовна, директор МБОУДОД.
Открытый экспертный совет по развитию энергетики Свердловской области Кузьмина Анна Павловна аспирант ИИиА УрО РАН.
Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации Правительство Ульяновской области IV Всероссийская выставка-форум «Вместе.
Портфель проектов на период сентябрь 2013 – июль 2014 гг.
Все зависит от нас… Зав. отделом инновационной работы Елена Александровна Афанасьева.
Начальник центра научно-методического обеспечения воспитательной работы УО «РИПО»
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области Ленинградский областной институт развития образования Секция 2014 год.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ Проблемы связанные с оценкой и реализацией ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ.
Требования ФГОС в отношении «Универсальных учебных действий» На примере учебной деятельности.
Повышение эффективности логистической системы предприятия Соискатель – Слиж Д.А. Научный руководитель – кандидат географических наук Решетников Д.Г. Диссертация.
Особенности организации деятельности над исследовательской работы Блажен, кто вырваться на свет Надеется из лжи окружной. В том, что известно, пользы нет,
Личность и культура педагога в условиях реализации ФГОС нового поколения.
Транксрипт:

«Шкалы оценивания» и «миры» технопредпринимателей России, Финляндии, Кореи и Тайваня Ежегодные Чтения ЦНСИ, 17 января 2014

о проекте заказчик: Фонд инфраструктурных и образовательных программ ОАО РОСНАНО исполнитель: Центр исследований науки и технологий ЕУСПб сроки реализации проекта: гг. проект: «Выявление индивидуальных моделей поведения (механизмов самореализации, стратегий достижения успеха), влияющих на эффективность деятельности инновационных, высокотехнологичных компаний»

о проекте существуют ли специфические культурные черты, выделяющие российского технопредпринимателя в сравнении с его коллегами из технологически развитых стран «запада» и «востока»? исследовательский вопрос

о проекте объект исследования представители малого и среднего бизнеса, работающие в сфере высоких технологий в четырех контрастно развивающихся регионах России, а также в трех технологически развитых странах – Финляндии, Южной Корее и Тайване предметом исследования являются биографические траектории, индивидуальные поведенческие паттерны, бизнес-стратегии, способы достижения успеха и практики работы над собой, характерные для представителей малого и среднего хай-тек бизнеса в четырех странах

о проекте исследовательские команды Анна Артюшина, Борис Гладарев, Анна Черныш и Жанна Цинман Борис Гладарев, Жанна Цинман Анна Артюшина, Анна Черныш Ольга Бычкова, Евгения Попова Кирилл Солонин Пяйви Кархунен, Ирина Олимпиева Денис Самсонов, Александра Масальская Санкт-Петербург (пилотный кейс) Республика Татарстан Новосибирская обл. Томская обл. Китайская Республика, провинция Тайвань Финляндская республика Республика Корея

о проекте 1 месяц наблюдения за агентами региональной экосистемы производства инноваций (в 7 регионах); 200 интервью: 153 биографических интервью с технологическими предпринимателями (но не в сфере IT) 47 экспертных интервью с различными агентами региональных инновационных экосистем за гг. собран и проанализирован массив данных (научных, публицистических, газетных публикаций, законодательных актов, программ, стратегий, аналитических докладов и пр.) в каждом из семи регионов собранные данные

теоретический фрейм моральная социология Люка Болтански и Лорана Тевено теория миров критики и оправдания кросс-культурные исследования основные источники Болтански Л., Тевено Л. (2013). Критика и обоснование справедливости: Очерки социологии градов. М: НЛО. Болтански Л., Кьяпелло Э. (2011). Новый дух капитализма. М.: НЛО.

основные положения теории в основе подхода Ботански и Тевено лежит интерес к высшим благам и общим моральным принципам; своей задачей они видели «разработку теоретико- методического инструментария, с помощью которого можно было бы исследовать как критические суждения, высказанные акторами в ситуациях разногласия» (Болтански, Тевено, 2013: 77); в центре внимания – конкретные ситуации оспаривания, в ходе которых акторы проявляют свои критические способности, оправдывая свою позицию с точки зрения общезначимых (легитимных) высших принципов; Тевено&Болтански описали эти высшие принципы через метафору мира (cité) критики и оправдания; таких миров существует ограниченное количество, они само-эквивалентны (не могут быть описаны категориями других миров) и универсальны (для разных «социальных групп», «обществ», «культур»)

основные положения каждый мир конституируется особыми объектами и субъектами и обладает оригинальной шкалой оценивания или порядком величия; в «Критике и обосновании справедливости» выделяется шесть основных миров, с оговоркой, что их список может быть расширен; в 1999 Болтански и Кьяпелло обосновывают внутреннюю логику еще одного – проектного мира.

