Развитие компетенций в коллективном способе обучения (из опыта работы) Челнокова Светлана Владимировна учитель началиных классов МБОУ «Гимназия 17»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Групповая работа, как один из способов развития УУД младших школьников Подготовила: Чумакова Л.В. (руководитель ПС МОУ БураннаяНОШ)
Advertisements

Технологическая карта урока. Что значит быть готовым к уроку? Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать И друг другу.
Гайсинюк М.Н преподаватель физики и электротехники ГБОУ СПО «ТГМТ» КК 2013 г.
Развитие компетенций в работе с орфограммами. Критически отнестись к системе можно только через её усвоение и в теории, и в практике...
Организация групповой и парной работы на уроках в условиях ФГОС Составила: Ялакова М.Г. учитель математик МБОУ «СОШ с. Ивановка Базарно- Карабулакского.
«Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах» 1. Пути совершенствования орфографической подготовки младших школьников. 2. Формирование.
Профессиональная компетентность учителя как условие реализации требований ФГОС.
Защита урока по физике в 7 классе «Условие плавания тел» в соответствии с требованиями ФГОС.
Групповая форма работы Из опыта работы учителя начальных классов Горковченко Татьяны Юрьевны Горковченко Татьяны Юрьевны.
Групповая форма работы - это форма самостоятельной работы при непосредственном взаимодействии членов группы между собой. Воспитание самостоятельности –
Проектная деятельность по предмету «Окружающий мир» в начальной школе. Подготовила: учитель начальных классов МБОУ «ООШ с.Ленинское» Коткова Н.В.
ДИЯНОВ К.С. УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ МКОУ «НОВОВАРШАВСКАЯ ГИМНАЗИЯ»
Характеристика самостоятельного учения Ученик знает и понимает цели обучения; умеет самостоятельно мыслить; способен ориентироваться в новой ситуации;
Творческая группа Технология группового взаимодействия как средство формирования и развития УУД Руководитель: Баранова Т.Л.
Директор школы Дурникина М. В. Современный урок с позиции формирования универсальных учебных действий МОУ СОШ с. Сухая Елань.
Организация групповой работы на уроках При работе в группах: Возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая.
Один из эффективных методов подготовки к ГИА на уроках математики» Выполнила учитель математики ГБОУ ООШ пос. Угорье Плотникова С.В.
Урок – творческий отчет. Цель: практическое применение знаний по теме или разделу; формирование исследовательских навыков учащихся. Подготовительный этап:
Использование групповых технологий на уроках в начальной школе Презентация подготовлена учителем начальных классов МОУ «Гимназия им. Ю.А.Гарнаева» Семенищевой.
Групповая работа на уроках в начальных классах Составила : учитель начальных классов МОУ СОШ 20 г. Пласта Сапунова Н. В.
Транксрипт:

Развитие компетенций в коллективном способе обучения (из опыта работы) Челнокова Светлана Владимировна учитель началиных классов МБОУ «Гимназия 17»

Почему нужно научиться разбираться в компетенциях? Спустившиеся к школиникам требования по ФГОС, заставили учащихся выполнять задания другого рода, то есть окунули их в новую, незнакомую ситуацию. Наша задача - помочь детям почувствовать себя уверенно в таких условиях.

Жак Делор (президент Международной комиссии ЮНЕСКО по проблемам образования в XXI веке) в докладе международной комиссии по образованию в ХХІ веке «Образование: скрытый клад», отметил, что «столбами образования» признаются: умение жить вместе; умение обучаться; умение действовать; умение жить.

Цель общего образования во-первых, научить эффективно действовать, во-вторых, социалино приспособить и в-третьих, сформировать у ребенка свободное личностное суждение.

