Основные составляющие русского языка Территориальные диалекты - существуют в устной форме, служат для бытового общения. Территориальные диалекты - существуют.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок русского языка в 10 классе Тема: Система языка. Единицы и уровни языковой системы Задачи урока: дать понятие о языке как знаковой системе, его устройстве,
Advertisements

Лингвистика или языкознание – наука о языке (от греч. «лингва» язык)
Тема урока: Синтаксис словосочетания и простого предложения Цель урока: повторить, что входит в понятия «Синтаксис и пунктуация», «пунтограммы», «словосочетание»,
Фонетика Сколько гласных звуков? Сколько гласных звуков? Сколько букв в слове «степь» ? Сколько букв в слове «степь» ? Назовите только твёрдые согласные.
Русский язык и культура речи к. филол. н., доцент Гончарова Любовь Марковна.
Формирование грамматических понятий. Понятие - форма абстрактного мышления, отражающая существенные признаки предметов и явлений.
Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы: Клеменчук С.В. НОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА.
ГИА-2013 ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ СОЧИНЕНИЕ. ОСНОВА НАПИСАНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО СОЧИНЕНИЯ Правильное понимание задания – основа создания лингвистического сочинения.
Лекция 6 Грамматическое значение и способы его выражения.
Структура ГИА.. Экзаменационная работа по русскому языку состоит из трёх частей, которые последовательно выполняются учениками. Выполнение трёх частей.
ЕГЭ по русскому языку в 2015 году в новом формате Часть 1: особенности структуры специфика подготовки.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 30» Проектно- исследовательская работа Интересная фразеология.
Готовимся к промежуточной аттестации 5 класс. Задания по разделу «Фонетика. Графика. Орфография» 1. Найдите правильный ответ фонетического разбора слова.
Синтаксис изучает строение и значение словосочетаний и предложений Словосочетание – это группа самостоятельных (знаменательных) слов, объединенных по смыслу.
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Русский язык.
Национальный русский язык. Роль языка в обществе. Язык и речь. Формы языка.
Презентация к уроку по русскому языку на тему: Публицистический стиль: его задачи, сфера применения, жанры.
Функциональные стили речи. Функциональные стили речи : Исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого.
Программа « Планета знаний» ( Стандарт 2006 г.). Цели обучения развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии.
Структура ГИА.. Экзаменационная работа по русскому языку состоит из 3 частей, которые последовательно выполняются учениками. Время выполнения работы –
Транксрипт:

Основные составляющие русского языка Территориальные диалекты - существуют в устной форме, служат для бытового общения. Территориальные диалекты - существуют в устной форме, служат для бытового общения. Жаргоны – профессиональные и социально-групповые. Профессиональные жаргоны используют люди одной профессии. Жаргоны – профессиональные и социально-групповые. Профессиональные жаргоны используют люди одной профессии. Молодежный жаргон – характеризует речь студентов, школьников. Молодежный жаргон – характеризует речь студентов, школьников.

Структура языка Литературный язык Литературный язык Общенародный (жаргоны, арго) Общенародный (жаргоны, арго) Национальный язык (этноязык) - диалекты Национальный язык (этноязык) - диалекты

Основные разделы науки о русском языке Фонетика – изучает звуки речи. Фонетика – изучает звуки речи. Морфемика – изучает состав слова. Морфемика – изучает состав слова. Лексика – изучает словарный состав языка. Лексика – изучает словарный состав языка. Грамматика включает два раздела: морфологию и синтаксис. Грамматика включает два раздела: морфологию и синтаксис. Морфология изучает слово как часть речи. Морфология изучает слово как часть речи. Синтаксис изучает словосочетания и предложения. Синтаксис изучает словосочетания и предложения.

Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. ( (А.И. Куприн) Язык - сложное явление по своему устройству, своей роли (функции) в обществе. В самом общем виде современная наука определяет язык как стихийно возникшую в человеческом обществе и развивающуюся систему языков, служащую орудием общения. Язык - сложное явление по своему устройству, своей роли (функции) в обществе. В самом общем виде современная наука определяет язык как стихийно возникшую в человеческом обществе и развивающуюся систему языков, служащую орудием общения. Язык включает в себя возможности художественного, эстетически осмысленного и направленного употребления. Язык включает в себя возможности художественного, эстетически осмысленного и направленного употребления.

