Откуда в нашу речь пришли фразеологизмы? Богатство и сила русского языка определяется неиссякаемыми возможностями, которые подспудно скрываются в каждом.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выполнили учащиеся 6 «б» класса школы 1 г. Галича Смирнова Ксения и Елшина Виктория.
Advertisements

Фразеологизмы Презентация ученицы 6 «В» класса СГОУН Окорочковой Анастасии.
Составители: Составители: учащиеся 6-го класса учащиеся 6-го класса (Пустовалов Д., Копненков С., Чистяков Д.) (Пустовалов Д., Копненков С., Чистяков Д.)
МОУ «Тогурская начальная общеобразовательная школа». Группа «Словознайки».
Использование фразеологических оборотов в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Исследовательская работа.
Тема реферата: Происхождение фразеологизмов в русском языке Тема реферата: Происхождение фразеологизмов в русском языке Автор: Никитина Анастасия Евгеньевна,
Живые свидетели прошлого Автор: Тареев И. 6 класс.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ: 1) УЗНАТЬ ОБ ИСТОРИИ ПОЯВЛЕНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ; 2) ОПРЕДЕЛИТЬ КАКИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ НАИБОЛЕЕ ЧАСТО УПОТРЕБЛЯЮТСЯ В БАСНЯХ; 3) СОСТАВИТЬ.
Откуда крылья у крылатого выражения? Презентация учащегося 4 класса МОУ «Саскалинская СОШ» Ерофеева Владимира.
ЗАДАЧИ: 1 Изучить теоретические вопросы темы (понятие, историю изучения фразеологизмов, виды фразеологизмов) 2 Провести анкетирование среди учителей начальной.
Фразеология Фразис – Логос – «выражение» «учение» Фразис – Логос – «выражение» «учение» Фразеология - состав фразеологических сочетаний в языке Фразеология.
Устойчивые выражения русского языка. Цель: Исследование происхождения, лексического значения и Употребления устойчивых выражений.
История фразеологизмов в русском языке Авторы: Евсеева Маша, Михайлова Надя, Николаев Ваня, Паркин Саша, ученики 6 класса РГОУ «Ядринская национальная.
Урок русского языка в 3 классе Выполнила: учитель МОУ СОШ 117 Самарина Наталья Владимировна.
Основополагающий вопрос: «Зачем нам нужны фразеологизмы?» Вопросы темы учебной программы: Фразеология как раздел науки о языке Фразеология как раздел.
ГОУ СОШ 367 Богданова Наталья Васильевна Лексика. Фразеологические обороты.
МАОУ Средняя общеобразовательная школа 1 р.п. Красные Баки Употребление фразеологизмов в речи современного школьника. Выполнила обучающаяся 9 «а» класса.
Автор презентации: Колесникова Т.В., учитель-логопед МОУ ДОД ДООЦ г.Владимира. Крылатые слова и выражения.
Исследовательская работа Подготовила: Попова Елизавета, ученица 4 класса. Руководитель: Родионова Л.М., учитель начальных классов Липецкая область Долгоруковский.
Фразеологические единицы. Характеристика человека в современном мире.
Транксрипт:

Откуда в нашу речь пришли фразеологизмы? Богатство и сила русского языка определяется неиссякаемыми возможностями, которые подспудно скрываются в каждом слове или фразеологизме, потому что, по меткому выражению А.С. Пушкина, «разум неистощим в соображении понятий, как язык неистощим в соединении слов». Тема мини-исследования: Выполнили члены клуба юных лингвистов «АБВГДйка» МОУ Чебаклинская СОШ Телекоммуникационный проект «С миру по нитке»

Цель мини-исследования: выяснить, откуда в нашу речь пришли фразеологизмы Задачи: 1. Найти и изучить научную литературу о происхождении фразеологизмов. 2. Обобщить полученные сведения в виде презентации. 3. Научиться правильно употреблять фразеологизмы в речи, толковать их значения, для этого надо понять, как рождаются фразеологизмы, из чего образуется фразеологическое значение, откуда берутся фразеологизмы. Гипотеза исследования заключается в том, что знание происхождения фразеологизмов способно решить проблемы, связанные с правильным и уместным их употреблением в речи.

