ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ 117303, г.Москва, ул. Б. Юшуньская, 14 ( ст. метро: «Каховская»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования ( объем, содержание, планируемые результаты ), организационно - педагогические.
Advertisements

Образовательные программы дополнительного образования детей.
От образовательной программы школы к рабочей программе педагога МАОУ «СОШ 13» Семинар «ФГОС основного образования» Сентябрь 2015 года.
Методическое объединение Зам. директоров по ВР сентябрь 2015 г. Организация воспитательной работы в ОО в рамках ФГОС.
Занятие 3 Основой образовательной деятельности в ОУ является учебная программа – нормативный документ, в котором представлены основные знания, умения и.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Нормативное обоснование образовательных программ.
Районный семинар «Разработка программы дополнительного образования детей»
Создание рабочих программ в рамках ФГОС – обязательный компонент планирования деятельности учителя Зауташвили Е.Е. МБОУ СОШ 2 г. Лакинск.
Основные требования к рабочей программе Презентацию выполнила Учитель русского языка и литературы МБОУ ВСОШ при ФКУ ИК16 ГУФСИН России по Нижегородской.
Рабочая программа учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения.
Современные требования к организации и осуществления деятельности организаций дополнительного образования детей Логинова А.Н., директор ГОУ ЯО ЦДЮТурЭк.
Методические рекомендации «Как написать рабочую программу по предмету» Заместитель директора по УВР Смирнова Н.П.
Подготовка дополнительных образовательных программ в логике ФГТ Н.В. Селедкина, МОУ ДПОС РЦ.
Методические рекомендации по подготовке авторских программ дополнительного образования детей Требования к содержанию и оформлению.
Особенности проектирования рабочих программ учителя Масюкова Н.Г., руководитель кафедры гуманитарных дисциплин СКИРО ПК и ПРО.
Особенности деятельности педагога в условиях реализации ФГОС НОО.
Основные требования и структура программы дополнительного образования детей по состоянию на 2015 год.
( Творческая группа ОС « Перспективная начальная школа ») Учитель начальных классов МОУ СОШ 5 Мокеева П. Е.
Программное обеспечение деятельности физкультурно- спортивных клубов: регламентация образовательного процесса требования к дополнительным образовательным.
Транксрипт:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ , г.Москва, ул. Б. Юшуньская, 14 ( ст. метро: «Каховская» «Севастопольская») Дополнительные общеобразовательные программы Кочнева Светлана Васильевна

Нормативная база Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации«. Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г р. Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. N 1008 г. "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам«. ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ к программам дополнительного образования детей. Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») Ст. 2. 9) комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программу учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов; Базовым элементом системы дополнительного образования рассматривается образовательная программа, а не образовательная организация (Концепция).

ДОП– нормативно-финансовый документ регламентирующий деятельность педагогического работника (определяет объем временных затрат на образовательную деятельность, тарифицированный в соответствии с региональными финансовыми стандартами). Нормативный документ, так как: регламентирует содержание образования; определяет режим занятий (то есть объем времени, затраченный на реализацию образовательных услуг); устанавливает возрастной ценз обучающихся; определяет прогнозируемые результаты; соответствует нормативно-правовой базе образования. Статус программы как нормативного документа обеспечивается также порядком ее утверждения.

Дополнительные общеобразовательные программы (ФЗ, статья 12, п. 4) ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ ( Дополнительные предпрофессиональные программы: в сфере искусств в сфере физической культуры и спорта

Особенности реализации содержания программ Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств и в области физической культуры и спорта регулируются Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации«.. Содержание программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями ( Часть 4 статьи 75 ФЗ)

Требования к ДОП ( Концепция ) соответствие образовательных программ и форм дополнительного образования возрастным и индивидуальным особенностям детей; вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ; разноуровневость (ступенчатость) образовательных программ; модульность содержания образовательных программ, возможность взаимозачета результатов; ориентация на метапредметные и личностные результаты образования; творческий и продуктивный характер образовательных программ; открытый и сетевой характер реализации.

ФЗ, статья 28, п.2 Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно – методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам

Выбор или разработка технологии обучения. отбор выбор выбор выбор содержания формы методов средств организации обучения обучения структури- кол-ные, проблемные, учебники, рование групповые, творческие, ТСО, индивидуальные репродуктивные плакаты и т.д. и т.д. и т.д. внедрение технологии коррекция оценка

Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» 11. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, ежегодно обновляют дополнительные общеобразовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы

Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» 9. Занятия в объединениях могут проводиться по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности технической, *естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической 6. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время

Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» При реализации дополнительных общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение 16. При реализации дополнительных общеобразовательных программ могут предусматриваться как аудиторные, так и внеаудиторные (самостоятельные) занятия, которые проводятся по группам или индивидуально.

Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» 17. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, определяют формы аудиторных занятий, а также формы, порядок и периодичность проведения аттестации учащихся. 7. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют образовательный процесс в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы учащихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры) (далее - объединения), а также индивидуально.

