1 Сравнительный анализ результатов проведения единого государственного экзамена по ИСТОРИИ в 2010 – 2011 году Самойлова Е.В., доцент каф. гуманитарного.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
История и обществознание. Новое в КИМах ЕГЭ
Advertisements

Особенности КИМ ЕГЭ по истории 2012 года. (проект)
Экзаменационная работа для проведения государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений (в новой форме) по ИСТОРИИ.
ИСТОРИЯ 2011\2012 Баркина Т. С. Ястребова В. И.. ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ С МАТЕРИАЛАМИ ЕГЭ
ГИА по истории 2012/2013. Документ, определяющий содержание экзаменационной работы Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
История ЕГЭ Общее число заданий в экзаменационной работе – 39 Часть А – 21 задание Часть В – 12 заданий Часть С – 6 заданий.
ОГЭ по обществознанию Экзаменационная работа состоит из 2 частей, включающих в себя 31 задание Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом Часть.
ГИА по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ (в новой форме). Время проведения экзамена: 180 минут (3 часа). Экзамен по обществознанию состоит из 31 задания: - часть 1 – 20.
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ О методических особенностях подготовки выпускников XI (XII)
Анализ результатов ЕГЭ 2014 г. Саров ИСТОРИЯ. Структура КИМ Всего 40 заданий Контрольно-измерительные материалы состоят из трех частей: - часть А - 21.
ПредметИзменения Математика, биология, иностранные языки, химия, физика Изменений нет Русский язык1. Изменен формат задания А1. 2. Уточнены критерии проверки.
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ИСТОРИЯ. ПЛАН РАБОТЫ: 1. Внешний мониторинг. Обзор аналитических отчетов ФИПИ. 2. Инструменты внутреннего мониторинга.
ИСТОРИЯ Истинная любовь к Родине немыслима без знания ее великого, трагического и прекрасного прошлого!
История – изменения в структуре и содержании КИМ Главные элементы новизны экзаменационной модели 2012 г.: 1. оптимизирована структура КИМ и сокращено число.
Результаты ЕГЭ по истории 2013 г. Заместитель председателя предметной комиссии ЕГЭ по истории Фадеева Диана Александровна.
Анализ результатов выполнения экзаменационных работ по истории России выпускниками общеобразовательных школ Нурлатского района.
Анализ ЕГЭ-2012 общестознание.. В экзаменационной работе по обществознанию образца 2012 года, содержалось 37 заданий. Из них 20 заданий части 1 (часть.
ЕГЭ по истории 2012 г.. Дата утверждения г.
Проблемы при подготовке к ГИА по истории МБОУ « Авсюнинская СОШ » Тишкина М. К. Цель итоговой государственной аттестации в 9-х классах – выявление уровня.
Результаты ЕГЭ 2012 года по истории в Новгородской области.
Транксрипт:

1 Сравнительный анализ результатов проведения единого государственного экзамена по ИСТОРИИ в 2010 – 2011 году Самойлова Е.В., доцент каф. гуманитарного образования БОУ ДПО «ИРООО»

2 Типичные ошибки задания на знание дат и фактов (значительно различается в зависимости от периода исторического развития страны). А1, А2, А5. задания на умение определять последовательность событий В1. задания на группировку исторических явлений и событий В2. По теме «Культура России в начале XX в.»; «Переход к новой экономической политике». задания на знание исторических понятий, терминов В 6 задания на систематизацию исторической информации В3. Задания на поиск информации в источнике А26, А19, В4, В11, В14. «Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота»; «Восточный вопрос во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов»; по теме «Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество»; «Культурная революция» Идеологические основы советского общества и культура в 20–30-х гг.» По материалам «Аналитический отчет о результатах ЕГЭ 2011 г.история»

3 Типичные ошибки задания на анализ исторических версий и оценок С5. по темам «Внутренняя политика Александра I. М.М. Сперанский», «Общественные движения второй половины XIX в.» и «Политика контрреформ». на анализ исторической ситуации С6. по темам «Политика контрреформ»; «Капиталистические отношения в промышленности и сельском хозяйстве» на сравнение С7.1.(наблюдался прогресс) По материалам «Аналитический отчет о результатах ЕГЭ 2011 г.история»

