1 Сравнительный анализ результатов проведения единого государственного экзамена по ИСТОРИИ в 2010 – 2011 году Самойлова Е.В., доцент каф. гуманитарного образования БОУ ДПО «ИРООО»
2 Типичные ошибки задания на знание дат и фактов (значительно различается в зависимости от периода исторического развития страны). А1, А2, А5. задания на умение определять последовательность событий В1. задания на группировку исторических явлений и событий В2. По теме «Культура России в начале XX в.»; «Переход к новой экономической политике». задания на знание исторических понятий, терминов В 6 задания на систематизацию исторической информации В3. Задания на поиск информации в источнике А26, А19, В4, В11, В14. «Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота»; «Восточный вопрос во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов»; по теме «Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество»; «Культурная революция» Идеологические основы советского общества и культура в 20–30-х гг.» По материалам «Аналитический отчет о результатах ЕГЭ 2011 г.история»
3 Типичные ошибки задания на анализ исторических версий и оценок С5. по темам «Внутренняя политика Александра I. М.М. Сперанский», «Общественные движения второй половины XIX в.» и «Политика контрреформ». на анализ исторической ситуации С6. по темам «Политика контрреформ»; «Капиталистические отношения в промышленности и сельском хозяйстве» на сравнение С7.1.(наблюдался прогресс) По материалам «Аналитический отчет о результатах ЕГЭ 2011 г.история»
4 «Проблемные» темы (независимо от принадлежности к периоду) 1.«Иван IV. Реформы середины XVI в.», 2.«Смута. Борьба с Речью Посполитой и Швецией», 3.«Самодержавие. Соборное уложение 1649 г. Система крепостного права», 4.«Петровские преобразования. Абсолютизм», 5.«Дворцовые перевороты», 6.«Просвещенный абсолютизм», 7.«Россия в войнах второй половины XVIII в.», 8.«Отечественная война 1812 г.», 9.«Внутренняя политика Александра I. М. М. Сперанский», 10.Консерваторы, славянофилы и западники. Русский утопический социализм», 11.«Капиталистические отношения в промышленности и сельском хозяйстве», 12.«Реформы 1860–1870-х гг.», 13.«Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота», 14.«Общественные движения второй половины XIX в.», По материалам «Аналитический отчет о результатах ЕГЭ 2011 г.история»
5 1.«Восточный вопрос во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов», 2.«Политика контрреформ», 3.«Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество», 4.«Революция 1917 г. Временное правительство и Советы», 5.«Провозглашение и утверждение советской власти. Политика большевиков и установление однопартийной диктатуры», 6.«Переход к новой экономической политике», 7.«Образование СССР. Выбор путей объединения», 8.«СССР накануне Великой Отечественной войны», 9. «Геноцид на оккупированных территориях. Партизанское движение». 10.«XX съезд КПСС и осуждение культа личности. Экономические реформы конца 50-х – начала 60-х гг. Политика мирного сосуществования», 11.«Застой как проявление кризиса советской модели развития. Конституция 1977 г. Достижение военно-стратегического паритета СССР и США, политика разрядки», 12.«Политика перестройки и гласности. Новое политическое мышление» 13.Темы, связанные с изучение вопросов культуры. По материалам «Аналитический отчет о результатах ЕГЭ 2011 г.история»
6 Министерство образования и науки РФ утвердило сроки сдачи Единого гос. экзамена в 2012 году. Основная волна ЕГЭ: 28 мая - информатика и ИКТ, биология, история. 31 мая - русский язык, 4 июня – иностранный язык и химия, 7 июня – математика, 13 июня – обществознание, химия, физика, 16 июня – география и литература. По информации «Российской газеты»
7 Спецификация контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена по ИСТОРИИ в 2012 г.
8 Документы, определяющие содержание экзаменационной работы: Федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования, базовый и профильный уровни (приказ Минобразования России от г. 1089). NB!!! Экзаменационная работа охватывает содержание курса истории России с древности по настоящее время с включением элементов всеобщей истории (история войн, дипломатии, культуры, экономических связей и т.п.)
