« Этика » Тема 1. Этика. Предмет и основные категории. Лекция-визуализация 1 Время: 2 часа Уважаемые студенты! В процессе данного занятия Вы должны изучить.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Д. Карнеги Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу.
Advertisements

Раздьяконова Екатерина Владимировна, к.ф.н., ассистент кафедры культурологии и социальной коммуникации ТПУ. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА И ЭТИКЕТ.
Мораль Мораль (от лат. Moralitas) относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам; лат. mores нравы, обычаи, мода, поведение относящийся к нраву,
«Служебная этика и общественная мораль». Этика - философская наука, объектом изучения которой является мораль. В этике можно выделить два рода проблем:
МОРАЛЬ 9 класс. Мораль (от лат. нравственный, относящийся к нраву, характер) – совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека,
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 21 Основания науки: нормы и идеалы науки, роль философских идей и принципов в обосновании научного знания (законы и.
Теоретический семинар Руководитель Лаврентьева Е.А.
Тема 10. Этика потребительского поведения.. Понятие об этической культуре Культура общения непременно предполагает и высокую потребность в общении, и.
РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА ДОЛГОВА КСЕНИЯ НРАВСТВЕННОСТЬ И ЗДОРОВЬЕ.
Социальные ценности и нормы. Ценности В узком смысле В широком смысле норма предмет идеал значимость Положительная или отрицательная значимость какого-
Мораль это совокупность правил поведения, производных от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, которые.
Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их.
Особенности образа мира у одаренных подростков По статье О.А. Богпомочевой, учителя гимназии 12 г. Липецка.
Презентация на тему: «Человек как духовное существо» «Чем больше живёшь духовной жизнью, тем независимее от судьбы, и наоборот ». Л. Н. Толстой (
Понятие философии права ФИЛОСОФИЯ ПРАВА: область знания, связывающая философию и правовую теорию и практику; форма самопознания правовой деятельности.
Развитие общества. Блок С. С 4-7 Прочитайте текст и выполните задание: Безусловно, главной является гуманизирующая функция морали. Суть ее в том, что.
Соотношение права и морали.. Мораль - это совокупность норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого.
Прочтите текст и выполните задание Мораль - это специфический способ регуляции общественной жизни с позиций гуманизма, добра и справедливости, осуществляемый.
Понятие «практика» и проблема анализа «методологической практики» Розин В.М. Доклад на XVI Чтениях памяти Г.П. Щедровицкого 23 февраля 2010 года.
Транксрипт:

« Этика » Тема 1. Этика. Предмет и основные категории. Лекция-визуализация 1 Время: 2 часа Уважаемые студенты! В процессе данного занятия Вы должны изучить следующие вопросы: 1. История возникновения этики и ее предмет. 2. Основные категории этики. 3. Механизм функционирования этики. Данное занятие предполагает самостоятельную отработку указанных вопросов, конспектирование в рабочей тетради, выполнение задания с выставлением оценки в журнал.

Этика относится к древнейшим наукам – она возникла на рубеже V-IV вв. до н.э. Официально ее родоначальником считается Аристотель. Он образовал понятие «этический» (добродетельный), отсюда произошло название науки – этика. Слово этика происходит от древнегреческого слова «этот» – дом, очаг (во времена Гомера, VII в. до н. э.); а позднее – нрав, обычай, характер. Этика – это наука о поведении людей, нравах и обычаях в поведении. История возникновения этики и ее предмет Явление, которое изучает этика (нравы, обычаи и т.п.), позднее – с I в. до н.э. – получило название «мораль». Родоначальник этого слова Гай Юлий Цезарь образовал его от латинского слова moss, обозначающего дом, очаг, обычай и т.д. В большинство языков мира понятия этика и мораль вошли в первоначальном варианте: этика – наука о морали. Цезарь Гай Юлий Но в некоторых языках есть свои слова, так в русском языке существует слово нравственность. Впервые в России это слово появилось в 1798 г. в словаре Российской академии наук, оно было образовано не от слова нрав, а от выражения «по ндраву», «по сердцу». Н.Г. Чернышевский писал: «Нравственность в русском языке – это то, что способствует позитивному развитию морали».