Традиционная система обучения Развивающее обучение Личностно – ориентированное обучение

ставят акценты в развитии потребностно - мотивационной сферы учащегося ставят акценты в развитии потребностно - мотивационной сферы учащегося В эмоционально-волевой сфере выделяют значимость осознания личностного смысла и цели учения, выбора ситуации и пространства «успеха» в деле, деятельности Новые образовательные цели акценты ставятся на овладение учениками методологическими знаниями, т.е., знаниями о знаниях, которые позволяют самостоятельно открывать неизвестные для себя свойства, особенности, закономерности и пр., находить способы поведения и деятельности в проблемной ситуации. 15 В области креативного мышления определяют роль приобретения средств мыслительной деятельности

процессов, явлений, событий, свойств, законов и закономерностей, отношений и др. В рамках данного подхода можно вести речь о комплексном развитии эмоционально-образной, когнитивной, деятельностной сфер личности. Создать условия для появления у учащихся мотива к самоизменению, личностному росту Создать условия для возможности к реализации «Я – концепции» («Я – могу» - «я – хочу» - «я – нравлюсь») Создать условия для приобретения учащимися средств познания и исследования мира 3

Титульный лист Наименование образовательной организации Гриф утверждения программы (с указанием даты и номера приказа) Название программы Возраст детей, на которых рассчитана программа Срок реализации программы ФИО, должность разработчика(ов) программы Город и год разработки программы

Пояснительная записка Направленность и уровень программы Программа соответствует заявленной направленности ДОД Обосновано отнесение программы к заявленному уровню Уровень программы Ознакомительный Базовый Углубленный (профессионально – ориентированный)

Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность Обоснована актуальность программы. Программа соответствует действующим нормативным правовым актам и государственным программным документам. В программе представлены современные идеи и актуальные направления: развития науки, техники, культуры, экономики, социальной сферы и др., развития и организации дополнительного образования детей. Предусмотрена возможность использования программы в других образовательных системах.

Цель и задачи программы Цель - общая формулировка образовательных намерений педагога. Сформулированы цель, задачи программы, они согласованы с содержанием и результатами программы. Задачи конкретные «пути» достижения цели.

ЦЕЛЬ (замечания) Слишком широкое обобщение цели, ее абстрагирование от данного вида деятельности, то есть постановка псевдоцели. Подмена цели педагогическими идеями и принципами. 3. Формулирование цели таким образом, что невозможно проверить степень ее достижения; 4. Несоответствие цели срокам реализации программы. «всестороннее гармоничное развитие личности ребенка». Абстрактное название ДОП «Путь к творчеству»- ведет к ошибке при постановке цели - Создать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка, для формирования его нравственно-личностных качеств, эстетического воспитания, высокой коммуникативной культуры, дальнейшей профориентации. Результат: а) технические знания и умения; б )знания о средства выразительности; в) виды художественной деятельности.

ЗАДАЧИ (замечания) «размельчение» задач на отдельные технологические части; слишком большое или необоснованно ограниченное количество задач; формулируются только узкопрофессиональные задачи;

Отличительные особенности программы Изложены основные идеи, на которых базируется программа, обосновано ее своеобразие; принципы отбора содержания, ключевые понятия и т.д. Указано, чем отличается программа от уже существующих в данном направлении.

Обучающиеся по программе Охарактеризованы и учтены возрастно- психологические особенности обучающихся. Обоснованы принципы формирования групп, количество обучающихся. Сроки реализации программы Заявлена продолжительность образовательного процесса, выделены этапы. Запланированный срок реализации программы реален для достижения результатов.

Формы и режим занятий по программе Выбор форм организации деятельности обучающихся аргументирован и обоснован. Обоснован представленный режим занятий (их количество и периодичность).

Замечания эксперта Отсутствие принципов формирования учебных групп, форм организации образовательного процесса, режима занятий; Отсутствие этапов обучения при большом сроке реализации образовательной программы (свыше 5 лет); При небольшом сроке реализации программы (1-3 года) большой возрастной диапазон детей (6-15 лет), а, следовательно, зачастую несоответствие содержания программы, форм и методов обучения возрастным особенностям детей; Отсутствие краткой характеристики психофизиологических особенностей детей, на которых рассчитана программа, и, как следствие, несоответствие режима занятий, средств и методов обучения, содержания возрастным особенностям детей Несоответствие режима занятий (продолжительности одного занятия, недельной учебной и годовой нагрузки на обучающегося) возрастным особенностям детей.

Ожидаемые результаты и способы их проверки Разработанные результаты и способы определения их результативности соотносятся с целью и задачами обучения по программе. Охарактеризованы предметные, личностные и метапредметные результаты. Разработана система оценки предметных, личностных и метапредметных результатов обучения и динамики личностного развития. Результаты сформулированы четко и конкретно: перечислены приобретаемые знания, умения и качества личности обучающегося. Определено, как обучающиеся будут демонстрировать приобретенные знания и умения по программе и свои достижения.

