Министерство образования Саратовской области ГОУ СПО «Вольский педагогический колледж им. Ф.И.Панферова» ЗЮБА ТАТЬЯНА СЕРГЕЕВНА МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Семинар-практикум по развитию речи дошкольников для педагогов ДОУ.
Advertisements

Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР Учитель-дефектолог: Приловская Ирина Александровна.
Речь младших школьников и пути её развития. Проблема: Недоразвитие речи школьников – низкий показатель духовной культуры личности.
Виды работ по подготовке учащихся 5-9 классов к новой форме итоговой аттестации в 9 классе.
Русский язык как учебный предмет в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.
Формирование грамматического строя на логопедических занятиях. Презентацию подготовила учитель-логопед учитель-логопед 2010 г.
Сообщение для педагогов Тема: «Развитие речи и формирование коммуникативных способностей детей»
L/O/G/O Теоретическая интерпретация опыта. «Формирование коммуникативных умений обучающихся через комплексное развитие связной речи в процессе работы над.
СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ « ОБУЧЕНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА »
Особенности развития речи у детей с умственной отсталостью
Программа курса по выбору для 9 класса по русскому языку « Культура речи – зеркало души»
« Первоначальная функция речи – коммуникативная. Речь есть прежде всего, средство социального общения, средство высказывания и понимания » Л. С. Выготский.
Русский язык как учебный предмет в специальной (коррекционной) школе.
Коррекционно- логопедическая работа по формированию связной речи детей с ОНР Подготовилаучитель-логопед МБОУ 168 г.о. Самара Кокарева Л.А.
ФГОС дошкольного образования Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей.
Программа « Планета знаний» ( Стандарт 2006 г.). Цели обучения развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии.
Учитель-логопед Нарцева Т.С.. Пересказ осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи творческое воспроизведение литературного образца.
Формирование грамматических понятий. Понятие - форма абстрактного мышления, отражающая существенные признаки предметов и явлений.
«Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах» 1. Пути совершенствования орфографической подготовки младших школьников. 2. Формирование.
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Русский язык.
Транксрипт:

Министерство образования Саратовской области ГОУ СПО «Вольский педагогический колледж им. Ф.И.Панферова» ЗЮБА ТАТЬЯНА СЕРГЕЕВНА МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ: СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

СОДЕРЖАНИЕ Психолого-лингвистические основы развития речи учащихся Работа по развитию речи младших школьников как направление языковой подготовки Методика организации детского словесного творчества Жанры письменных работ учащихся

Одной из стратегических задач начальной ступени образования является развитие личности До 140 трактовок понятий «личность» П.С.Немов понимает личность как индивидуального человека в совокупности его социально приобретенных качеств. Структура личности (П.С. Немов) включает способности (умственные, трудовые, коммуникативные) темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивации, социальные установки ( ценностные ориентации) В процессе обучения проявляются эти характеристики, обязывающие учителя считаться с учеником как активным звеном педагогического воздействия.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ДРЕВО лингвистика литературоведение психология педагогика философия: учение о развитии и познании

МЕТОДИЧЕСКОЕ ДРЕВО На какие разделы языка опирается теория развития речи? ( фонетика – графика – грамматика – орфография – пунктуация – стилистика) Докажите. Какие науки составляют базу учений для методики развития речи? ( философия – теория познания и развития, психология – теория личности, теория возраста, теория связи языка - речи – мышления, педагогика – дидактика: принципы, методы, приемы обучения, теория воспитания коммуникативных способностей) ВЫВОД: Единицы речи – предложение и текст. Отсюда - МНОГОУРОВНЕВОСТЬ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ, ЗАДАЧА ПОДГОТОВКИ ЛИЧНОСТИ К УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ - СЛОЖНАЯ, КОНЕЧНАЯ, СКВОЗНАЯ ЗАДАЧА ШКОЛЫ

РЕЧЬ КАК ПРОЦЕСС Индивидуальное физиологическое явление: использование средств языка (он обществен) с целью построения единиц общения, выражения мыслей (вслух, про себя) – связь речи с сознанием, языком, деятельностью ЦНС, функциями мозга, речевого аппарата Сложная психологическая деятельность – практика языкового общения индивидов – связь речи с психическими функциями: ощущениями, восприятием, эмоциями… Речь – средство сообщения информации Речь – средство самовыражения Речь – способ познания мира

РЕЧЬ КАК ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ РЕЧЬ ВНЕШНЯЯ РЕЧЬ ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ УСТНАЯ РЕЧЬ ПИСЬМЕННАЯ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ: Интонация Сила, тембр голоса Пауза Логическое ударение Темп Ритм Мимика Жест Абзац Параграф Столбец Выделение цветом Курсив Жирный шрифт Шрифт-разрядка Подчеркивание Речь, предваряющая высказывание мгновенность сигналы образы бессвязность

