Азбука православного воспитания Воспитатели: Кузнецова Марина Николаевна Жукова Ольга Николаевна Старший воспитатель: Попова Надежда Владимировна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Россия – наша Родина Урок 1. РОССИЯ ОТЕЧЕСТВО РОДИНА ПОЧЕМУ ТАК НАЗЫВАЕМ?
Advertisements

Обобщение опыта работы воспитателя МБДОУ д/с «Петушок» Казаринова И.М.
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Моя малая Родина. Актуальность Мы живем в сложное время и осознаем зависимость воспитания подрастающего поколения от того общества, в котором оно живет.
Из опыта работы педагогов МБДОУ 8 «Теремок» Автор: старший воспитатель Дворник Ольга Петровна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.
" ОСНОВЫ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ" Выполнила воспитатель Зарницына Галина Геннадьевна Муниципальное дошкольное образовательное учреждение.
Кружок « Люби и знай свой край родной » Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» п. Березово Автор презентации:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка» г. Кирсанов Тамбовская область Кружок по духовно-нравственному воспитанию.
«Русский характер, русская душа» Преподаватель курса Крайнова Мария Николаевна, учитель русского языка и литературы Муниципальное общеобразовательное учреждение.
Родительское собрание В МОУ СОШ пгт Новокручининский г.
… В целях формирования и развития личности в соответствии с семейными ценностями и общественными духовно- нравственными и социокультурными ценностями.
Смирнова Р.Н.,учитель истоков,истории Потрусовской ООШ.
«Для каждого в отдельности и всех вместе - приумножить добро, хранить традиции. Знать и ценить историю свою, родную и всего человечество». Д. Лихачев.
«Приобщение детей к традиционным для России духовно-нравственным ценностям, знакомство с православной культурой»
Общение и презентация системы работы по формированию нравственных ценностей через ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Тема: « Детский сад как фундамент формирования духовно-нравственных ориентиров детей младшего возраста»
Челябинская государственная академия культуры. «Русская культура и государственная культурная политика.» Тема: «Образы русской классики и духовности.»
Психолог МАОУ многопрофильный лицей Павленко Марина Викторовна.
Актуальность Духовно – нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к.
Воспитатель Халиуллина Г.А., МБДОУ Кваркенский детский сад 1 «Колосок» Кваркенского района Оренбургской области С. Кваркено 2011 г.
Транксрипт:

Азбука православного воспитания Воспитатели: Кузнецова Марина Николаевна Жукова Ольга Николаевна Старший воспитатель: Попова Надежда Владимировна

Есть бог, есть мир, они живут вовек, А жизнь людей – мгновенна и убога. Но все в себе вмещает человек, Который любит мир и верит в Бога. Н. Гумилев Мы живем в замечательной стране, имя которой Россия. Произнося это слово вслух, мы чувствуем в его звучании свет, раздолье, простор, одухотворенность… Мы уважительно называем нашу страну ОТЕЧЕСТВОМ, потому что наши отцы, деды, прадеды, прадеды наших прадедов учились, работали и защищали свою землю, чтобы сохранить Россию для следующих поколений. Мы любовно называем нашу страну РОДИНОЙ, потому что родились и живем в ней. Мир, окружающий нас, бесконечен и многообразен. Вещи, предметы, среди которых живет человек, явления природы – это материальный мир. Но есть и другой мир – духовный. Духовный мир – это знания и информация, содержащаяся в книгах, произведениях искусства и кино, отношения между людьми и т.д. Этот мир – мир культуры. Не только человек находится в этом духовном мире, но и этот мир отражается в человеке, образуя его внутренний мир, который определяется, как человеческая душа. В этом внутреннем мире человека живет все, во что он верит и к чему стремится.

От того, чем каждый человек будет наполнять свой внутренний мир и как строить отношения с другими людьми, зависит, что будет преобладать как во внутреннем, так и во внешнем мире: высокое или низкое, светлое или темное, красивое или безобразное, благоприятное для человека или опасное. Здесь могут быть добро и зло, любовь и ненависть, честь и бесчестие, милосердие и жестокость, правда и ложь. Каждый человек сам определяет, как не разрушить свой внутренний мир, что выбрать, чем питать свою душу. И этот выбор никогда не бывает легким. Из многочисленных опытов мы видим, что совершенно маленькие, еще грудные дети, которые ни кем не могли быть испорчены, имеют уже свои значительные недостатки: бывают и самолюбивы, и упорны, и капризны, и вспыльчивы, и раздражительны. Есть дети, которые от природы имеют наклонности к лени, другие ко лжи и обману, одни к изнеженности, а другие к воровству. Это показывает нам, что ребенок появляется на свет заряженным грехом и что через этот наследственный грех природа ребенка испорчена и склонна более к злу, чем к добру. Следовательно, эту склонность к греху и злу ребенок имеет в себе самом, а не получает ее извне. А отсюда следует:

