Трудности при обучении младших школьников. Учитель начальных классов Елена Леонидовна Иванова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учет общих и специфических закономерностей обучения детей с особыми образовательными потребностями. Романенко Г.И., учитель начальных классов МОУ «СОШ.
Advertisements

Учет общих и специфических закономерностей обучения детей с особыми образовательными потребностями. Зорина Татьяна Анатольевна, тифлопедагог.
МОУ специальной (коррекционной) общеобразовательной школы- интерната для слепых и слабовидящих детей г. Королёва Букиной Татьяны Алексеевны ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
Педагогическая диагностика готовности к школьному обучению.
Р А З В И Т И Е П Р О Ц Е С С О В О Н Е М А Т Ф ИЧ Е С К И Х.
Причины трудностей письма и чтения у младших школьников И их преодоление.
Трудности обучения чтению (логопедический аспект проблемы) Учитель – логопед Мельникова Елена Николаевна МОУ «Средняя общеобразовательная школа 3» г. Киренска.
ВИДЫ ТРУДНОСТЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ,ПИСЬМУ, МАТЕМАТИКЕ И ИХ ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ Учитель-логопед Набатникова Е.В.
Индивидуальная самостоятельная работа над ошибками Недосекова И.М.
Преемственность дошкольного и школьного обучения. Обучение в первом классе предполагает, что ребёнок в подготовительной группе познакомился с такими учебными.
Причины трудностей письма и чтения у младших школьников И их преодоление.
Психолого-педагогическая характеристика детей, обучающихся по специальной (коррекционной) программе школы VIII вида.
Трудности при овладении чтением (С.Н. Костромина, Л.Г. Нагаева Как преодолеть трудности в обучении детей. Чтение. – М.:АСТ; СПБ, 2008.)
Выделяют следующие уровни письма (по Л.С. Цветковой): 1) Сенсомоторный уровень. Обеспечивает технику письма. Психофизиологической основой письма является.
Формирование навыков звукового анализа и синтеза МКДОУ «Детский сад 11 комбинированного вида» г.Далматово Подготовила учитель-логопед Засыпкина Н.Н
Психологическое сопровождение введения ФГОС. Результаты исследования готовности первоклассников к обучению в школе.
Составитель: Булычева Н. В. – воспитатель МДОУ д-сад с. Кигбаево.
1 Организация педагогической диагностики в первом классе Автор презентации: Полещук Н.Н., учитель начальных классов МБОУ СОШ 33 г. Томска.
«Единый подход к формированию звуко - буквенного анализа у детей дошкольного – младшего школьного возраста» МДОУ «Берёзовский детский сад комбинированного.
Количество учащихся начальных классов ГОУ СОШ 438 с различными видами речевых нарушений (по состоянию на январь 2009 года)
Транксрипт:

Трудности при обучении младших школьников

Учитель начальных классов Елена Леонидовна Иванова

Темы обсуждения Основные группы трудностей при обучении первоклассников. Диагностическое обследование, определяющее готовность детей к обучению в школе. Особенности УМК «Гармония» в области обучения грамоте.

Условия успешности учебной работы Первое условие – сделать уроки чтения и письма интересными Второе условие –учет различий в дошкольной подготовке

Уроки чтения и письма должны быть интересными Интересный урок стимулирует ученика приобретать новые умения и навыки, воспитывает желание учиться, формирует познавательный интерес.

Учет различий в дошкольной подготовке Обучение должно быть одновременно доступным каждому и стимулирующим у всех познавательный интерес. Важно не затормозить движение вперед каждого ученика. Обучение должно быть одновременно доступным каждому и стимулирующим у всех познавательный интерес. Важно не затормозить движение вперед каждого ученика.

Направления учебной работы Обучение Развитие Воспитание

Обучение Знакомство детей с основными понятиями и формирование осознанных умений: Чтение, письмо, говорение, слушание. Знакомство детей с основными понятиями и формирование осознанных умений: Чтение, письмо, говорение, слушание.

Развитие Развитие способности осознавать речь, слово, звук как предмет анализа. Совершенствование языковой интуиции, склонности к догадке. Зарождение умения учиться.

Воспитание Формирование желания научиться читать, писать, говорить и слушать. Привитие интереса к учению.

Основные группы трудностей при обучении младших школьников и их причины

Первая группа трудностей: Недостатки формирования двигательных навыков письма и чтения.

несформированность зрительно-двигательных координации; недостаточный уровень дифференцированности мышечных усилий руки; недостатки в развитии микромоторики. нестабильность графических форм (по высоте, ширине, наклону); отсутствие связных движений при письме, "печатание" букв; плохой, небрежный почерк; очень медленный темп письма; сильный тремор (дрожание руки), проявляющийся в дополнительных штрихах, дрожащих линиях; слишком большое напряжение руки при письме (сильное надавливание) либо слишком слабый нажим.

Вторая группа трудностей Проблемы с формированием когнитивного компонента навыков письма, чтения и вычислительных умений.