Язык Основные функции языка: коммуникативная, познавательная, аккумулятивная. Основные функции языка: коммуникативная, познавательная, аккумулятивная. Дополнительные функции: эмоциональная (выражает состояние говорящего), волюнтативная (воздействует на слушателя), магическая. Дополнительные функции: эмоциональная (выражает состояние говорящего), волюнтативная (воздействует на слушателя), магическая. Признаки, характеризующие язык : Признаки, характеризующие язык : - отражает опыт коллектива - отражает опыт коллектива - объективен - объективен - обязателен - обязателен

Речь Признаки, характеризующие речь: - материальна; - материальна; - субъективна; - субъективна; - отражает опыт индивидума; - отражает опыт индивидума; - произвольна; - произвольна; - динамична, развивается во времени; - динамична, развивается во времени; - бесконечна. - бесконечна.

Понятие культуры речи Соблюдение этики общения. Соблюдение этики общения. Владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме. Владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме. Умение выбрать и организовать языковые средства, которые в определенной ситуации общения способствуют достижению поставленных задач коммуникации. Умение выбрать и организовать языковые средства, которые в определенной ситуации общения способствуют достижению поставленных задач коммуникации.

Фонетические средства языковой выразительности выразительности

Ассонанс – повторение гласных звуков. Ассонанс – повторение гласных звуков. Стало в комнате темно. Заслоняет слон окно. Или это снится сон? Динь - дон. Динь - дон. Или это снится сон? Динь - дон. Динь - дон.

Аллитерация–повторение согласных звуков. Пушки с пристани палят. Пора, перо покоя просит….

Анафора - единоначатие. Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн.

Выразительной называется речь, способная поддерживать внимание и интерес слушателя или читателя Звукоподражание (прямое и непрямое) - имитация звуковых явлений подбором слов с однородными звуками. Звукоподражание (прямое и непрямое) - имитация звуковых явлений подбором слов с однородными звуками. Паронимы - игра близкими по звучанию словами, когда случайное сходство звука используется для создания новой смысловой связи. Паронимы - игра близкими по звучанию словами, когда случайное сходство звука используется для создания новой смысловой связи.

Тема 2.3 Орфоэпические нормы русского литературного языка Орфоэпические нормы русского литературного языка

Орфоэпические нормы русского литературного языка Орфоэпия - разделя языкознания, занимающийся изучением нормативного литературного произношения. Стили произношения: полный и неполный. Стили произношения: полный и неполный. Редукция – качественные и количественные изменения в результате ослабления артикуляции. Редукция – качественные и количественные изменения в результате ослабления артикуляции.

Орфоэпические нормы Качественная редукция – изменение звучания гласного с потерей некоторых признаков его тембра. Качественная редукция – изменение звучания гласного с потерей некоторых признаков его тембра. Количественная редукция – уменьшение долготы и силы звука. Количественная редукция – уменьшение долготы и силы звука.

Орфоэпические нормы Произношение безударных гласных: Произношение безударных гласных: В безударных слогах гласные подвергаются редукции - качественным и количественным изменениям в результате ослабления артикуляции. В безударных слогах гласные подвергаются редукции - качественным и количественным изменениям в результате ослабления артикуляции. В безударных окончаниях имен существительных и других частей речи произносятся редуцированные звуки [Ъ] (ер) и [Ь] (ерь). На месте буквы Е произносится звук [Ь]. В безударных окончаниях имен существительных и других частей речи произносятся редуцированные звуки [Ъ] (ер) и [Ь] (ерь). На месте буквы Е произносится звук [Ь].