9 Структура экзаменационной работы Системообразующим признаком для каждой части работы является форма заданий: Работа состоит из 3 частей, включающих 39 / 49 заданий***. Часть 1 состоит из 21 / 27 задания (А1- А21). К каждому заданию дается 4 варианта ответа, только один из которых верный. Часть 2 состоит из 12 / 15 заданий (В1- В12), требующих краткого ответа (в виде одного-двух слов, сочетания букв или цифр). NB!!! В заданиях В1, В6 ответ записывается в виде последовательности цифр. Часть 3 состоит из 6 / 7 заданий с развернутым ответом (С1-С6). ***Данные выделенные зеленым цветом соответствуют КИМ 2012
10 Распределение заданий по частям работы Части работы Число заданий Макси- мальный первичный балл Процент максимального первичного балла за задания данной части от максимального первичного балла за всю работу 58 (= 67) Тип заданий Часть 121 / 27 36,2 / 40,2 С выбором ответа Часть 212 / 1520 / 1934,5 / 28,4 С кратким ответом Часть 36 / 717 / 2129,3 / 31,4 С развернуты м ответом Итого 39 / 4958 / %
11 Распределение заданий КИМ ЕГЭ по содержанию, видам умений и способам деятельности Содержание материала по истории России представлено в работе по разделам, определенным с учетом общей периодизации и хронологических рамок отдельных школьных курсов. Это разделы: 1) VIII - начало XVII вв.;1) VIII–XVII вв.; 2) XVII-XVIII вв.;2) XVIII – начало ХХ в.; 3) XIX в.;3) 1917–2010 гг. 4) гг.
12 Принципы отбора и расположения заданий в работе Отражение разных аспектов истории - экономики, социальных отношений, внутренней и внешней политики, истории материальной и духовной культуры. NB!!! В работе 2012 г. выделены отдельные позиции части 1, на которых проверяется знание истории материальной и духовной культуры (А4, А13, А20); знание истории Великой Отечественной войны (А16, А17). Расположение заданий в 1 и 2 частях работы в хронологической последовательности (по названным выше периодам).
13 Распределение заданий по основным разделам курса истории
14 Распределение заданий экзаменационной работы по умениям и видам познавательной деятельности
15
16 Распределение заданий по уровню сложности 2011 г г.
17 Система оценивания отдельных заданий и работы в целом Задания части 1 (А)- 1 балл Задания части 2 (В): каждое из заданий В1, В6, В9, В10, В11, полный правильный ответ - 1 балл неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов. каждое из заданий В2, В3, В4, В5, В7, В8: полный правильный ответ - 2 балла если допущена одна ошибка – 1 балл если допущены две и более ошибок или ответ отсутствует – 0 баллов. NB!!! Максимальный первичный балл за всю работу – 58 / 67
18 Система оценивания отдельных заданий и работы в целом Задания части 2 (В): Задание В12 полный правильный ответ - 3 балла если допущена одна ошибка – 2 балла, допущены две-три ошибки – 1 балл, допущены четыре и более ошибок или ответ отсутствует – 0 баллов. Задания части 3 (С): каждое из заданий С1-С3 - 2 балла задание С4, С5 - 3 балла задания С6 - 5 баллов NB!!! Максимальный первичный балл за всю работу – 58 / 67
19 Время выполнения работы На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 210 минут. Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий, составляет: для каждого задания части 1 (А) минуты; для каждого задания части 2 (В) – 3-7 минут; для каждого задания части 3 (С) минут.
20 Изменения в КИМ 2012 года по сравнению с КИМ 2011 года Сокращено число заданий репродуктивного характера и увеличено число заданий, направленных на проверку умений систематизировать исторические факты, устанавливать причинно-следственные, структурные и иные связи, использовать источники информации для решения познавательных задач, формулировать и аргументировать собственную позицию с привлечением исторических знаний. Оптимизирована структура работы: до 21 задания сокращено количество заданий части 1; до 12 сокращено количество заданий части 2 и включено 3 новые модели заданий (В10–В12); сокращено до 6 количество заданий части 3, в часть 3 включена новая модель задания (историческое сочинение (С6).
