Способы оценки формирования УУД Учитель биологии и экологии Капкова Т.Г. г. Димитровград.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Новая система оценки качества результатов образования Требования ФГОС и технология оценивания учебных успехов Образовательной системы «Школа 2100»
Advertisements

Оценивание проектной деятельности учащихся. Модуль 2 Модуль 5 График оценивания План оценивания Оценивание в курсе версии 10.
Особенности системы результатов при реализации ФГОС.
Оценивание проектной деятельности учащихся. Уровень знаний, умений Соответствие образовательным стандартам Тестирование умственных способностей Информация.
Правило 1. «ОЦЕНКА И ОТМЕТКА» «Оцениваться может любое, особенно успешное действие, а отметка – только за решение продуктивной задачи» Оценка - словесная.
В образовательном стандарте второго поколения во главу угла ставится личность ребенка, его умение учиться. Принципиальное его отличие заключается в том,
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Итоговая оценка и итоговая отметка. ГОУ ЛИЦЕЙ 144 Учителя.
1 Технология оценки учебных успехов Образовательная система «Школа 2100»
1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования ………………………………….…….29.
Выполнила Ненахова Любовь Алексеевна МОУСОШ с. Лесное.2014 г. Выполнила Ненахова Любовь Алексеевна МОУСОШ с. Лесное.2014 г. Технология оценки предполагаемых.
«Отсутствие оценки для ребенка несравненно большая беда, чем двойка. В сознании ребенка утверждается мысль: если у меня еще нет оценки, значит, я еще не.
Доклад подготовила Смирнова Л.В. Педагогическая диагностика – это совокупность специально подобранных и систематизированных заданий, которые позволяют:
Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения Система оценивания образовательных достижений обучающихся ОС «ШКОЛА 2100»
Учитель начальных классов Полищук Е.Н.. Целевые установки формирование основ гражданской идентичности личности; формирование психологических условий развития.
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 3 г. Черепанова Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной.
Технология оценивания образовательных достижений.
Технология оценки учебных успехов Фирсанова Алла Николаевна МБОУ «СОШ 48» г.Новоуральск.
МБОУ «Воронинская СОШ» Томского района Трупп Светлана Владимировна МБОУ «Воронинская СОШ» Томского района Трупп Светлана Владимировна.
Система оценки достижения планируемых результатов ООП в начальной школе МОУ «Средняя общеобразовательная школа 117» Состав группы: Дёмин А.В. Шеховцова.
1 Технология оценивания образовательных достижений состоит из 7-ми правил, отвечающих на основные вопросы оценивания: ЧТО? Решение задачи КТО? Ученик +
Транксрипт:

Способы оценки формирования УУД Учитель биологии и экологии Капкова Т.Г. г. Димитровград

Мозг хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг хорошо наполненный. М. Монтень

Вот, кратко, те дефициты, которые обнаружились у российских школьников в исследовании PISA (у наших школьников : Не сформированы различные типы чтения ( работа с информацией, представленной в неявном виде, форме таблиц, реконструкция разных точек зрения и т. д. Отсутствует учебная самостоятельность, Присутствует установка на стереотип ( например : не могут самостоятельно установить требуемый уровень точности ответа, не используется личный опыт, тест как проблема ); Нет потребности решить проблему,; подсчитать – применить формулу, объяснить что - то кому - то ).

« Школа как средство образования была для меня просто пустым местом » Чарльз Дарвин. « Из всего, что предназначается на земле для людей невинных, самое ужасное – это школа ». Бернард Шоу. « И, несмотря на все наши усилия, дети все - таки чему - то учатся ». В. В. Давыдов.

Попробуем ответить на вопрос : « ЧТО, КАК и ЗАЧЕМ» из учебных достижений школьника » оценивают сегодня учителя в классе ?

Учитель методом экспертной оценки оценивает разрозненные ( не систематизированные ) учебные достижения школьников.

Акцентировав оценочную деятельность на знаниях и умениях, мы понуждаем человека развивать у себя именно эту свою ресурсную часть

Не имея ресурсов для того, чтобы осуществлять мониторинг учебных достижений школьников в классе ( осуществлять образовательное, формирующее оценивание ), учителя подменяют его селективным оцениванием. Это ведет к : Пересмотру ( подмене ) целей образования. Задача отдельной личности не решается, производится, как говорил Г. П. Щедровицкий, фиктивно демонстративный продукт Узакониванию феодальных отношений в классе и школе в целом. Школьник неминуемо попадает в « пристройку снизу », более того – эта становиться для значительной части выпускников не только нормой, но и потребностью ; Массовому блокированию интерактивных методов обучения, тех, которые ориентированы на создание условий для формирования у учеников школ ключевых компетентностей.