4 «Проблемные» темы (независимо от принадлежности к периоду) 1.«Иван IV. Реформы середины XVI в.», 2.«Смута. Борьба с Речью Посполитой и Швецией», 3.«Самодержавие. Соборное уложение 1649 г. Система крепостного права», 4.«Петровские преобразования. Абсолютизм», 5.«Дворцовые перевороты», 6.«Просвещенный абсолютизм», 7.«Россия в войнах второй половины XVIII в.», 8.«Отечественная война 1812 г.», 9.«Внутренняя политика Александра I. М. М. Сперанский», 10.Консерваторы, славянофилы и западники. Русский утопический социализм», 11.«Капиталистические отношения в промышленности и сельском хозяйстве», 12.«Реформы 1860–1870-х гг.», 13.«Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота», 14.«Общественные движения второй половины XIX в.», По материалам «Аналитический отчет о результатах ЕГЭ 2011 г.история»

5 1.«Восточный вопрос во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов», 2.«Политика контрреформ», 3.«Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество», 4.«Революция 1917 г. Временное правительство и Советы», 5.«Провозглашение и утверждение советской власти. Политика большевиков и установление однопартийной диктатуры», 6.«Переход к новой экономической политике», 7.«Образование СССР. Выбор путей объединения», 8.«СССР накануне Великой Отечественной войны», 9. «Геноцид на оккупированных территориях. Партизанское движение». 10.«XX съезд КПСС и осуждение культа личности. Экономические реформы конца 50-х – начала 60-х гг. Политика мирного сосуществования», 11.«Застой как проявление кризиса советской модели развития. Конституция 1977 г. Достижение военно-стратегического паритета СССР и США, политика разрядки», 12.«Политика перестройки и гласности. Новое политическое мышление» 13.Темы, связанные с изучение вопросов культуры. По материалам «Аналитический отчет о результатах ЕГЭ 2011 г.история»

6 Министерство образования и науки РФ утвердило сроки сдачи Единого гос. экзамена в 2012 году. Основная волна ЕГЭ: 28 мая - информатика и ИКТ, биология, история. 31 мая - русский язык, 4 июня – иностранный язык и химия, 7 июня – математика, 13 июня – обществознание, химия, физика, 16 июня – география и литература. По информации «Российской газеты»

7 Спецификация контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена по ИСТОРИИ в 2012 г.

8 Документы, определяющие содержание экзаменационной работы: Федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования, базовый и профильный уровни (приказ Минобразования России от г. 1089). NB!!! Экзаменационная работа охватывает содержание курса истории России с древности по настоящее время с включением элементов всеобщей истории (история войн, дипломатии, культуры, экономических связей и т.п.)

9 Структура экзаменационной работы Системообразующим признаком для каждой части работы является форма заданий: Работа состоит из 3 частей, включающих 39 / 49 заданий***. Часть 1 состоит из 21 / 27 задания (А1- А21). К каждому заданию дается 4 варианта ответа, только один из которых верный. Часть 2 состоит из 12 / 15 заданий (В1- В12), требующих краткого ответа (в виде одного-двух слов, сочетания букв или цифр). NB!!! В заданиях В1, В6 ответ записывается в виде последовательности цифр. Часть 3 состоит из 6 / 7 заданий с развернутым ответом (С1-С6). ***Данные выделенные зеленым цветом соответствуют КИМ 2012

10 Распределение заданий по частям работы Части работы Число заданий Макси- мальный первичный балл Процент максимального первичного балла за задания данной части от максимального первичного балла за всю работу 58 (= 67) Тип заданий Часть 121 / 27 36,2 / 40,2 С выбором ответа Часть 212 / 1520 / 1934,5 / 28,4 С кратким ответом Часть 36 / 717 / 2129,3 / 31,4 С развернуты м ответом Итого 39 / 4958 / %

11 Распределение заданий КИМ ЕГЭ по содержанию, видам умений и способам деятельности Содержание материала по истории России представлено в работе по разделам, определенным с учетом общей периодизации и хронологических рамок отдельных школьных курсов. Это разделы: 1) VIII - начало XVII вв.;1) VIII–XVII вв.; 2) XVII-XVIII вв.;2) XVIII – начало ХХ в.; 3) XIX в.;3) 1917–2010 гг. 4) гг.