Орфоэпические нормы Произношение слов иноязычного происхождения В словах иноязычного происхождения на месте буквы О в безударном положении произносится [О], т.е. без редукции: [О]тель, кака[О]. Допускается двоякое произношение: п[А]эт, п[О]эт. В словах иноязычного происхождения на месте буквы О в безударном положении произносится [О], т.е. без редукции: [О]тель, кака[О]. Допускается двоякое произношение: п[А]эт, п[О]эт. Перед гласным, обозначенный буквой Е, во многих иноязычных словах согласные произносятся твердо: а[ТЭ]лье, ко[ДЭ]кс. Перед гласным, обозначенный буквой Е, во многих иноязычных словах согласные произносятся твердо: а[ТЭ]лье, ко[ДЭ]кс.

ВАРИАНТЫ НОРМЫ Варианты (дублеты) – разновидности одной и той же языковой единицы, нормы обладающие одинаковым значением, но различающиеся по форме. Варианты (дублеты) – разновидности одной и той же языковой единицы, нормы обладающие одинаковым значением, но различающиеся по форме. Существуют дублеты: Существуют дублеты: Произносительные Произносительные Словоизменительные Словоизменительные Словообразовательные Словообразовательные Синтаксические: предложного управления, беспредложного управления, лексические. Синтаксические: предложного управления, беспредложного управления, лексические.

Раздел 3 Раздел 3 Лексика. Фразеология Лексикография Лексикография

Лексика Лексика Лексика – раздел науки о языке, в котором изучается словарный состав языка. Лексика – раздел науки о языке, в котором изучается словарный состав языка.

Лексика Состав русской лексики: Состав русской лексики: - Исконно русские слова - Индоевропеизмы - Общеславянская - Восточнославянская - Собственно русская

Лексика - Заимствованные слова из славянских языков - Историзмы - Архаизмы - Старославянизмы - Диалекты - Термины - Профессионализмы - Техноцизмы - Жаргонизмы

Тема 3.1 Тема 3.1 Использование в речи Использование в речи изобразительно-выразительных средств. изобразительно-выразительных средств. Слово, его лексическое значение Слово, его лексическое значение

Изобразительно-выразительные средства Метафора – скрытое сравнение Метафора – скрытое сравнение (деревья в зимнем серебре). (деревья в зимнем серебре). Метонимия – сближение, сопоставление понятий по смежности обозначаемых понятий Метонимия – сближение, сопоставление понятий по смежности обозначаемых понятий (стальной оратор дремлет в кобуре). (стальной оратор дремлет в кобуре). Эпитет – художественное определение Эпитет – художественное определение (тучка золотая). (тучка золотая). Сравнение – сопоставление двух предметов или явлений (река как зеркало). Сравнение – сопоставление двух предметов или явлений (река как зеркало).

Изобразительно-выразительные средства Аллегория (иносказание) – изображение отвлеченного понятия или явления через конкретные предметы и образы. Аллегория (иносказание) – изображение отвлеченного понятия или явления через конкретные предметы и образы. Ирония – скрытая насмешка Ирония – скрытая насмешка (Забил снаряд я в пушку туго и думал: угощу я друга…). (Забил снаряд я в пушку туго и думал: угощу я друга…). Литота – художественное преуменьшение Литота – художественное преуменьшение (мальчик с пальчик). (мальчик с пальчик). Гипербола – художественное преувеличение Гипербола – художественное преувеличение (солнца шар я держу на руках..). (солнца шар я держу на руках..). Олицетворение – изображение неодушевленных предметов, наделяя их даром речи, способностью мыслить и чувствовать Олицетворение – изображение неодушевленных предметов, наделяя их даром речи, способностью мыслить и чувствовать (робко месяц смотрит в очи). (робко месяц смотрит в очи).

Слово Слово Слово – важнейшая номинативная единица языка. Слово – важнейшая номинативная единица языка. Признаки, свойственные большинству лексических единиц: Признаки, свойственные большинству лексических единиц: - Фонетическая оформленность; - Фонетическая оформленность; - Определенное значение; - Определенное значение; - Постоянство звучания и значения; - Постоянство звучания и значения; - Непроницаемость; - Непроницаемость; - Слово имеет одно основное ударение или является безударным. - Слово имеет одно основное ударение или является безударным.