РЕЧЬ КАК ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС: периоды развития: Младенческий – до 1 года: гуление, лепет Ранний возраст – 1-3 года: овладение слоговым и звуковым составом речи, простейшими связями слов в предложениях: речь диалогическая, ситуативная Дошкольный возраст – 3-7 лет: появление монологической речи: контекстная речь, словотворческая речь, появление форм внутренней речи Младший школьный возраст – 7-10 лет: осознание грамматических форм речи, лексики, появление письменной речи, знакомство с нормами литературной речи, интенсивное развитие монологической речи, внутренней речи Средний школьный возраст – лет: овладение нормами речи, знакомство со стилями речи, становление индивидуального стиля Старший школьный возраст – лет: совершенствование индивидуального стиля, знакомство с профессиональными особенностями речи

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ: Программа разделена на 4 раздела: Звуки и буквы: 65% детей – нарушения произносительной стороны, к 3 кл. – 30%: алалия, дислалия - лепет, ринолалия, заикание -ТНР Слово – бедность запаса, непонимание, бранный лексикон, изолированность словаря, односторонность словарного запаса, пассивность большой части словаря Предложение – интонационная невыразительность, нераспространенные конструкции Связная речь – искажение логики Многосторонняя работа учителя на всех этапах обучения языку Для уроков русского языка – центральная составляющая Формирование культуры речи

ВОЗРАСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ К школьному периоду нормально развивающиеся дети могут улавливать звуковой состав слова слышать мягкие – твердые фонемы устанавливать последовательность фонем определять безударные – ударные гласные уметь обобщать (гласные-согласные, твердые- мягкие…) находить морфемы (корень…) образовывать родственные слова классифицировать слова по разным признакам (по корню: моря, морской – морить, мухомор) производить слова (богатее, дымее, удоволила)

РАЗВИТИЕ РЕЧИ КАК МЕТОДИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА с позиции обучающегося: Активное, практическое усвоение различных сторон языка – произношения, словаря, синтаксического строя словосочетаний и предложений, культура стилистическая Средство успешного обучения Средство социализации, активной деятельности в обществе с позиции педагога: Применение методик, приемов, техник, обеспечивающих успешное овладение речью

РАЗВИТИЕ РЕЧИ КАК МЕТОДИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: качества речи содержательность – соответствие теме разговора, сочинения, беседы (см. отбор материала для сочинений, разговора)… точность – соответствие языка, фактов истине ясность – доступность, соответствие аудитории логичность – доказательность и последовательность разнообразие – употребление пластов афоризмов, пословиц, поговорок, цитат и своих суждений правильность – чистота звучания, безошибочность выразительность – яркость, эмоциональность уместность - ориентированность на запрос аудитории богатство – использование синонимов, антонимов, метафор, эпитетов, олицетворений…

ИСТОРИЯ ВОПРОСА: XIX век: Ф.Буслаев,К.Ушинский, К Ельницкий, П.Солонина, Н. Бунаков, Д Тихомиров, Н. Корф: Развитие речи – задача обучения путем выполнения упражнений: ответы на вопросы, пересказ, изложение, списывание, словотолкование, сочинение, классификации по родовому признаку, соотнесение предмета – действия, признака, конструирование по аналогии Принцип: «Развивать речь в отрыве от мышления невозможно» К.Ушинский

ИСТОРИЯ ВОПРОСА: Традиции русской школы в методике XXвека Е. Соловьева, М. Лопырева, Е. Тихеева, Е. Ционглинская: Развитие речи – процесс работы над связной речью: изложением мыслей, передачей наблюдений, чтением наизусть П.Афанасьев: занятия языком – средство развития всех духовных сторон личности Н.Соколов, Г.Тумим: занятия языком – исключительно занятия развитием речи е г.г.: конечная цель школы – развитие творческой речи - нет системы работы – снижение грамотности Д. Ушаков, П.Афанасьев, С. Редозубов, Н. Рождественский, М.Закожурникова: комплексная работа: речь – грамматический строй - правописание е г.г. XX в. – направление обучения грамоте, чтению, основам грамматики языка СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА - ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ОБУЧЕНИЯ

УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ НАД РЕЧЬЮ: Усвоение языковых норм Наличие материала для высказываний детей Создание ситуаций высказывания Хорошая речевая среда Соблюдение норм общественной морали

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ НАД РЕЧЬЮ Только комплексный подход к решению проблемы развития речи - основа успеха: Изучение языка на всех уровнях: фонетика- графика – орфоэпия – морфемика - лексика - словообразование – грамматика – орфография – пунктуация Исправление речи: звукового, грамматического, лексического строя: «в пяти окон», «ихние дети», «обои классы», «уделять заботу»; Уточнение понятий, представлений: снег- пороша – иней – наст – снегопад – метель- поземка – вьюга – буран – ветер – ураган – смерч; Обогащение словаря, активизация пассивного запаса: корабль, вращение вокруг Солнца, кругооборот, Вселенная

КОНТРОЛЬ: Какое назначение имеет речь? Что такое речь как процесс? Как методическая задача? Какие периоды в становлении речи выделяют психологи? Каковы признаки хорошей речи? Каковы задачи школы по развитию речи детей? Каковы основные условия успешного обучения речи? Каковы основные направления по развитию речи детей?

