Ахметова В.В., учитель русского языка и литературы Фонетика. Повторение, обобщение материала. 5 класс. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ» ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ 5 класс Учитель Устиненко Е.В.
Advertisements

Мультимедийный урок – путешествие по русскому языку для 6 класса «Космонавт-лингвист» (к Международному дню грамотности) Автор-составитель: учитель русского.
Повторение изученного по теме «Фонетика» 5 класс Урок-расследование Автор-составитель: Космакова З.В., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 23 г.
УРОК-ДЕТЕКТИВ (повторение и обобщение изученного по теме «Фонетика» в 5 кл.) Выполнила: учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 37 г.Владивостока»
Русский язык, 3 класс Имя прилагательное как часть речи урок 85 Автор: Поносова М.А. © ООО «Баласс», 2013.
Обобщение изученного по теме «Фонетика». Прочитайте стихотворение и подумайте, можно ли ответить на вопросы, заданные в нём? Сколько на свете звуков?
Цель Закреплять у детей понятия согласные буквы и звуки; отрабатывать умения отличать согласные звуки от букв.
«Дело об исчезновении букв и звуков» Я буду в стране самый главный! Почему это ты будешь главным? Потому что я самый первый! Я самый главный, я самый.
Презентация урока по теме «Гласные и согласные звуки» 5 класс Дейкина Татьяна Ивановна, учитель русского языка ОШ 109 города Запорожья.
Турнир знатоков русского языка Урок-игра в 3 классе Учитель начальной школы Постникова Анжела Александровна.
Урок русского языка 3-б класс. Прозвенел сейчас звонок – начинается урок Мы с доски не сводим глаз и учитель учит нас.
«Книги - мои друзья» урок литературного чтения УМК «Перспектива» 1 класс Чекалкина Наталья Ивановна учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Красноподгорная средняя общеобразовательная школа» Краснослободского муниципального района Республики.
Конкурс весёлых языкознаек. Пантомима – вид сценического искусства, в котором основные средства создания художественного образа – пластика, жест, мимика.
Игра « Информация и мы». Разминка Хоть ты смейся, хоть ты плачь, Не могу решать задач! Может быть, плохой учебник? Может быть, таланта нет? Но нашёл я.
По дороге к азбуке.. Путешествие Грамотеек по АЗБУКЕ Путешествие Грамотеек по АЗБУКЕ.
Организация педагогической помощи учащимся с заниженной мотивацией к учению.
«Буква заблудилась» Игра для детей 7-9 лет. На глазах у детворы крысу красят маляры!
Презентация урока по теме «Звуки речи и буквы» 5 класс Дейкина Татьяна Ивановна, учитель русского языка ОШ 109 города Запорожья.
РАЗДЕЛ 2. ФОНОЛОГИЯ ЛЕКЦИЯ 7. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ЗВУКОВ РЕЧИ (ФОНОЛОГИЯ).
Транксрипт:

Ахметова В.В., учитель русского языка и литературы Фонетика. Повторение, обобщение материала. 5 класс. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лесновская основная общеобразовательная школа» Новгородского муниципального района Новгородской области

Лингвистическая сказка – загадка «Таинственная незнакомка» Кто-то позвонил. Дверь отворилась, и в нее выглянула пригожая, миловидная буква (не скажу - какая, догадайтесь сами). Здесь живет такая-то буква? Да. Не могли бы вы сейчас поработать? А как? Постоять в начале слова. Слово-то, понимаете, начинается, и надо, значит, в самом его начале постоять, посмотреть, чтобы предыдущее слово на него не наскочило... В начале слова не работаю. А тогда вот: место есть - между согласной буквой и буквой А, надо там поместиться и, значит... Простите, в таких местах не бываю. Вот оно как! А если две согласные буквы, между ними постоите? Чтобы они не ушиблись друг о друга? Какие это буквы, будьте добры?.. Первая - Н, а за ней -Ч. Нет, туда не пойду. А после Ч? Перед Т? Если в глаголе - тогда с удовольствием. Нет, в существительном. Ничем не могу вам помочь. Дверь захлопнулась. Какая это была буква? И как понять: в глаголе ей можно, а в существительном - не хочет?