Слово - Все слова имеют определеную грамматическую оформленность и принадлежат к тем или иным частям речи - Целостность и единооформленность - Воспроизводимость (не конструируем слова заново) - Изолированность (воспринимаются вне речевого потока, сохраняя значение) - Номинативность (способность называть предметы, качества, действия) - Фразеологичность или идиоматичность (несвободная связь между морфемами)

Лексическое значение слова Лексическое значение – закрепленная в сознании говорящих соотнесенность звукового комплекса языковой единицы с тем или иным явлением действительности. Лексическое значение – закрепленная в сознании говорящих соотнесенность звукового комплекса языковой единицы с тем или иным явлением действительности.

Тема 3.2 Тема 3.2 Лексические нормы Лексические нормы

Лексические нормы Лексические нормы - правильность выбора слова и уместность применения его в общепринятом значении и в общепринятых сочетаниях. Лексические нормы - правильность выбора слова и уместность применения его в общепринятом значении и в общепринятых сочетаниях. Нарушение лексических норм приводит к искажению смысла высказывания. Нарушение лексических норм приводит к искажению смысла высказывания.

Лексические нормы Смешение паронимов Смешение паронимов ( одно слово употребляется вместо другого). Ложить - просторечное, Ложить - просторечное, класть- общеупотребительное. класть- общеупотребительное.

Тема 3.3 Тема 3.3 Типы фразеологических единиц Типы фразеологических единиц и их использование в речи и их использование в речи

Фразеологические единицы Фразеологические единицы устойчивые, постоянные по своему компонентному составу воспроизводимые единицы языка, обладающие целостным единым значением.

Фразеологические сочетания Фразеологические сочетания содержат в своей структуре, помимо слов с фразеологически связанным значением и ограниченным употреблением, слова со свободными значениями (щекотливый вопрос). Сочетание состоит из слова со свободным, прямым значением (вопрос) и несвободным, фразеологически связанным (щекотливый).

Тема 3.4 Тема 3.4 Основные типы словарей Основные типы словарей

Типы словарей 1 Орфоэпические словари. 2 Толковые словари. 3 Этимологические словари. 4 Словари морфем. Словообразовательные словари показывают, как образуются слова. 5 Семонимические словари.

Типы словарей 6 Словари, описывающие лексику ограниченной сферы употребления. К ним относятся терминологические словари. В них объясняются термины какой – либо науки. 7 Диалектные словари.

Типы словарей 8 Словари жаргонной и арготической лексики. Жаргонная и арготическая лексика находится за пределами русского литературного языка, но она - составная часть словаря национального русского языка. В советские времена такие словари были доступны только работникам следственных органов, милиции. Д.С. Болдарев «Словарь тюремно - лагерно - блатного жаргона». «Так говорит молодежь» - словарь молодежного сленга.

Раздел 4 Раздел 4 Морфемика Морфемика

Морфемика Морфемика изучает морфемный строй языка, совокупность вычленяемых в словах морфем и их типы.

Морфемика Наиболее важным для обогащения словарного состава языка является морфологический способ, с помощью которого пополняются разные части речи, хотя с неодинаковой продуктивностью. Наиболее важным для обогащения словарного состава языка является морфологический способ, с помощью которого пополняются разные части речи, хотя с неодинаковой продуктивностью. Префиксация почти не используется при образовании новых существительных (сверхприбыль). Это редкость в языке. Шире применяется этот способ при словообразовании имен прилагательных (антиобщественный, премилый, сверхмощный) и особенно глаголов (писать - выписать, написать, вписать, переписать, приписать). Префиксация почти не используется при образовании новых существительных (сверхприбыль). Это редкость в языке. Шире применяется этот способ при словообразовании имен прилагательных (антиобщественный, премилый, сверхмощный) и особенно глаголов (писать - выписать, написать, вписать, переписать, приписать).

