Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся Учитель русского языка и литературы: Аксенова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
РМО учителей русского языка и литературы «Работа с текстом на уроке». «Чтение – вот лучшее учение» г г.
Advertisements

Личность, владеющая основами коммуникативной культуры ( богатый словарный запас, основанный на глубоком понимании гуманитарных знаний ). Творческая личность,
Подготовили: учителя МСОШ 2. Создать условия для развития ключевых компетенций учащихся начальных классов посредством применения в образовательном процессе.
Активизация познавательной деятельности обучающихся при работе с текстом.
Новые подходы к организации самостоятельной работы на уроках биологии.
соответствие концепции гуманиза- ции образования; поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика; соответствие социокультурной потребности.
Из опыта работы Полухиной Елены Петровны, учителя начальных классов МОУ СОШ 3 г.Валуйки.
Тема: «Экскурсия как средство развития устной и письменной речи учащихся». Автор проекта: С. Георгиева.
Саверская С. С. учитель русского языка и литературы МБОУ МСОШ 1.
Цель: Выявить,описать и доказать целесообразность использования нетрадиционных подходов работы над сказкой на уроках литературного чтения в начальных классах.
Сегодня как никогда для педагога особенно важно пробудить интерес к звучащему, научить детей почувствовать его истинный вкус и назначение. Процесс этот.
Организация работы с текстом на уроках русского языка на основе речеведческих понятий в 7-9 классах.
Современные формы контроля и их роль в повышении мотивации изучения иностранного языка Автор проекта: М.А. Борисенко, учитель английского языка.
Цель курса: - обобщить полученные знания по орфографии; - закрепить навыки грамотного письма, активизировать внимание учащихся к собственной письменной.
Нестерова Ирина Петровна учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 183 имени Р. Алексеева.
Развитие ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы.
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ИКТ. Основные цели применения ИКТ на уроках английского языка: – повышение мотивации к изучению языка; – совершенствование.
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 125 с углубленным изучением математики» г. Снежинск Учитель истории и обществознания.
Формирование математической компетентности у учащихся при обучении приемам сравнения чисел Шепелева Елена Николаевна, учитель математики.
Развивайте дар речи. Сочинения разных жанров. Программа элективного курса для учащихся 9 класса. Учитель: Лисянских Г.М.
Транксрипт:

Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся Учитель русского языка и литературы: Аксенова Елена Витальевна

Цель: формирования коммуникативной компетенции учащихся через работу с текстом Задачи: 1) внедрение на уроках русского языка форм и методов работы с текстом, способствующих развитию речи учащихся; 2) подбор тематического текстового материала, разработка способов практической работы с текстом, направленной на развитие навыков анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых единиц; 3) вовлечение во внеклассную работу учащихся с целью развития их творческих способностей, выявление одаренных в лингвистическом отношении детей

Проблема: Как развивать речь учащихся? Как сформировать интеллектуально и творчески развитую личность, обладающую коммуникативными навыками? Наиболее эффективной формой для решения данной проблемы я считаю работу с текстом на уроках русского языка, так как это является одним из наиболее важных условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи.

Т.А. Ладыженская, М.М.Разумовская разработали систему обучения связной речи на основе коммуникативных умений, их исследования легли в основу действующих программ по русскому языку. Они считают, что текстоцентрический подход – необходимое условие достижения нового качества образования, главным содержанием которого является формирование у учащихся ключевых компетенций.

Наиболее результативными, на мой взгляд, являются следующие формы и методы организации работы с текстом: комплексная работа с текстом; лингвостилистический анализ текста; «самодиктанты»; сочинение-рассуждение; редактирование текста; различные виды диктантов; интеллектуально-лингвистические упражнения; работа с текстами-миниатюрами; составление синквейнов, кластеров к тексту; коммуникативные и игровые ситуации.

Примерный план анализа текста любого типа речи: 1. Выразительное чтение текста. 2. Тема текста. 3. Идея текста. 4. Тип текста. 5. Композиционное оформление. 6. Стиль текста. 7. Средства связи предложений в тексте 8. Логическая структура 9. Текстообразующие функции частей речи 10. Выразительные средства речи и их роль.

Особенно эффективны при развитии творческих способностей учащихся инновационные педагогические технологии Например, технология развития критического мышления. Создание синквейнов, кластеров, инсерта к тексту позволяет учащимся осмыслить всю полученную информацию, присвоить новое знание, сформировать у каждого ученика собственное отношение к изучаемому материалу.

Средством создания речевых возможностей на уроке признается система ситуативных упражнений. Учитель моделирует ситуативные задания самостоятельно, а также использует и те задания, которые предполагаются в стабильных учебниках по русскому языку. Приведу пример: «Вы экскурсоводы, ведете экскурсию для младших классов. Стараетесь описать картину ярко, образно и доступно. Объясните, что и почему вам особенно нравится, вы хотите вызвать заинтересованный отклик у зрителей. Кто лучше справится с этой задачей?» Конкурс на лучший рассказ экскурсовода. Запишите получившийся текст.

Развитию творческих способностей содействуют дидактические игры на уроке Например: 1. «Диктор». Прочитайте текст орфоэпически правильно. 2. «Редактор». Исправьте речевые ошибки в тексте. 3. «Переводчик». Замени иноязычное слово русским. 4. «Перевертыши». Замените в словосочетании главное слово так, чтобы получилась метафора.

Прогнозирование результатов. В результате применения разработанных методических приемов предполагается достижение следующих результатов: высокий уровень сформированности коммуникативной компетенции; повышение интереса к русскому языку и литературе; прочное и неформальное усвоение знаний, повышение результативности обучения; умение создавать обучающимися исследовательские и проектные работы, презентации; умение анализировать, интерпретировать и создавать тексты различных стилей и жанров; активизация творческой деятельности – желание участвовать в различных творческих конкурсах.