Урок по обществознанию в свете требований ФГОС.. Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС Предмет изменений Традиционная.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Конструкт урока. Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС Предмет изменений Традиционная деятельность учителя Деятельность.
Advertisements

Характеристика изменений в деятельности педагога в условиях введения и реализации ФГОС.
Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС второго поколения.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ В КУРСЕ ОРКСЭ Ивашева Елена Геннадиевна, методист СЦРО.
«Деятельность педагога по достижению личностных результатов обучающихся при переходе на Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения»
Новые ФГОС 1. Подготовка к уроку От жестко структурированного плана- конспекта к сценарному плану урока, использование Интернет-ресурсов.
Современный урок в условиях реализации ФГОС ФГОС.
СТРУКТУРА УРОКА ОРКСЭ СОСТАВЛЕНА ПО МАТЕРИАЛАМ ИОФФЕ А.Н, ДОКТОРА ПЕД НАУК АПК ППКРО.
ФГОС КАК ФАКТОР ТРАНСФОРМАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Директор МБОУ СОШ 100 Баранова А.Г.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФГОС. Отличительные особенности ФГОС 1.В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, предполагающий разнообразие индивидуальных.
Презентация подготовлена Н.Г.Дмитриевой, учителем высшей квалификационной категории МБОУ «СОШ 55» города Барнаула Алтайского края.
ФГОС : изменения в деятельности участников образовательного процесса. Автор : Захарчук Татьяна Михайловна учитель начальных классов МБОУ « СОШ 2» г. Тарко.
УРОК – ОСНОВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ. СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ К УРОКУ Безусова Т. А.
Системно-деятельностный подход в реализации учебной программы Е.В. Воропай, зав.кафедрой гуманитарного образования ИРО.
Мы не учим их; мы создаем условия, в которых они учатся. Мы не учим их; мы создаем условия, в которых они учатся. С. Паперт СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА.
« Совершенствование профессиональной компетентности педагогов как фактор повышения качества образования в условиях перехода на ФГОС основного общего образования»
Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения Главным направлением в работе каждого учителя на ближайшие годы становится.
«Ф ОРМИРОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ФГОС» Педагогический совет Январь 2013года.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ Иоффе А.Н., д-р пед. наук, ведущий научный сотрудник лаборатории дидактики истории ИСМО РАО, преподаватель АПКиППРО,
Презентация к уроку по теме: Современный урок в условиях реализации ФГОС
Транксрипт:

Урок по обществознанию в свете требований ФГОС.

Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС Предмет изменений Традиционная деятельность учителя Деятельность учителя, работающего по ФГОС Подготовка к уроку Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения. При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации. При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет- ресурсы, материалы коллег.

Основные этапы урока Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока) Главная цель учителя на уроке Успеть выполнить все, что запланировано. Организовать деятельность детей: по поиску и обработке информации; обобщению способов действия; постановке учебной задачи и т. д.

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей) Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д. Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Форма урока Преимущественно фронтальная ( пассивная стратегия) Преимущественно групповая и/или индивидуальная ( активная или интерактивная стратегия) Взаимодействие с родителями обучающихся Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета.

Образовательная среда Создается учителем. Выставки работ обучающихся. Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Результаты обучения Предметные результаты Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные Нет портфолио обучающегося Создание портфолио Основная оценка – оценка учителя Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки. Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

Основные этапы современного урока: 1. Проблемно – мотивационный (постановка проблемы); 2. Информационный (поиск решения); 3. Аналитический (выражение решения); 4. Рефлексивно – оценочный (реализация продукта).

Проблемно -мотивационный блок. Мотивация - побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. «Чем абстрактнее истина, которую ты хочешь преподать, тем сильнее ты должен обольстить ею еще и чувства» (Ф. Ницше) Интерес (введение в тему, «якорь», «крючок», «подкидная доска») Проблема (основной вопрос занятия, обращение внимания на главное противоречие – учебная задача: акцентирование внимание на главном, локализация изучаемого материала)

СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ МОТИВАЦИИ 1.Событие, имеющее широкий общественный резонанс или вызывающее интерес: - в политической жизни (решение органов власти, выступление лидеров, принятие законов); - в социальной жизни (реформы, связанные с жизнью людей, конфликты между разными группами); - в экономической жизни (изменение курса валют, открытие нового производства); - в области культуры (выставки, премьеры фильмов или спектаклей, появившиеся книги). ВОПРОСЫ: Что знаете о данном событии? Каковы его причины (исторические корни)? Каковы возможные последствия? Как можно оценить? В чем его значение?