Метапредметные результаты -«Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться» (А.Г. Асмолов) «…у учащихся формируются универсальные учебные действия (УУД), т.е. умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного усвоения нового социального опыта» «Мета» – означает «стоящее за»

Общеучебные умения и навыки Метапредметные учебно- информационные умения умение извлекать информацию из различных источников; умение составлять план; умение отбирать материал по заданной теме; умение составлять письменные тезисы; умение подбирать цитаты; умение составлять таблицы, схемы, графики. Коммуникативно-речевые метапредметные умения : умение составлять связное устное высказывание; умение соблюдать эмоциональные паузы и контрастность произношения; умение сохранять определенный стиль речи в сообщениях и докладах; умение использовать различные средства наглядности; умение выражать свое мнение и аргументировать его; умение оформлять научно- исследовательские работы; умение пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато); умение вести дискуссию.

Формы контроля и подведения итогов реализации программы Разработаны формы промежуточной и итоговой аттестации, адекватные заявленному содержанию программы и возрасту обучающихся. Разработан мониторинг эффективности реализации программы. Созданная система оценочных средств позволяет проконтролировать каждый заявленный результат обучения, измерить его и оценить.

Замечания экспертов Отсутствие показателей результативности обучения детей и критериев их оценки. Выделение педагогами только узкопрофессиональных знаний, умений, навыков (ЗУН). Отсутствие в числе ожидаемых результатов развитие у ребенка комплекса личностных качеств: например: нравственно-волевых - воля, терпение, настойчивость; поведенческих - коммуникабельность, ответственность; адаптационных - понимание себя и других, способность к саморазвитию, навыки здорового образа жизни. Планирование результатов, которые невозможно отследить.

Учебно-тематический план УТП отражает содержание программы, раскрывает последовательность изучения тем. УТП составлен в соответствии с заявленными сроками и этапами на весь период обучения, оформлен в таблице. УТП определяет количество часов по каждой теме с распределением на теоретические и практические занятия (может включать формы работы и контроля).

Замечания экспертов Отсутствие разбивки на теоретические и практические виды занятий. Отсутствие подсчета итогового количества часов на год. Составление УТП не на весь период обучения. Вместо УТП – календарный план. Несоответствие итогового количества часов УТП режиму занятий, описанному автором в Пояснительной записке или гигиеническим требованиям к максимальной нагрузке детей согласно Сан ПиН.

Содержание программы Представлено реферативное описание каждой темы согласно УТП: в теоретической части учебный материал раскрывается тезисно и представляет собой объем информации, которым сможет овладеть обучающийся; в практической - перечисляются формы практической деятельности детей. Содержание программы соответствует: поставленным цели, задачам, указанной направленности и заявленному уровню; современному уровню развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы и др.

Содержание программы направлено на: создание условий для личностного развития обучающегося; его позитивную социализацию,социальное, культурное, профессиональное самоопределение и творческую самореализацию личности ребёнка; формирование у учащихся универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных); практико- ориентированных знаний, умений, навыков.

Замечания экспертов Отсутствие содержания курса. Размещение очень краткое содержания курса в УТП. Несоответствие предлагаемого содержания курса возрастной категории детей. Неумение раскрыть содержание предлагаемого курса «телеграфным» стилем, подмена его методикой обучения. Авторы при этом раскрывают не содержание темы, а «КАК» они достигнут усвоения обучающимися данного содержания

Методическое обеспечение программы Описана общая методика работы с обучающимися по программе. Используемые формы, методы и технологии актуальны, обоснованы, соответствуют возрасту, категории (ОВЗ, одаренные, др.) и возможностям обучающихся; рассчитаны на формирование и применение практико-ориентированных ЗУН. Программа обеспечена методически, дидактически и технологически (положения, рекомендации, учебные пособия, разработки занятий, наглядный материал и др.).

Условия реализации программы Представлена совокупность необходимых и достаточных условий для реализации программы. МТБ для реализации программы обоснована и достаточна. Представлены современные информационно-методические условия реализации программы (электронные образовательные ресурсы, информационные технологии, использование инфраструктуры учреждения и района: библиотеки, музеи и др.)

Список литературы Список литературы актуален. Список литературы составлен для разных категорий участников образовательного процесса. Оформления списка литературы соответствует современным требованиям к оформлению библиографических ссылок.

Стиль и культура оформления программы Стилистика изложения программы: официально- деловой стиль документа. Современность и обоснованность использования педагогической терминологии. Оптимальность объема программы. Четкая структура и логика изложения.

ДОП– нормативно-финансовый документ регламентирующий деятельность педагогического работника (определяет объем временных затрат на образовательную деятельность, тарифицированный в соответствии с региональными финансовыми стандартами). Нормативный документ, так как: регламентирует содержание образования; определяет режим занятий (то есть объем времени, затраченный на реализацию образовательных услуг); устанавливает возрастной ценз обучающихся; определяет прогнозируемые результаты; соответствует нормативно-правовой базе образования. Статус программы как нормативного документа обеспечивается также порядком ее утверждения.