Выступление на ГМО Тема: « Проблема нарушения письма и пути ее решения» Подготовила: Рузанкина Ольга Петровна, учитель начальных классов МОУ «Гимназия.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка по развивающей системе Л.В.Занкова.
Advertisements

Формирование орфографической зоркости у младших школьников приложение.
«Чтоб ошибок избежать, зоркость надо развивать!» О развитии орфографической зоркости у младших школьников.
Это написание, которое не устанавливается на слух.
Никитина Наталья Борисовнаучитель начальных классов высшей квалификационной категории МОУ лицея 15 г.Ставрополя.
Тема: «Развитие орфографической зоркости в начальных классах» Учитель начальных классов Чаганской СОШ Урашева Г.Р.
«Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах» 1. Пути совершенствования орфографической подготовки младших школьников. 2. Формирование.
Федорова Наталия Александровна, учитель начальных классов «Моделирование в начальных классах на уроках русского языка» МБОУ «Цнинская СОШ 1»
Индивидуальная самостоятельная работа над ошибками Недосекова И.М.
Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах Учитель начальных классов Андреева.
Тема урока: «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением».
Презентация Учителя начальных классов Учителя начальных классов Парыкиной И. В.
Развитие орфографической зоркости учащихся в началиной школе на уроках русского языка как важнейший фактор формирования навыков грамотного письма. Учитель.
Формирование орфографической зоркости у младших школьников приёмом кодирования корневых орфограмм Владимирова Татьяна Ивановна учитель начальных классов.
«Фонематический подход при формировании орфографической зоркости у учащихся» Автор работы: Лапаева В.Н.
Тема проекта «Безударные гласные в корне слова» Учитель начальных классов: Петрова О.А. г. Энгельс МОУ «СОШ 21»
МОУ СОШ 25 Гулькевичского района Краснодарского края.
Рабочие тетради для систематического списывания.(1,2,3,4 кл.) Цель: сформировать у младших школьников орфографический навык методом непроизвольного запоминания.
Система упражнений по русскому языку «Работа над ошибками».
Аналитические упражнения. 1. Выделение слов из речевого потока. 2. Выделение нового звука. а) выделение из предложения звука–слова ( слово и из предложения.
Транксрипт:

Выступление на ГМО Тема: « Проблема нарушения письма и пути ее решения» Подготовила: Рузанкина Ольга Петровна, учитель начальных классов МОУ «Гимназия 4» Московской области, г.о. Электросталь

Если в мире есть вещи, достойные названия «Чудо», то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них. Л. Успенский

Мы так привыкли к словам – читаем, пишем, разговариваем, смеёмся, шутим… Язык нам нужен, как воздух. Поэтому одной из самых актуальных проблем методики преподавания русского языка является поиск эффективных способов обучения орфографии учащихся начальной школы.

Одной из главных задач обучения русскому языку является формирование орфографической грамотности.

Сформировать орфографическую грамотность – значит научить детей видеть орфограммы.

Что такое «орфограмма»? Термин «орфография» составлен на основе греческих слов orthos – «правильный» grapho- « пишу» и буквально обозначает правильное письмо.

Чтобы развивать орфографический навык, следует добиваться того, чтобы это действие стало осознанным. Для этого и нужно формировать у учащихся умение обнаруживать орфограмму.

Развитие орфографической зоркости разделены на этапы таким образом, что всякое новое упражнение находится в тесной связи с предыдущим опирается на него и делает шаг вперед.

1 этап работы (в период обучения грамоте) Дети учатся безошибочно и быстро определять в слове ударение, правильно обозначать на письме ударный звук соответствующей ему гласной буквой.

Учащиеся знакомятся со словами, написание которых определяется произношением, и убеждаются, что в таком слове ошибку сделать нельзя. В нем нет орфограмм.

Задания для 1 этапа Списать слова, поставить ударение. Ноты, Нина, Ната, нитки, кусты, сосны, кукла, рыба, парта.. Закреплению находить ударение помогает набор слов для диктантов, в процессе работы дети учатся последовательно выделять звуки шар рыба груша спички крыльцо шум волк крыло бумага пустыня Аня ноты сумка тюлень рубашка

2 этап Отрабатывается умение оценивать каждый гласный звук слова, т.е. различать, какой звук находится в сильной позиции, а какой – в слабой.

Задания Списать. Сильную позицию гласной буквы в каждом слове обозначить ударением, а гласную в слабой позиции выделить карандашом. Образец: В поле, красивые, играет, занесло, снегопад…

3 этап Осваивается новый способ записи слов – запись с пропусками гласных букв в слабой позиции. Буква, обозначающая безударный гласный звук, представляет собой трудность для написания в слове. Поэтому звук нельзя сразу обозначать буквой. Проверять букву будем учиться позднее. А пока вместо гласных букв в слабой позиции будем ставить пропуски.

Задания Списать слова, словосочетания, предложения. Поставить ударение, пропустив все гласные в слабой позиции. Образец: На поляне одиноко стояла молоденькая стройная ёлочка. Дети : Н… п…лян……д…нок… ст…ял…м…лод…ньк…стройн…ёл…ч к….

4 этап Отрабатывается умение определять, какой звук однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании. (безударный звук [ а ] может быть обозначен буквами о или а, безударный звук [ и ] – буквами е, я, и.)

Задания 1. Изменить слова так, чтобы они называли не много, а один предмет. Образец: горы, совы, сосны, тропы… Дети: г [ а ] ра, с[ а ]ва, с[ а ]сна, тр[ а ]па… 2. В предложении на место гласной в слабой позиции записать мену буквы. Образец: Ветер с силой налетел на деревья и срывает последние листочки. Дети: Вете\ир с сило\ай на\оле\ител на\о де\иревья и срывае\ит по\аследни\ее\или\есточки.

5 этап Восприятие орфограммы на слух. Проследим путь осознанного выделения орфограммы в слове пенёк

Д. [ пинок ] У. Есть ли в слове безударный гласный? Д. Да. У. Можно допустить ошибку? Д. Можно. У. Почему? Докажи. Д. Звук [ и ] может давать две буквы: е, и. Значит можно ошибиться в написании этого слова. Подобное рассуждение – основа осознанного навыка.

Задания 1. Прочитать слова. Записать те в которых есть орфограмма. Указать выбор. Образец: парта, корова, пол, линейка, книга, побежал, синий… Дети: ка\орова, ли\енейка, по\абе\ижал, сини\ей… 2. Прочитать слова и записать те в которых нет орфограммы Образец: дыня, веселый, буран, лесник….

6 этап Выбор правильного варианта из имеющегося набора. Это умение отрабатывается в 1 классе при знакомстве с корнем, как значимой части слова.

Задания В словах грачи, зима, кормил, лесной доказать правильность написания букв а, о, и, е Учитывая то правило, что в ударном слоге произношение и написание соответствуют друг другу, учащиеся осознают, почему проверочным может быть только слово с ударным гласным в корне.

Данная методика находит конкретное воплощение во 2 и 3 классах. Таим образом, соблюдается преемственность в формировании умений выделять орфограммы в разных морфемах слова.

Все эти методические приемы позволяют предупредить ошибки, развивают орфографическую зоркость, навык звукобуквенного анализа, самоконтроль. Система работы над исправлением ошибок и повторением изученного материала позволяет уменьшить число ошибок в несколько раз. А все вместе это называется формирование грамотного письма.

Литература: 1. Мисаренко Г.Г. « Методика обучения русскому языку» 2. Н.Н.Карягина, Е.Н. Перепелицына «Развитие орфографической грамотности младших школьников»