«Ребенок не должен оставаться без воспитания. Если его предоставить самому себе, то в нем станет развиваться не доброе, более слабое начало, а более сильное, злое, подобно, как и во внешней физической природе, коль скоро она предоставлена самой к себе, произрастает не пшеница, а сорняки» Священномученник Владимир, митрополит Киевский и Галицкий. Лучшее наследство, которое могут дать родители своим детям, есть доброе воспитание. Оно имеет гораздо большую ценность, чем все богатства и блага земные. Эту истину сознавал еще древний мудрец Плутарх и в своей книге о воспитании высказал ее следующими словами: Ничего нет выше доброго воспитания детей: оно должно быть началом, серединою и концом всех родительских забот. Все блага этой земли обманчивы и случайны, а доброе воспитание есть постоянное, прочное, божественное. древний мудрец Плутарх

Дитя – это молоденькое деревце, а родители – это Богом назначенные садовники этого юного человеческого растения. Они должны тщательно ухаживать за ним с самого начала, очищать его от скверны греха, от злых наклонностей и страстей; они должны обсекать дикие отростки самолюбия, упорства и капризов; они, наконец, должны давать ему правильное направление и с самого раннего возраста воспитывать его в послушании и дисциплине.

Правы ли те, кто утверждает, что родители не должны рассказывать детям о Боге, так как это может причинить им вред? Последние несколько десятилетий исследователи изучали, как религиозное воспитание влияет на детей. К какому заключению они пришли? Исследования показали, что религия не только не причиняет вред, но и оказывает положительное влияние на развитие детей. В 2009 году в журнале Вера и жизнь, посвященном социальным исследованиям, была опубликована статья, в которой говорилось: Замечено, что религия укрепляет узы между родителями и детьми. Уважительные взаимоотношения в семье Нравственное поведение в обществе Крепкие узы между родителями и детьми

В настоящее время уделяется немало внимания православному воспитанию в России. С 1992 году появляются первые православно-ориентированные дошкольные учреждения. В 1993 году была разработана Концепция православного дошкольного воспитания, которая сыграла конструктивную роль в развитии системы православно-ориентированных дошкольных учреждений. На базе данной концепции разрабатываются содержание и методика воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Воспитание и обучение предполагает широкое использование духовного опыта русского православия.

Ребенок подобен пустому сосуду. Выбор родителей Позволят бесконтрольному потоку разных идей заполнять ум и сердце своего ребенка Сами наполнят этот сосуд нравственными ценностями и верованиями А что можно сказать о мнении, что дети должны подрасти, прежде чем узнавать о Боге, религии? Тогда стоит задуматься вот над чем:

Сегодня, когда идет поиск духовного возрождения России, важно найти образовательные модели, обеспечивающие духовно-нравственные компоненты в воспитании и образовании детей. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в воспитании не соблюдается историческая преемственность поколений. Это очень опасно – лишить ребенка исторической памяти. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. Необходимо помочь родителям осознать, что в семье, в первую очередь, должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные дедами и прадедами. О важности семейной жизни не только для каждого человека, но и для государства и общества. Государство образовалось из семейств. Поэтому жизнь семейная для жизни государственной есть некоторым образом корень древа. Святитель Филарет Московский

В несемейной жизни человек живет лицевой своей стороной – не внутренней. В семейной же жизни каждый день надо реагировать на то, что в семье совершается, и что заставляет человека как бы обнажаться. Семья – это среда, заставляющая не прятать чувства внутри, где и хорошее, и плохое выходит наружу. И вот эта атмосфера очень сильно влияет на формирование «душевного образа» ребенка. Как верующие христиане, мы должны стараться создавать чистую христианскую семью, однако в наши дни это сделать очень трудно, так как разрушительные силы действуют на семью со всех сторон, и особенно сильно их влияние на душевную жизнь детей. Семейная жизнь – это христианский труд, «путь спасения души». Влияние на формирование «душевного образа» ребенка, на определение развития детских чувств и детского мышления, на развитие нравственных чувств ребенка. Усвоение детьми на основе подражания социальных норм, моральных требований, образцов поведения