Работу по преодолению стереотипа вели педагоги и психологи Обе группы исходили из того, что – эффективность школьной отметки зависит, прежде всего, от того, в какой степени ученик сможет интерпретировать оценку, закодированную в виде символа

Выводы педагогов и психологов 1. Если критерии оценивания становились « открытыми », не менялись от урока к уроку, школьник перестает быть объектом и становится субъектом образовательного процесса. Отметка же перестает быть средством опосредованного управления и манипулирования учеником. 2. Различные школы могут использовать различные критерии оценивания одних и тех же работ, исходя из специфики конкретной школы ( решаемых ей задач ). Незыблемыми должны оставаться лишь принципы : Оценка накапливается. Тройка – это оценка ( поощрение ) за сделанное, а не наказание Шкала оценивания много бальная, отличная оценка ставиться не за все выполненное, а за определенную часть. Качество оценочной схемы определяется ее возможностью в плане исключения субъективизма. Это могло достигаться за счет самой схемы оценивания, так и их сочетания. Например : учитель + школа + самооценка + взаимооценка.

ЗАЧЕМ МЫ ОЦЕНИВАЕМ ? Для улучшения успехов тех, кого оцениваем ; Для улучшения механизмов оценивания ; Для улучшения методов, средств и стратегий оценивания ; Для сертификации уровня знаний и основных навыков учащихся по завершении ступеней образования. Для организации отбора ; Для изучения успехов и прогресса ; Для исправления результатов ; Для формирования навыков самооценки ; Для выявления недостатков или дисфункций и выработки правильной стратегии ; Для изучения исходной стадии и прогнозирования дальнейших действий. Для оптимизации полученных результатов в преподавании, обучении и оценивании ; Для выработки корректирующих прогрессивных программ в случае неудовлетворительных результатов.

??? И, наконец – Как мы оцениваем ? Каков механизм оценивания ? По каким критериям и шкале мы оцениваем ?

??? 1. Для чего может быть дана такая работа ( диагностика, стимуляция, коррекция, развитие )? 2. Понимая, что конечной целью оценивания является ответ на вопрос : « Как дальше улучшить свою деятельность ?», понять – кому он ( этот вопрос ) адресован. 3. Попытаться ответить на вопрос : « Зачем мы будем эту работу оценивать, чего и от кого ( каждого ученика, класса в целом ) хотим добиться, какого результата достичь ?

Какие качества вы хотите видеть у своего ребенка на выходе из школы, чтобы в современной жизни он был успешен? Умение ставить цель и добиваться ее Умение решать проблему Умение составлять план действий в разных ситуациях Умение адаптироваться к ситуации Умение общаться Умение ориентироваться в мире Самостоятельно добывать и применять знания Умение заботиться о других, быть достойным человеком Сохранить здоровье …

НОВЫЕ СРЕДСТВА - ВСЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА УЧЕНИКА, ВСЯ СИСТЕМА ОТНОШЕНИЙ ВНУТРИ ШКОЛЫ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ЛИЧНОСТНЫЕ Умение оценивать свои и чужие поступки, стремление к созидательной деятельности ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ Умение добывать, преобразовывать и представлять информацию КОММУНИКАТИВНЫЕ Умение донести свою позицию, понять других, договориться, чтобы сделать что-то сообща РЕГУЛЯТИВНЫЕ Умение организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат ДЕЙСТВИЯ

Предметные опыт получения, преобразования и применения предметных знаний … Метапредметные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные) - основа умения учиться … Личностные ценностно- смысловые установки личностной позиции, основы российской и гражданской идентичности … ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ «РАЗВИТИЕ личности обучающегося на основе освоения … ДЕЙСТВИЙ … составляет основной результат образования» ФГОС – это требования к … СТРУКТУРЕРЕЗУЛЬТАТАМ основной образовательной программы УСЛОВИЯМ ФГОС: новые требования к СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТА (проверка заявленных действий, умений, а не просто набора знаний)!

Предложите варианты формулировок ОТМЕТКА – это … ОЦЕНКА – это … ОЦЕНИВАНИЕ – это …

Система оценивания Под системой оценивания понимается не только та шкала, которая используется при выставлении отметок и моменты, в которые отметки принято выставлять, но в целом механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса, равно как и осуществления самостоятельного определения таковой учащимся

ОЦЕНИВАНИЕ ФОРМИРУЮЩЕЕ оценивание ОБОБЩАЮЩЕЕ оценивание КОГДА?

Формирующее оценивание

Определение Формирующее (внутреннее) оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого учащегося и не предполагает как сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, так и административных выводов по результатам обучения. Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.

