Развитие нравственного потенциала обучающихся через применение технологии педагогическая мастерская на уроках истории Рудина Т.А. - учитель истории МОУ Комьянская СОШ … и тогда обязательно придешь по графически запечатленному пути к наивысшему в себе. Л. Н. Толстой
Терминология Педагогическая мастерская – это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия.
Применение технологии педагогическая мастерская на уроках истории создает условия для понимания и формирования таких ценностей как «Человек», «Личность», «Индивидуальность», «Нравственный выбор», «Свобода», «Ответственность», «Общение», «Коллектив», «Доверие». Нравственные ценности
Основоположники : Ж.-Ж. Руссо Гастон Башляр Л.Н. Толстой С.А. Рачинский АС. Макаренко
Философская основа: гуманистическая Методологический подход: групповой, индивидуальный, коммуникативный Тип управления учебно- воспитательным процессом: система малых групп + «репетитор»
Организационная форма: альтернативная Преобладающие средства: вербальные + наглядные Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: свободного воспитания Категория объектов: продвинутого образования
Принципы и правила проведения : ценностно-смысловое равенство всех участников, включая педагога; ненасильственное вовлечение в процесс деятельности; только положительная оценка учащихся; отсутствие соперничества, желание искать в мнении других положительное, примечательное, уникальное; чередование индивидуальной и групповой работы; важность не столько результата творчества, сколько самого процесса; разнообразие используемого материала; ответственность каждого за свой выбор; безоценочная деятельность; право каждого на ошибку; значительный элемент загадочности в заданиях; организация и перестройка реального пространства; ограничение роли участия практической деятельности мастера, руководителя как авторитета.
Методы: репродуктивный проблемный эвристический исследовательский
Типы мастерских: По составу участников: для учащихся; для взрослых; универсальные. По целям и способам деятельности: мастерские творческого письма; мастерские построения знаний; мастерские по самопознанию; мастерские ценностных ориентаций.
Особенности организации деятельности учащихся Творческая, поисковая, исследовательская деятельность. Групповая форма учебного взаимодействия. Самостоятельность и свобода выбора на всех этапах работы. Право на собственное мнение, право на ошибку, право высказаться и быть услышанным. Допустимость ситуации незавершенности поиска ответов и решений.
Особенности организации деятельности учителя Не объяснение материала, а предъявление заданий, ориентирующих учащихся на самостоятельную деятельность по построению нового знания, созданию творческого продукта. Поддержка, поощрение самостоятельности и инициативы учащихся. Создание доброжелательной атмосферы. Отсутствие отметок и оценочных суждений. Сотворчество учителя и ученика. Организация диалога, в котором каждый ученик имеет право на собственное мнение. Обеспечение сотрудничества учащихся в группе (каждый имеет право высказаться и должен уметь слушать другого).
Структура мастерской I. Индуктор – прием, обеспечивающий наведение на проблему, свернутый смысл темы. Цель индуктора – затронуть внутренние пружины сознания, погрузить в безбрежное фантазирование по созданию своего мира, пробудить желание включиться в учебный процесс. Сущность данного приема заключается в постановке задания, которое отвечает следующим требованиям: – Актуализация личного жизненного опыта каждого ученика. – Доступность, не трудность задания, снимающая внутренние препятствия для включения в деятельность по его выполнению. – Открытость задания, предполагающая возможность выбора вариантов его выполнения. – Неожиданность, оригинальность задания, вызывающая эффект новизны и эмоциональную привлекательность. – Внутренняя связь задания с основной идеей и сверхзадачей мастерской.
II. Система заданий Самоконструкция – диалог ученика с самим собой. Социоконструкция – выполнение задания в группе, конструирование группового мнения, варианта решения проблемы и т.д. Социализация – обнародование, защита своего мнения; представление всем участникам мастерской промежуточного, а затем и окончательного результата своей работы (как индивидуальной, так и групповой). Деконструкция – превращение материала в хаос, смешение явлений, слов, событий, ведущее к осознанию учеником неполноты, неточности своего прежнего знания. Реконструкция – поиск и создание новых вариантов ответа, текста, правила, определения, закона, формулы и т.д. Разрыв – кульминация творческого процесса, озарение как новое видение предмета, переход к новому осознанию явления.
