Курс по выбору: История информационных войн Презентация исследовательской работы по теме: «СИМВОЛЫ И ОБРАЗЫ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПРОПАГАНДЕ ВОСТОКА.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Холодная война. Понятие холодной войны Термин «холодная война» был введён американским журналистом У.Липпманом. «Холодная война» - это противоборство.
Advertisements

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ». СОЗДАНИЕ СИСТЕМ СОЮЗОВ.
Холодная война. Понятие холодной войны Термин «холодная война» был введён американским журналистом У.Липпманом. «Холодная война» - это состояние напряжённой.
Мир в «холодной войне» Мир в «холодной войне» « Наш медовый месяц с союзниками быстро кончился, война нас объединила, а победа разъединила» Е. Евтушенко.
Холодная война. Понятие холодной войны Термин «холодная война» был введён американским журналистом У.Липпманом. «Холодная война» - это состояние напряжённой.
Холодная война гг. Выполнила: Мытник Алёна 11 «А» класс.
Холодная война «Война невероятна, мир невозможен». Реймон Арон.
Термин « холодная война » был введён американским журналистом У.Липпманом. « Холодная война » - это состояние напряжённой конфронтации в отношениях между.
Послевоенный мир Сразу после победы в 1945 г. создаются Сразу после победы в 1945 г. создаются условия для конфронтации среди союзников. В 1945 г. в своем.
«История – наставница жизни». Руководители стран антигитлеровской коалиции во время Тегеранской конференции 1943г. И.Сталин (СССР), Т. Рузвельт (США),
Вспомните Каковы главные итоги Второй мировой войны? Как складывались в ходе войны взаимоотношения крупнейших держав? В чем уникальность союза? Какие.
Внешняя политика СССР в послевоенные годы. Начало « холодной войны ».
«Прошедшее надо знать не потому, что оно прошло, а потому, что, уходя, оно не умело «убирать своих последствий» В.О. Ключевский.
Холодная война:
Холодная война. Что такое cold war «Холодная война» - это состояние напряжённой конфронтации в отношениях между капиталистическими и социалистическими.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В 1930 ГГ. ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА Линкор «Миссури»
{ Холодная война Формы, этапы последствия. Падежнов Е.В.
«Прошедшее надо знать не потому, что оно прошло, а потому, что, уходя, оно не умело «убирать своих последствий» В.О. Ключевский.
ТЕМА: СССР гг. (первое послевоенное десятилетие) Тема урока: Внешняя политика СССР.
Транксрипт:

Курс по выбору: История информационных войн Презентация исследовательской работы по теме: «СИМВОЛЫ И ОБРАЗЫ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПРОПАГАНДЕ ВОСТОКА И ЗАПАДА (КАРИКАТУРА, ПЛАКАТЫ, ЛОЗУНГИ, ЗНАКИ ( )» Студента 3 курса НВГУ Факультета искусств и дизайна Направление подготовки – Дизайн Научный консультант: Еремин С.В., профиль - Дизайн среды к.и.н, специалист ИАО НВГУ Дениса Галеева Нижневартовск, 2013

Содержание Введение. ………………………………………………………………………………………………………………………………………………..3 Глава 1. Формирование военно-политических блоков: Организации Североатлантического договора (НАТО) (4 апреля 1949 г.) и Организация варшавского договора (ОВД) (14 мая 1955 г.-25 февраля 1991 г.) и их пропагандистские образы……………………… Образ НАТО в советской карикатуре……...………………………………………………………………………………………………… НАТО - символ угрозы войны на политических плакатах…………………………………………………………………………… ОВД - оплот мира: советский плакатный образ………………………………………………………………………………………………8 Глава 2. Образ агрессора и союзника в карикатуре, плакатах и лозунгах локальных войн периода Холодной войны…………………… Корейская война (25 июня 1950 г. по 27 июля 1953 г.) в советской карикатуре………………………………………………………… Изображение агрессора на плакатах Северной Кореи………………………………………………………………………………… Пропагандистские образы агрессора и союзника в период Карибского кризиса (1962 г.)…………………………………………… Вьетнамская война ( гг.) в советской карикатуре …………………………………………………………………………… Символы Вьетнамской войны на советских плакатах……………………………………………………………………………… Афганская война ( гг.) в зеркале антисоветской пропаганды…………………………………………………………………..14 Глава 3. Образ врага в политической карикатуре и плакатах периода Холодной войны……………………………………………… «Дядя Сэм» - советская карикатурная версия образа врага периода Холодной войны……………………………………………… Антиамериканская карикатура в СССР………………………………………………………………………………………………… Антизападная карикатура в СССР периода Холодной войны…………………………………………………………………………… Советские антивоенные плакаты…………………………………………………………………………………………………………… «Дядя Джо»–западный карикатурный образ врага в период Холодной войны…………………………………..… Антисоветская карикатура в США…………………………………………………………………………………………………………… Антисоветская пропаганда на Западе………………………………………………………………………………………………………… Антикоммунистическая агитация в США…………………………………………………………………………………………………….23 Глава 4. Лингвистические символы Холодной войны в советских лозунгах……………………………………………………………………… Классификация советских лозунгов…………………………………………………………………………………………………………… Слова-символы в советских лозунгах периода Холодной войны…………………………………………………………………………….26 Глава 5. Визуальные символы Холодной войны……………………………………………………………………………………………………… Берлинская стена - главный символ Холодной войны……………………………………………………………………………………… Памятный знак 1 рубль-доллар (1988)…………………………………………………………………………………………………………… Памятная медаль Конгресса США за победу в Холодной войне………………………………………………………………………………30 Заключение………………………………………………………………………………………………………………………………………………...31 Библиография……………………………………………………………………………………………………………………………………………..32 Приложение. Эскиз конкурсной работы Д. Галеева «Путь к единству». (ноябрь, 2013)…………………………………………………………33

