10 «А» класс. Цель урока: повторить и обобщить знаний учащихся о глаголе как о части речи. Задачи: Образовательные: · Систематизировать знания учащихся.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Морфологический разбор глагола Морфологический разбор глагола урок русского языка в 10Б классе Учитель Абакарова Хадижат Абакаровна.
Advertisements

Поэт, в плену возвышенных идей, Не игнорируй прозу средней школы; Чтобы «глаголом жечь сердца людей», Необходимо твёрдо знать глаголы.
7 класс Выполнила: Гессель Т.И.. Самостоятельная часть речи Обозначает: Действие предмета Вопросы: Что делать? Что сделать? Неопределенная форма глагола.
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ГЛАГОЛА I. Часть речи. Общее значение. - вид II. Морфологические признаки. III. Синтаксическая роль. 1. Начальная форма (неопределённая.
Морфологический разбор глагола Морфологический разбор глагола урок русского языка в шестом классе.
Памятка «Что я должен знать о глаголе». 1. Спряжение глаголов. I спряжение Окончания на Е ЕТ, ЕТЕ, ЕМ, ЕШЬ Окончания на УТ, ЮТ ___________________ Глаголы.
Постоянные и непостоянные признаки глагола. « Глагол придает речи жизнь – присутствием своим животворит отдельные слова,»- писал Н. Греч.
Интерактивный тренажёр по теме: «Глагол» 6 класс Ячменёва Галина Александровна МАОУ ОСОШ 2.
Выполнила Линькова Ульяна Викторовна МБОУ «СОШ 11» 1.
Глагол – ЧР – действие предмета Что делать? Что сделать? Неопределенная (начальная) форма инфинитив Окончания - ть ти чь Играть нести беречь.
Что без меня предметы? Лишь названья. Но я приду – всё в действие придёт: Летит ракета. Люди строят зданья. И рожь в полях растёт. О какой части речи говорится.
1 Удивительная часть речи – глагол!. 2 Что без меня предметы? Лишь названия. Но я приду – все в действие придет, Летит ракета, люди строят здания, И рожь.
Глагол 5 класс План: Понятие о глаголе Постоянные признаки Непостоянные признаки Правописание не с глаголамиПравописание не с глаголами Способы образования.
Повторение изученного по теме " Глагол " в 6- м классе.
Глагол
Глагол Презентация по русскому языку для 5 класса. Составила Павлушина Ярослава Петровна, учитель русского языка и литературы.
Урок русского языка в 6 классе. обобщить знания учащихся о глаголе, закрепить умения учащихся в правописании основных орфографических правил по теме урока;
Глагол Обозначает: действие или состояние предмета. Вопросы: Что делать? Что сделать? Постоянные признаки: 1. Вид (совершенный и несовершенный); 2. Спряжение.
Повторение изученного по теме «Глагол». Глагол – это самостоятельная часть речи, отвечает на вопросы что делать? что сделать? и обозначает действие предмета,
Глагол и его формы. Выполнил студент группы 02-7 ОИ Дятлов Андрей.
Транксрипт:

10 «А» класс

Цель урока: повторить и обобщить знаний учащихся о глаголе как о части речи. Задачи: Образовательные: · Систематизировать знания учащихся о правописании личных окончаниях глагола; · Проверить степень усвоения умения определять спряжения глагола; · Содействовать подготовке к ЕНТ. Развивающие: · развивать умение употреблять глагол в речи; · развивать речь; · развивать умение оценивать свою работу. Воспитывающие: · содействовать воспитанию любви к родному языку; · воспитывать любовь к русскому краю; · осуществлять межпредметную связь.

«Глагол – самая огнепышущая самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие!» А. Югов

Что обозначает глагол? - Что надо сделать, чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола? Например: я строю, ты стро…шь, он стро…т, они стро…т. - Как определить спряжение глаголов с безударными личными окончаниями в настоящем и будущем времени. - Какие глаголы относятся к I спряжению, а какие ко II. -А сейчас еще раз обратимся к эпиграфу: как понимаете слова «самая живая часть речи»? Какие наклонения у глагола? Какие разноспрягаемые глаголы вы знаете? Какие постоянные признаки глагола вы знаете?

Сказать, шептать, ехать, плавать, слушать, слышать, чернеть, болеть, смотреть, видеть, терпеть.

Карточка 2. Прочитайте текст. Обратите внимание на правописание глаголов. "Как сбереч… в памяти прошлое? Как разжеч.. костер воспоминаний? С помощью чего его поддерживать? Как помоч… самому себе, какого помощника привлеч…? Дневник. Завести дневник событий. Он будет стереч… ускользающее прошлое, не даст тебе отвлеч…ся и забыть, что было вчера. Благодаря дневнику ты сумееш… в любой момент безбоязненно пересеч… океан своих мыслей и чувств". Вопросы и задания к тексту: 1. Что такое инфинитив? 2. Найти в тексте глаголы в инфинитиве. 3. Вспомнить, как пишутся глаголы в инфинитиве с основой на шипящую? Карточка 3. Исправьте ошибки, связанные с неправильным образованием форм глаголов. 1) Мой сосед броется электрической бритвой. 2) Сосед жгёт костёр уже второй день. 3) Ты не берегёшь себя. 4) Мы стригёмся в парикмахерской. 5) Мой знакомый ложит свою сумку куда попало. 6) Они давно не плотят за свет и газ. 7) Вы хочете спать? Так ляжьте! - В каком наклонении стоит последний глагол?