базовые категории моральной социологии Болтански&Тевено Мир критики и оправдания рассматривается как идеальная модель компетенции, с которой можно соотносить практические способности людей, пытающихся обосновать справедливость своих суждений, выстроенных иерархически по отношению к высшему принципу Высший принцип – это принцип, в соответствии с которым выносится суждение о действиях, вещах и людях в ситуации критики и оправдания Шкала оценивания – специфический способ классификации качеств субъектов и объектов окружающей действительности, которые ранжируются в зависимости от степени проявления ими качеств, значимых для того или иного мира. Выделенные в рамках шести миров автономные шкалы оценивания делают соизмеримыми особенности аргументации представителей разных обществ/культур

миры критики и оправдания Болтански&Тевено Каждому миру соответствует особый тип отношений акторов и объектов, специфические формы проявления значимых качеств, а также способы их оценивания. Например, для мира рынка высшим принципом является конкуренция, базовые отношения выражаются обменом, формы проявления значимых качеств – прибыль, выгода, конкурентоспособность и спрос, а способом оценивания становится цена. Тогда как для домашнего мира высший принцип – это традиция, базовые отношения – доверие, формы проявления значимых качеств – личные связи, лояльность, общий опыт, оценивание происходит через репутацию и преданность. Для мира вдохновения высшим принципом выступает озарение, вдохновение, базовым типом отношений – страсть, специфическими формами проявления значимых качеств - спонтанность, эмоциональность, стихийность, безудержность, а способом оценивания – благодать, нонконформизм, творческая оригинальность.

миры критики и оправдания Болтански&Тевено Также каждый мир конституируется типичными субъектами/ значимыми ролями/ навыками акторов и особыми объектами, которые определенным образом локализованы в социальном пространстве того или иного мира. Например, типичными объектами рыночного мира являются товары, деньги, акции, счета/кредиты в банках, значимыми акторами – «бизнесмены», «менеджеры», «инвесторы», «конкуренты», «клиенты», «субподрядчики», «покупатели», которые умеют покупать, продавать, зарабатывать, наделены желанием, капиталоемкостью, покупательской способностью. Принадлежащие миру рыка субъекты и объекты локализуются в магазинах, банках, венчурных фондах, бизнес-инкубаторах, биржах и т.п. Соответственно, для домашнего мира типичными объектами можно считать семейные реликвии, фотоальбомы, записные книжки, значимыми акторами выступают «прародители», «отцы», «старшие», «наставники», которые обладают авторитетом, делятся опытом, рекомендуют, оказывают покровительство. Субъекты и объекты домашнего мира локализуются пространствами «родительского дома», в «клубах», «кулуарах», на свадьбах, застольях, днях рождения и т.п. Типичными объектами мира вдохновения являются предметы искусства и культа, различные эмоциональные эргрегоры, а «святые», «мученики», «артисты», «вдохновенные поэты и ученые», «творцы», «авторы» - считаются наиболее значимыми акторами. Важными их качествами в мире вдохновения выступают творческие способности, изобретательность, оригинальность, восприимчивость. Субъекты и объекты мира вдохновения локализуются на выставках, в творческих мастерских, в храмах и «святых местах».

Миры критики и оправдания (1) Мир (cite)высший принципформы проявления значимых качеств базовые отношения Вдохновенияозарение, вдохновение творчество, спонтанность, эмоциональность, стихийность, аскеза страсть Рыночныйконкуренцияконкурентность, цена, выгода, товарные отношения обмен Домашнийличное доверие, лояльность, общий опыт, тесные связи традиция, иерархия, семьядоверие Индустриальныйнаучность, эффективность, инструментальность производительностьфункциональная связь Гражданскийравенство, законность, коллективизм, единение общая воля (общее благо)солидарность Известностиузнаваемость, престиж, известность, тиражируемость репутацияпризнание Проектныйактивность, мобильность, договороспособность включенностьпосредничество, кооперация

Миры критики и оправдания (2) Мир (cite)квалификации/ навыки акторов что делают/хотят делать?понимание труда Вдохновения творческие способности, изобретательность, оригинальность, восприимчивость творить, создавать новое, ваять, созидать, порождать, гореть на работе, нестандартно мыслить, заниматься любимым делом творческая активность, связанная с учебой и производством нового Рыночный покупательская способность, желания зарабатывать, покупать, накапливать, продавать труд как товар, отделенный от личности Домашний положение в иерархии и авторитет, преданность и честность рекомендуют, договариваются, воспитывают, воспроизводят, делаться опытом труд, направленный на поддержание «домашнего очага» Индустриальны й проф. компетентность, организаторские способности, производительность производить, разрабатывать, настраивать, запускать, быстро соображать труд, оплачиваемый в зависимости от полученных результатов Гражданский равенство, принадлежность к группе обсуждать, защищать/отстаивать, бороться, объединяться неоплачиваемая работа на общественных началах Известности знаменитость, славасветиться в медиа, тусоваться, выставляться, добиваться признания деятельность, направленная на всеобщее признание Проектный мобильность, гибкость креативность, коммуникабельность координировать, связывать, самоорганизовываться, создавать сети, заниматься «любимым делом» аутсорсинг, работа по созданию и поддержанию репутации в сети