Введение Холодная война является глобальным информационно-психологическим противостоянием Востока (СССР и страны соц.лагеря) и Запада (США и союзники по НАТО) второй половины ХХ века. Многие сюжеты, связанные с этим событием не достаточно хорошо освещены в исследовательской литературе. Например, открытым остаётся вопрос о причинах поражения СССР и его союзников в этой войне. Кроме экономических и политических причин поражения СССР и его союзников, некоторыми исследователями указывается снижение эффективности влияния на население соц.стран негативных образов и символов Запада, что особенно заметно проявилось в период горбачевской перестройки. Объект исследования. Холодная война как информационно-психологическое противостояние двух сверхдержав СССР – США и их союзников. Предмет исследования. Образы и символы в средствах информационно- психологической холодной войны – политической карикатуре, плакатах и лозунгах. Хронологические рамки исследования. Нижняя временная граница – 1946 г. Знаменитая Фултонская речь У. Черчилля, послужившая сигналом к началу Холодной войны и породившая первый её символ – «Железный занавес» визуализированный в 1961 г. возведением Берлинской стены. Верхняя граница – 1991 г. Началом конца системы социализма стали «бархатные революции» ознаменовавшие крах коммунистических режимов в Восточной Европе, распад военно-политического союза социалистических стран – участниц Варшавского договора, прекращение существования Союза советских социалистических республик в декабре Цель работы: Проследить эволюцию символов и образов на разных этапах Холодной войны в политической карикатуре, плакатах и лозунгах.

Используемые термины Пропаганда рассматривается нами как политически мотивированное воздействие на сознание граждан с целью формирования их поведения в определённом направлении. Для пропаганды характерно то, что она широко используется в сфере политики, при выработке определённого курса в управлении государством и на международной арене. Внешнеполитическая пропаганда при этом становиться инструментом для достижения политических целей как внутри страны, так и за рубежом. Идеология – форма общественного сознания, представляющая относительную совокупность идей и взглядов, а так же вытекающие из них средства воздействия на действительность. Политико-идеологическая кампания – инициируемое политическим режимом сосредоточение внимания на той или иной группе государственных вопросов, в первую очередь, внешнеполитического характера для достижения заранее сформулированных целей. Образ Запада (Востока) в период Холодной войны – комплекс представлений о Западе (Востоке) (формах и методах управления государством, внешнеполитических акциях правительств стран противостоящего военно- политического блока, как правило в негативном контексте) целенаправленно формируемый у граждан своей страны руководством данной страны средствами пропаганды с широким использованием идеологических символов. Символ – представляет собой идейно-образную структуру, содержащую в скрытой форме все возможные проявления вещи, для которой он является обобщенным и неразвернутым знаком.

