Преподаватель: Доцент Каковихина Светлана Ивановна kakovichinasi@mail.tpu.ru ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА Новокузнецкий филиал Кафедра социально-гуманитарных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ПСИХОЛОГИЮ. Житейские психологические знания Научные психологические знания Знания конкретныЗнания обобщены Интуитивный характер знаний.
Advertisements

Психология Лекция 2. Психика человека: сущность, структура, функции в жизнедеятельности человека.
Введение в психологию Проблемы, изучаемые психологией; предмет и объект психологии; основные этапы развития психологии; специфика психических явлений;
СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ: ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, СУБЪЕКТ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1.Социализация личности 2.Основные социальные.
Социальная психология. Предмет и методы социальной психологии как науки.
ТЕМА 1: ВВЕДЕНИЕ В КУРС «ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ» УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА И ЕЕ СТРУКТУРА 1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА И ЕЕ СТРУКТУРА 2. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ.
Психика Психика 1. Системное свойство высокоорганизованной материи (мозга), заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира. 2. Субъективное.
Социология физической культуры Модуль 1 Социология ФК и С как учебная дисциплина.
Науки. Перечислите естественные и гуманитарные науки. естественныегуманитарные.
Учебные вопросы: 1. Понятие и структура психики. 2. Психические процессы как основа функционирования личности.
Подготовил Голобородько Евгений.
Психология как наука. Цели урока Познакомиться с психологией как наукой и местом психологии в системе наук, Познакомиться с основными этапами ее развития,
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Психология как наука 900igr.net. Происхождение слова «психология» Психология = «Психе» (др.греч.- душа) + «Логос» (др.греч. - учение, наука)
Занятие PS: в том числе для курсов The state и Цивилизация.
Психология – это наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Объект – психика человека. Предмет –
Лекция 1. Т ема: «История психологии как наука»..
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Теория познания «Знание сила» Ф. Бэкон. Развитие общества - результат деятельности человека Деятельность – человеческая форма активности, направленная.
Символ психологии Греческая буква Ψ («Пси») - международный символ психологии. Она использовалась в старославянском алфавите.
Транксрипт:

Преподаватель: Доцент Каковихина Светлана Ивановна ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА Новокузнецкий филиал Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

План лекции Предмет психологии. Принципы и методы изучения психических явлений. Значение психологических знаний для профессиональной подготовки и деятельности специалиста в современных условиях. 2

Предмет психологии "Психология наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности" 3

Психология (от греч. psyche – душа и logos – учение, наука) – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Взаимодействие живых существ с окружающим миром реализуется посредством качественно отличных от физиологических, но не отделимых от них психических процессов, актов, состояний. 4

В течение столетий явления, изучаемые психологией, обозначались общим термином «душа» и считались предметом одного из разделов философии, названного в XVI в. психологией. Сведения об указанных явлениях накапливались и во многих других направлениях исследований, а также в различных сферах практики (в особенности медицинской и педагогической). 5

Понятие психологии и ее место в системе наук о человеке Psyche (греч.) - «душа». Logos (греч.) – «слово, учение, наука» Линии развития психологии 1. Практическая, житейская. Антропоморфизм. 2. Медицинская. Гиппократ: особенности поведения на гуморальном (химическом, физиологическом) уровне. 3. Философско-педагогическая. Аристотель. 6

Отрасли психологии Принцип развития: сравнительная психология, психология животных, патопсихология Принцип деятельности: психология разных видов деятельности, психология труда (педагогическая, медицинская, юридическая, военная, космическая, инженерная, психология искусства и др.) 7

Предмет психологии 8

Понятие психики Б. Г. Ананьев «Человек как предмет познания» Психика (psychikos, psyche) – «душевный, душа» Сферы внутреннего мира человека: 1) познавательная (ощущение, восприятие, память, воображение, мышление); 2) эмоционально-волевая (переживания, высшие чувства, преодоление препятствий); 3) Профессиональная (трудовые навыки. Умения. знания). 9

Психика системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности. Психика – это форма активного отражения окружающего мира при взаимодействии с ним живых существ. 10

Этапы развития психики Понятие филогенеза, онтогенеза. 1. Стадия элементарной сенсорной психики. 2. Стадия перцептивной (перцепция - восприятие) психики. 3. Стадия интеллекта. 4. Стадия сознания.

Формы проявления психического 1. Тропизмы (от греч. tropos – поворот, направление) – изменения направления движения растения под влиянием биологически значимых раздражителей. 2. Таксисы (от греч. taksis - порядок, расположение) врожденные механизмы двигательной активности животных в сторону благоприятных или неблагоприятных условий среды.