. Что же такое компетентность? это умение активно использовать полученные личные и профессионалиные знания, умения и навыки в практической деятелиности

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а способность организовывать свою деятелиность

Смысл компетентностного подхода в том, что ученик должен осознавать постановку самой задачи, оценивать новый опыт, контролировать эффективность собственных действий

Смысл компетентностного подхода Знания – это информация, присвоенная человеком. Умения – это подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым точно, быстро и сознателино на основе усвоенных знаний и жизненного опыта, которые, совершенствуясь и автоматизируясь, превращаются в навыки. Навыки – это действия, выполняемые автоматически. Компетентность – это непосредственный результат образования, выражающийся в овладении учащимся определенным набором (меню) способов деятелиности.

компетентность навыки умения знания

Определите, какой результат образования проявляется учеником при выполнении каждого из предложенных заданий. Найди и подчеркни орфограмму. Умение Исправь орфографические ошибки, допущенные в тексте Навык Какие способы проверки безударных гласных вы знаете? Знание Составьте и запишите приглашение на концерт, посвящённый Дню космонавтики Компетентность

Метапредметные компетенции Обычно учащийся, работая с предметным материалом, запоминает важнейшие определения понятий. Попадая же на уроки помета предметам, ученик делает другое. Он не запоминает, но промысливает, прослеживает происхождение важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия. И через это, как следствие, перед ним разворачивается процесс возникновения того или другого знания, он «приоткрывает» открытие.

Метазнания, выступают как целостная картина мира с научной точки зрения, лежат в основе развития человека, превращая его из «знающего» в «думающего»

Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в такую активную работу на уроке создают групповые формы работы. Коллективным обучением называют такое обучение, при котором коллектив обучает каждого. Коллективные технологии обучения парная работа групповая работа работа в группах сменного состава

Парная работа

Способы парной работы взаимопроверка взаимодиктовка по ролям взаимоопрос расшифровка соревнование робот диалог мнений

Сложности: учителю необходимо привыкнуть к тому, что все дети говорят; слушать класс и каждую отделиную пару; не вмешиваться в работу пар; использовать звуки об окончании работы

Чему учатся дети? - работать в шуме; - регулировать громкость; - слушать товарища и слышать его; - здоровьесбережение; - задавать вопросы по существу.

Групповая работа

Ролевые функции членов группы: 1)Писарь – записывает решение; 2)Спикер – защита решения, ответ от имени группы; 3)Организатор – распределяет роли, следит за временем, действиями всех членов группы. 4)Планировщик – исследует условия задачи и планирует работу; 5)Исполнитель – осуществляет попытки решения; 6)Критик-контролер – проверяет соответствие и оценивает, подвергает сомнению мнение группы.

Задания для групп: группы выполняют одинаковое задание; группы отличаются по типу работы, т.е. 1-ая группа – проектирует; 2-ая группа – проводит исследование; 3-я группа – решает проблему; (можно выполнять практические задания по окружающему миру) по теме работы; (составление различных типов задач к одной схеме, исследование природы различных географических зон и т.д.) по уровню сложности задания; (ребенок проводит самооценку возможностей) по интересам

Игры на отработку групп: друдлы; (головоломки - для осознанного развития творческих способностей, гибкости мышления и умения подойти к ситуации с разных сторон) метод шести шляп; диалог у доски; иду в гости; (если гость сделал все правилино, то хозяин дает ему подарок) школа разведки; (все ходят по классу, ищут своих через пароль) экран учета; (учитель помогает себя найти)

Особое внимание! Жесткая регламентация времени на группообразование. Нормирование будущей работы. Четкость и внятность поставленной задачи. Распределение момента начала работы (например, колокольчиком). Недопустима группа из одних только слабых учеников. Детей, отказывающихся работать в паре или группе, не принуждать! Но завтра вновь предложить. Групповая работа занимает не более минут от урока. Нельзя наказывать лишением права участвовать в групповой работе. Групповая работа эффективна для заданий, которые ученик не может сделать индивидуалино.