1. Формирование в оенно-политических блоков: Организации Североатлантического договора (НАТО) (4 апреля 1949 г.) и Организации варшавского договора (ОВД) (14 мая 1955 г февраля 1991 г.) и их пропагандистские образы. Начало Холодной войны. Фултонская речь Уинстона Черчилля 5 марта 1946 год (на фото) считается российскими и зарубежными исследователями сигналом к началу Холодной войны, первоначально проявлявшуюся в информационно-пропагандистском противоборстве между СССР и США, затем в психологическом противостоянии – гонке вооружений, сопровождавшимся локальными конфликтами в разных частях света. Для характеристики отношений между бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции в этой речи впервые был употреблён термин «железный занавес». Кстати, сам термин «холодная война» впервые в официальном выступлении употребил, характеризуя состояние советско- американских отношений, Бернард Барух, советник президента США Гарри Трумэна 16 апреля 1947 г.

1.1. Образ НАТО в советской карикатуре НАТО –экономическая кабала США, рабство для входящих в блок западных стран

НАТО – символ угрозы войны на политических плакатах.

1.2. ОВД – оплот мира: советский плакатный образ Варшавский договор – сила, мир, дружба участников

2. Образ агрессора в политической карикатуре и плакатах периода Холодной войны 2.1. Корейская война (25 июня 1950 г. по 27 июля 1953 г.) советская карикатура ( Агрессор –НАТО: слабость, трусость, неуклюжесть )

Изображение агрессора на плакатах Северной Кореи «Отпор агрессору»– трудящиеся, солдаты Северной Кореи и китайские добровольцы (сила, здоровье)

2.2. Пропагандистские образы агрессора и союзника в период Карибского кризиса (1962 г.) Н.С.Хрущёв- Дж.Кеннеди «Армрестлинг»( 1962)

2.3. Вьетнамская война ( гг.) в советской карикатуре

Символы Вьетнамской войны на советских политических плакатах «US» (Cоединённые Штаты) – агрессор, коварность, жестокость; «Кулак»–сила, единство армии и народа, мужчин и женщин Вьетнама, солидарность СССР с Вьетнамом

2.4. Афганская война ( гг.) в зеркале антисоветской пропаганды Леонид Брежнев и лидер афганских коммунистов Бабрак Кармаль пьют мартини на безымянной солдатской могиле..

3. Образ врага в политической карикатуре и плакатах периода Холодной войны

Карикатуры с изображениями «Дяди Сэма» 3.1. «Дядя Сэм»– советская карикатурная версия образа врага

Антиамериканская карикатура в СССР («Дядя Сэм», «Пиночет»)

Антизападная карикатура в СССР

Советские антизападные плакаты

Советские антивоенные плакаты

Сталин кормит ад людьми Коммунизм (н адписи на сидящих вокруг котла «рабство», «война», «голод») 3.2. «Дядя Джо»(И.Сталин) –западный карикатурный образ врага в период Холодной войны

План Маршалла - тоже самое, что план маршала Сталина, но без проблем с механизацией Антисоветская карикатура в США Советская ядерная угроза

Антисоветская пропаганда на Западе СССР испытывает атомную бомбу

Антикоммунистическая агитация в США в период Холодной войны Заголовок «Коммунистическое завоевание мира идет по расписанию?» Посмотрите сами... Доказательства перед глазами... Скорость пугает: 1949 – Китай; 1951 – Тибет; Северный Вьетнам; 1961 – Куба; Внесите свое пожертвование на работу «РАДИО СВОБОДНАЯ ЕВРОПА»

4. Лингвистические символы Холодной войны в советских лозунгах Плакат художника-плакатиста Вилена Каракашева «Миру - мир» (1965)

4.1. Классификация советских лозунгов вид Область применения 1.политическиереволюционные; ·военные; ·партийные, предвыборные; ·посвящённые мировым политическим проблемам (война и мир, разоружение, защита демократии и т. д.) 2. экономическиевыполнение целей, задач и основных направлений экономической политики государства; ·экономия и бережливость; ·малый и средний бизнес; ·трудовая дисциплина; ·экология; ·реклама 3. социальныереализация социальной политики государства; ·образование; ·здоровый образ жизни; ·социальные призывы и предупреждения; ·сфера услуг; ·поиск информации; ·реклама 4.идеологическиегражданско-патриотические; ·морально-нравственные; ·философские

4.2. Слова-символы в советских лозунгах периода Холодной войны - война, бомба, US, НАТО, угроза, порабощение, экспансия, голод; + догнать, перегнать, экономная экономика, мир, труд, май, человек, народ, партия, КПСС, СССР, решения, съезд, дружба : «Нет войне!» «Нет нейтронной бомбе!» «Остановим продвижение НАТО на Восток!» СССР- оплот мира» «Догнать и перегнать Америку» (лозунг, выдвинутый Н. С. Хрущёвым в 1957 году) «Экономика должна быть экономной» (Л. И. Брежнев) «Миру мир!» «Мир, труд, май» «Решения n-го съезда КПСС в жизнь!» «Слава КПСС!» «Народ и партия едины» «Всё для блага человека, всё во имя человека!» «Да здравствует крепкая, нерушимая дружба между народами!»