Морфемика Процесс словообразования тесно связан с грамматикой и лексикой. Связь с лексикой выражается в пополнении словарного состава языка новыми словами, потребность в которых порождена самой жизнью. Процесс словообразования тесно связан с грамматикой и лексикой. Связь с лексикой выражается в пополнении словарного состава языка новыми словами, потребность в которых порождена самой жизнью. Связь с грамматикой проявляется в том, что новые слова обычно оформляются по существующим моделям, располагаются по тем грамматическим категориям, которые присущи языку. Связь с грамматикой проявляется в том, что новые слова обычно оформляются по существующим моделям, располагаются по тем грамматическим категориям, которые присущи языку.

Тема 4.1 Способы словообразования Способы словообразования

Способы образования слов 1.Морфологический. 1.1.Аффиксация: а) префиксальный, б) суффиксальный, в) префиксально-суффиксальный Безаффиксальный способ Словосложение Аббревиация. 2. Морфолого-синтаксический. 3. Лексико-синтаксический.

Тема 4.2 Словообразовательные нормы Словообразовательные нормы

Суффиксы Суффиксы, имеющие значение лица : - тель/итель (преподаватель) - ник/енник/еник - (мошенник) - щик-чик (наметчик) - ор/ер/ёр (танцор, промоутер, дилер) Суффиксы, обозначающие лиц женского пола: -к /овк/анк (москвичка, мичманка) -ица (художница) -ств(о) (братство) -ур (клиентура) -J (зверJо)

Раздел 5 Раздел 5 Морфология Морфология Грамматические категории и способы их выражения в современном русском языке

Морфология Морфология – это раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи. Основной объект морфологии – слово. Морфология устанавливает общие грамматические значения, на основании которых слова группируются в грамматические классы, разряды, типы. Самостоятельные Служебные Модальные слова Междометия Звукоподражательные слова

Тема 5.1 Самостоятельные и служебные части речи

Самостоятельные части речи имеют самостоятельные лексические и грамматические значения. К ним относятся 7 разрядов слов: существительное, прилагательное, числительное, местоимение, глагол, наречие, категория состояния. Служебные части речи лишены номинативной (назывной) функции. К ним относятся предлоги, союзы, частицы.

Части речи Модальные слова служат для выражения говорящим оценки своего высказывания в целом или отдельных его частей с точки зрения их отношения к объективной действительности. Междометия лишены функции называния. Они служат выразителями определенных чувств (ах! чу!) Звукоподражательные слова являются по своему звуковому оформлению воспроизведением восклицаний, звуков, кряков (кря-кря, ку-ку).

Тема 5.2 Морфологические нормы

Основная трудность изучения морфологических единиц – наличие вариантных форм. Основная трудность изучения морфологических единиц – наличие вариантных форм. Причины вариантности: Причины вариантности: -смешение и взаимодействие старых типов склонения, спряжения и других способов образования грамматических форм -смешение и взаимодействие старых типов склонения, спряжения и других способов образования грамматических форм - воздействие территориальных диалектов - воздействие территориальных диалектов - особенности языка-источника - особенности языка-источника - вариантность в грамматическом роде нередко является следствием противоречия между формой и содержанием языковой единицы. - вариантность в грамматическом роде нередко является следствием противоречия между формой и содержанием языковой единицы.

Тема 5.3 Грамматические категории Грамматические категории и способы их выражения в современном русском языке русском языке

Грамматические категории и способы их выражения в современном русском языке Грамматическое значение выступает как добавочное к лексическому и выражает различные отношения. Обычно слово имеет несколько грамматических значений - род, число, падеж, вид и т.д.

Грамматические категории и способы их выражения в современном русском языке Существуют различные способы образования форм слова. В синтаксический способ входят: - аффиксация - образование форм слова с помощью окончаний, приставок, формообразующих суффиксов (дом - дома, дому). - внутренняя флексия - чередование звуков (запереть - запирать). - ударение: до'ма (род.п., ед. числ.) - дома'(им.п., мн.ч.) - супплетивизм - формы одного и того же слова, образованные от разных корней или основ: человек - люди. -повторы - синий - синий.

Раздел 6 Раздел 6 Синтаксис Синтаксис

Синтаксис Синтаксис (составление) - раздел грамматики, изучающий строй связной речи и включающий две основные части: учение о словосочетании и учение о предложении.

