Психологические причины школьной неуспеваемости. ( психопрофилактика, диагностика, коррекция) педагог- психолог МОУ ЖСОШ 22 Фендрикова Г.А.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Неуспеваемость школьников Для методического семинара «Причины неуспеваемости школьников» Учитель физики Петунина А.Б. Высшая категория.
Advertisements

Профилактика и преодоление неуспеваемости обучающихся.
Работа учителя с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учебно- познавательной деятельности.
Внутренние причины по отношению к школьнику. Недостатки биологического развития: А). Дефекты органов чувств Б). Соматическая ослабленность В). Особенности.
Работа со слабоуспевающими учащимися (методические рекомендации) Учитель русского языка и литературы Решетникова Галина Николаевна МОУ: Побединская средняя.
Взаимодействие классного руководителя с учителями – предметниками по работе с неуспевающими учениками, с одаренными детьми для улучшения учебно-воспитательного.
МОУ "Любимовская СОШ" Работа с неуспевающими Материалы по предупреждению неуспеваемости учащихся.
РМОУ Станционно- Ояшинская СОШ Модель системы работы школьного методического объединения учителей физики, математики, информатики 2009год.
Методические рекомендации для работы со слабоуспевающими учащимися Автор: Швецова И.В., заместитель директора по УВР учебный год.
Методы и приемы работы со слабоуспевающими учащимися Методическое совещание.
Пути преодоления неуспеваемости. Почему ребенок плохо учится?
Профилактика и преодоление неуспеваемости учащихся.
УЧИТЕЛЬ 1 КАТЕГОРИИ ГИМНАЗИИ 3 КОРНИЕНКО ИРИНА ВАСИЛЬЕВНА.
Методический совет Семинар на тему : « Работа с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися »
Школьная неуспеваемость как психолого-педагогическая проблема. Формы и методы работы с неуспевающими. Понятие школьной неуспеваемости. Понятие школьной.
Организация работы с детьми из «группы риска»при подготовке к ГИА Туленкова Н.В. Учитель математики МОУ «Просторская средняя общеобразовательная школа»
Формирование навыков самоанализа и самоконтроля у учащихся в процессе обучения МОБУ « СОШ 1 им. А. П. Гайдара » Тищенко О. Г., заместитель директора по.
Домашнее задание – составная часть урока, направленная на повышение качества и эффективности полученных знаний. Лишь при единстве урочной и самостоятельной.
МОУ «Солнечнинская СОШ» уч. год Зам директора по УМР Заланская Е.Ю.
Основные этапы урока. Наименование Цель урока Ход урока Отдельные этапы урока Подведение итогов Домашнее задание.
Транксрипт:

Психологические причины школьной неуспеваемости. ( психопрофилактика, диагностика, коррекция) педагог- психолог МОУ ЖСОШ 22 Фендрикова Г.А.

НЕДОСТАТКИ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ: 1. Ощущения – наблюдается низкая дифференцированность разных видов ощущений.

2. Восприятие – можно рассматривать, как наблюдательность. Наблюдать опыты и делать выводы. 2+2=?

3. Внимание- это «дверь, которая должна быть открыта, чтобы знания проникали в сознание ученика» К.Д.Ушинский Чтение- устойчивость внимания Русский язык – Распределение Математика – внимания объём внимания

3 класс:

4 класс

4. Память – малый объём кратковременного запоминания, слабая удерживающая способность. При запоминании отсутствует опора на мышление.

Результаты исследования восприятия и воспроиз ведения

Мышление. Операции мыслительной деятельности Срав- нение Сопоставле- ние, с целью найти сход- ство и раз- личие. Анализ Мысленное расчленение предмета на части,для выделения состав.эл-в Синтез Мысленное соединение частей в еди- ное целое. Абстра- гирова- ние Выделение одной сторо- ны свойства предмета и отвлечение от ост-х Обоб- щение Мысленное объединение предметов и явлений в группы по об- щим приз-м.

Качественные особенности мыслительной деятельности Неустой- чивость мыш- ления Инерт- ность Конкрет- ность Синкре- тич- ность Одноли- нейность мышления Недоста- точная обобщён- ность

Результаты исследования мышления и речи

Воображение.Воображение. « Если мне удавалось добиться, что ребёнок, в развитии мышления, которого встречались серьёзные затруднения, придумал сказку, связал в своём воображении несколько предметов окружающего мира, - значит можно сказать с уверенностью, что ребёнок научился мыслить ». Сухомлинский В. А.

