Биография. Блок и символизм.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Александр Блок. Жизнь и творчество.. Александр Александрович Блок родился 16 ноября 1880 года в Петербурге. Его отец, Александр Львович, был профессором.
Advertisements

Александр Блок.. Александр Александрович Блок родился 16 ноября 1880 года в Петербурге. Его отец, Александр Львович, был профессором права в Варшавском.
Александр Александрович Блок Подготовил ученик 6 Б класса Зубов Андрей.
Александр Александрович Блок Биография. Детство Блока Родился 16 (28) ноября 1880 года. Мать Блока дочь ректора Санкт-Петербургского университета Андрея.
Александр Александрович Блок ( ) Презентация выполнена учащимися 11 класса «Б» ГОУ ЦО 1748 «Вертикаль» Алаховой Полиной и Тимохиной.
Александр Александрович Блок Лохин Андрей.
Блок Александр Александрович ( ). Александр Блок родился (16 (28) ноября 1880, Санкт- Петербург, Российская империя.(28) ноября 1880 Санкт- ПетербургРоссийская.
Блок Александр Александрович Твой взгляд да будет твёрд и ясен. Сотри случайные черты и ты увидишь: мир прекрасен.
Родился 28 ноября 1880 года в Санкт - Петербурге в высококультурной семье ( отец – профессор, мать – писательница ). В 1889 году был отдан во второй класс.
Блок Александр Александрович Жизнь и творчество 16 (28) ноября 1880, Санкт-Петербург - 7 августа 1921, Петроград «Искусство, как и жизнь, слабым не по.
«Зрелище жизни великого человека есть всегда прекрасное зрелище: оно возвышает душу... возбуждает деятельность». В. Белинский.
Жизнь и творчество А. А. Блока ПОДГОТОВИЛ УЧЕНИК 6 «А» КЛАССА ЕГОРОВ ВЛАДИМИР.
Цель: познакомить учащихся с основными этапами жизни писателя, сформировавшими его личность и отразившимися в творчестве. «Как памятник началу века Здесь.
Александр Александрович Блок Александр Александрович Блок родился в Петербурге в дворянской семье. Отец был профессором права Варшавского.
Александр Александрович Блок родился 16 ноября 1880 года в Петербурге. Его отец, Александр Львович, был профессором права в Варшавском университете, а.
А.А. Блок Судьба и творчество. Блок и символизм..
Презентация к уроку литературы в 11 классе по теме: «Романтический мир раннего Блока». Матвеева Е.А ГОУ ОСОШ 10 Санкт-Петербург.
Александр Александрович Блок Александр Александрович Блок Жизнь и творчество. ( ) ( )
А.Блок работу выполнила ученица 11 класса «А» Москалец Александра.
Александр Александрович Блок Александр Александрович Блок Жизнь и творчество. ( ) ( )
Транксрипт:

Биография. Блок и символизм.

Общие сведения Мать Блока Александра Андреевна дочь ректора Санкт-Петербургского университета Андрея Бекетова. Вскоре после рождения Александра мать поэта ушла от мужа, варшавского юриста Александра Львовича Блока ( ), и в 1889 году вторично вышла замуж за гвардейского офицера Ф. Ф. Кублицкого-Пиоттух, при этом оставляя сыну фамилию первого мужа. Девятилетний Блок поселился с матерью и отчимом в Гренадерских казармах, расположенных на окраине Петербурга, на берегу Большой Невки. В этот же год Александр Блок отдан в Введенскую гимназию. В 1897 году, очутившись с матерью за границей, в немецком курортном городке Бад-Наугейме, Блок пережил первую сильную юношескую влюблённость в Ксению Садовскую. Она оставила глубокий след в его творчестве. В 1897 на похоронах в Петербурге встретился с Вл. Соловьевым. В 1898 году окончил гимназию, поступил на юридический факультет Петербургского университета. Через три года перевелся на славяно-русское отделение историко- филологического факультета, которое окончил в 1906 году. В университете Блок знакомится с Сергеем Городецким и с Алексеем Ремизовым. В это время троюродный брат поэта, впоследствии священник Сергей Михайлович Соловьёв (младший), становится одним из самых близких друзей молодого Блока.