12 Принципы отбора и расположения заданий в работе Отражение разных аспектов истории - экономики, социальных отношений, внутренней и внешней политики, истории материальной и духовной культуры. NB!!! В работе 2012 г. выделены отдельные позиции части 1, на которых проверяется знание истории материальной и духовной культуры (А4, А13, А20); знание истории Великой Отечественной войны (А16, А17). Расположение заданий в 1 и 2 частях работы в хронологической последовательности (по названным выше периодам).

13 Распределение заданий по основным разделам курса истории

14 Распределение заданий экзаменационной работы по умениям и видам познавательной деятельности

15

16 Распределение заданий по уровню сложности 2011 г г.

17 Система оценивания отдельных заданий и работы в целом Задания части 1 (А)- 1 балл Задания части 2 (В): каждое из заданий В1, В6, В9, В10, В11, полный правильный ответ - 1 балл неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов. каждое из заданий В2, В3, В4, В5, В7, В8: полный правильный ответ - 2 балла если допущена одна ошибка – 1 балл если допущены две и более ошибок или ответ отсутствует – 0 баллов. NB!!! Максимальный первичный балл за всю работу – 58 / 67

18 Система оценивания отдельных заданий и работы в целом Задания части 2 (В): Задание В12 полный правильный ответ - 3 балла если допущена одна ошибка – 2 балла, допущены две-три ошибки – 1 балл, допущены четыре и более ошибок или ответ отсутствует – 0 баллов. Задания части 3 (С): каждое из заданий С1-С3 - 2 балла задание С4, С5 - 3 балла задания С6 - 5 баллов NB!!! Максимальный первичный балл за всю работу – 58 / 67

19 Время выполнения работы На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 210 минут. Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий, составляет: для каждого задания части 1 (А) минуты; для каждого задания части 2 (В) – 3-7 минут; для каждого задания части 3 (С) минут.

20 Изменения в КИМ 2012 года по сравнению с КИМ 2011 года Сокращено число заданий репродуктивного характера и увеличено число заданий, направленных на проверку умений систематизировать исторические факты, устанавливать причинно-следственные, структурные и иные связи, использовать источники информации для решения познавательных задач, формулировать и аргументировать собственную позицию с привлечением исторических знаний. Оптимизирована структура работы: до 21 задания сокращено количество заданий части 1; до 12 сокращено количество заданий части 2 и включено 3 новые модели заданий (В10–В12); сокращено до 6 количество заданий части 3, в часть 3 включена новая модель задания (историческое сочинение (С6).

21 Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ 2011 Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ 2012 Русские земли и княжества в XII – середине XV вв Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества. Монархии и республики Восстановление экономики русских земель. Колонизация Северо-Восточной Руси. Формы землевладения и категории населения. Русский город 1.3.7* Культура Руси в XII–XV вв.1.3.5* Культурное развитие русских земель и княжеств 1.4. Российское государство во второй половине XV – начале XVII вв Формы землевладения и категории населения. Начало закрепощения крестьян Изменения в социальной структуре общества (см. динамика) и формах феодального землевладения (см.сравнительную хар-ку) Формы землевладения и категории населения. Начало закрепощения крестьян Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения

22 Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ 2011 Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ Российское государство во второй половине XV – начале XVII вв * Культура России в XVI в.1.4.5* Формирование национального самосознания. Развитие культуры народов России в XV–XVII вв. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в * Смута конца XVI – начала XVII вв. (причины, сущность, последствия). Борьба с Речью Посполитой и Швецией. Первые Романовы * Смута. Социальные движения в России в начале XVII в. Борьба с Речью Посполитой и со Швецией 1.4.7* Ликвидация последствий Смуты. Первые Романовы 2. История России XVII–XVIII вв. 2.1 Россия в XVII в Ликвидация последствий Смуты. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Юридическое оформление крепостного права Самодержавие. Соборное уложение 1649 г. Система крепостного права * Внешняя политика России в XVII в * Культура России в XVII в. Усиление светских элементов в культуре.