Мотивация учения – это осознанное внутреннее побуждение к учению « игровой мотив»«познавательный мотив»

Причины снижения интереса к учению: – это недостаточный уровень развития познавательной сферы: процессов мышления; преждевременное формирование учебных умений и навыков (письма, чтения, счёта); ожидание ребёнком лёгких и быстрых успехов в учении; недостатки в развитии волевых процессов маленьких школьников. К концу начальной школы у 20% учащихся мотивом учения является «избегание наказания»

Факторы влияющие на мотивацию: 1.Содержание учебного материала (должен быть эмоционально окрашен). 2.Групповые формы учебной деятельности (возникает установка на соревнование). 3.Оценка результатов учебной деятельности( в оценке должен даваться качественный анализ учебной деятельности и подчёркиваться положительные моменты). 4. Личность учителя и его стиль деятельности.

Результаты исследования школьной мотивации учащихся.

Эмоционально- волевая сфера Положительное отношение к учению. Отрицательное отношение к учению.

Как формировать положительное отношение к учению? 1.Создавать ситуации успеха – нужно помнить, что»… моральные силы для преодоления своих слабых сторон ребёнок черпает в своих успехах». Сухомлинский В.А. 2.Давать положительную оценку деятельности, она не может быть неудовлетворительной, пока ребёнок учится читать, писать, считать. 3.Использовать «Эмоциональное пробуждение».

«знания учителя - – чувство учителя – -чувство ученика – знание ученика» В.А. Сухомлинский

Результаты исследования эмоционально- волевой сферы учащихся.(отрицательное отношение) Отношение к Самооце нка Н/у Тревожн ость в/у Воля н/у Школеодноклас сникам учителю 3 класс33%уч-ся100%66% 100% 4 класс100%-50% 100%

Направления психопрофилактики школьной неуспеваемости: Оптимизация процесса обучения; Систематическое психологическое изучение школьников; Организация групп развития; Осуществление всестороннего психологического развития школьников.

Рекомендации учителям по работе с неуспевающими детьми. He ставьте ребенка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа. Желательно, чтобы ответ был в письменной форме. Путем правильной тактики опросов и поощрения нужно формировать у детей уверенность в знаниях и в себе. Неудачи учеников следует оценивать осторожно, так как они и сами болезненно относятся к ним. Не требовать немедленного включения в работу, так как их активность возрастает постепенно. Оценивай действия, а не личность. Ставьте перед ребенком реальные задачи, учитывая его возможности. Используйте позитивную оценку: замечайте в ребенке положительные качества, авансируйте успех. Формируйте положительную мотивацию к учению. Используйте опоры, схемы, памятки. Учитывайте состояние здоровья детей. Не раздражайтесь, будьте терпимы и настойчивы. Помните: максимум поощрения, минимум наказания!

КАК ОКАЗЫВАТЬ ПОМОЩЬ НЕУСПЕВАЮЩЕМУ УЧЕНИКУ НА УРОКЕ?

Использовать фразы, помогающие создать ситуацию успеха : Высокая оценка детали – У тебя эта часть замечательно получилась. Авансирование – У тебя получится. Скрытая инструкция - Ты же помнишь, что…. Усиление мотивации - Нам это так нужно для…. Персональная исключительность – Только у тебя и может получиться.

В процессе контролирования знаний учащихся 1.Создавание атмосферы особой доброжелательности при опросе. 2. Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. 3. Предложение учащимся примерного плана ответа. Разрешение пользоваться наглядными пособиями, опорными схемами, таблицами и др. 4.Подбадривание, похвала, стимулирование оценкой

В процессе контроля за усвоением знаний учащимися Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся затруднения. Анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учащимися в устных ответах, письменных работах, концентрировать внимание на их устранение. Контролировать усвоение материала учениками. пропустившими предыдущие уроки. По окончании изучения темы или раздела обобщить итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений, навыков учащихся, выявлять причины отставания.

При изложении нового материала Поддерживать интерес к усвоению темы. Частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала. Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником. Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны уч-ся при затруднениях в усвоении учебного материала. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал.

В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке. Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение из сложных заданий ряда простых. Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее, напоминание приема и способа выполнения. Указание на необходимость актуализировать то или иное правило. Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению. Стимулирование самостоятельных действий. Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, систематическая проверка, исправление ошибок.

Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным разделам материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной заботе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль.

При организации самостоятельной работы вне класса. Выбор для групп учащихся наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа. Более подробное объяснение последовательности выполнения заданий. Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.

Обеспечить для неуспевающих в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих наибольшие затруднения. Систематически давать домашнее задание по работе над ошибками. Четко инструктировать уч-ся о порядке выполнения домашней работы, понимать степень понимания этих инструкций слабоуспевающими учащимися. Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учащихся.

Ребёнок больше всего нуждается в нашей любви тогда, когда он меньше всего её заслуживает. Эрма Бомбек