Миры критики и оправдания (3) Мир (cite)наиболее значимые лица типичные объектылокализация Вдохновениясвятые, мученики, артисты, вдохновенные поэты и ученые («творцы», «авторы») предметы искусства и культа, различ. эмоцион. эргрегоры выставки, храмы, места для медитаций, творческие мастерские, выставки Рыночныйбизнесмены, менеджеры, инвесторы, конкуренты, клиенты, субподрядчики, покупатели товары, деньги, акции, счета/кредиты в банках бизнес-инкубаторы, биржи, венчурные фонды, магазины, банки Домашнийпрародители, отцы, старшие наставники семейные реликвии, личные фотографии, записные книжки родительский дом, свадьбы, клубы, застолья, кулуары, дни рождения Индустриальн ый эксперты, инженеры, ученые, технологи технологические комплексы, приборы, машины, системы управления, патенты научные институты, заводы, лаборатории, технопарки, конференции, выставки, центры техн. превосходства Гражданскийделегаты, представители сообществ, общественные активисты круглые столы, подписные листы, партбилеты проф. собрания, суды, законодательные собрания, общественные слушания Известностителезвезды, «первые лица» государств, компаний, спортсмены, актеры и др. artists – любимцы медиа грамоты, журналы, ТВ, рекламные носители и сувениры, товарные знаки презентации, медиа- площадки, театры, клубы, светские рауты Проектныйпосредники руководители проектов, коучеры, новаторы, независимые эксперты, хедхантеры интернет-пойнты, визитки, резюме, телефонные книжки, списки контактов в электронной почте блоги, закрытые клубы и профессиональные сообщества, хедхантинговые агентства

результаты кодирования Анализ 153 биографических интервью с хай-тек бизнесменами России, Финляндии, Тайваня и Южной Кореи позволяет говорить, что наиболее частотно встречающиеся в них логики восходят к шкалам оценивания пяти миров: 1) индустриального, 2) рынка, 3) домашнего, 4) вдохновения 5) проектного. Аргументы связанные со шкалами гражданского мира и мира известности фактически не встречались в наших интервью.

результаты кодирования 1)участники мировой «экономики знаний» по большей части воспринимают «реальность» через оптику технократического (индустриального) мира - ориентированная на критерии функциональности и эффективности логика индустриального мира доминирует в профессиональной среде хай-тек бизнесменов трех стран (за исключением Тайваня, где преимущественно рыночная) 2)вторая по значению логика через которую выстраивают наши информанты выстраивали свои биографические нарративы восходит к шкалам рыночного мира (за исключением России) 3)можно сказать, что для большей части интервью характерен компромисс аргументов индустриального и рыночного миров 4) но здесь нам важны не сходства, а различия рассматриваемых кейсов и прежде всего специфика России

результаты кодирования Характерное отличие российских технопредпринимателей от «восточноазиатских» и «европейских» коллег в том, что россияне значительно в большей степени обращались к аргументам мира вдохновения Для российских технопредпринимателей научно-техническое творчество интереснее и важнее бизнеса, бизнес – простой и скучный; производимый продукт должен приносить не прибыль, а пользу людям, позитивно влиять на жизнь человека; как следствие, в российских хай-тек компаниях нередки проблемы с бизнес-планированием и маркетингом – они плохо умеют себя продавать

1) индустриальный, 2) вдохновения, 3) рынка 1) проектный, 2) индустриальный, 3) рынка 1) индустриальный, 2) домашний, 3) рынка 1) рынка, 2) индустриальный, 3) домашний результаты кодирования устойчивые композиции миров и шкал оценивания, характерные для технопредпринимателей четырех стран Миры и соответствующие им шкалы (по мере умаления значения)

С одной стороны, это наследие советского опыта, а с другой результат незавершенности либеральных реформ 1990-х годов Почему мир вдохновения так важен для технопердпримателей в России?

гипотезы для обсуждения 1. наследие советского опыта: а) табуирование денег как социально значимой ценности б) работа должна иметь творческий характер («реализация мысли в металле») в) трудолюбие дискредитировано опытом обезличенного, принудительного, идеологизированного труда г) быть трудолюбивым не обязательно, важно заниматься любимым делом (личный выбор, эмоциональная вовлеченность) КОДА: «нельзя заниматься любимым делом ради денег» - этот подход акцентирует приоритет ценностей мира вдохновения, опирающегося на аффективное отношение к реальности, и отрицающего прагматику рыночного мира Почему мир вдохновения важен для технопердпримателей в России?

гипотезы для обсуждения 2) незавершенность либеральных реформ 1990-х гг.: а) представление о предпринимательстве как о достойном занятии не закрепилось в постсоветском обществе б) для большинства технопредпринимателей государство остается главным контрагентом в) предприниматели пока не осознали себя в качестве особой социальной группы, со своей системой морально-этических координат, т.е. специфических для бизнес-сообщества шкал оценивания Почему мир вдохновения важен для технопердпримателей в России? КОДА: логика рыночного мира так и не стала легитимной в обществе с «порядком ограниченного доступа» (North, Wallis, Weingast 2009), потому предприниматели прибегают к иным шкалам оценивания

Спасибо за внимание!