Р АЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Р А З В И Т И Е П Р О Ц Е С С О В О Н Е М А Т Ф ИЧ Е С К И Х.
Advertisements

Формирование навыков звукового анализа и синтеза МКДОУ «Детский сад 11 комбинированного вида» г.Далматово Подготовила учитель-логопед Засыпкина Н.Н
ЗВУКИ, Я ВАС СЛЫШУ! РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ Подготовила учитель- логопед Власова Е.В. Ярославль, 2016 г.
Количество учащихся начальных классов ГОУ СОШ 438 с различными видами речевых нарушений (по состоянию на январь 2009 года)
«Единый подход к формированию звуко - буквенного анализа у детей дошкольного – младшего школьного возраста» МДОУ «Берёзовский детский сад комбинированного.
Неречевые симптомы Речевые симптомы Симптомы дисграфий Неточность слуховой диф-ции звуков Неправильное произношение звуков Нарушение различных форм языкового.
«Виды, причины и коррекция дисграфии» Центр психолого-педагогического сопровождения детей г.
Что исправляет логопед. ОНР Общее недоразвитие речи (ОНР) различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой.
Развитие фонематического слуха Подготовила: С.А.Барыкина, учитель начальных классов, учитель- логопед МОУ «Средняя школа 8»
Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа Работу выполнила Раковец Е.П. учитель – логопед ГДОУ 25 г.Ломоносов Петродворцовый район.
Патопсихология процесса чтения Подготовила: Учитель-логопед МОУ «СШ 8» Барыкина С.А.
Алгоритм логопедической работы в коррекционной школе.
Артикуляционная гимнастика Звуко-слоговой анализ Что нужно знать, чтобы правильно выполнять? Поготовила учитель-логопед МБДОУ «ЦРР – д/сад 11» Козионова.
Формирование восприятия О Н Е М А Т Ф ИЧ Е С К О Г.
L/O/G/O Тема: «Формирование фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр».
МБУ Городской Методический центр г. Югорск 2010 г. Автор: Терентьева О.Ф. Тьютор: Горячева О. А. Автор: Терентьева О.Ф. Тьютор: Горячева О. А.
Рожнева Л. А Влияние устной речи на усвоение письма и чтения.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 5 города Вятские Поляны Кировской области.
Определение Виды дисграфии Пути коррекции и профилактики.
«Подводные» камни процесса формирования письменной речи. Приёмы и методы по преодолению нарушений письменной речи» Семинар-практикум.
Транксрипт:

Р АЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Р ЕЧЬ – СИСТЕМА, СОСТОЯЩАЯ ИЗ НЕСКОЛЬКИХ КОМПОНЕНТОВ : - фонетический (звукопроизношение) - фонематический - лексический - грамматический - связная речь

Ф ОНЕМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СОСТОИТ ИЗ ТРЕХ КОМПОНЕНТОВ : Слухопроизносительная дифференциация фонем Фонематический анализ Смыслоразличительная дифференциация фонем

1. С ЛУХОПРОИЗНОСИТЕЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ФОНЕМ ( ИЛИ ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ ) – ЭТО ПРОЦЕСС УЗНАВАНИЯ И РАЗЛИЧЕНИЯ ЗВУКОВ РЕЧИ. ФОРМИРУЕТСЯ К 2 ГОДАМ, ПО ПОДРАЖАНИЮ ( ВЗРОСЛОМУ, ЗВУКАМ ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ ).

2. Ф ОНЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ – ЭТО РАЗЛОЖЕНИЕ СЛОВА НА СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЕГО ФОНЕМЫ. Ф ОНЕМАТИЧЕСКИЙ СИНТЕЗ – ЭТО УМСТВЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ ПО СИНТЕЗУ ЗВУКОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА, СЛИЯНИЮ ЗВУКОВ В СЛОВО. Н А ОСНОВЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ФОРМИРУЮТСЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ( О ФОНЕМНОМ СОСТАВЕ СЛОВА ). Р ЕБЕНКУ ПРЕДЛАГАЕТСЯ ИЗ КАРТИНОК ОТОБРАТЬ ТОЛЬКО ТЕ, В НАЗВАНИЯХ КОТОРЫХ СОДЕРЖИТСЯ ЗАДАННЫЙ ЗВУК, ЛИБО НАХОДИТСЯ В КАКОЙ - ТО ОПРЕДЕЛЁННОЙ ПОЗИЦИИ.