2. Работа с цитатами: «Я мыслю, следовательно, существую.» Р. Декарт 2. «Я люблю, и, значит, я живу.» В. Высоцкий Проблема. Что важнее для человека: мысли или чувства?

3. Графическое изображение: - картина (любой рисунок); - фотография; - карикатура; - плакат; - реклама; - схема (диаграмма, таблица); - символика (гербы, флаги, религиозные символы и т.п.).

С. Дали. Постоянство памяти

Карикатура 1904 г

Работа с понятиями (терминами): 1. Понятийный ряд : убеждение, свободный индивид, власть, церковь, традиция. Вопросы: Какое понятие «лишнее»? Чем объединены понятия кроме одного)? Что можно сказать о каждом из терминов? 2. Выявление понятия по данным определениям (на их основе – выделение ключевых характеристик, составление собственного определения и т.п.). 3. Пропущенные понятия (в текстах, предложениях, подписях, словосочетаниях, характеристиках и т.п.) 4. Ассоциации или символы понятия (рисунок, ряд слов, антонимы и т.п.)

Использование художественной литературы 1. Фрагмент художественного произведения (повести, рассказа, сказки): сформулировать тему занятия или проблему, поставить вопросы, выделить направления и т.п. 2. Названия художественных произведений: определить на их основе тему урока, назвать объединяющие элементы, сформулировать проблему. 3. Поэзия (стихи или песни, в том числе слова гимна). 4. Притчи: предположить окончание, поставить вопросы или ответить на них, озаглавить, придумать иллюстрацию, связать с темой, выделить идеи. 5. Короткие истории (в том числе и анекдоты): соотнести с событием, назвать главные идеи, сделать выводы, придумать собственную историю.

МИРОК М.Цветаева Дети это взгляды глазок боязливых, Ножек шаловливых по паркету стук, Дети это солнце в пасмурных мотивах, Целый мир гипотез радостных наук. Вечный беспорядок в золоте колечек, Ласковых словечек шепот в полусне, Мирные картинки птичек и овечек, Что в уютной детской дремлют на стене. Дети это вечер, вечер на диване, Сквозь окно, в тумане, блестки фонарей, Мерный голос сказки о царе Салтане, О русалках-сестрах сказочных морей. Дети это отдых, миг покоя краткий, Богу у кроватки трепетный обет, Дети это мира нежные загадки, И в самих загадках кроется ответ!

Памятники материальной культуры 1. Монеты и банкноты (поиск информации). 2. Архитектурные сооружения светского и культового характера (здания, дворцы, храмы и т.п.). 3. Скульптурные изображения (памятники, изображения). 4. Предметы быта (утварь, одежда, игрушки, мебель, украшения). 5. Орудия труда (в том числе и оружие). 6. Еда. 7. Символы эпохи (политические, экономические, этнические, религиозные, социальные).

Игры 1. Сценарные (короткие симуляции – сценки по заранее расписанному сценарию с ролями). 2. Спонтанные (ситуационные или тематические - без специальной подготовки). 3. Провокационные (игра с меняющимися правилами, с ошибками в сюжете и т.п.).

Видеосюжеты (мультимедийные материалы) 1. Фрагмент (сцена) из художественного фильма. 2. Мультипликационный фильм 3. Документальный фильм (хроника, сюжет). 4. Информационно-аналитическая программа. 5. Научно-популярные программы.

Способы передачи информации 1. Лекция (монолог, рассказ – но не следует пересказывать учебник). 2. Беседа (развернутые ответы на вопросы, рассуждения, пресс- конференции и т.п.). 3. Работа с документом (индивидуальное чтение, анализ или групповой обсуждение, постановка вопросов и поиск ответов, выделение главного, формулирование выводов и т.п.). 4. Обмен опытом (социальным и другим, в том числе и через проведение исследования). 5. Интернет коммуникация (электронная почта, поисковые сайты, скайп, видео-конференции, вебинары). 6. Моделирование информации (данные в виде таблицы, графика, схемы, диаграммы, символических рисунков). 7. Видеосюжет (документальный фильм, отрывок из художественного фильма, учебный фильм и т.п.). 8. Экскурсия (наблюдение, посещение музея, виртуальная экскурсия).