Первые стихи Блок написал в пять лет. В 10 лет Александр Блок написал два номера журнала «Корабль». С 1894 по 1897 год он вместе с братьями писал рукописный журнал «Вестник». С детства Александр Блок каждое лето проводил в подмосковном имении деда Шахматово. В 8 км находилось имение друга Бекетова, великого русского химика Дмитрия Менделеева Боблово. В 16 лет Блок увлёкся театром. В Петербурге Александр Блок записался в театральный кружок. Однако после первого успеха ролей в театре ему больше не давали. В 1903 году Блок женился на Любови Менделеевой, дочери Д. И. Менделеева, героине его первой книги стихов «Стихи о Прекрасной Даме». Известно, что Александр Блок испытывал к жене сильные чувства, но периодически поддерживал связи с различными женщинами: одно время это была актриса Наталья Николаевна Волохова, потом оперная певица Андреева-Дельмас. Любовь Дмитриевна тоже позволяла себе увлечения. На этой почве у Блока возник конфликт с Андреем Белым, описанный в пьесе «Балаганчик». Белый, считавший Менделееву воплощением Прекрасной Дамы, был страстно влюблён в неё, но она не ответила ему взаимностью. Впрочем, после Первой Мировой войны отношения в семье Блоков наладились, и последние годы поэт был верным мужем Любови Дмитриевны. В 1909 году происходит два тяжёлых события в семье Блока: умирает ребёнок Любови Дмитриевны и умирает отец Блока. Чтобы прийти в себя, Блок со своей женой уезжают отдохнуть в Италию и Германию. За итальянские стихи Блока приняли в общество, которое называлось «Академией». В ней помимо него состояли Валерий Брюсов, Михаил Кузмин, Вячеслав Иванов, Иннокентий Анненский.

Летом 1911 года Блок снова едет за границу, на этот раз во Францию, Бельгию и Нидерланды. Александр Александрович даёт негативную оценку французских нравов: «Неотъемлемое качество французов (а бретонцев, кажется, по преимуществу) невылазная грязь, прежде всего физическая, а потом и душевная. Первую грязь лучше не описывать; говоря кратко, человек сколько-нибудь брезгливый не согласится поселиться во Франции». Летом 1913 года Блок опять едет во Францию (по совету докторов): «Биарриц наводнён мелкой французской буржуазией, так что даже глаза устали смотреть на уродливых мужчин и женщин… Да и вообще надо сказать, что мне очень надоела Франция и хочется вернуться в культурную страну Россию, где меньше блох, почти нет француженок, есть кушанья (хлеб и говядина), питьё (чай и вода); кровати (не 15 аршин ширины), умывальники (здесь тазы, из которых никогда нельзя вылить всей воды, вся грязь остаётся на дне)…» В 1912 году Блок написал драму «Роза и Крест». Пьеса понравилась К. Станиславскому и В. Немировичу- Данченко, но драму так и не поставили в театре. 7 июля 1916 года Блока призвали на службу в инженерную часть Всероссийского Земского Союза. Поэт служил в Белоруссии. По собственному признанию в письме матери, во время войны его основные интересы были «кушательные и лошадиные».

БЛОК и символизм. Начало XX века дало много больших поэтов - В. Брюсов, Андрей Белый, Вяч. Иванов, А. Ахматова, М. Цветаева, Б. Пастернак, О. Мандельштам, С. Есенин, определившие лицо всего XX века. В. Брюсова, например А. Белый при жизни сравнивал с А.С. Пушкиным, но потом, как и многие отказывали ему в этом праве. Самого А. Белого называли то сумасшедшим, то гением. Его имя ставится в один ряд с Джойсом, радикально изменившим прозу XX века. Однако в восприятии читателей начала XX века А. Белый не был символом эпохи. Не такова была судьба Блока. Еще до появления в печати его стихов, в небольшом кружке молодых москвичей, именовавших себя по аналогии с древнегреческими мифологическими героями, искавшими золотое руно, аргонавтами, сложился культ петербургского поэта. Как это не раз бывало в истории литературы, после выхода первой книги Блока - «Стихи о Прекрасной Даме» - всеобщее признание не пришло к поэту. Тем не менее А. Белый называл Блока продолжателем пушкинского и лермонтовского начал: в таланте Блока он увидел совпадение с «провиденциальным положением… в общей системе развития национального творчества». Почти всем это показалось преувеличением. Прошло время, и стало понятно: с оценкой Белым фигуры Блока как национального поэта Росси нельзя не согласиться.