Основателем классического этапа этики в античной философии считается Демокрит. Он был родоначальником классического этапа в античной философии. В своих философских произведениях он писал об этике и первым предпринял попытку дать критерий разделения добра и зла – основных категорий этики. Этика сформировалась в эпоху, когда начались распад родоплеменного строя и формирование раннего рабовладения. К этому моменту общество накопило обширные представления о добре и зле. Эти первые представления были выражены в древних эпосах, например в «Сказании о Гильгамеше», в ранних литературных произведениях, в принятых в древнем обществе законах, в пословицах и поговорках, в развитых мифологических системах и т.д. Например, основная проблема в эпосе о Гильгамеше (Древний Шумер) – вопрос смерти и бессмертия. Вывод – бессмертие человека в делах, которые он оставил после себя. Мораль является основным п р е д м е т о м э т и к и, осмыслением которого она занимается на протяжении всей истории своего развития. Определение морали – сложный процесс, что объясняется целым рядом причин: сложностью, содержательной изменчивостью, многоаспектностью этого феномена; различием в методологических установках различных направлений этической рефлексии и т.д. Вместе с тем, современный этап развития этики позволяет ученым дать следующее определение морали: Мораль это особый способ регуляции взаимоотношений между людьми, основанный на различении добра и зла.

Понятно, что такое определение никак нельзя считать исчерпывающим, однако в качестве начальной точки опоры для дальнейшей конкретизации оно вполне приемлемо. Понятия «мораль» и «нравственность» используются преимущественно как синонимы, хотя в истории этики встречались попытки (там, где для этого имелись языковые возможности) их разведения. При рассмотрении структурно-функциональных особенностей морали целесообразно еще раз зафиксировать «регулятивную идею», или смысл морали (стабилизация человеческого сообщества и утверждение самоценности человека), который должен постоянно присутствовать «за кадром» любого анализа этого своеобразного явления духовного бытия. Проблема специфики морали связана, в первую очередь, с такими специфическими особенностями морали как ее вне институциональный характер и отсутствие четкой локализации. Последнее, т.е. своего рода «вездесущность» морали, ее растворенность во всех видах человеческих отношений, особенно затрудняет попытки ее строго научного исследования. Осмысление специфики морали предполагает также изучение характеристик ее структурных компонентов и своеобразия функционирования, что, в совокупности, позволяет понять ее уникальность.

I РАЗДЕЛ Первоначально учёные занялись описанием уже сложившихся обычаев и нравов. Но очень быстро этого оказалось недостаточно, и примерно с VI в. н.э. в русле философии появляются попытки осмыслить природу поведения человека, основные механизмы, определяющие поведение. Этот период получил название пред этики. II РАЗДЕЛ Второй раздел этики сформировался вместе с возникновением самой науки. Этика стала накапливать практический материал и осмысливать возникновение, развитие, основные механизмы частных, специфических, особенных этических систем. III РАЗДЕЛ Осмысление пройденного наукой пути и рождение истории этических учений. IV РАЗДЕЛ Моральная прогностика. Почти с самого рождения науки учёные пытались дать идеалы, к которым надо стремиться. Однако сначала этот раздел не занимал существенного места в науке. Особую роль он начал играть уже в новом времени, особенно в ХХ веке. Это было связано с усилением социального бремени и с изменением динамики социальных процессов. ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВЫХ РАЗДЕЛОВ ЭТИКИ

ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ Э Т И К И ДОБРОЗЛО ДОЛГ РАВЕНСТВОДОСТОИНСТВО ЧЕСТЬСОВЕСТЬ СПРАВЕДЛИВОСТЬ Категориями называются понятия, в которых наука этика раскрывает сущность морали и моральной деятельности человека. Категории меняют свою иерархию в зависимости от изучаемой сферы. Например, у Канта на первом месте стоит долг. Нормы формируются на уровне общественного сознания, и это отражается категориями «добро и зло». Добро и зло – предельно общие категории, дающие оценку с позиции интереса всего общества, они не могут существовать друг без друга. Добро может фигурировать как благо, как польза, зло – это вред. Добро и зло конкретно историчны. В практику эти нормы воплощаются только через поведение конкретного человека, после того как информация о норме пропущена через индивидуальное сознание, – это отражается категориями честь, достоинство и совесть. Но что бы мы ни делали, мы всегда действуем среди людей и по отношению к людям. Личные поступки описываются категориями долг и ответственность.

Совесть, честь, достоинство – категории, характеризующие уровень индивидуального морального сознания. Основные категории этики Совесть в индивидуальном сознании выполняет репрессивную функцию, она сравнивает общественно признанное понимание добра с конкретным поступком человека. Эта функция совести людьми давно понята, и в индивидуальном сознании выработались механизмы нейтрализации совести. Природа совести такова, что она может неоднократно возвращаться и тревожить нас годы спустя после совершения деяния. Иногда внутренний суд намного строже, чем суд людской. Это состояние человека зафиксировала религия. Поэтому предсмертная исповедь во многих странах является безусловным свидетельским доказательством чего-либо важного. Принять предсмертную исповедь может священник любой конфессии, церковь это допускает. Достоинство – собирательная категория, в которой аккумулируется предшествующий опыт человека в процессе формирования личности. Содержательное понимание своего достоинства накапливается постепенно, по мере осознания человеком того, что он несёт в себе, под своим «я».

Честь – это те границы, которые устанавливает себе сам человек, в рамках которых он считает, что не теряет своего достоинства. Честь устанавливает даже более узкие границы, чем право. Долг – социальный заказ от общества к человеку, социальные ожидания, оформленные в представлениях о добре и зле соответственного исторического периода (покорность жены мужу в древности). С этими ожиданиями человек знакомится всю свою жизнь, но пока человек не выполняет свой долг – его представления иллюзорны. Полностью мы осознаём свой долг во время прямого столкновения с конкретной ситуацией. Ответственность, – усваивая представления о долге, мы проводим селекцию требований, признаём какие - то ожидания верными, а какие то отвергаем. Ответственность – это та часть требований долга, которую человек принимает на себя, и за отступление от которых готов нести ответственность.

Это связано с тем, что этика, исследуя мораль – универсальный способ регуляции человеческих отношений – стремится выработать стратегию «правильной жизни», другими словами – ответить на общий для всех людей вопрос: «как следует жить?». Предлагаемые этикой идеалы как бы нацелены на то, чтобы уникальное «Я» гармонично соединялось с уникальностью «Другого», чтобы самоценная личность могла вписываться в социальное бытие без его дестабилизации. Эта возможность актуализируется тогда, когда человек не простого обладает информацией относительно какого-то фрагмента этического знания (хоть без этого, конечно, не обойтись), а обнаруживает его созвучие собственному бытию. Другими словами, только в случае индивидуальной интериоризации этическое знание становится для человека настоящей ценностью, способной влиять на его сознание и реальную жизнь. Поскольку этическое знание характеризуется множественностью (предлагает не единственную «истину в последней инстанции», а разнообразный набор идей), постольку приобщение к нему осуществляется без ущерба для индивидуальности (каждый может выбрать концепцию или идею «по вкусу»). Кроме того, принудить человека к подлинному усвоению этического знания, как и к моральному совершенствованию, невозможно сделать это он способен только самостоятельно. Проблема определения этики заключается в том, что различные представления о ее сущности нужно привести к единому основанию. Результат такого обобщения может выглядеть следующим образом: этика область знания, исследующего мораль (нравственность) и моделирующего проекты «правильной жизни». Давняя традиция понимания этики как «практической философии» сохраняется до сих пор, фиксируя то обстоятельство, что этика исследует проблемы практической жизни людей не на уровне обыденного сознания, а путем философского осмысления.

МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭТИКИ РЕГУЛЯТИВНАЯ ИДЕЯИСТОЧНИК ЭНЕРГИИ СОВОКУПНОСТЬ «ПРЕДОХРАНИТЕЛЕЙ » ЦЕЛЕВОЙ БЛОК ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЗАРЯД СТРАХОВОЧНЫЙ КОМПЛЕКС Механизм функционирования этики Механизм функционирования этики можно упрощенно и схематично представить как сложноорганизованное единство ее «регулятивной идеи» (исследование морали построение стратегии «правильной жизни»), задающей главное направление этическому знанию; своеобразного источника энергии (антитеза сущего и должного, не позволяющая этической мысли «успокоиться» и стимулирующая ее на поиск вариантов гармонизации идеала и действительности); совокупности «предохранителей» (идейные ориентиры, в определенной степени ограничивающие этическое мышление: отторжение произвола, осуждение «грязных» средств, поддержание значимости общечеловеческих моральных норм и т.д.), которые нее позволяют этике слишком далеко удаляться от стратегических целей и одновременно защищают ее от саморазрушения. Этическое знание как особый способ отражения и осознания нравственного бытия выражает специфику своего главного предмета морали, как бы заимствуя механизм ее функционирования.

Обобщенно механизм функционирования морали можно описать как взаимозависимость некоторого «целевого блока», задающего стратегию развития; «энергетического заряда», обеспечивающею реальное воплощение этого саморазвития; «страховочного комплекса», поддерживающего безопасность всей системы. В «целевом блоке» центральное место принадлежит «регулятивной идее», фиксирующей смысл морали в его предельном выражении. Этот смысл, вероятно, заключается в том, что мораль призвана способствовать стабилизации человеческого сообщества и утверждению самоценности человека. В качестве «энергетического заряда» выступает оппозиция добра и зла, которую можно рассматривать как определенный срез антитезы сущего и должного, имеющий особую значимость в сфере практического воплощения морали. «Страховочный комплекс» образуется совокупностью запретов и предписаний относительно должного нравственного поведения. Механизмы функционирования этики и морали аналогичны, но не идентичны, что стимулирует постановку более широкой проблемы взаимоотношения этики с ее предметом. Главный аспект этого сложного взаимоотношения «парадокс местоположения» этики, которая осуществляет анализ своего предмета (морали) и тем самым предопределена «приподниматься» над ним, но одновременно пребывает внутри его структуры, составляя пространство упорядоченного морального сознания. Стремление этики выйти за пределы морали, чтобы «схватить» ее мышлением, никогда не приносит полного «очищения» этическому знанию от характерных особенностей его предмета. Этим в определенной степени объясняются оттенок морализаторства, сопровождающий различные вариации этического знания; недостаточная определенность в различении терминов «мораль», «нравственность», «этика» и многое другое.

Динамика этического знания проявляется и в интерпретации стратегии «правильной жизни» (если ее рассматривать в качестве относительно самостоятельного элемента указанной «регулятивной идеи» этики). Здесь также можно обнаружить блок целеполагания, фундированный идеей самореализации личности; некоторую «энергетику», связанную с антиномичностью центральных жизненных ориентаций; определенный набор «тормозов» для предохранения от возможной нравственной деградации. Понятно, что такая абстрактная модель динамики этики и ее смыслообразующих компонентов в известной степени упрощает, унифицирует и, следовательно, огрубляет «живые» (этическую и нравственную) реальности. Тем не менее, она обладает достаточным эвристическим потенциалом, позволяющим систематизировать этическое знание, связывая его фрагменты в относительно целостную панораму. Обозначенные в этой модели стратегические для этики ориентации можно использовать при всех тех проблемах, которые будут представлены далее. Структурирование этического знания может осуществляться различными способами, наиболее репрезентативными из которых являются два варианта. Первый предполагает выделение метаэтики и нормативной этики, т.е. фиксирует, упрощенно говоря, теоретический и прикладной уровни этического знания, которые, в идеале, должны быть тесно взаимосвязаны. Второй нацелен на вычленение более конкретных аспектов этического знания, представляющих собой относительно самостоятельные области исследования (история этических учений, генеалогия морали, социология морали, профессиональная этика, теория нравственного воспитания и др.).