Предпринятые на сегодняшний день попытки совместного воспитания духовно-нравственной личности ребенка показывают, что слабым местом в этой деятельности, является все-таки семья. Не могут родители создать личность своего ребенка, определить его таланты, вкусы, вложить в его характер желательные им черты. Мы не «творим» наших детей. Но нашими усилиями, нашей собственной жизнью и тем, что мы сами восприняли от наших родителей, создается определенное миросозерцание и отношение к жизни, под влиянием которых будет расти и развиваться по-своему личность каждого из наших детей. Выросший в определенной семейной атмосфере, станет он взрослым, семьянином и, наконец, стариком, всю жизнь неся на себе ее отпечаток. Но каким же должно быть это семейное миросозерцание, чтобы каждый ребенок смог стать достойным членом нашего общества? Найти учителей в организации духовно-нравственной семейной жизни очень нелегко. Для того, чтобы каждый ребенок смог познакомиться с великим духовным наследием, узнать о религии, духовных идеалах, моральных нормах наших предков, о том, во что они верили, как жили, поддерживая друг друга и помогая друг другу, мы, педагоги, работая с детьми, решили создать условия родителям для знакомства с православной культурой и формирования у детей первичных основ православия. Для этого, прежде всего, мы, педагоги, дали себе целевую установку. Цель: Оказание помощи родителям в осуществлении стремления каждой семьи к развитию духовно-нравственного сознания детей.

В духовном мире есть свои дороги. Они называются традициями. По ним шли наши предки. Культурные традиции – это богатство нашей много национальной страны. Особое место среди них занимают религиозные культуры и морально-этические нормы. Все они основаны на таких вечных ценностях, как добро, честь, справедливость, милосердие. Если человек будет следовать им, то никогда не заблудится в сложном мире, сможет отличить хорошее от плохого, узнает как сделать свой внутренний мир чистым, светлым и радостным. В дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. К сожалению, многим нынешним молодым родителям это просто неизвестно. Поэтому свою работу мы начали с формирования у родителей компетентности в данной области. И прежде всего, возникла необходимость провести анкетирование среди родителей, на предмет отношения к православию, где уделялось внимание и свободе вероисповедания. Никто не может заставить ребенка верить или запретить познавать основы религии. По желанию ребенка и его родителей имеется право изучать или не изучать религию. Нашу группу посещают трое детей иного вероисповедания, с согласия родителей эти дети принимают участие во всех мероприятиях с целью ознакомления с элементами православной культуры, русскими народными обычаями и т.д. По результатам анкетирования были определены следующие направления и задачи предстоящей работы с детьми и родителями:

- Основные направления работы с детьми и родителями Формирование основ духовности и нравственности на возрождении традиций православного семейного воспитания и уклада семьи Формирование образа жизни ребенка, его отношения к себе, своей семье, окружающим, Родине, регулируемые нравственными и духовными ценностями, диктуемыми жизненными приоритетами, традиционными для нашего народа

Задачи Развитие целостного восприятия мира Воспитание всесторонне- и гармонично- развитой личности Духовно- нравствен- ное воспитание Формирова- ние гармонич- ного коллектива, Формирование уважительного взаимодейст- вия детей друг с другом, детей и взрослых Р азвитие способностей к самопожерт- вованию и самостоя- тельному творчеству

Для оказания помощи в духовно-нравственном воспитании и религиозном развитии детей родителям и нам, педагогам, в группе был создан родительский клуб Взаимодействие из родителей и бабушек – прихожан православной церкви, которые стали активно участвовать в организации деятельности кружка «Азбука православия»