РАБОТА НАД ФОНЕТИЧЕСКИМИ СВОЙСТВАМИ РЕЧИ Развитие речи – главное направление обучения языку Развитие речи – длительный процесс РЕЧЬ КАК ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС: периоды развития: СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ: Первый уровень – устная, звуковая речь Направления работы над произносительной (звуковой, фонетической) стороной речи: Отработка техники речи Отработка орфоэпического произношения Выступление студентов: Сообщение по книге М.Ф.Фомичевой «Воспитание у детей правильного произношения»: виды нарушений речи, логопедическая индивидуальная работа по их исправлению, специальные упражнения Орфоэпическое произношение – соблюдение норм ударения, произношения сочетаний звуков: бесшумный, скучно, счастье, оглушение на конце слова, непроизносимые согласные и др. Роль словарей… Роль речи учителя… Роль среды…

ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГРАММАТИКИ 1. Вспомните: ЛЕКСИКА – раздел русского языка, устанавливающий смысловое значение слова (синонимы, антонимы, многозначные слова, паронимы, родо- видовые понятия,тематические классы слов. РАЗДЕЛЫ ЛЕКСИКИ: терминология, ономастика, этимология. 2. Вспомните особенности словаря школьников начального звена 3. Вспомните структуру и содержание уроков грамматики: где возможна слов. работа?

ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГРАММАТИКИ 1. Выявите из учебников темы, связанные с изучением лексики. 2. Вспомните качества речи (требования к речи). 3. С какой целью в программу грамматики включаются упр. над синонимами, антонимами, эпитетами? родственными словами, переносным значением слов – метафорами, олицетворениями? Богатство, выразительность, точность

Подберите уз учебников упр.: Предмет+ действие (сорока стрекочет…), Действие +орудие действия (рубят топором…), Конструирование словосоч-ий, Замена одного слова на другое (холодный воздух – морозный воздух и т.п.), Установление родо-видовых групп: «Одежда:…», «Продукты:…»), Распределение по группам Исключение лишнего Определение понятия Конкретизация Противопоставление Установление соотношений: пароход – пар, ходит, золотой - золото ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГРАММАТИКИ

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОГО СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА Работа над словосочетанием: Словосочетание не используется самостоятельно, это ступень работы над предложением Ошибки: «был за бедных», «солдат взял меч», «плохой характер», «уделяли заботу» Направления работы: выписывание слов парами с вопросами; разбор предложений; составление предложений по опорным словосоч-ям; объяснение значений; знакомство с фразеологическими сочетаниями; составление словосочетаний по модели; списывание с раскрытием скобок и конструированием формы

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОГО СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА Работа над предложением: 1. Ответы на вопросы полными предложениями 2. Постановка вопросов к предложениям 3. Распространение предложений 4. Составление предложений на тему 5. Составление предложений по картинкам, по прочитанному тексту, по наблюдениям, экскурсиям 6. Составление словосочетаний и включение их в предложения 7. Соединение 2 простых предложений в одно сложное 8. Переконструирование предложений с заменой отдельных слов (сущ. – мест., перифразы: Девочка – ученица – школьница - она) 9. Восстановление деформированного предложения

Дайте хар-ку упр. с точки зрения работы над речью

Прокомментируйте виды работы над речью по каждому упражнению

ОБУЧЕНИЕ НАПИСАНИЮ ИЗЛОЖЕНИЙ ИЗЛОЖЕНИЕ – вид творческой работы, предполагающий передачу прочитанного, услышанного источника Из чего складывается подготовка? Урок классного чтения – ответ на вопросы, работа над планом и пересказ (логический, с изменением лица рассказчика, с изменением последовательности событий, с вставкой) Урок основ лингвистики – ответ на вопросы, творческое списывание, письмо по памяти, свободные диктанты Все учебные дисциплины – конструирование предложений, расширение словарного запаса

БУНЕЕВ Р.Н.,2 кл.