5. Визуальные символы Холодной войны 5.1. Берлинская стена – главный символ Холодной войны (возведена 13 августа 1961 разрушена 9 ноября 1989) протяжённость 155 км, в том числе в черте Берлина 43,1 км Знаменитый поцелуй лидеров СССР и ГДР, карикатуризированный на Берлинской стене фото Берлинской стены периода Холодной войны. Охрана только со стороны ГДР…. Падение Берлинской стены (ноябрь 1991 г.)

5.2. Памятный знак 1 рубль-доллар (1988) 1 Рубль-доллар (1988) Один из символов поражения СССР в Холодной войне. Монета изготовлена из металла советских ракет средней дальности Р-12 (сплав алюминия с титаном), уничтоженных согласно советско- американскому договору по РСМД.

5.3. Памятная медаль Конгресса США за победу в Холодной войне В начале апреля 2007 года в обе палаты конгресса США был внесён законопроект об учреждении новой воинской награды за победу в Холодной войне, поддержанный группой сенаторов и конгрессменов от демократической партии во главе с бывшим госсекретарём США Хиллари Клинтон. Медалью предлагается награждать всех служивших в вооружённых силах или работавших в государственных ведомствах США в период со 2 сентября 1945 года (подписание акта о безоговорочной капитуляции Японии, окончание Второй мировой войны) по 26 декабря 1991 года (Декларация Верховного Совета СССР о прекращении существования СССР)

Заключение Холодная война как историческое явление требует всестороннего и глубокого анализа с целью извлечения необходимых уроков: противоборство сил империализма и социализма в мире продолжается, несмотря на изменившиеся условия и формы этого противостояния. Советская внешняя политика направлялась, прежде всего, на разоблачение и преодоление политики и идеологии Холодной войны, осуждение ее международной общественностью как опасной и преступной. До сих пор Холодная война осталась не получила международную юридическую как преступное деяние. Рассматривая Холодную войну как преддверие возможной Третьей мировой, И.В. Сталин форсировал создание атомного оружия и стратегической авиации, развитие ракетостроения и противоракетной обороны. Сделанное в СССР в эти годы почти на 50 лет обеспечило оборонную безопасность страны. Были заложены материальные основы для достижения военно-стратегического паритета между Западом и Востоком, что заставило империализм пойти на разрядку напряженности. Большое внимание уделялось символам и образам в информационно-пропагандистском противостоянии Западу. Главная их цель – доказать преимущество социалистической системы для народа как в политике, так и в экономике. В 2001 году США широко отметили десятилетие своей победы в Холодной войне. Тем не менее мы считаем, что страны соц.лагеря могли выстоять. Главные причины их поражения социализма заключены в субъективных факторах. Руководство страны не смогло выработать эффективных контрмер и усовершенствовать систему безопасности применительно к новым условиям, адаптировать внутреннюю политику к меняющейся ситуации в мире. На наш взгляд, это и стало главным фактором огромных перекосов в развитии общества и краха социалистической системы. Ряд исследователей считает, что Холодная война не закончилась, а продолжается в латентной (скрытой) и видоизменённой форме уже между США(с Евросоюзом) и Российской Федерацией(с СНГ).

Библиография Беглов С. И. Внешнеполитическая пропаганда: Очерк теории и практики. М., Волковский Н.Л. История информационных войн. В 2 ч. Спб., Кара-Мурза С.Г.Революции на экспорт. М., Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М.,2000. Крысько В. Секреты психологической войны (цели, задачи, методы, опыт). Минск, Образ врага //Сост. Л.Гудков; ред. Н.Кондратова. М.,2005. С.74. Фатеев А.В. Образ врага в советской пропаганде гг. М.,1999. Панарин И.Н.Информационная война и выборы.М.,2003. Почепцов Г. Г. Информационно-психологическая война. М., Почепцов Г. Г. Информационные войны. М., Черняк Е. Б. Пять столетий тайной войны. М., /50: Опыт словаря нового мышления./Под общ. Ред.М.Ферро и Ю.Афанасьева. М.,1989.

Приложение. Эскиз конкурсной работы Д. Галеева «Путь к единству» (ноябрь, 2013)