Автор данного текста, Михаил Викторович Панов, обращается к форме лингвистической сказки - загадки " Таинственная незнакомка ", не просто облекая языковой материал в увлекательную форму сказки, но и ставя перед читателем определенную лингвистическую задачу, решить которую можно, актуализировав полученные ранее знания.

Справка Михаи́л Ви́кторович Пано́в (21 сентября 1920, Москва - 3 ноября 2001) российский лингвист, литературовед, публицист и поэт, доктор филологических наук, один из наиболее значительных представителей Московской фонологической школы. Труды по русской фонетике, орфографии и орфоэпии, а также по русской морфологии и синтаксису, истории русского языка, социолингвистике, стилистике, языку русской поэзии и другим проблемам русистики. Выступал также как успешный пропагандист и популяризатор науки, инициатор и автор лингвистических изданий для детей и нетрадиционных школьных учебников по русскому языку. Активно занимался методической и преподавательской деятельностью. Автор двух поэтических сборников.

Закончи фразу Фонетика – это раздел языкознания, изучающий ….. Звуки мы …., а буквы ….. В русском языке … буквы, из них … обозначают гласные звуки, а … - согласные. Не обозначают звуков буквы ….. Шипящие звуки ….. Мягкость согласного обозначается …., а также буквами …. Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука в следующих случаях: …..

Найди звук, соответствующий определенной характеристике: всегда твёрдый: Д, Ж, М, Й, К, Ф всегда мягкий: Л, К, Ч, П, Ц, Ф сонорный: Н, П, С, Ш, Ф, Ц не имеет пары по звонкости - глухости: Д, Й, П, Ж, Г, В

Игра «Рассели «жильцов» Слова вьюга, ёж, баян, морковь, сшить, семья рассели в домики В первый домик - слова, в которых количество букв и звуков совпадает. Во второй – слова, в которых букв больше, чем звуков. В третий – слова, в которых звуков больше, чем букв.

Звук под маской Согласные звуки так могут влиять на соседей, что те изменяются до неузнаваемости. В слове сжать звук [ж] озвончает глухой [с] и превращает в своё подобие, а звук [п] в слове вперёд оглушает соседа, и мы слышим глухой звук [ф]. Один и тот же звук в соседстве с разными звуками может многократно изменяться. Маски каких звуков носит звук [т] в словах отбой, оттенок, отцепить?

Одно слово поторопилось, разволновалось и в результате попало не в свою «семейку». Пожалуйста, помоги ему. Объясни его ошибку.

Звуки – смыслоразличители. Что произошло? Почему получилась такая путаница? Исправь. Тает снег, течет ручей, На ветвях полно врачей. Миша дров не напилил, Печку кепками топил. На болоте нет дорог, Я по кошкам – скок да скок. Забодал меня котел, На него я очень зол. Вывод: функция звуков сводится к формированию и различению слов (мал – мол – мыл).

Звуки – смыслоразличители. Что произошло? Почему получилась такая путаница? Исправь. Сформулируй вывод. Дым на улице стоит, Дом из труб его валит. На чердак залезла ложка, Со стола упала кошка. В день весенний у ворот Начал дружно таять мёд. Пироги пекутся в речке, Рыбаки сидят у печки. Путник в город шел мешком. Вы слыхали о таком? Кто не верит чудесам, Убедиться может сам!

Метаграмма (от греч. meta между, gramma буква) разновидность шарад, загадок, в которых зашифрованы различные слова, состоящие из одного и того же числа букв. Разгадав одно из слов, нужно заменить в нем букву так, чтобы получилось новое слово. Задание: начни игру и закончи словом «РОТ».

Ключ к метаграмме Рот – пот – пол – вол – вор – сор – сом– сок – бок – кок – кол – ком – лом – дом –дог – рог – рот

Игра «Наоборот» Прочитай записанные слова, потом произнеси звуки в обратном порядке, чтобы получить: из слова Лён – цифру; из слова Лей – название дерева; из слова Люк – большой мешок; из слова Ток – домашнее животное; из слова Шёл – неправду.