Формирующее оценивание позволяет учителю: четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу; сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности.

Формирующее оценивание для обучающихся может помогать учиться на ошибках; может помогать понять, что важно; может помогать понять, что у них получается; может помогать обнаруживать, что они не знают; может помогать обнаруживать, что они не умеют делать;

Оценка выступает одновременно и как цель и элемент содержания, и как средство обучения и учения. Оценка и контрольно- оценочная деятельность в целом выступает как самостоятельный элемент содержания образования, который необходимо формировать и развивать.

Требования на выстраивание системы оценивания включение учащихся в контрольно- оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии); использование критериальной системы оценивания; использование разнообразных видов, методов, форм и объектов оценивания, в том числе:

1. как внутреннюю, так и внешнюю оценку, при последовательном нарастании объема внешней оценки на каждой последующей ступени обучения; 2. субъективные и объективные методы оценивания; стандартизованные оценки; 3. интегральную оценку, в том числе – портфолио, и дифференцированную оценку отдельных аспектов обучения (например, формирование правописных умений и навыков, речевых навыков, навыков работы с информацией и т.д.); 4. самоанализ и самооценку обучающихся; 5. оценивание как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования, а также оценивание осознанности каждым обучающимся особенностей развития своего собственного процесса обучения; 6. разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации.

Правило 1. ЧТО ОЦЕНИВАЕМ? «Оцениваться может любое, особенно успешное действие (предметное, метапредметное, личностное), а фиксируется отметкой только демонстрация умения по применению знания (решение задачи)». Оценка - словесная характеристика результатов действия (можно за любое действие ученика) Отметка - фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (только за решение продуктивной задачи – каждой в отдельности) Пример: Ученикам ОБЪЯВЛЯЕТСЯ: общая активность на уроке достойна оценки «молодец», «стараешься», но отметка может быть выставлена только за решение одной задачи от начала до конца.

Мини-практикум по Правилу 1 ЧТО ОЦЕНИВАНЕМ в предметах? = Как устроены кости птиц Чем отличается строение костей птиц и пресмыкающихся Какая взаимосвязь между развитием животных, освоением новых сред и появлением новых таксонов Сравните рыбу и курицу. У кого из них мускулатура прочнее прикреплена к скелету? С чем на ваш взгляд это связано? Перечислите основные особенности мускулатуры птиц. Назовите ароморфозы животных = = Объясните какая связь между строением сердца и теплокровностью Расскажите о строении сердца =

= Как устроены кости птиц Чем отличается строение костей птиц и пресмыкающихся Какие требования к органу слуха диктует воздушная среда Покажите на примерах и объясните, что развитие нервной системы и органов движения связано Перечислите основные особенности мускулатуры птиц. Как устроено ухо млекопитающих = = Почему круглые черви не способны к регенерации. Почему это не мешает их биологическому прогрессу Каково строение круглых червей =

Правило 2. КТО ОЦЕНИВАЕТ? На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её. После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценки), что она завышена или занижена.

Правило 2 предполагает освоение учениками … АЛГОРИТМА САМООЦЕНКИ (вопросы к ученику): 1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате? 2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? 3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)? 4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?

Правило 3. СКОЛЬКО СТАВИТЬ ОТМЕТОК? «За каждую учебную задачу или группу заданий-задач, показывающих овладение отдельным умением, с тавится своя отдельная отметка» ПРИМЕР 1: На уроке ученик дважды предъявлял решение двух разных задач – за урок он получает две разные отметки (они могут быть выставлены в журнал на один день, на два дня в рамках общей темы) ПРИМЕР 2: В проверочной работе – 5 заданий. Значит в контрольной работе ученик видит 5 отметок, которые если необходимо (выставить в журнал одну отметку) усредняются по правилу среднего арифметического. Должно быть видно и понятно ученику

Правило 4. ГДЕ НАКАПЛИВАТЬ ОЦЕНКИ? В таблицах результатов образования (предметных, метапредметных и личностных) (+ в портфеле достижений)! Таблицы результатов образования – составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик: предметных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных..

Таблицы размещаются в дневнике школьника и в рабочем журнале учителя (в бумажном и электронном вариантах). В них выставляются отметки (баллы или проценты) в графу того действия (умения), которое было основным в ходе решения конкретной задачи. Необходимы три группы таблиц: таблицы ПРЕДМЕТНЫХ результатов; таблицы МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов; таблицы ЛИЧНОСТНЫХ неперсонифицированных результатов по классу. Она заполняется на основании не подписанных учениками диагностических работ. Результаты фиксируются в процентах по классу в целом, а не по каждому отдельному ученику.