ПРАКТИКУМ: Какова тематика текстов? Каков жанр изложения? (Повествование? Описание? Рассуждение?) Какая предусматривается подготовительная работа на уроке? Каков объем текста? Разработайте фрагменты урока: 1. словарно-орфографическую работу; 2. вопросы по тексту с отработкой высказывания;

НАРАЩЕНИЕ СТЕПЕНИ СЛОЖНОСТИ ИЗЛОЖЕНИЙ: Текст разбит на части, план имеется Текст не разбит на части, план имеется Текст разбит на 2-4 части, плана не имеется, план составляется коллективно Текст разбит на части, плана не имеется, план составляется самостоятельно Текст не разбит на части, плана нет, план составляется самостоятельно ВИДЫ ИЗЛОЖЕНИЙ: контрольное – обучающее, сжатое – подробное, без изменений – с изменениями

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ 1. Ознакомительное чтение с предварительной целевой установкой 2. Анализ содержания: воспроизведение по вопросам с отработкой конструкций предложений для письма 3. Работа над планом 4. Вторичное чтение с целевой установкой: подготовиться к пересказу 5. Пересказ с отработкой высказываний для записи 6. Орфографическая пропедевтика 7. Письменная самостоятельная работа учеников 8. Итог: чтение фрагментов, обсуждение Используя страницу учебника, постройте урок

ПРОВЕРКА РАБОТ, УЧЕТ ОШИБОК Количество учеников, писавших работу Количество учеников, выполнивших работу без орфографических ошибок Количество учеников, правильно передавших содержание Ошибки в передаче содержания: искажение фактов, упущение важных моментов, непоследовательное изложение, отступление от плана Характер речевых ошибок: построение предложений, пропуск слов, нарушение порядка слов, нарушение границ между предложениями, нарушение грамматической связи между словами, нарушение границ сочетаемости слов

МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ

СОЧИНЕНИЕ КАК ЖАНР ТВОРЧЕСТВА Сочинение в школе – на особом месте: сообщение творческого характера, где создаются условия для раскрытия личности: СМ. творческие работы РОЛЬ: развитие эмоциональной сферы личности, умственных способностей, оценки, наблюдательности, языка и речи – образности, богатства, разнообразия, точности

ПОДГОТОВКА: Сообщение темы Отбор материала: фактов, наблюдений Установление композиции, последовательности Построение связных мыслей Учет требований орфографии, пунктуации, каллиграфии 2-3 кл. – работ в год – обучающие сочинения, 3-4 кл. – обучающие, контрольные

ТИПЫ СОЧИНЕНИЙ по источникам по степени самост - ти по жанрупо стилюпо темам О пережитом, виденном На материале труда На материале экскурсии, похода, наблюдения Из опыта На материале прочитанных книг, увиденн. фильмов На основе воображения Комплексные По картине, серии картин Коллективные Индивидуальн (классные, домашние) Повествования Описания Рассуждения Комплексные Эмоционально -образные Научно- деловые Эпистолярные О природе О труде, профессиях О людях О важных событиях О достижениях О школе, семье, сверстниках, друзьях

ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ Связь с жизнью детей Соответствие возрасту, задачам обучения, специфике школы Повышение эмоционального уровня работы над сбором материала: «Моя улица», «На субботнике», «Как посадить дерево», «Как мы маме устроили праздник», «Надо ли хранить тайну?» «Умею ли я дружить?» Формирование потребности исповедального рассказа НЕЛЬЗЯ ДАВАТЬ СОЧИНЕНИЕ НА ОТКУП

ПОДГОТОВКА И НАПИСАНИЕ За несколько дней сообщается тема, напоминается Проводится инструкция о правилах сбора материала Организуется сбор материала: экскурсия, трудовая деятельность (изготовление кормушки, подарка папе, маме…), подбор стихов, картин Организуется отбор и систематизация материала, отрабатывается высказывание: беседа, выделение главного, работа над планом, содержанием, сбор лексического минимума Проводится словесное, речевое действие: устный рассказ, предупреждение ошибок, запись опорных слов

ХОД ЗАНЯТИЯ: Сообщение темы сочинения, источника (картина, серия картин, книга, экскурсия, впечатления) Беседа с целью упорядочения материала и отработки высказывания Составление плана Орфографическая и лексическая словарная работа Письменная работа: Индивидуальная помощь учителя Совершенствование написанного Итог: чтение фрагментов, обсуждение

СИСТЕМА 1 кл: устные сочинения с первых дней - об игрушке, случае с собакой, событии во дворе: -О чем ты рассказал? -О чем хочешь рассказать? Игровые виды деятельности, занимательные материалы: стихи, загадки, сценки Запись: отдельные слова из сочинения, предложения Постепенно: приучать запоминать мысли 2 кл, 3 кл, 4 кл – построить по аналогии В работе над сочинением нет стандартов