Отгадай загадку! Без досок, без топоров Через реку мост готов, Мост – как синее стекло, Скользко, весело, светло. Какое фонетическое явление происходит в слове - отгадке? Есть ли ещё слова в тексте этой загадки с подобным явлением? Как надо действовать, чтобы не ошибиться в правильности написания таких слов? Сколько раз встречается звук [с]? В саду рос куст роз.

Подбери пару К каждому из данных слов подбери такое слово, чтобы первый звук в нём составлял пару по звонкости – глухости с первым звуком в исходном слове. Доска - тоска вол - ноты - роль - жар - дрель - гонец - быль – зыбь – Удалось ли полностью справиться с заданием? Объясни, почему.

Волшебная сила звука Волшебную силу звука используют поэты в своих стихах, достигая с помощью их подбора и сочетания особенной выразительности. Какие звуки помогают услышать гром в стихотворении Ф. Тютчева ? Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты молодые …

Вывод: определённый подбор звуков способствует созданию выразительной картины в художественном произведении и нашей речи. Этот приём в литературе называется звукопись. Зву́копись применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой выразительности речи. В частности, средствами языка могут воспроизводиться изображаемые в тексте неречевые звуки, например, при описании природы: «...Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши». К. Д. Бальмонт. Звукоподражание шелесту, шороху.

Рассказ школьного портфеля. Знакомьтесь: Петя. Мой сосед. Ему уже двенадцать лет. Но говорит он до сих пор Не «коридор», а «колидор», «Дилектор входит в кабинет…», «Закрыт м а г`а з и н на обед…», «Хозяйка моет с т а к а н`ы…», «Секёт свеклу…», «Пекёт блины…». И до меня дошёл черёд: Портфель он «п`о р т ф е л е м» зовёт. Но мне не зря «Родную речь» Судьбой доверено беречь. И я придумал, не шутя: Пусть и его зовут П е т`я. - П е т`я! – несётся со двора, - Тебе домой идти пора! - Не трогай малыша, П е т`я, Ведь ты большой, а он дитя! «П е т`я» обижен на ребят: - Скажите, в чём я виноват? Я не ругался, не грубил И никого не оскорбил. За что же среди бела дня Отняли имя у меня? (Ю. Тимянский)

Как называется наука (раздел фонетики), которая изучает нормы современного русского литературного произношения, в частности нормы ударения? Произносим правильно докумЕнт, а не докУмент, началА, а не нАчала, звонИт, а не звОнит, алфавИт, а не алфАвит.

Как называется система правил о написании слов и их частей? Ра…каз получился не очень интересный. В данном предложении в слове ра…каз надо писать …, потому что …. В конце этого слова слышится звук …, писать надо …., потому что …. Ярко светило со…нце, освещая верхушки деревьев. В данном предложении в корне слова со…нце следует писать букву …., потому что …. Лё…кие пушинки весело летели, обгоняя друг друга. В корне слова лё…кие слышится звук …, но следует писать …, потому что …. Внимание! Мы произносим буквы правильно: с – [эс], л - [эль], х – [ха], ш - [ша], к-[ка], р - [эр].

Подводим итоги урока. Закончи фразу Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… Я научился… У меня получилось … Я попробую… Меня удивило… Мне захотелось…

Домашнее задание (на выбор): сочинить собственную лингвистическую сказку по аналогии с прослушанной ; придумать ( подобрать ) другие игры по теме ; придумать ( подобрать ) примеры для аналогичных игр ; составить задания – тесты по теме ; устный развёрнутый ответ по одной из тем : - Звукопись ; - Аллитерация ; - Особенности русского ударения.

Использованная литература Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А Концевая. " Секреты орфографии ». – М.: Просвещение, В. М. Бурмако. « Русский язык в рисунках ». - М.: Просвещение, В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. « Занимательно о русском языке ». – Л.: Просвещение. Ленингр. отделение, Интернет – ресурсы: картинки для презентаций