3. С МЫСЛОРАЗЛИЧИТЕЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ФОНЕМ. В ОНТОГЕНЕЗЕ РАЗВИВАЕТСЯ НА ОСНОВЕ СОХРАННЫХ РЕЧЕВЫХ АНАЛИЗАТОРОВ И НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ( ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ, ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ). Р ЕБЕНОК ТЕМ ЛУЧШЕ РАЗЛИЧАЕТ СЛОВА ПО СМЫСЛУ, ЧЕМ БОЛЕЕ РАЗВИТ ЛЕКСИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ И ФОНЕМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЯЗЫКА.

У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ОТМЕЧАЕТСЯ НЕДОРАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ. Н ЕДИФФЕРЕНЦИРОВАННОСТЬ ФОНЕМ ВЕДЕТ К ЗАМЕНАМ И СМЕШЕНИЯМ ЗВУКОВ. С МЕШИВАЮТСЯ ОБЫЧНО СЛЕДУЮЩИЕ ФОНЕМЫ : ПАРНЫЕ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ ; ЛАБИАЛИЗОВАННЫЕ ГЛАСНЫЕ ; СОНОРНЫЕ ; СВИСТЯЩИЕ И ШИПЯЩИЕ ; АФФРИКАТЫ СМЕШИВАЮТСЯ КАК МЕЖДУ СОБОЙ, ТАК И С ЛЮБЫМ ИЗ СВОИХ КОМПОНЕНТОВ.

Д ЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ РАЗЛИЧНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ.

Распознавание дефектного или правильного произношения в чужой речи (взрослого или ребенка). Развитие фонематического слуха в играх: «Поймай звук», «Хлопни в ладоши», «Подними сигнал», «Топни» и т.п., если услышишь заданный звук.

Определение наличия заданного звука в слове. поднять руку (или флажок и т.п.) на заданный звук в слове. Взрослый называет слова, дети внимательно слушают. отобрать (а позднее и назвать) картинки, в названии которых имеется соответствующий звук. «Чудо дерево». Украсить дерево игрушками, картинками, в названии которых имеется соответствующий звук. Отобрать (а позднее и назвать) картинки с изображение овощей, фруктов, цветов, игрушек, животных, в названии которых имеется соответствующий звук.

Вычленение первого и последнего звука в слове, нахождение местоположения заданного звука. Определение последовательности и количества звуков в слове. Определение места звука по отношению к другим звукам. Проводится работа по анализу слова, выяснению, какой звук слышится в слове перед заданным и после заданного звука (назови «соседей» звука).

Н ЕОБХОДИМЫМИ ПРЕДПОСЫЛКАМИ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКА ЯВЛЯЮТСЯ : СФОРМИРОВАННОЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ, ПРАВИЛЬНОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ ВСЕХ ЗВУКОВ РОДНОГО ЯЗЫКА, А ТАК ЖЕ НАЛИЧИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА.

П РИ ЧТЕНИИ У ДЕТЕЙ, ЗАНЯТИЯ С КОТОРЫМИ ВЕДУТСЯ БЕЗ УЧЁТА УКАЗАННЫХ ФАКТОРОВ, НАИБОЛЕЕ ТИПИЧНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ОШИБКИ : - трудности слияния звуков в слоги и слова; - взаимные замены фонетически или артикуляционно близких согласных звуков (свистящих – шипящих, твёрдых – мягких, звонких – глухих) - побуквенное чтение (Р, Ы, Б, А) - искажение слоговой структуры слов; - слишком медленный темп чтения; - нарушения понимания прочитанного.

К ЧИСЛУ ТИПИЧНЫХ НЕДОСТАТКОВ ПИСЬМА У ТАКИХ ДЕТЕЙ ОТНОСЯТСЯ : - замены букв, указывающие на незаконченность процесса дифференцировок соответствующих звуков, близких по акустическим или артикуляционным признакам; - пропуски гласных; - пропуски согласных в их стечении; - слияние слов на письме; - раздельное написание частей одного слова; - пропуски, наращения или перестановки слогов; - орфографические ошибки.