III. Рефлексия – самоанализ, анализ движения собственной мысли, чувства в процессе и в результате мастерской. Афиширование – представление работ, своих мыслей, идей на общее обсуждение.
Тема: « Великий террор» 1930–х гг. и создание централизованной системы управления обществом Цели: О: определить особенности политического развития и духовного климата в СССР в 1930 – х гг. Р: развитие креативных умений и коммуникативных навыков. В: воспитание толерантности; неприятия различных проявлений насилия; формирование понятия ценности человеческой жизни, чувства ответственности за свои решения и поступки. Задачи: 1) Актуализировать знания о 1920 – начале 1930–х гг. на ассоциативно – рефлекторном уровне. 2) Актуализировать знания о 1920 – н 30 х гг. и на репродуктивном уровне и дать оценку периоду. 3)вызвать « разрыв», т.е. ощущение противоречия между официальными пропагандистским образом страны и реальной жизнью общества. 4) вызвать чувство сострадания к людям, которых коснулись репрессии (жертвы и их близкие). 5) вызвать чувство ответственности каждого, за события, происходящие в стране. 6)Побудить передать свои мысли и чувства при высказывании своего мнения о том, какие уроки мы должны извлечь из горького опыта 30-х гг.
Этапы урока: 1 этап Фазы: 1. Индуктор (наведение). 2. Создание творческого продукта. 3.Социализация. 4.Разрыв. Промежуточная рефлексия. 2 этап Фазы: 1. Обращение к новой информации. 2. Работа с материалом (индивидуальная и групповая) 3.Социализация. 4. Общая рефлексия и выход на новую систему проблем.
« Что царь или вождь это главный злодей Придумали низкие лбы. Цари погубили не больше людей, Чем разного рода рабы…» И. Губерман Ход урока 1-й этап урока. Индуктор Звучит музыка «Эх, хорошо в стране советской жить!» Учитель говорит о том, что класс отправляется в путешествие в прошлое, в страну СССР в 30-е годы. * На этом этапе главное создать первое впечатление о стране, ощущение праздника, которое содержит песня.
2. Создание творческого продукта -1 Учитель говорит о том, что учащимся необходимо устроиться на работу, так - как «кто не работает, тот не ест», в этой удивительной стране нет «тунеядцев». Предлагает устроиться на работу в качестве режиссеров и поручает первое испытательное задание. Группам раздаются иллюстрации событий 1920-х гг. (Учащимся групповыми усилиями необходимо из отдельных кадров склеить кинопленку. 1-й и последний кадры выделены особенно. На 1-м этапе работы они не заполняются, и только когда иллюстрации приклеены учитель просит ребят дать название фильму «………….20-е», и в зависимости от того как они оценивают происходящее в 20-е годы, такую фразу они должны вписать в последнем кадре. Например «продолжение следует», «конец» или «Happy end». * Смысл задания в том, что для «вчувствования, вживания в эпоху» необходимо переключение учащихся в кинестетическую модальность, они должны поработать руками, а содержание работы здесь второстепенно, хотя это и актуализация изученного ранее материала. Так же важен опыт слаженной групповой работы вынесения самостоятельного ответственного решения.
3.Социализация. Учащиеся вывешивают на магнитную доску результаты своей работы и представляют их классу. Учитель сообщает им, что они приняты на работу и предлагает познакомиться лучше со страной, в которую они попали.
4. Создание творческого продукта -2. Работа с текстами песен и параллельно исполнение 3-х фрагментов этих песен учащимися под караоке (по выбору учащихся, по фрагменту каждая группа).*Смысл в том чтобы создать ощущение праздника, радости. Задание учащимся: на основе текстов песен ответить на вопросы. Вопросы группам: Какая страна? Какие люди? Какое настроение царит в стране? 5.Социализация. Представители групп представляют свои выводы классу.