«Портфель достижений ученика» – это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития. Основные разделы «Портфеля достижений»: - показатели предметных результатов (контрольные работы, данные из таблиц результатов, выборки проектных, творческих и других работ по разным предметам); - показатели метапредметных результатов; - показатели личностных результатов (прежде всего во внеучебной деятельности).

Правило 5. КОГДА СТАВИТЬ ОТМЕТКИ? Текущие – по желанию, за тематические проверочные работы – обязательно. За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он ещё овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку. За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать хотя бы один раз.

Правило 6. КАК РАЗЛИЧАТЬ УРОВНИ ОЦЕНОК? (по уровням успешности) Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовалось применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично». Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности - «отлично». Максимальный уровень (Необязательный) - решение «сверхзадачи» по неизученному материалу, когда потребовались либо самостоятельно добытые вне уроков знания, либо новые самостоятельно усвоенные умения. Этот уровень демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам - сверх школьных требований, «превосходно».

Правило 7. КАК ОПРЕДЕЛЯТЬ ИТОГОВЫЕ ОЦЕНКИ? Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов). Итоговая оценка за ступень начальной школы – на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своем портфеле достижений, и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов.

5-е правило. КОГДА СТАВИТЬ ОТМЕТКИ?

Стратегии оценивания 1. Выявление потребностей учащихся 2. Развитие самостоятельности и взаимодействия 3. Мониторинг прогресса 4. Проверка понимания 5. Демонстрация понимания

1. Определение опыта и потребностей учащихся - оценивается базовый опыт начальные знания и навыки наличие ошибочных представлений и ложных концепций у учащихся интересы к изучению новой темы

2. Поощрение самоуправления и сотрудничества - оценивается способность учеников брать на себя ответственность за свое обучение навыки межличностного общения понимание обратной связи навыки оценивания работы сверстников

3. Наблюдение за прогрессом: Инструменты для оценивания и самооценки нацеленности учащихся на выполнение учебного проекта. Оценивается: Продвижение в решение неоднозначных и открытых задач Необходимость коррекции со стороны учителя (инструкции, информация и т.п.)

4. Проверка понимания и метапознания Инструменты, которые помогают учащимся понять: Что они изучают? Как они учатся?

5. Проверка понимания и умений – оцениваются: Продукты деятельности Портфолио – коллекции продуктов, отражающие усилия, прогресс и достижения учащихся Работа учащихся в ходе конференции – события, когда учащиеся обсуждают свои портфолио, примеры работ, интересы, обучение, его цели

Создание примера критериев оценивания Показатели – это термины, определенные в левой колонке. Они описывают выполнение, поведение и качество. Индикаторы описывают каждый показатель по нескольким уровням.

Примерные этапы Решите, какие навыки будут оцениваться? Убедитесь в том, что показатели соответствуют поставленным целям. Ограничьте количество показателей, чтобы они были чётко отслежены во время выполнения работы или оценены при представлении конечного продукта. Используйте для показателей и индикаторов термины, понятные ученикам. Избегайте неоднозначных формулировок, которые затуманивают смысл индикаторов. Продумайте порядок показателей, чтобы он отражал Ваши приоритеты.

Примеры инструментов оценивания Оценивание проектов

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 9 г.Димитровграда Исследовательская работа Выполнил Ученик 9 б класса Суриков Сергей Научный руководитель Капкова Т.Г. Выполнил Ученик 9 б класса Суриков Сергей Научный руководитель Капкова Т.Г г.

Карта промышленых зон Группы производственных и складских территорий объединены в промышленные зоны, нанесенные на приведенную ниже карту.

1. Создать службу мониторинга ( внешне оценивание не выручает ); 2. Переориентацию контроля на « знаниевую » сторону образования за счет введения внешнего текущего и итогового контроля, направленного на обеспечение личностного роста ученика, его самореализации по отношению к образовательным областям. 3. Сделать открытыми для всех субъектов образовательного процесса ( прежде всего – учителей, учеников и их родителей ) критерии и схемы ( процедуры ) оценивания ( подчиненность и подконтрольность ). Это не только снимет нервозность ( первопричина тревожности ), но и позволит нормативно закрепить : Дифференциацию оценки относительно типа работ ( что - то может, например оцениваться по системе « зачет - незачет », по самому факту участия в этой работе и т. д.). То есть, ввести и закрепить в школе уровневый подход, перейти. Дифференциацию оценки относительно ее субъекта ( введение партфолио, например, который состоит из внешней ( учительской ) оценки, самооценки, взамиооценки и т. д.). Резюме