21 Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ 2011 Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ 2012 Русские земли и княжества в XII – середине XV вв Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества. Монархии и республики Восстановление экономики русских земель. Колонизация Северо-Восточной Руси. Формы землевладения и категории населения. Русский город 1.3.7* Культура Руси в XII–XV вв.1.3.5* Культурное развитие русских земель и княжеств 1.4. Российское государство во второй половине XV – начале XVII вв Формы землевладения и категории населения. Начало закрепощения крестьян Изменения в социальной структуре общества (см. динамика) и формах феодального землевладения (см.сравнительную хар-ку) Формы землевладения и категории населения. Начало закрепощения крестьян Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения
22 Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ 2011 Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ Российское государство во второй половине XV – начале XVII вв * Культура России в XVI в.1.4.5* Формирование национального самосознания. Развитие культуры народов России в XV–XVII вв. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в * Смута конца XVI – начала XVII вв. (причины, сущность, последствия). Борьба с Речью Посполитой и Швецией. Первые Романовы * Смута. Социальные движения в России в начале XVII в. Борьба с Речью Посполитой и со Швецией 1.4.7* Ликвидация последствий Смуты. Первые Романовы 2. История России XVII–XVIII вв. 2.1 Россия в XVII в Ликвидация последствий Смуты. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Юридическое оформление крепостного права Самодержавие. Соборное уложение 1649 г. Система крепостного права * Внешняя политика России в XVII в * Культура России в XVII в. Усиление светских элементов в культуре.
23 Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ 2011 Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ 2012 Новое время 2.2. Россия в первой половине XVIII в.2.1 Россия в XVIII – середине XIX в Петровские преобразования. Абсолютизм Петровские преобразования. Абсолютизм. Формирование чиновничье- бюрократического аппарата. Традиционные порядки и крепостничество в условиях развертывания модернизации Дворцовые перевороты Россия во второй половине XVIII в Экономика России второй половины XVIII в. Господство крепостного права и зарождение капиталистических отношений Особенности экономики России в XVIII – первой половине XIX в.: господство крепостного права и зарождение капиталистических отношений. Начало промышленного переворота Социальные движения второй половины XVIII в * Русское просвещение
24 Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ 2011 Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ * Россия в войнах второй половины XVIII в * Превращение России в мировую державу в XVIII в * Культура народов России и ее связь с европейской и мировой культурой * Культура народов России и ее связь с европейской и мировой культурой XVIII – первой половины XIX в. 3. Россия в XIX в Россия в 1801–1860 гг Правовые реформы ( + Николай I) и мероприятия по укреплению абсолютизма в первой половине XIX в Внутренняя политика Александра I. М. М. Сперанский.
25 Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ 2011 Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ * Имперская внешняя политика самодержавия. Крымская война * Имперская внешняя политика самодержавия. Крымская война и ее последствия для страны 3.1.8* Культура народов России в первой половине XIX в. См (КИМ 2012) 3.2 Россия в 1860-е – 1890-е гг.2.2. Россия во второй половине XIX–нач.ХХв Капиталистические отношения в промышленности и сельском хозяйстве Капиталистические отношения в промышленности и сельском хозяйстве. Роль государства в экономической жизни страны 3.2.4* Общественные движения второй половины XIX в.* Нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Реформы С.Ю. Витте Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков 2.2.7* Русско-японская война 3.2.6* Культура народов России во второй половине XIX в. Вклад российской культуры XIX в. в мировую культуру* * Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX – начале ХХ в. Критический реализм. Русский авангард. Развитие науки и системы образования
26 Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ 2011 Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ Россия в XX – начале XXI вв. 4.1 Россия в 1900–1916 гг Революция 1905–1907 гг. Становление российского парламентаризма. Либерально- демократические, радикальные, националистические движения 4.1.4* Культура России в начале XX в. См (КИМ 2012) Новейшая история 4.2. Россия в 1917–1920 гг.3.1 Революция и Гражданская война в России Провозглашение и утверждение советской власти. Политика большевиков и установление однопартийной диктатуры Политическая ТАКТИКА большевиков, их приход к власти. Первые декреты Советской власти. Учредительное собрание 4.2.3* Гражданская война. Интервенция. Политика «военного коммунизма». Итоги Гражданской войны * Гражданская война и иностранная интервенция. Политические программы участвующих сторон. Политика «военного коммунизма». Итоги Гражданской войны