23 Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ 2011 Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ 2012 Новое время 2.2. Россия в первой половине XVIII в.2.1 Россия в XVIII – середине XIX в Петровские преобразования. Абсолютизм Петровские преобразования. Абсолютизм. Формирование чиновничье- бюрократического аппарата. Традиционные порядки и крепостничество в условиях развертывания модернизации Дворцовые перевороты Россия во второй половине XVIII в Экономика России второй половины XVIII в. Господство крепостного права и зарождение капиталистических отношений Особенности экономики России в XVIII – первой половине XIX в.: господство крепостного права и зарождение капиталистических отношений. Начало промышленного переворота Социальные движения второй половины XVIII в * Русское просвещение

24 Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ 2011 Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ * Россия в войнах второй половины XVIII в * Превращение России в мировую державу в XVIII в * Культура народов России и ее связь с европейской и мировой культурой * Культура народов России и ее связь с европейской и мировой культурой XVIII – первой половины XIX в. 3. Россия в XIX в Россия в 1801–1860 гг Правовые реформы ( + Николай I) и мероприятия по укреплению абсолютизма в первой половине XIX в Внутренняя политика Александра I. М. М. Сперанский.

25 Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ 2011 Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ * Имперская внешняя политика самодержавия. Крымская война * Имперская внешняя политика самодержавия. Крымская война и ее последствия для страны 3.1.8* Культура народов России в первой половине XIX в. См (КИМ 2012) 3.2 Россия в 1860-е – 1890-е гг.2.2. Россия во второй половине XIX–нач.ХХв Капиталистические отношения в промышленности и сельском хозяйстве Капиталистические отношения в промышленности и сельском хозяйстве. Роль государства в экономической жизни страны 3.2.4* Общественные движения второй половины XIX в.* Нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Реформы С.Ю. Витте Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков 2.2.7* Русско-японская война 3.2.6* Культура народов России во второй половине XIX в. Вклад российской культуры XIX в. в мировую культуру* * Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX – начале ХХ в. Критический реализм. Русский авангард. Развитие науки и системы образования

26 Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ 2011 Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ Россия в XX – начале XXI вв. 4.1 Россия в 1900–1916 гг Революция 1905–1907 гг. Становление российского парламентаризма. Либерально- демократические, радикальные, националистические движения 4.1.4* Культура России в начале XX в. См (КИМ 2012) Новейшая история 4.2. Россия в 1917–1920 гг.3.1 Революция и Гражданская война в России Провозглашение и утверждение советской власти. Политика большевиков и установление однопартийной диктатуры Политическая ТАКТИКА большевиков, их приход к власти. Первые декреты Советской власти. Учредительное собрание 4.2.3* Гражданская война. Интервенция. Политика «военного коммунизма». Итоги Гражданской войны * Гражданская война и иностранная интервенция. Политические программы участвующих сторон. Политика «военного коммунизма». Итоги Гражданской войны

Великая Отечественная война 1941–1945 гг Героизм советских людей в годы войны. Тыл в годы войны. Идеология и культура в годы войны * Геноцид на оккупированных территориях. Партизанское движение * Героизм советских людей в годы войны. Партизанское движение. Тыл в годы войны. Идеология и культура в годы войны 4.5. СССР в 1945–1991 гг * СССР в первое послевоенное десятилетие. Восстановление экономики, идеологические кампании конца 1940-х гг. «Холодная война» и ее влияние на внутреннюю и внешнюю политику Восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг * Холодная война. Военно- политические союзы в послевоенной системе международных отношений. Формирование мировой социалистической системы Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ 2011 Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ СССР в 1922–1991 гг. (образование и распад СССР) «Культурная революция» (ликвидация неграмотности, создание системы образования). Идеологические основы советского общества и культура в 20–30-х гг Идеологические основы советского общества и культура в 1920–1930-х гг. «Культурная революция». Ликвидация неграмотности, создание системы образования