Работа с информацией Запрос (потребность) – отбор источников Поиск информации – отбор необходимого Структурирование информации - выводы

Аналитический блок Различные способы анализа информации (выстраивание причинно-следственных связей, выделение главного, рейтингование, оценивание, формулирование вопросов и т.п.) Обобщение Обсуждение Сравнение Синтез Выбор (отбор) Творчество (деятельность по созданию нового продукта – учебного, социального, творческого, исследовательского)

Результаты анализа и переработки информации Использование знаний в практическом применении (решение задач, выполнение лабораторных работ, анализ ситуаций и проблем и т.п.). Коммуникация и сотрудничество в процессе взаимодействия. Аргументирование собственной позиции. Уважение других точек зрения и позиций (толерантное отношение к различиям). Эффективное (целесообразное) использование имеющихся образовательных ресурсов. Сочетание индивидуальной и коллективной работы в образовательном процессе. Проектная деятельность. Владение основами методов и приемов исследовательской работы (проведения исследования).

Оценочный блок Оценка учителя (формализованная – отметка, неформальная – поддержка или критика) Самооценка Взаимооценивание Экспертиза

Результаты оценивания на занятии Доброжелательность оценок. Конструктивность оценки (предложения по изменениям). Уважение человеческого достоинства и личностных особенностей. Развивающий и дифференцированный характер оценки (опора на индивидуальные достижения). Умение опираться на сформулированные и открытые для всех критерии оценивания (договоренность о критериях). Признание других точек зрения и позиций (толерантное отношение к различиям). Отделение оценивания результатов деятельности от оценок личности. Использование различных форм оценивания (в том числе самооценки и взаимооценивания).

Рефлексивный блок Отношение к произошедшему. Выделение трудностей. Присвоение опыта. Вопросы: Что нового узнал? Что было интересным? Что оказалось сложным? Зачем это мне нужно знать и уметь? Что я понял? Какие идеи появились? Что нового узнал? Как изменилось мое отношение к чему-то?

Рефлексия по теме занятия Какая информация была для Вас новой на данном занятии? Где можно применить полученные знания? Какие идеи были для Вас наиболее значимыми? Почему? Что было сложным для восприятия (непонятным)? Какие вопросы остались после занятия? Сформулируйте 2-3 мысли по итогам проведенного занятия.

Форма развернутого плана современного урока. 1. Цель(и) урока (занятия): 2. Задачи: Цели и задачи можно объединить в один пункт: «Цели и задачи:», если преподаватель затрудняется в их разделении или же существуют разные подходы к формулировкам, нет единства требований.

3. Ожидаемые результаты: После проведения урока (занятия) учащиеся смогут: Для помощи в формулировке ожидаемых результатов: - определять или давать определения, перечислять, формулировать, давать характеристику или характеризовать, называть основные причины, выделять главное, отличать, использовать понятийный аппарат, сравнивать – выделять общее и различия;

- делать план анализа источника или документа, вырабатывать правила дискуссии и соблюдать их, высказывать свою точку зрения, аргументировать (приводить аргументы или контраргументы), формулировать проблему или тему, задавать вопросы разных типов, переводить информацию из одного формата в другой (из графического в текстовый);

- понимать смысл, уважать мнение, устанавливать коммуникацию, занимать позицию по обсуждаемому вопросу, проявить интерес, признавать право, проявлять заботу о собственном достоинстве и уважении достоинства окружающих людей, признавать право на несогласие, толерантно относиться к мнению других.

4. Основные понятия (словарь занятия): Могут быть также даны определения понятий, понятий не должно быть слишком много, оптимальным можно считать указание 4-5 понятий.

5. План занятия: Может быть сложным или простым. Простой план – перечисление пунктов от 1 и далее. Сложный план: I. 1. а) б) в) II а) б) в) III.

6. Вопросы занятия (или проблема занятия): 7. Материалы (ресурсное обеспечение занятия): Аудио-визуальные средства и раздаточные материалы, а также необходимая литература и учебные пособия, техническое обеспечение – презентации, компьютерный проектор и т.п. Раздаточные материалы могут помещаться в конце разработки занятия в виде приложений.