Разрыв Слова учителя « Получается, ребята, что мы попали в замечательную страну, но почему - то когда в этой стране тысячи людей громко пели о счастливой жизни, тысячи других стонали от боли, выли от отчаяния и бессилия, и тихо даже беззвучно писали о том, что им пришлось пережить.» Ученица исполняет фрагмент стихотворения «Реквием». * Смысл в том, что возникает противоречие между первоначальным образом страны и последующим. С одной стороны – «Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек», с другой «Это было, когда улыбался только мертвый, спокойствию рад» и «безвинная корчилась Русь, под кровавыми сапогами и под шинами черных «марусь». Учитель предлагает вернуться в настоящее, и вместе разобраться, что же на самом деле происходило в стране.
2-й этап урока. Обращение к новой информации. 1. Рост массовых репрессий Просмотр фрагментов « Шахтинское дело» и «Съезд победителей». Сообщение учащегося о С.М.Кирове. *Смысл сообщения в том, что учащиеся должны подойти к выводу о том, что убийство Кирова послужило поводом для расширения масштабов компании политического террора. Учитель рассказывает о репрессиях в армии. 2. Создание сталинской централизованной системы власти и управления обществом Сообщение о Конституции 1936 года. * Перед началом выступления учащегося учитель задает вопрос : Почему об этом документе появилось такое оценочное суждение « документ вне времени и пространства»? Сообщение о создании централизованной системы управления обществом (Приложение 5).
3. Духовный климат в советском обществе. Учитель рассказывает о системе массовых организаций, об идеологизации образования. Сообщение о пионерской организации Работа с документом. Вопрос учащимся: какие противоречия содержатся в письме? Чтение фрагмента письма Н.Швецовой И.Сталину. *Учащиеся делают вывод о противоречии между действительностью и слепой верой в вождя. Учитель усиливает это ощущение заблуждения, читая фрагмент стихотворения Ю. Друниной. (У нее отец был осужден как «враг народа»). Просмотр видеофрагмента «Митинг» Анализ выражений лица людей, их высказываний. * Учащиеся делают вывод, что люди вовсе не «гневно осуждают «врагов народа», как об этом говорит оратор, а с безучастными, равнодушными, запуганными лицами, аплодируют, с опаской оглядываясь по сторонам. Учитель рассказывает анекдот Сообщение учащегося о размахе репрессий. *Учащиеся делают вывод о том, что в обществе царила атмосфера всеобщей подозрительности. Чтение фрагмента письма Всеволода Мейерхольда.
Учитель: Как же могло так случиться что тысячи ни в чем не повинных людей, подвергались таким страшным истязаниям и унижениям? Ведь решения и приговоры принимали люди. Многие из тех, кто в 30-е годы выносил смертный приговор для других, вскоре тоже стал жертвой. Работа с карточками. Учащимся предлагаются ситуации, с описанием действий людей и им необходимо представить себя на месте судей и вынести приговор. Особенное внимание учитель обращает на то, что учащиеся должны помнить о том, что в каждом конкретном случае они решают судьбу человека. Учащиеся выносят и озвучивают приговоры. Вопрос учителя: Кто же был виноват в массовых репрессиях: Сталин, Ежов, НКВД или общество в целом? * Ребята делают выводы, склоняясь к тому, что все общество, и каждый человек в отдельности несет ответственность за происходящее в стране (хотя многие обвиняют Сталина и его окружение). Учитель обращает внимание на эпиграф, особенно выделяя строчки « Цари погубили не больше людей, чем разного рода рабы…». Говорит о своем понимании этих слов, о том, что люди могут быть не только рабами других людей, а и «рабами» своего страха и даже «рабами равнодушия» (напоминает о поведении людей в видеофрагменте «Митинг»).