Тема 6.1 Основные синтаксические единицы

Основные синтаксические единицы: -словоформа, т.е. слова в определенной форме - словосочетание - предложение -сложное синтаксическое целое

Словосочетание Словосочетание - соединение двух и более знаменательных слов, связанных грамматически и по смыслу, и представляющее собой сложное наименование явлений объективной действительности. Одно из них главное, другое зависимое. Словосочетание - соединение двух и более знаменательных слов, связанных грамматически и по смыслу, и представляющее собой сложное наименование явлений объективной действительности. Одно из них главное, другое зависимое.

Типы словосочетаний Типы словосочетаний по степени спаянности компонентов: Типы словосочетаний по степени спаянности компонентов: синтаксически свободные, т.е. такие, которые легко разлагаются на составляющие их части: синтаксически свободные, т.е. такие, которые легко разлагаются на составляющие их части: контрольная работа, задачник по математике. контрольная работа, задачник по математике. Словосочетания синтаксически несвободные, т.е. такие, которые образуют неразложимое синтаксическое единство: Словосочетания синтаксически несвободные, т.е. такие, которые образуют неразложимое синтаксическое единство: два дома, несколько студентов. два дома, несколько студентов.

Словосочетание По структуре словосочетание бывают: По структуре словосочетание бывают: - простые - состоят из двух слов - главного и зависимого), - простые - состоят из двух слов - главного и зависимого), например, юноша восемнадцати лет; например, юноша восемнадцати лет; - сложные происходит распространение слова целым словосочетанием, - сложные происходит распространение слова целым словосочетанием, например, выполнение домашнего задания. например, выполнение домашнего задания. Типы словосочетаний по главному слову: Типы словосочетаний по главному слову: - глагольные, именные, наречные. - глагольные, именные, наречные. Синтаксические отношения между словами, входящими в словосочетание могут быть: Синтаксические отношения между словами, входящими в словосочетание могут быть: - атрибутивные: последние известия - атрибутивные: последние известия - объектные: писать письмо - объектные: писать письмо - обстоятельственные: бежать быстро. - обстоятельственные: бежать быстро.

Тема 6.2 Тема 6.2 Типы предложений Типы предложений

Типы предложений 1. Простые (одна предикативная основа), сложные (две и более основы). 2. Утвердительные и отрицательные. 3. По цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные.

Типы предложений 4. Односоставные и двусоставные (по наличию одного или двух главных членов предложения). 5. Распространенные и нераспространенные (по наличию второстепенных членов предложения). 6. Полные и неполные (наличие всех необходимых членов предложения данной структуры). 7. Синтаксически членимые и не членимые слова- предложения (Да. Нет).

Тема 6.3 Выразительные возможности Выразительные возможности русского синтаксиса русского синтаксиса

Выразительные возможности русского синтаксиса В русском языке есть три группы фигур: Первая группа фигур: антитеза, градация. Вторая группа: повтор, единоначатие, параллелизм, период. Третья группа: обращение, риторический вопрос, вопросно- ответный ход.

АНТИТЕЗА, ГРАДАЦИЯ Антитеза - прием, основанный на сопоставлении противоположных явлений и признаков. Антитеза - прием, основанный на сопоставлении противоположных явлений и признаков. Ученье свет, а не ученье - тьма. Ученье свет, а не ученье - тьма. Градация - фигура речи, суть которой состоит в расположении нескольких перечисляемых в речи элементов в порядке возрастания их значения или в порядке убывания значения. Градация - фигура речи, суть которой состоит в расположении нескольких перечисляемых в речи элементов в порядке возрастания их значения или в порядке убывания значения. Не жалею, не зову, не плачу… Не жалею, не зову, не плачу…