Фразеологические обороты современного русского литературного языка с точки зрения их происхождения Исконно русские Заимствованные Фразеологические кальки Фразеологические полукальки Классификация по Н.М.Шанскому (Современный русский язык)

Исконно русские Основную массу употребляющихся в настоящее время фразеологических оборотов составляют устойчивые сочетания слов исконно русского происхождения. Они возникли в русском языке или унаследованы из более древнего языка. В зависимости от времени появления исконно русские фразеологизмы разделяются на три группы: общеславянские, восточнославянские и собственно русские. Хоть кол на голове теши Водой не разольешь Точить лясы Бить баклуши Спустя рукава

Заимствованные По характеру заимствованные фразеологизмы делятся: на заимствованные из старославянского языка (ради бога, козёл отпущения) и заимствованные из западноевропейских языков без перевода («на войне, как на войне» – из франц. яз.). Козел отпущения – так называют человека, на которого сваливают всю вину Постскриптум (нем.) – после написанного (post scriptum (P.S.) Не в своей тарелке (франц.) – неудобно, скованно, не на месте

Фразеологические кальки Устойчивые сочетания, образованные путём пословного перевода иноязычного оборота на русский язык (синий чулок – blue stocking англ.) Иметь зуб – злиться на кого-нибудь (франц.)

Фразеологические полукальки Пробить брешь– существенно подорвать что-либо, нанести ущерб(франц.) Фразеологическая полукалька – это когда часть компонентов фразеологизма переводится, а часть заимствуется без перевода (слова battre en были переведены глаголами пробить, а слово breach – брешь заимствованно).

Крылатые выражения К фразеологическим выражениям большинство ученых относят пословицы и поговорки, меткие и яркие выражения писателей, ученых, общественных деятелей, ставшие крылатыми. Беречь, как зеницу ока (поговорка) Краткость – сестра таланта (А.П.Чехов) А ларчик просто открывался (И.А.Крылов)

Выражения, возникшие на базе библейских и евангельских мифов Вавилонское столпотворение (суматоха, полный беспорядок) Ноев ковчег ( набитое битком помещение) Зарыть талант в землю (не дать раскрыться природным способностям )

Крылатые выражения из мифов Древней Греции и Древнего Рима Ахиллесова пята - уязвимое место Дамоклов меч – нависшая угроза Гордиев узел – нечто запутанное, трудноразрешимое

Выражения из профессиональных диалектов и арго Без сучка, без задоринки (из речи столяров) – ровно, гладко. Играть первую скрипку (из проф. диалекта музыкантов)- быть на правах первого Ни в зуб ногой (из школьного арго) – ничего не понимать

Выводы Практическая значимость нашего исследования заключается в том, мы - выяснили, откуда в нашу речь приходят фразеологизмы; - научились правильно употреблять фразеологизмы в речи и толковать их значения; - поняли, что изучая фразеологизмы, мы изучаем не только русский язык, но и историю, традиции, обычаи русского народа и других народов; -составили более полное представление о фразеологизмах русского языка, о их этимологической классификации; - сделали интересную презентацию. А также мы пришли к выводу, что фразеологизмы позволяют точно, сжато и метко охарактеризовать ситуацию и выразить своё отношение к ней; употребление фразеологизмов обогащает и оживляет нашу речь. Фразеологизм – одно из лучших украшений речи. Поставленные в работе цели и задачи выполнены, гипотеза подтверждена. PS. Спасибо за внимание

Использованная литература 1. Ашукин Н.С. Крылатые слова. – М.: Знание, 1997 г. 2. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой.- М.: Просвещение, 1988 г. 3. Жуков В.П., Жуков А.В. Русская фразеология. – М.: Высшая школа, 2001 г. 4. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1994 г. 4. Розе Т.В. Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка для детей. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009 г. 5. Розе Т.В. Большой фразеологический словарь для детей. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009 г. 6. Шанский Н.М. Современный русский язык.- М.: Просвещение, 1987 г.