«Самое большое рабство – не обладая свободой считать себя свободным» И.Гете «Не бойся врагов, в худшем случае они могут убить, не бойся друзей, в худшем случае они могут предать. Бойся равнодушных – они не убивают и не предают, но с их молчаливого согласия существуют на земле и предательство и убийство. Р.Эберхардт «Привыкая к цепям рабства для других, вы готовите их для собственных рук и ног. Привыкнув топтать права окружающих вас людей, вы теряете собственную свободу и становитесь сами подходящими подданными любого коварного тирана, проявившегося в вашей среде» А.Линкольн
Учитель подводит итог В 30-е годы в Москве был взорван Храм Христа Спасителя. Это очень символично. Храм был построен в честь победы над Наполеоном, и служил символом единства общества, истинного духовного единства. В 30-е годы, несмотря на внешнее единство, в обществе господствовал духовный климат всеобщей подозрительности, страха и раболепия перед властью. Общество было разобщено. Людям казалось, то, что происходит, от них лично не зависит.
Но история страны, ее развитие это как фильм, режиссером которого должен ощущать каждый гражданин, и должен осознавать свою ответственность за судьбу страны. Человек должен быть не бездумным «винтиком», а самостоятельной, думающей и принимающей ответственные решения личностью. Об этом важно помнить всегда. Особенно это актуально сейчас, когда наша страна взяла курс на построение гражданского общества, которое немыслимо без инициативы и ответственности каждого гражданина
Рефлексия Какие чувства вы испытали во время урока? Хотели бы вы жить в то время? Почему? Какие выводы вы для себя сделали? Учитель благодарит за работу и говорит об уверенности в том, что ребята в будущем будут более ответственно относится к своим решениям и поступкам, займут активную жизненную и гражданскую позицию. Домашнее задание. Творческая работа по теме «СССР в 30-е годы». * Отметки в соответствии с правилами технологии «Педагогическая мастерская» не выставляются, учитель дает словесную оценку работы ребят, и обязательно подчеркивает эффективность их совместной деятельности.
Список литературы: 1. Ахматова А.А. Стихи и поэмы. М Жарова Л.Н., Мишина И.А. История Отечества, гг. – М: Просвещение, 1992 год. 3. Загладин Н.В., Минаков С.Т., Козленко С.И., Петров Ю.А.. История Отечества ХХ век (9 класс). – М: Русское слово, 2003 год 2. Орлова О.В. История Отечества ХХ век. - С-Пб., Хрестоматия по истории России годы / Головацкий М.Е. – М., Хрестоматия по истории СССР конец 30-х годов: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, Энциклопедия афоризмов: Мысль в слове / Э. Борохов. – М Мировая история. История России ХХ век. – М: «ОЛМА –ПРЕСС Образование», 2004 год. Электронные ресурсы: 1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки Отечественной истории (ХIХ – ХХ вв.) 2. История России ХХ век. «КЛИО СОФТ»
Педагогические результаты: В.А. Сухомлинский:...я не один год думал: в чем выражается наиболее ярко результат воспитания? Когда я имею моральное право сказать: мои усилия принесли плоды? Жизнь убедила: первый и наиболее ощутительный результат воспитания выражается в том, что человек стал думать о самом себе. Задумался над вопросом: что во мне хорошего и что плохого? Самые изощренные методы и приемы воспитания останутся пустыми, если они не приведут к тому, чтобы человек посмотрел на самого себя, задумался над собственной судьбой.
Качественные результаты 2004 год 1 место в областном конкурсе методических разработок («Уроки второй мировой войны») 2008 год Диплом 2 степени в областном конкурсе методических разработок по теме «История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР» (« Великий террор» 1930–х гг. и создание централизованной системы управления обществом) Диплом Лауреата VI межрегионального конкурса видеоуроков по теме«История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР» учителей истории, обществознания и литературы
Спасибо за внимание!