II. Вводная часть 1. Мотивация. Вариант 1. Вариант 2. Вариант 3. Может быть предложено несколько вариантов мотивации

2. Постановка проблемы (основные вопросы занятия) Деятельность учителя: рассказывает, задает вопрос, объясняет, раздает материалы, показывает схему (иллюстрацию, график), приводит пример, перечисляет факты и т.п. Деятельность учащихся: слушают, формулируют, высказывают свою позицию, отвечают на вопросы, задают вопросы, вносят предложения и т.п. На каждом этапе занятия могут даваться методические комментарии – описание способов разделения учащихся на группы, комментарии к организации дискуссии, краткие формы анализа документа, правила ролевой игры и т.п.

III. Основная часть. 1. Информационный блок а) Знакомство с текстом документа (материалами учебника, статьи и т.п.) б) Определение незнакомых понятий (учителем или с помощью словарей) и формулирование определений изученных ранее в курсе понятий. Информация может быть новой или уже знакомой учащимся. Если предполагается давать учащимся тексты, то стоит помнить о том, чтобы их объем был ограничен – с учетом времени для чтения и последующей работы. Сами тексты могут быть даны в конце разработки в виде приложений, а в данной части следует указать номер приложения. Например, «учащиеся знакомятся с отрывком из литературного произведения, данном в Приложении…». Могут использоваться разные формы и методы. Информация должна быть связана с темой занятия, давать возможность не только требовать ее запоминания, но и некоторой переработки, понимания, осмысления. На данном этапе работы может быть проведена проверка домашнего задания.

Деятельность учителя: рассказывает, объясняет, раздает материалы, дает задание прочитать, показывает схему, перечисляет события (теории, факты, примеры) и т.п. Деятельность учащихся: слушают, записывают основное, читают, цитируют, конспектируют, записывают под диктовку и т.п.

2. Аналитический блок. а) Дискуссия на тему «…» (выполнение упражнений – индивидуально или в группах, анализ текста по определенной схеме, постановка вопросов, ролевая игра, дебаты, обмен аргументами, конкурс и т.п.) Могут использоваться различные формы, методы и способы работы. Они выбираются учителем самостоятельно в зависимости от поставленных задач и ожидаемых результатов. В разработке занятия может даваться краткое методическое описание. Следует акцентировать внимание на результаты данного этапа работы – что будет продуктом деятельности учащихся: заполненная таблица, решенный пример, сделанная схема, выстроенный график, придуманный тест, выстроенное выступление, эссе, короткое сочинение и т.п. Здесь также может проводиться оценивание работы отдельных учащихся или групп.

б) Представление работы групп (индивидуальной работы), общее обсуждение Деятельность учителя: задает вопросы, определяет время выступления (ответа) или выполнения задания, комментирует, поясняет (инструктирует), оценивает (отметки, поощрение, критические замечания), дает задания, проверяет, консультирует и т.п. Деятельность учащихся: обсуждают, выделяют, формулируют, заполняют таблицы, решают задачи, приводят примеры, высказывают мнение, занимают позицию, делают анализ, выполняют роли и т.п.

IV. Заключительная часть. 1. Подведение итогов (обобщение) Выделяется главное, обращается внимание на основное. Смогут быть выделены ошибки. Проводится оценивание, а также могут выставляться отметки по итогам работы на занятии. Итоговое обсуждение, в отличие от рефлексии, ориентируется на содержательную часть занятия. Следует помнить, что при работе в группах должно быть общее задание для всех групп, объединяющее работу и позволяющее подвести общие итоги. Подумайте, что явилось продуктом деятельности учащихся в группах.

2. Оценивание Оценивание проводится на протяжении всего занятия, но может выделяться в качестве особого этапа занятия. Предлагаются различные формы оценивания в ходе занятия и по результам групповой или индивидуальной работы учащихся.

3. Домашнее задание Может быть дано и в ходе подведения итогов. Не на каждом уроке дается домашнее задание. 4. Рефлексия Данный этап может быть связан с возвращением к ожидаемым результатам, обсуждением форм работы и возникших трудностей. Деятельность учителя: подводит итоги, оценивает, высказывает свое мнение, ставит новую проблему, дает задание, обобщает, проверяет понимание и т.п. Деятельность учащихся: высказываются, обобщают, выделяют главное и т.п.