28 Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ 2011 Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ * XX съезд КПСС и осуждение культа личности. Экономические реформы конца 50- х – начала 60-х гг. Политика мирного сосуществования XX съезд КПСС и осуждение культа личности. Экономические реформы 1950– 1960-х гг., причины их неудач. Замедление экономического роста * «Застой» как проявление кризиса советской модели развития. Конституция 1977 г. Достижение военно-стратегического паритета СССР и США, политика разрядки «Застой» как проявление кризиса советской модели развития. Конституционное закрепление руководящей роли КПСС. Конституция 1977 г * Попытки модернизации советской экономики и политической системы в 80-е гг. Политика перестройки и гласности. «Новое политическое мышление». События августа 1991 г. Беловежские соглашения 1991 г. и распад СССР. См (КИМ 2012) Попытки модернизации советской экономики и политической системы в 1980-х гг. «Перестройка» и «гласность». Формирование многопартийности СССР в мировых и региональных кризисах и конфликтах после Второй мировой войны. Политика разрядки. «Новое политическое мышление». Распад мировой социалистической системы.

29 Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ 2011 Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ Россия в 1992–2010 гг.3.3 Российская Федерация Кризис власти: последствия неудачи политики «перестройки». Августовские события 1991 г. Беловежские соглашения 1991 г. и распад СССР Становление новой российской государственности. События 1993 г. Принятие Конституции 1993 г Политический кризис сентября–октября 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х гг. Политические партии и движения Российской Федерации. Российская Федерация и страны – участницы Содружества Независимых Государств Переход к рыночной экономике Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия Политическое, экономическое, национальное, культурное развитие современной России Российская Федерация в 2000–2010 гг.: основные тенденции социально- экономического и общественно- политического развития страны на современном этапе. В.В. Путин. Д.А. Медведев

30 КИМ КИМ Знать/понимать: даты и периодизацию истории, пространственные и временные рамки изучаемых исторических событий; 1.2 периодизацию всемирной и отечественной истории; основные факты, явления, процессы, характеризующие целостность истории; 1.1 основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории; понятия (термины); 1.3 современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; историческую обусловленность общественных явлений, процессов. 1.4 историческую обусловленность современных общественных процессов; 1.5 особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе Сравнительный анализ проверяемых умений и видов познавательной деятельности

31 КИМ КИМ Уметь: определять последовательность исторических событий; 2.3. анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд); соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; систематизировать историческую информацию на основе представлений об общих закономерностях исторического процесса; 2.6. систематизировать разнообразную историческую информацию на осно- ве своих представлений об общих закономерностях исторического процесса;

32 КИМ КИМ выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; устанавливать причинно- следственные связи между явлениями; устанавливать причинно-следственные связи между явлениями; различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории; 2.4. различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения; проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; 2.1. проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; осуществлять внешнюю критику источника (характеризовать авторство, время, обстоятельства и цели создания источника) 2.2. осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характери- зовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности); осуществлять внутреннюю критику источника (анализировать позицию автора и участников описываемых в источнике событий);

33 КИМ КИМ использовать принципы структурно- функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений. 2.5 использовать принципы причинно- следственного, структурно- функционального, временнόго и пространственного анализа для изуче- ния исторических процессов и явлений; 2.7 представлять результаты историко- познавательной деятельности в фор- мах исторического сочинения, резюме и др.; 2.8 формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения Общее направление совершенствования КИМ – усиление блока заданий, проверяющих аналитические и информационно-коммуникативные умения выпускников.

34 Демонстрационный вариант ЕГЭ по ИСТОРИИ 2012 г. новые типы заданий

35 Новая модель задания: В10 Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к событиям XIX в. Вольные хлебопашцы, министерства, декабристы, бироновщина, земства, винная монополия. Найдите и запишите термин, относящийся к другому историческому периоду бироновщина

36 иосифляне Рокоссовский Бенкендорф

37 Новая модель задания: В11 Напишите пропущенное слово. Важный в истории России процесс, характеризуемый понятиями «Юрьев день», «урочные лета», «бессрочный сыск беглых крестьян», называется ____________ крестьян NB!!! Есть мнение, что задание В 11 ВСЕГДА ориентируется на определение процесса… закрепощением закрепощение Например: либерализация, модернизация, индустриализация и др.