Анафора, эпифора, период, параллелизм Формы повтора: Формы повтора: анафора - прием, при котором несколько предложений начинают одним и тем же словом или группой слов анафора - прием, при котором несколько предложений начинают одним и тем же словом или группой слов Таковы времена! Таковы наши нравы! Таковы времена! Таковы наши нравы! Эпифора повтор заключительных элементов последовательных фраз. Эпифора повтор заключительных элементов последовательных фраз. Струится не тихнущий дождь, томительный дождь…. Струится не тихнущий дождь, томительный дождь…. Параллелизм - одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, расположение в них сходных членов предложений Параллелизм - одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, расположение в них сходных членов предложений Поэзия грамматики и грамматика поэзии. Поэзия грамматики и грамматика поэзии. Период - особая ритмическая конструкция, мысль и интонация в которой постепенно нарастает, достигают вершины, после чего тема получает свое разрешение. Период - особая ритмическая конструкция, мысль и интонация в которой постепенно нарастает, достигают вершины, после чего тема получает свое разрешение.

РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ, РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС, ВОПРОСНО-ОТВЕТНЫЙ ХОД Риторическое обращение - подчеркнутое обращение к кому- нибудь, имеющее целью выразить отношение автора к тому или иному объекту, дать его характе­ристику. Риторическое обращение - подчеркнутое обращение к кому- нибудь, имеющее целью выразить отношение автора к тому или иному объекту, дать его характе­ристику. (Люблю тебя, булатный мой кинжал. Товарищ светлый и холодный...). (Люблю тебя, булатный мой кинжал. Товарищ светлый и холодный...). Риторический вопрос - эффективный стилистический прием, активно используемый в современной публичной речи с целью активизации внимания слушате­лей. Усиливает внимание читателя, не требуя от него ответа. Риторический вопрос - эффективный стилистический прием, активно используемый в современной публичной речи с целью активизации внимания слушате­лей. Усиливает внимание читателя, не требуя от него ответа. (Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?) (Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?) Вопросно-ответный ход - превращает монологическую речь в диалог, делает слушателей собеседниками оратора. Вопросно-ответный ход - превращает монологическую речь в диалог, делает слушателей собеседниками оратора.

Раздел 7 Раздел 7 Графика и орфография Графика и орфография Русская пунктуация Русская пунктуация

Графика и орфография Русская пунктуация Графика (пишу) - устанавливает состав начертаний, употребляемых на письме, изучает звуковые значения букв, т.е. соотношения между буквами и звуками. Орфография - система правил о написании слов и их значимых частях (морфем), о слитных, дефисных, раздельных написаниях слов, об употреблении прописных и строчных букв, о переносе слов с одной строки на другую.

Русская пунктуация Пунктуация - это система вне алфавитных графических средств, главным образом знаков препинания, это раздел языкознания, изучающий нормы и правила употребления знаков препинания.

Тема 7.1 Позиционный принцип русской графики

Графика (пишу) - устанавливает состав начертаний, употребляемых на письме, изучает звуковые значения букв, т.е. соотношения между буквами и звуками. Позиции букв Буквы русского алфавита могут быть однозначными и двузначными. Твердость и мягкость русских согласных обозначается не отдельными буквами, а сочетаниями букв.

Позиционный принцип русской графики Схематично эти позиции можно представить так: Твердая позиция: Согласная + ъ или согласная + а, о, у, ы, э Мягкая позиция: Согласная + ь или согласная + е, ё, и, ю, я Такой принцип русской графики называют силлабическим или слоговым. Отступлением от основного принципа русской графики является написание гласных после однозначных шипящих ж, ш, ч, щ, ц.

Тема 7.2 Принципы русской орфографии

Морфологический принцип Ведущим принципом русского правописания является морфологический принцип. Сущность морфологического принципа заключается в том, что общие для родственных слов значимые части (морфемы) сохраняют на письме единое начертание, хотя в произношении различаются в зависимости от фонетических условий, в которых оказываются звуки.

Фонетический принцип Фонетический принцип. Фонетические написания – написания соответствующие произношению. Это написание приставок, оканчивающихся на 3: из, воз.

Дифференцирующий принцип Дифференцирующий принцип - написания, служащие для различения на письме омофонов: поджог - существительное, поджег - глагол, Орел - город, орел - птица.