Уход Блока стал концом целой эпохи. Не случайно позже (в цикле «Три стихотворения», ) Ахматова назвала Блока «трагическим тенором эпохи». Так в России воспринималась, может быть, лишь гибель Пушкина. И как применительно к веку XIX говорили: «пушкинская эпоха», «пушкинский Петербург», так и по отношению к началу века XX говорят: «блоковская эпоха», «блоковский Петербург». Почему же именно Блок стал человеком-эпохой? На это вопрос трудно ответить односложно. Как заметил после смерти Блока Белый, «…участь больших национальных поэтов такова, что они нравятся всем, но когда мы спрашиваем себя: чем нам нравится Пушкин, то объяснение наше всегда периферично». Не в последнюю, а, может быть, в первую очередь уникальность пути Блока связана с тем, что он стал воплощением судьбы русского символизма. По словам Б. Пастернака, Блок - одна из вершин не только русского, но и европейского символизма. А. Блок заявил В 1910 году: «символистом надо родиться». Блок действительно пришел в этот мир и ушел символистом. В этом и своеобразие пути поэта.

Творчество Александра Блока Художественный метод Блока был тесно связан с историей русского символизма. Блок, как никто другой, мучительно ощущал социальное неблагополучие и ждал крушение старого мира. Он обладал особым талантом не только видеть, но и «слышать» движение истории, музыку жизни. Это была исполненная трагизма музыка больших социальных конфликтов, которая вызывала мучительную тревогу в душе поэта и определяла драматический характер всей его лирики. В ней нашли глубокое и своеобразное воплощения противоречия времени. Анна Ахматова писала через много лет после смерти Блока: И ветер с залива. А там между строк, Минуя и ахи, и охи, Тебе улыбнется презрительно Блок - Трагический тенор эпохи. Блок - поэт начала XX века. Он глубоко и полно выразил эпоху трех революций в России. Поэт не примыкал ни к одной из политических партий, не разбирался в их программах. Но в том, как складывалось и развивалось его мировоззрение и творчество, огромную роль сыграло стремление преодолеть кризис буржуазно-интеллигентской культуры конца XIX-начала XX века. Социалистическая революция помогла Блоку встать на путь сближения с борющимся народом, но и принять непосредственное участие в его борьбе.

«Стихи о Прекрасной Даме» Блок пришел в литературу под непосредственным влиянием произведений символиста Владимира Соловьева. Его ранние «Стихи о Прекрасной Даме» непосредственно отражают идеологию соловьевски окрашенного двоемирия, поисков женского идеала, которого невозможно достичь. Особенность блоковских «Стихов о Прекрасной Даме» в нераздельности двух планов - личного, реального и космически-универсального мифа о путях земного воплощения Души мира, так называемый дуализм. Говоря о характере этого единства З.Г. Минц пишет: «…психологические, любовные, пейзажные, мистические и мистико-утопические планы повествования неразрывно связаны. Любые прямо названные лица, предметы, события неизбежно оказываются и символическими «ознаменованиями», происходящего в иных «мирах». Любовные переживания поэта полны трепетных ожиданий «Прекрасной Дамы» в храмах, при свете лампад, мерцания бледных восковых свечей, мистических предчувствий крушения надежд, разочарований («Я, отрок, зажигаю свечи…», «Вхожу я темные храмы…», «Брожу в стенах монастыря…»). Любовь - это жреческое служение Прекрасной Даме. Язык поэта строг и торжественен.