Несформированность пространственных представлений У детей с несформированностью пространственных представлений часто встречается "зеркальное" написание букв и цифр (например, вместо буквы «3» пишут букву «Е», вместо буквы «Я » - «R». Другие недостатки в развитии у ребенка пространственных представлений могут проявляться: в сращивании и расщеплении слов при письме; в слитном написании с предлогами; в замене букв по пространственному сходству (с - е, б - д); высота букв может не соответствовать высоте рабочей строки; при списывании (чтении) буквы располагаются (считываются) в обратной последовательности (вместо " на" пишут и читают "ан", вместо "нос" - "сон" и т.д.); учебный материал располагается на странице снизу вверх, копия - выше образца; при чтении имеет место повторное считывание той же строчки, пропуск строчки, считывание выше расположенной строчки вместо нижней.

Затруднения в счете, ошибки при выполнении счетных операций с переходом через десяток, несоблюдение рабочей строки, при списывании цифровой последовательности осуществление записи с последнего элемента (например, 123 вместо 321)

Недостатки в развитии процессов звукобуквенного анализа и синтеза и фонетико-фонематического восприятия. Ученики с недостаточным развитием звукобуквенного анализа затрудняются с выделением отдельных звуков из слова, нахождением их места в звуковом ряду, различением на слух некоторых звуков. Часто дети не различают свистящие и шипящие звуки (с - ш, з - ж), звонкие и глухие (б - п, д - т, г- к и так далее), твердые и мягкие звуки. Задание подобрать слова, начинающиеся на определенный звук, выполняется со своеобразными ошибками. Так, на звук "з" подбираются такие слова, как "жаба", "жук"; на звук "г"- "корабль", "кукла".

Недостатки в развитии познавательных процессов. Недостаточность зрительного анализа может проявляться в смещении сходных по начертанию букв (б- в, н- п, м-л, ш- т и т.д.). «Зеркальное» написание букв и количественные ошибки (преувеличение и преуменьшение количества элементов буквы) могут быть результатом недостаточного зрительного анализа элементов буквы еще на начальных этапах обучения. Недостаточность развития мыслительной деятельности учеников в целом проявляется в искажениях смысла слов, непонимании переносного смысла слов и фраз, в склонности к дословному пересказу текста, в затруднениях при употреблении заглавной буквы, неумении выделить существенное.

Неумение сравнивать У слабоуспевающих школьников умение (или неумение) сравнивать часто не характеризуется обобщенностью: ученик умеет сравнивать предметы, но не умеет сравнивать математические выражения, не умеет при сравнивании устанавливать однозначные соответствия.

Возрастные особенности мыслительной деятельности Конкретность мышления Синкретичность мышления Недостаточная обобщенность мышления Однолинейность (односторонность) мышления Инертность (шаблонность) мышления Неразвитая память Неразвитое произвольное внимание

Третья группа трудностей Недостатки в формировании регуляторного компонента, несформированность процессов самоконтроля и саморегуляции.

Следствиями недостаточности процессов самоконтроля и саморегуляции могут быть: неумение обнаруживать свои ошибки; возрастание количества ошибок к концу работы; выполнение требований учителя не в полном объеме; трудности с формированием двигательного навыка письма; медленный темп письма.

Особенности темперамента У медлительных детей в учебной работе могут возникнуть следующие трудности, обусловленные их индивидуально-типологическими особенностями: пропуск букв, слогов, недописывание слов и предложений (вследствие того, что ученик-флегматик торопится, чтобы не отстать от класса); медленный темп письма, чтения, счета; невыполнение письменных заданий в полном объеме при ограничении времени, отведенного на работу; замедленное протекание умственной деятельности.

Педагогическая диагностика, определяющая готовность детей к обучению в школе

В ходе педагогической диагностики проверяется: состояние пространственного восприятия; состояние зрительного восприятия; состояние моторики и зрительно-моторных координаций; умение проводить классификацию и выделять признаки, по которым она произведена. наличие интуитивных дочисловых представлений; овладение представлениями, лежащими в основе счета; самим счетом (в пределах 6), представлениями об операциях сложения и вычитания; умение сравнивать два множества по числу элементов; развитие фонематического слуха и восприятия; сформированность предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом;

Два этапа диагностики Первый этап – групповое фронтальное обследование Второй этап – индивидуальное обследование

Три тура диагностики Начало года Конец года Середина года

Результаты педагогической диагностики

Основные особенности УМК «Гармония»

Направленность на комплексное решение задач обучения, развития и воспитания детей с учётом разного уровня их дошкольной подготовки.

Усиление внимания к мотивации обучения чтению и письму; формированию ряда речевых, фонетико- графических и орфографических умений; умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью.

Увеличение, по сравнению с традиционным, объёма речевой и фонетической работы, а также подготовки к овладению написанием букв в добуквенный период обучения грамоте.

Особая система двукратного предъявления большей части букв, при которой обеспечивается более прочное их освоение, целенаправленное знакомство с фонетико-графической системой языка.

Последовательное формирование речевых, фонетико-графических и орфографических умений на уроках обучения как чтению, так и письму.

Задать вопросы и почитать статьи можно на моем сайте Можно написать мне письмо

Спасибо!