Формы проявления психического 3. Инстинкты (от лат. instinctus – побуждение) – закрепленные в генотипе формы поведения животных и психического отражения. 4. Навыки – это автоматизированные действия, приобретенные в результате обучения и повторения, умение решать задачу. Экстраполяция – предвидение

Формы проявления психического 5. Импритинг (от англ. impriting – запечатлевать, оставлять след) – особая форма научения у новорожденных высших позвоночных, приводящая к мгновенному запечатлению в памяти самых ярких признаков впервые увиденных предметов. Возможен в критические, сенситивные периоды.

Формы проявления психического Вывод: Психика животных проявляется в 2 формах поведения: врожденной (видовой); приобретенной (индивидуальной). 6. Научение – это основанный на опыте процесс последовательного изменения поведения или жизненного потенциала животного и человека.

Отличия психики животных от психики человека Деятельность – форма активного отношения к действительности, через которую устанавливается реальная связь человека с миром, где он живет. Трудовая деятельность – это производство общественно-полезных благ, востребованных и потребляемых материальных и духовных продуктов.

Принципы и методы изучения психических явлений В основе методологии психологических исследований лежат принципы: детерминизма; взаимодействия и развития; целостности; активности; субъектности; реконструкции. 17

Принцип детерминизма означает, что психика определяется образом жизни и изменяется с изменением образа жизни... Согласно этому принципу, все существующее возникает, видоизменяется и прекращает существование закономерно. 18

Взаимодействие и развитие - два неразрывных аспекта взаимного влияния объектов, неизбежного в силу пространственно-временной структуры мира. 19

Принцип целостности. Этот принцип применяется для объяснения таких свойств объектов, как: сохранение их идентичности при вариации частных характеристик в достаточно широких пределах (например, сохранение идентичности личности на протяжении ее развития); приобретение качественно новых свойств в процессе взаимодействия (например, формирование психики в эволюции живых организмов); несуммируемость свойств частей в свойства целого (известный афоризм: целое не равно сумме своих частей) и т.п. 20

21

Принцип активности. В основе феномена активности лежит возможность реализации (актуализации) моделей накопленных взаимодействий. 22

Следует различать понятия активности и действия: активность - феномен актуализации фиксированного ранее целостного цикла взаимоотношения; действие - лишь один из аспектов описания такого цикла. 23

Принцип субъектности. Фиксация информационных моделей взаимодействия приводит к формированию структур, сохраняющих все многообразие произошедших взаимодействий с миром. 24

Принцип реконструкции. Структуры, которые аккумулируют модели взаимодействия с миром (субъект) и процессы их актуализации (т.е. приведение этих структур в активное состояние), недоступны непосредственному изучению. Как правило, их обозначают как внутренние, или скрытые, в отличие от феноменов внешнего, наблюдаемого, поведения. Общая идея принципа реконструкции состоит в определении отношений подобия между различными составляющими всегда целостного взаимодействия, часть которых доступна для оценки при помощи исследовательских процедур, а часть может быть только реконструирована на основе этих оценок. 25

Основные подходы, реализуемые в ходе решения психологических задач Все названные принципы реализуются психологами-исследователями в различных подходах к решению теоретических задач и задач прикладного характера. Основные подходы, предлагаемые к рассмотрению - это: системный подход; деятельностный подход; исторический подход. 26

27

28

Применение исторического подхода показывает необходимость учета в процессе изучения психологических явлений всех конкретных условий, в которых оно развивается: места, времени, конкретной сложившейся обстановки. 29

Принцип единства сознания и деятельности, реализованный в деятельностном подходе, раскрывает сложную диалектику взаимодействия сознания и деятельности. Сознание, психика каждого конкретного индивида в данный момент представляют собой продукт развития личности этого индивида в процессе всей его жизни. 30

Методы психологии Методы научных исследований – это те приёмы и средства, с помощью которых учёные получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. 31

Основные методы психологических исследований и их варианты, применяемые для сбора первичных данных 32 Основной метод Вариант основного метода Наблюдение Внешнее (со стороны) Внутреннее (самонаблюдение) Свободное Стандартизированное Включенное Стороннее Опрос Устный Письменный Свободный Стандартизированный Тесты Тест-опросник Тест-задание Проективный тест Эксперимент Естественный Лабораторный Моделирование Математическое Техническое Логическое Кибернетическое

Значение психологических знаний для профессиональной подготовки и деятельности специалиста в современных условиях 33