Первое, что бросается в глаза, - один из атрибутов блоковской Прекрасной Дамы: написание Тебя, Ты с большой буквы. Так было принято писать, лишь обращаясь в молитвах к Богу, Христу и Божьей Матери. И первыми читателями это воспринималось как богохульство. В сознании читателей более позднего времени, познакомившихся после смерти поэта с его письмами, манера обращаться на Ты с прописной буквы связана с Л.Д. Менделеевой. (Начиная с 1903 г. Блок обращается на Ты в письмах к Белому.) Однако впервые Блок прибег к Ты за несколько лет до того (1898) еще в письмах к Садовской. (Даже в отрывке из стихотворения Фета, включенном в любовное послание, переделывает привычное в XIX веке ты на свое Ты.) Другое дело, что это Ты в письме к Садовской («Чем больше я вижу Тебя, Оксана…» - VIII, 8) и в одном из стихотворений 1902 г. из цикла «Прекрасная Дама» («Буду я взывать к Тебе: Осанна!.») при всей почти пародийной сходности внешней формы употребляется в разных контекстах. У Блока была своя логика написания ты и Ты. «Важно соблюдать Т большое и малое» (I, 633), - помечает он на автографе цикла стихов «Отроческие сны». В четырех стихотворениях из цикла пишется ты, в последних трех - Ты. Первые четыре, как мы уже знаем, написаны в эпоху Садовской. Остальные (формально) - после знакомства с Менделеевой. Что хотел своим разным написанием местоимения «ты» обозначить Блок - разницу в адресатах или, наоборот, в случае если произведения связаны лишь с Садовской, низкое (ты) и высокое (Ты) в любви, или просто хронологическую канву, когда поэт впервые прибег к написанию Т большого, - мы только можем гадать. Но то, что поэт придавал своему Ты некое особое, условно говоря, возвышенное, сакральное значение, несомненно. Это связано и с самим образом Прекрасной Дамы, и с написанием этого словосочетания с большой буквы. Впервые этот образ появился в стихотворении 1902 г. «Вхожу я в темные храмы…»: Вхожу я в темные храмы, Совершаю бедный обряд. Там жду я Прекрасной Дамы В мерцаньи красных лампад.

Болезнь и смерть Блок был одним из немногих деятелей искусства Петрограда, кто не просто принял советскую власть, но согласился работать на её пользу. Власть широко начала использовать имя поэта в своих целях. На протяжении гг. Блока, зачастую вопреки его воле, назначали и выбирали на различные должности в организациях, комитетах, комиссиях. Постоянно возрастающий объём работы подорвал силы поэта. Начала накапливаться усталость Блок описывал своё состояние того периода словами «меня выпили». Этим же, возможно, и объясняется творческое молчание поэта он писал в частном письме в январе 1919 г.: «Почти год как я не принадлежу себе, я разучился писать стихи и думать о стихах…». Тяжёлые нагрузки в советских учреждениях и проживание в голодном и холодном революционном Петрограде окончательно расшатали здоровье поэта у Блока возникли серьёзная сердечно-сосудистая болезнь, астма, появились психические расстройства, зимой 1920 года началась цинга. Весной 1921 г. Александр Блок вместе с Фёдором Сологубом просили выдать им выездные визы. Вопрос рассматривало политбюро ЦК РКП(б). В выезде было отказано. Луначарский отмечал: «Мы в буквальном смысле слова, не отпуская поэта и не давая ему вместе с тем необходимых удовлетворительных условий, замучили его». Ряд историков полагали, что В. И. Ленин и В. Р. Менжинский сыграли особо негативную роль в судьбе поэта, запретив больному выезд на лечение в санаторий в Финляндии, о чём, по ходатайству Максима Горького и Луначарского, шла речь на заседании политбюро ЦК РКП(б) 12 июля 1921 года. Выхлопотанное Л. Б. Каменевым и Луначарским на последующем заседании политбюро разрешение на выезд от 23 июля 1921 года запоздало и уже не смогло спасти поэта.

Оказавшись в тяжёлом материальном положении, он серьёзно болел и 7 августа 1921 года умер в своей последней петроградской квартире от воспаления сердечных клапанов. За несколько дней до смерти по Петербургу прошёл слух, будто поэт сошёл с ума. Действительно, накануне смерти Блок долго бредил, одержимый единственной мыслью: все ли экземпляры «Двенадцати» уничтожены. Однако поэт умер в полном сознании, что опровергает слухи о его помешательстве. Перед смертью, после получения отрицательного ответа на запрос о выезде на лечение за границу (от 12 июля), поэт сознательно уничтожил свои записи, отказывался от приёма пищи и лекарств[5][8]. Поэт был похоронен на Смоленском православном кладбище Петрограда. Там же похоронены семьи Бекетовых и Качаловых, включая бабушку поэта Ариадну Александровну, с которой он находился в переписке. Отпевание было совершено 10 августа (28 июля ст. ст. день празднования Смоленской иконе Богоматери) в церкви Воскресения Христова. В 1944 году прах Блока был перезахоронен на Литераторских мостках на Волковском кладбище

Выполнила: ученица 11 класса Ложникова Наташа