З А Д А Н И Е В рабочей тетради заполните следующую таблицу: 1. Дайте определение этике как науке. 2. Что является предметом этики? 3. Дайте краткую характеристику четвертого раздела формирования этики. Чем обусловлена его активная разработка? 4. Что такое «страховочный комплекс» в общем механизме функционирования этики? п/п Основные категории этики Понятие категорий 1. Добро 2. Зло 3. Честь 4. Достоинство 5. Совесть 6. Равенство 7. Долг 8.Справедливость

Уважаемый студент! Вы изучили и законспектировали основное содержание темы занятия, изложенное в кратких тезисах. В целях самоконтроля выполните следующее задание: 1. В рабочей тетради изобразите указанную таблицу. 2. Дайте определения сущности (содержания) следующим понятиям и категориям: 3. Заполните таблицу в рабочей тетради и проверьте правильность выполнения задания.

ЛИТЕРАТУРА Основная 1. Шеламова Г.М. Основы этики и психологии профессиональной деятельности. Москва : Академия, Лапшина Н. Д. Деловой этикет и дипломатический протокол [[Текст] :] : учебное пособие. – Челябинск : Изд. центр ЮУрГУ, Хрусталев Ю. М. Биоэтика. Философия сохранения жизни и сбережения здоровья. – Москва : ГЭОТАР- Медиа, Плакасов Т. О. Бизнес и общество: модели и инструменты социальной ответственности. – Москва : МАКС Пресс, Рубин С.Н. Социальная ответственность Омск: Полиграфический центр КАН, Сорокина Н. Ю., Булавкина О. В. Этика управления и культура делового общения. – Тула : ТулГУ, Шувалова Н. Н. Этика деловых отношений : учебно-практическое пособие. – Москва: Изд-во РАГС, Кацерикова Н.В. Профессиональная этика и этикет: учебное пособие для студентов вузов. Кемерово: КТИПП, Ильина И.Ю. Этика предпринимательства: учебно-методическое пособие по организации самостоятельной работы студентов. – Москва : Экон-Информ, Андреев Ю.В. Учебно-методический комплекс для студентов. Этика. М.: ИУИ, Дополнительная 1. Лейман И.И. Профессиональная культура специалиста по связям с общественностью: от знаний к компетенциям: учебное пособие. – Сыктывкар: Сыктывкарский гос. ун-т, Станиславский К. С. Этика. – Москва: ГИТИС, 2012 – 46 с. 3. Засухина В. Н. Биоэтика как аксиология жизни в современной. – Москва : URSS: Ленанд с. 4. Этика и бизнес: философские, методологические и мировоззренческие аспекты. – Красноярск : СибГТУ, с. 5. Блюм М. А., Герасимов Б. И., Молоткова Н. В. Этика деловых отношений: учебное пособие для студентов. – Москва: Форум, – 222 с. 6. Кучурин В.В., Козырев Ф. Н., Фирсова Н. В. Духовно-нравственное и религиозное образование в контексте новых образовательных стандартов: методическое пособие. – Санкт-Петербург : ЛОИРО, с. 7. Рибейро Э. Мода и мораль. – Москва: Новое литературное обозрение, с.

Спасибо за внимание. Занятие окончено. Удачи в учёбе.