Карточка 2. Прочитайте текст. Обратите внимание на правописание глаголов. "Как сберечь в памяти прошлое? Как разжечь костер воспоминаний? С помощью чего его поддерживать? Как помочь самому себе, какого помощника привлечь? Дневник. Завести дневник событий. Он будет стеречь ускользающее прошлое, не даст тебе отвлечься и забыть, что было вчера. Благодаря дневнику ты сумеешь в любой момент безбоязненно пересечь океан своих мыслей и чувств". Карточка 3. Исправьте ошибки, связанные с неправильным образованием форм глаголов. 1) Мой сосед броется электрической бритвой. (бреется) 2) Сосед жгёт костёр уже второй день. (жжёт) 3) Ты не берегёшь себя. (бережёшь) 4) Мы стригёмся в парикмахерской. (стрижёмся) 5) Мой знакомый ложит свою сумку куда попало. (кладёт) 6) Они давно не плотят за свет и газ. (платят) 7) Вы хочете спать? Так ляжьте! (хотите, лягте) - В каком наклонении стоит последний глагол?

1. Какие морфологические признаки имеет глагол? 2. Выберите вариант с переходным глаголом: А) падеж, наклонение, род; А) любить музыку; Б) склонение, лицо, время; Б) зайти за другом; В) вид, наклонение, время, лицо, число; В) уйти домой; Г) род, число, падеж; Г) улыбаться девушке; Д) склонение, лицо, время, род, число, падеж. Д) одеться к ужину. 3. Какие глаголы обладают категорией рода? 4. От каких глаголов образуется форма настоящего времени? А) глаголы настоящего времени; А) выбросить, взять, просмотреть; Б) возвратные глаголы; Б) приехать, сочинить, построить; В) глаголы неопределенной формы; В) поздравить, сказать, взять; Г) глаголы прошедшего времени; Г) сочинять, помогать, дышать, поздравлять; Д) глаголы будущего времени. Д) написать, дыхнуть, выбросить. 5. Определите наклонение глаголов: спойте, сходил бы, напишу. А) условное, повелительное, изъявительное; Б) изъявительное, условное, повелительное; В) повелительное, условное, изъявительное; Г) изъявительное, повелительное, условное; Д) условное, изъявительное, повелительное.

6. Какие глаголы относятся к разноспрягаемым? А) гнать, дышать, держать, слышать; Б) брить, стелить; В) бежать, хотеть; Г) видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, обидеть, смотреть, вертеть; Д) все глаголы на –уть. 7. Какие глаголы являются безличными? А) горевать, ночевать, бушевать; Б) улыбается, умывается, одевается; В) бродить, предупредить, дерзить; Г) шелестеть, говорить, устремить; Д). нездоровится, взгрустнулось, дышится 8. Назовите постоянные признаки глагола: А) время, лицо, род; Б) вид, число, время; В) вид, спряжение, переходность; Г) спряжение, лицо, число; Д) наклонение, спряжение, время. 9. Выберите вариант с глаголами I спряжения: А) встречаться, решать; Б) обидеть, лечить; В) решить, встретить; Г) исправить, торопиться; Д) накормить, заблудиться. 10. Выберите вариант с глаголами II спряжения: А) добыть, желать; Б) вязать, добывать; В) играть, искать; Г) спорить, утешить; Д) обещать, ругать.

1. Князь Андрей ясно видел, что старик надеялся, что чувство его или его будущей невесты не выдерж_т испытания года… (Л. Толстой) 2. Так гений радостно трепещ_т, Свое величье познаёт, Когда пред ним гремит и блещ_т Иного гения полёт. (Н. Языков) 3) На краю горизонта тян...тся серебряная цепь снеговых вершин.(М. Лермонтов) 4) Заунывный ветер гон...т стаю туч на край небес, ель надломленная стон...т, глухо шепч...т темный лес. (Н. Некрасов) 5) Грозно смотр...т из-под туч сумрачные горы. (А. Майков)

Мыть, строить гаснуть, тянуть, кашлять, любить, сеять, давить, грузить, сушит. 1спр2 спр

Мыть(1), строить(2) гаснуть(1), тянуть(1), кашлять(1), любить(2) сеять(1), давить(2), грузить(2), сушит(2). 1спр2 спр

Что общего у этих глаголов? Чуять Таять Видеть Тревожить Дышать Прикасаться Стелить Пробовать Бежать Плакать

– поставить исходный глагол в нужную форму: таять – в изъяв. накл. прош. вр. м. род; тревожить – в повел. накл. мн. ч. с частицей Не; прикасаться – в изъяв. накл. наст. вр. 2 л. мн. ч.; видеть – в изъяв. накл. наст. вр. 2 л. мн. ч.; дышать – употр. в форме безличного гл. с постфиксом СЯ; – обозначить в глаголах изученные орфограммы Проверка осуществляется методом самоконтроля.

По горизонтали: 2. Глаголы с постфиксом СЯ (СЬ) 4. Непостоянный признак глагола 9. Изобразительное средство, в составе которого чаще всего встречается глагол 10. То, что обозначает глагол По вертикали: 1. Наклонение, при котором глагол обозначает желаемое или возможное действие 4. Роль глагола в предложении 5. Постоянный признак глагола 6. Часть слова, при помощи которой образуется глагол в повелительном наклонении 7. Глаголы, которые обозначают действия, происходящие сами по себе, без действующего лица или предмета 8. Глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с сущ., мест., числит. в Вин. падеже без предлога

1. Доволен ли ты тем, как прошел урок? 2. Было ли тебе интересно? 3. Сумел ли ты получить новые знания? 4. Был ли ты активен на уроке? 5. Ты сумел показать свои знания?