Великая Отечественная война 1941–1945 гг Героизм советских людей в годы войны. Тыл в годы войны. Идеология и культура в годы войны * Геноцид на оккупированных территориях. Партизанское движение * Героизм советских людей в годы войны. Партизанское движение. Тыл в годы войны. Идеология и культура в годы войны 4.5. СССР в 1945–1991 гг * СССР в первое послевоенное десятилетие. Восстановление экономики, идеологические кампании конца 1940-х гг. «Холодная война» и ее влияние на внутреннюю и внешнюю политику Восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг * Холодная война. Военно- политические союзы в послевоенной системе международных отношений. Формирование мировой социалистической системы Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ 2011 Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ СССР в 1922–1991 гг. (образование и распад СССР) «Культурная революция» (ликвидация неграмотности, создание системы образования). Идеологические основы советского общества и культура в 20–30-х гг Идеологические основы советского общества и культура в 1920–1930-х гг. «Культурная революция». Ликвидация неграмотности, создание системы образования
28 Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ 2011 Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ * XX съезд КПСС и осуждение культа личности. Экономические реформы конца 50- х – начала 60-х гг. Политика мирного сосуществования XX съезд КПСС и осуждение культа личности. Экономические реформы 1950– 1960-х гг., причины их неудач. Замедление экономического роста * «Застой» как проявление кризиса советской модели развития. Конституция 1977 г. Достижение военно-стратегического паритета СССР и США, политика разрядки «Застой» как проявление кризиса советской модели развития. Конституционное закрепление руководящей роли КПСС. Конституция 1977 г * Попытки модернизации советской экономики и политической системы в 80-е гг. Политика перестройки и гласности. «Новое политическое мышление». События августа 1991 г. Беловежские соглашения 1991 г. и распад СССР. См (КИМ 2012) Попытки модернизации советской экономики и политической системы в 1980-х гг. «Перестройка» и «гласность». Формирование многопартийности СССР в мировых и региональных кризисах и конфликтах после Второй мировой войны. Политика разрядки. «Новое политическое мышление». Распад мировой социалистической системы.
29 Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ 2011 Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ Россия в 1992–2010 гг.3.3 Российская Федерация Кризис власти: последствия неудачи политики «перестройки». Августовские события 1991 г. Беловежские соглашения 1991 г. и распад СССР Становление новой российской государственности. События 1993 г. Принятие Конституции 1993 г Политический кризис сентября–октября 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х гг. Политические партии и движения Российской Федерации. Российская Федерация и страны – участницы Содружества Независимых Государств Переход к рыночной экономике Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия Политическое, экономическое, национальное, культурное развитие современной России Российская Федерация в 2000–2010 гг.: основные тенденции социально- экономического и общественно- политического развития страны на современном этапе. В.В. Путин. Д.А. Медведев
30 КИМ КИМ Знать/понимать: даты и периодизацию истории, пространственные и временные рамки изучаемых исторических событий; 1.2 периодизацию всемирной и отечественной истории; основные факты, явления, процессы, характеризующие целостность истории; 1.1 основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории; понятия (термины); 1.3 современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; историческую обусловленность общественных явлений, процессов. 1.4 историческую обусловленность современных общественных процессов; 1.5 особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе Сравнительный анализ проверяемых умений и видов познавательной деятельности
31 КИМ КИМ Уметь: определять последовательность исторических событий; 2.3. анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд); соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; систематизировать историческую информацию на основе представлений об общих закономерностях исторического процесса; 2.6. систематизировать разнообразную историческую информацию на осно- ве своих представлений об общих закономерностях исторического процесса;
32 КИМ КИМ выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; устанавливать причинно- следственные связи между явлениями; устанавливать причинно-следственные связи между явлениями; различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории; 2.4. различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения; проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; 2.1. проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; осуществлять внешнюю критику источника (характеризовать авторство, время, обстоятельства и цели создания источника) 2.2. осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характери- зовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности); осуществлять внутреннюю критику источника (анализировать позицию автора и участников описываемых в источнике событий);
33 КИМ КИМ использовать принципы структурно- функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений. 2.5 использовать принципы причинно- следственного, структурно- функционального, временнόго и пространственного анализа для изуче- ния исторических процессов и явлений; 2.7 представлять результаты историко- познавательной деятельности в фор- мах исторического сочинения, резюме и др.; 2.8 формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения Общее направление совершенствования КИМ – усиление блока заданий, проверяющих аналитические и информационно-коммуникативные умения выпускников.