В чем же заключаются положителиные моменты групповой работы? 1. Деловая дискуссия 2. Взаимопроверка 3. Учатся слушать 4. Уважение к партнеру 5. Умение отстаивать свою точку зрения 6. Индивидуалиная помощь 7. Делегирование учителем своих функций детям 8. Индивидуалиный темп

Преимущества сменной формы при парной работе отработка большого количества однородных заданий в индивидуалином режиме; знакомство с разными способами общения и мышления; самоорганизация и самоконтроль; нейтрализует недостатки работы в постоянной паре.

Один из вариантов работы: 1. Получил карточку – поставь крестик в листе учета (см. таблицу ниже). 2. Объясни партнеру задание первой части своей карточки, ответь на его вопросы, задай контролиные вопросы. 3. Выслушай объяснения товарища по первой части задания, задай ему вопросы, ответь на контролиные вопросы. 4. Поменяйтесь карточками и выполните каждый второе задание новой карточки.

5. Проверьте друг у друга правилиность выполнения вторых заданий, найдите и исправьте ошибки. Поблагодарите друг друга. 6. В листе учета обведи кружочком крестик той карточки, по которой ты работал и которую передал товарищу. Отметь крестиком ту карточку, которую получил. 7. Найди нового партнера, сядь на то место, которое освободилось, и начинай работать с пункта 2.

Лист учёта п\ п Фамилия, имя Сущест вителин ое Прилага телиное Глагол Бороденкова Даша Х 2. Власова Софья Х 3. Дядчиков Илья Листучета. Листучета.

Работа в парах сменного состава 1. Допишите правило. Слова, которые имеют что-то общее по __________ и одинаковый ___________, называются _______________. 2. Прочитай и допиши слова, вставляя буквы ы/ и. сл__в__ к__т___, р__б__ в__шн__ в__лк__ пл___т___, пт__ц__ с__лин__й 3. Найди и исправь ошибки. Запиши название орфограмм, в которых допущены ошибки. Ель, топор, лопата, руки –в каждом слове слышим звуки. 4. Прочитай, исправь ошибки. Отредактируй текст. Кончилось висёлое лето пришла ненастная ранняя осень подул холодный ветер и ветер сорвал листья с деревьев.

Компетентностное задание Медвежонок неправилино понимает значение слов. Из-за этого друзья обижаются на него. Помоги медвежонку, объясни, в чём его ошибка. Словарь медвежонка: Застенчивый – тот, кто живёт за стенкой. Ряженка – модница, нарядная женщина. Изверг – извержение вулкана.

Математический диктант 1. Вариант I. Запиши число 100 Вариант II. Запиши число, предыдущее этому числу. 2. Вариант I. Запиши число на 1 меньше, чем 60. Вариант II. Запиши, сколько в полученном числе десятков.

Пример компетентностного задания Одному из пиратов бабушка написала: «Я даю козочку Белоснежку». Пират рассердился: - «Зачем нам коза? Она в деревне должна жить, а не на корабле с пиратами!» Киви прочитал это письмо. Он понял, что бабушка допустила ошибку в письме. Помоги Киви определить название орфограммы, в которой бабушка ошиблась. Обведи букву выбранного ответа. А. Правописание имен собственных Б. Парные согласные в корне слова В. Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением Г. Сочетания ЧК-ЧН.

В сказках словом ведьма называют отрицателиный женский персонаж, злую, как правило, старую женщину, представителиницу нечистой силы, которая вредит людям, доводит их до беды. Однако в самом этом слове заключена другая информация. Выдели корень в этом слове, определи, какое значение он содержит, подбери к нему современный корень с таким же значением и укажи в строке для ответа другое возможное название этого персонажа. О т в е т: _______________________________

Чтобы убедиться, что разработанный Вами урок действителино, и в полной мере, отражает компетентностный подход, спрашивайте себя:где и в чем в реалиной жизненной ситуации выражается применение сегодняшнего опыта?