Работа по данному плану рассчитана на 2 года занятий для детей старшего дошкольного возраста и реализуется в рамках кружковых занятий Деятельность кружка организуется 1 раз в 2 недели с группой желающих детей и их родителей. В настоящее время посещение кружка детей и их родителей нашей группы – 84% от общего количества детей группы. Продолжительность мероприятий кружка минут. Согласно нормам и требованиям охраны жизни и здоровья детей в процессе занятия предусмотрены физкультурные минутки 3-5 минут с использованием подвижных игр. На кружковых занятиях проходят ознакомительные встречи, дети узнают об основных понятиях Православия, знакомятся с внешним и внутренним убранством храмов, изображением святых, с православными праздниками. Благодаря тому, что большая часть мероприятий проводится с участием прихожан церкви, которые представляют подлинные предметы декоративно-прикладного искусства, старинные издания учебных пособий, дети имеют уникальную возможность познакомиться с богатой духовно -нравственной культурой предыдущий поколений. Так же предусмотрены практические творческие занятия. Беседы дополняются аудио и видео – материалами. Работа с детьми по православному воспитанию началась еще с младшей группы, где детям в доступной для них форме, с использованием иллюстраций, проигрыванием нравственных ситуаций, игр рассказывалось о Боге. Дети воспринимают радостную атмосферу встреч с участниками клуба «Взаимодействие», с большим удовольствием принимают участие в обрядовых играх, вовлекаются в мероприятия православных праздников: Троица, Рождество, Крещение, Пасха.

Благодаря этим мероприятиям дети накапливают знания о различных церковных праздниках, вошедших в календарь, как государственные; о народных русских традициях; многое узнают о христианском к ним отношении. На праздниках мы используем все возможные средства эмоционального общения с детьми: музыка, живопись, игры, сказки, встречи с родителями, прихожанами, которые в доступной форме рассказывают о житии того или иного святого, что в каждый день церковного года отмечается день памяти подвижника веры христианской. Особенно эффективно проходят у нас встречи, с приглашением иерея Алексия, клирика Православного Прихода храма Святителя Николая.

Вся работа по данному направлению спланирована так, что в ней принимают активное участие как родители детей, посещающих группу, так и их бабушки. Некоторые родители входят в состав клуба «Взаимодействие», многие вместе с детьми познают азы Православия. Для этих родителей организован клуб «Мамина школа». Родители с большим интересом посещают православные праздники, дают информацию о том, в честь какого святого в Таинстве Крещения назван их ребенок, отвечают на вопросы детей, подбирают для чтения и рассказывания произведения православных авторов, стихи для разучивания, песни, игры, шьют костюмы. Чтобы праздник удался очень важно провести предварительную подготовку, во время которой детям подробно рассказываем о том, чему посвящен праздник, как он проводился в старину, что означают отдельные обряды. Все это позволяет детям сознательно относиться к восприятию праздника. Особенно активно участвуют в праздниках бабушки дошкольников, накрывают столы – совместная трапеза укрепляет добрые чувства и оставляет глубокий след в душах детей и взрослых.

На наш взгляд проводимые мероприятия по духовно-нравственному воспитанию детей и их родителей уже принесли, хоть и совсем едва заметные, результаты. Это прежде всего и то, что дети сделали первые шаги в православную культуру, многие родители с детьми стали посещать храм, воскресную школу, читать православную литературу, некоторые родители вот уже второй год являются активными помощниками в подготовке к Кирилло-Мефодиевским чтениям. Есть родители, у которых появилось желание и дальше следовать по пути православия. Благодаря всему этому, дети в группе стали более понимающими, чувственными, доброжелательными, уважительно относящимися как к своим сверстникам, так и к старшим. Родительский коллектив сплотился, каждый стал более сочувственным, понимающим как своего ребенка, так и окружающих. Верим, что через какое-то время, благодаря испытанным чувствам, благодаря нашим встречам, каждый маленький человечек найдет истинную чистую веру и не заблудится на жизненном пути.

Перечень используемой литературы 1. « Азбука православного воспитания» Священномученник Владимир, Митрополит Киевский и Галицкий 2. «Семья – малая церковь» Софья Куломзина 3. Азбука для православных детей. М.: Изд-е Сретенского монастыря, «Именины у меня». Богушева Е. 3. М.: «Благо», Детский православный календарь на 2011 год. М.: Издательство сестричества во имя святителя Игнатия Ставропольского, «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через православные праздники» (Из опыта работы Тарасовой Л.В., воспитателя детского сада 7. г. Заречный Свердловской области) Екатеринбург Детская Библия. Волгоград: «Провинциальные ведомости», Евангелие для детей. М.: «Ириус», Закон Божий для самых маленьких. М.: «Паломник», Зернышки. Добрые истории для маленьких ребят. Рязань: «Зерна», Основы православной культуры в первом классе, п/р В.Дорофеева.М: «Покров», 2000 г. 12. Православная культура в детском саду. (Разработки занятий из опыта работы воспитателя детского сада 2 г. Екатеринбург Гаршиной Э.И.) Екатеринбург