Традиционный принцип Традиционный принци П – ЭТО ТРАДИЦИОННЫЕ, ИЛИ исторические написания. Примером может служить написание буквы И после твердых шипящих Ж, Ш, Ц.

Тема 7.3 Русская орфография и пунктуация в аспекте речевой выразительности

Особенности употребления языка в каждом частном случае зависят от многих причин. Всегда есть возможность выбрать то или иное слово, тот или иной тип предложения, тот или иной порядок слов. В таких случаях мы наблюдаем соотнесенность средств и способов языкового выражения. Особенности употребления языка в каждом частном случае зависят от многих причин. Всегда есть возможность выбрать то или иное слово, тот или иной тип предложения, тот или иной порядок слов. В таких случаях мы наблюдаем соотнесенность средств и способов языкового выражения

Раздел 8 Раздел 8 Лингвистика текста Лингвистика текста Функциональные стили речи Функциональные стили речи Специфика и жанры каждого стиля Специфика и жанры каждого стиля

Лингвистика текста Лингвистика текста характеризует средства, обеспечивающие смысловые установки текста: Лингвистика текста характеризует средства, обеспечивающие смысловые установки текста: -лексические средства (вводные слова, частицы) -лексические средства (вводные слова, частицы) -синтаксические средства (порядок слов, повторы) -синтаксические средства (порядок слов, повторы) -графические средства (подчеркивание, выделение, пунктуация). -графические средства (подчеркивание, выделение, пунктуация). Текст может быть текстом, если он понятен. Текст может быть текстом, если он понятен.

Тема 8.1 Текст и его структура

Текст и его структура 1 Тест - это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью. Предложения между собой соединены по смыслу и грамматически. 2 Текст – объединенная смысловой зависимостью последовательность знаковых единиц основными свойствами которой являются связность и цельность. Основные признаки текста: Основные признаки текста: - тематическое и композиционное единство всех его частей; - тематическое и композиционное единство всех его частей; - наличие грамматической связи между частями (цепная, параллельная); - наличие грамматической связи между частями (цепная, параллельная); - смысловая цельность, - смысловая цельность, - относительная законченность. - относительная законченность. Текст может состоять из одного абзаца, а может быть статьей, книгой. Между предложениями в тексте существует смысловая связь.

Основные признаки текста Основные признаки текста: Основные признаки текста: - тематическое и композиционное единство всех его частей; - тематическое и композиционное единство всех его частей; - наличие грамматической связи между частями (цепная, параллельная); - наличие грамматической связи между частями (цепная, параллельная); - смысловая цельность, - смысловая цельность, - относительная законченность. - относительная законченность. Текст может состоять из одного абзаца, а может быть статьей, книгой. Между предложениями в тексте существует смысловая связь.

Тема 8.2 Функциональные стили литературного языка

Функциональные стили литературного языка Функциональный стиль - это подсистема литературного языка, которая реализуется в определенной сфере общественной деятельности Функциональный стиль - это подсистема литературного языка, которая реализуется в определенной сфере общественной деятельности (в сфере науки, делового общения и т.д.) и характеризуется некоторой совокупностью стилистически значимых языковых средств. (в сфере науки, делового общения и т.д.) и характеризуется некоторой совокупностью стилистически значимых языковых средств. Термин функциональный стиль подчеркивает, что разновидности литературного языка выделяются на основе той функции (роли), которую выполняет язык в каждом конкретном случае. Термин функциональный стиль подчеркивает, что разновидности литературного языка выделяются на основе той функции (роли), которую выполняет язык в каждом конкретном случае.

Тема 8.3 Жанры деловой и учебно - научной речи

Функциональные стили неоднородны. Каждый из них представлен рядом жанровых разновидностей, например, Функциональные стили неоднородны. Каждый из них представлен рядом жанровых разновидностей, например, в научном стиле - научные монографии и учебные тексты в научном стиле - научные монографии и учебные тексты в официально-деловом - законы, справки, деловые письма в официально-деловом - законы, справки, деловые письма в газетно-публицистическом - статья, репортаж. в газетно-публицистическом - статья, репортаж.