34 Демонстрационный вариант ЕГЭ по ИСТОРИИ 2012 г. новые типы заданий
35 Новая модель задания: В10 Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к событиям XIX в. Вольные хлебопашцы, министерства, декабристы, бироновщина, земства, винная монополия. Найдите и запишите термин, относящийся к другому историческому периоду бироновщина
36 иосифляне Рокоссовский Бенкендорф
37 Новая модель задания: В11 Напишите пропущенное слово. Важный в истории России процесс, характеризуемый понятиями «Юрьев день», «урочные лета», «бессрочный сыск беглых крестьян», называется ____________ крестьян NB!!! Есть мнение, что задание В 11 ВСЕГДА ориентируется на определение процесса… закрепощением закрепощение Например: либерализация, модернизация, индустриализация и др.
38 классицизм местничество разрядки
39 Новая модель задания: В12 Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
40 1) М.А. Егоров, М.В. Кантария 2) сентябрь 1941 г. – апрель 1942 г. 3) Я.Ф. Павлов; 4) битва на Курской дуге 5) битва за Днепр; 6) июнь–август 1944 г. 7) июль 1942 г. – фев.1943 г.; 8) И.В. Панфилов 9) май 1942 г. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами
43 Историческим центром многих старых западноевропейских городов является рыночная площадь и здание ратуши. Историческим центром старого русского города является детинец (кремль). Объясните, чем различалось социальное устройство и управление средневековых западноевропейских и русских городов (приведите три объяснения). Новая модель задания: С 4 NB!!! Задание С4 связано с анализом какой-либо исторической проблемы, ситуации. NB!!! Требуется не только назвать….., но и объяснить…. (так как…; потому что…)
44 Содержание верного ответа Могут быть даны следующие объяснения: западноевропейские города были центрами ремесла и торговли, а на Руси города были княжескими (государственными); в кремле находился гарнизон и глава княжеской администрации (посадник в XI–XIII вв.; наместник, воевода в XVI–XVII вв.); в западноевропейских городах горожане состояли в различных корпорациях: цехах, гильдиях, братствах; а в средневековых русских городах не было цехов и гильдий; западноевропейские города, в отличие от большинства русских городов, c XI–XII вв. добивались независимости от сеньоров и получали права самоуправления: выбора городских органов власти, суда, распоряжения городским имуществом. Могут быть даны другие объяснения Указания по оцениванию
45 Выберите из предложенных вариантов ОДНОГО исторического деятеля определённой эпохи и напишите его исторический портрет. 1)Дмитрий Донской; 2)М.М. Сперанский; 3)Н.С. Хрущёв. Укажите время жизни исторического деятеля. Дайте краткую характеристику основных направлений (событий, достижений и т.п.) и результатов его деятельности. Новая модель задания: С 6 NB!!! С6 – сочинение на историческую тему, предполагающее анализ деятельности какой-либо исторической личности. С6 – альтернативное задание: выпускник имеет возможность выбрать одного из трех предлагаемых деятелей различных эпох и продемонстрировать свои знания и умения на наиболее знакомом ему историческом материале.
46 Указания по оцениванию
47
48 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
49 Шаг 1: читаем текст и задание
50 Шаг 2: подчеркиваем ключевые фразы 2. Эта фраза говорит о политической проблеме
51
52 6. Для задания С 2 и С 3
53 Шаг 3: формулируем ответ
54
55 Чем
56
57 NB!!! задания все чаще выходят за контекст Работа в контекстном поле источника Источник лишь определяет контекст эпохи, события Данные в источнике по данному вопросу отсутствуют текст контекст
58
59 Гевуркова Е.А. Соловьев Я.В. История: ЕГЭ 2012: Контрольные тренировочные материалы с ответами и комментариями (Серия «Итоговый контроль: ЕГЭ») - М.; СПб.: «Просвещение», 2012 Соловьев Я.В. История: 25 новых типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ: кл. – М.: Астрель, 2012
60 Соловьев Я.В., Гевуркова Е.А. Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ. – М.: АСТ: Астрель, 2012 Соловьев Я.В., Гевуркова Е.А. История: 300 типовых заданий уровней А, В, С для подготовки к ЕГЭ: кл. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2012
61 Гевуркова Е.А. История: России с древности до начала XVII в.: Новый экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ/ Е.А. Гевуркова. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2012 Соловьев Я.В. История: России в ХХ – начале ХХI века ( гг.): Новый экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. – М.: АСТ: Астрель; Полиграфиздат, 2012
62 Чернова М.Н. История России. 10/11 класс. 36 Диагностических вариантов. – М.: Национальное образование, 2012
63