38 классицизм местничество разрядки

39 Новая модель задания: В12 Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.

40 1) М.А. Егоров, М.В. Кантария 2) сентябрь 1941 г. – апрель 1942 г. 3) Я.Ф. Павлов; 4) битва на Курской дуге 5) битва за Днепр; 6) июнь–август 1944 г. 7) июль 1942 г. – фев.1943 г.; 8) И.В. Панфилов 9) май 1942 г. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

43 Историческим центром многих старых западноевропейских городов является рыночная площадь и здание ратуши. Историческим центром старого русского города является детинец (кремль). Объясните, чем различалось социальное устройство и управление средневековых западноевропейских и русских городов (приведите три объяснения). Новая модель задания: С 4 NB!!! Задание С4 связано с анализом какой-либо исторической проблемы, ситуации. NB!!! Требуется не только назвать….., но и объяснить…. (так как…; потому что…)

44 Содержание верного ответа Могут быть даны следующие объяснения: западноевропейские города были центрами ремесла и торговли, а на Руси города были княжескими (государственными); в кремле находился гарнизон и глава княжеской администрации (посадник в XI–XIII вв.; наместник, воевода в XVI–XVII вв.); в западноевропейских городах горожане состояли в различных корпорациях: цехах, гильдиях, братствах; а в средневековых русских городах не было цехов и гильдий; западноевропейские города, в отличие от большинства русских городов, c XI–XII вв. добивались независимости от сеньоров и получали права самоуправления: выбора городских органов власти, суда, распоряжения городским имуществом. Могут быть даны другие объяснения Указания по оцениванию

45 Выберите из предложенных вариантов ОДНОГО исторического деятеля определённой эпохи и напишите его исторический портрет. 1)Дмитрий Донской; 2)М.М. Сперанский; 3)Н.С. Хрущёв. Укажите время жизни исторического деятеля. Дайте краткую характеристику основных направлений (событий, достижений и т.п.) и результатов его деятельности. Новая модель задания: С 6 NB!!! С6 – сочинение на историческую тему, предполагающее анализ деятельности какой-либо исторической личности. С6 – альтернативное задание: выпускник имеет возможность выбрать одного из трех предлагаемых деятелей различных эпох и продемонстрировать свои знания и умения на наиболее знакомом ему историческом материале.

46 Указания по оцениванию

47

48 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

49 Шаг 1: читаем текст и задание

50 Шаг 2: подчеркиваем ключевые фразы 2. Эта фраза говорит о политической проблеме

51

52 6. Для задания С 2 и С 3

53 Шаг 3: формулируем ответ

54

55 Чем

56

57 NB!!! задания все чаще выходят за контекст Работа в контекстном поле источника Источник лишь определяет контекст эпохи, события Данные в источнике по данному вопросу отсутствуют текст контекст

58

59 Гевуркова Е.А. Соловьев Я.В. История: ЕГЭ 2012: Контрольные тренировочные материалы с ответами и комментариями (Серия «Итоговый контроль: ЕГЭ») - М.; СПб.: «Просвещение», 2012 Соловьев Я.В. История: 25 новых типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ: кл. – М.: Астрель, 2012

60 Соловьев Я.В., Гевуркова Е.А. Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ. – М.: АСТ: Астрель, 2012 Соловьев Я.В., Гевуркова Е.А. История: 300 типовых заданий уровней А, В, С для подготовки к ЕГЭ: кл. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2012

61 Гевуркова Е.А. История: России с древности до начала XVII в.: Новый экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ/ Е.А. Гевуркова. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2012 Соловьев Я.В. История: России в ХХ – начале ХХI века ( гг.): Новый экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. – М.: АСТ: Астрель; Полиграфиздат, 2012

62 Чернова М.Н. История России. 10/11 класс. 36 Диагностических вариантов. – М.: Национальное образование, 2012

63