1 Всероссийский конкурс «Учитель года России – 2014» Карпачев С. В. Тульская область Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Муниципальный этап Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2015» Развитие критического мышления на уроках информатики и математики.
Advertisements

Технология развития критического мышления через чтение и письмо на уроках окружающего мира в начальной школе. Забелина Л. К. МОУ Соловьевская основная.
Акценты целей технологии Формирование нового стиля мышления – открытость, гибкость, рефлексивность; Развитие базовых качеств личности – мобильность, коммуникативность,
Технология критического мышления в процессе преподавания биологии Бабушкина Ж.В. учитель биологии и географии МБОУ «Еланская СОШ»
Егорова Ада Васильевна Учитель английского языка. «Отличник народного », «Учитель – методист», «Лучший по профессии 1985 г.», «Ветеран труда»,
Современные методы обучения математике Из опыта работы учителя математики МБОУ СОШ 4 Леонтьевой Л.Л.
Авторы технологии развития критического мышления через чтение и письмо Чарльз Темпл Курт Мередит Джинн Стил Джинн Стил.
Технология «Развитие критического мышления». Технологию развития критического мышления предложили в середине 90-х годов XX в. американские педагоги Дж.Стил,
БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ РАБОТЕ С ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕКСТОМ.
Структура поурочного планирования в рамках ФГОС Составил ГМИ.
Педагогическая концепция учителя русского языка и литературы МБОУ УСОШ 4 Бобронниковой Валентины Савельевны.
В концепции модернизации российского образования в качестве одной из задач выдвигается формирование молодого человека с критическим, нестандартным мышлением,
Развитие критического мышления через чтение и письмо Котова Юлия Ивановна, учитель высшей категории МОУ «Карцовская основная общеобразовательная школа»
Значение технологии развития критического мышления в формировании ключевых компетенций студентов на уроках русского языка и литературы Улаханова А.Г.,
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ПЕДАГОГА Вариативность решения.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы.
План действий Методы и приёмы личностно - ориентированного обучения в преподавании географии Гусева Валентина Александровна.
Тула Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы крадём у наших детей завтра… (Джон Дьюи) "Учитель живёт до тех пор, пока учится, как.
Технология развития критического мышления на уроках чтения и письма. Тихонкова Галина Владимировна – учитель начальных классов МОУ СОШ 37 г. Комсомольк-на-Амуре.
Деятельная модель урока в условиях реализации ФГОС.
Транксрипт:

1 Всероссийский конкурс «Учитель года России – 2014» Карпачев С. В. Тульская область Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературы

Цель современного образования – не знания, а действия. Карпачев Сергей Владимирович Учитель русского языка и литературы МБОУ МО Плавский район «Плавская СОШ 2» Педагогический стаж – 15 лет Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, 1999 г. 2

Результаты международного мониторинга PISA Швеция Исландия Словения Литва Греция Турция Россия

Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературы Признаки критического мышления: -мышление продуктивное, в ходе которого формируется позитивный опыт из всего, что происходит с человеком -аргументированное, поскольку убедительные доводы позволяют принимать продуманные решения -многогранное, так как оно проявляется в умении рассматривать явление с разных сторон -социальное, поскольку работа осуществляется в парах, группах; основной приём взаимодействия - дискуссия -индивидуальное, ибо оно формирует личностную культуру работы с информацией Тема опыта 4

а ) изучение и апробирование новых педагогических технологий б) изучение статей коллег по применению технологии развития критического мышления и применению новых дидактических технологий в методических материалах в) систематический анализ проверки знаний по русскому языку и литературе, итоговой аттестации по предмету г) личные наблюдения за обучающимися, общение с детьми и их родителями д) повышение квалификации на курсах Условия возникновения и становления педагогического опыта 5

- «включить» обучающихся в активный процесс познания и достижения истинных знаний - формировать универсальные виды учебной деятельности, необходимые для развития личности, её самореализации, готовности к непрерывному образованию, способной ставить цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения - учить школьника самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию - контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности Использование технологии РКМЧП позволяет педагогу, используя универсальную модель и систему эффективных приёмов: Актуальность опыта 6

между низким уровнем мотивации учащихся к обучению и как следствие – слабой подготовкой и высокими требованиями, предъявляемыми обществом к выпускнику между знаниями, полученными на уроках русского языка и литературы и способностью применять их в жизненной практике между требованиями общества к высокой грамотности личности, к её кругозору и существующим характером обучения и воспитания детей в средней и старшей школе между пониманием учителями значимости формирования и развития критического мышления учащихся и их неготовностью решать эти задачи в практической деятельности вследствие отсутствия необходимых профессиональных компетенций Противоречия опыта 7

Проблема опыта Создание с помощью технологии развития критического мышления такой обучающей среды, когда ученик не только исходит из своих особенностей, но и поставлен в такие обстоятельства, что вынужден проявлять активность, действовать в условиях выбора, преодолевать возникшие затруднения; создание условий для обучения каждого ученика в зоне его ближайшего развития; формирование коммуникативных умений и навыков, успешности и признания обучающихся. 8

Задачи педагогического опыта: Цель педагогического опыта: представить систему работы по формированию метапредметных умений с помощью технологии развития критического мышления у обучающихся средних и старших классов при изучении русского языка и литературы, опираясь на научные труды и разработки. - формирование в процессе обучения русскому языку и литературе критического стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание альтернативности принимаемых решений, умений понимать скрытый смысл того или иного сообщения; - формирование умений ориентироваться в источниках информации, находить, перерабатывать, передавать и принимать требуемую информацию, пользоваться разными стратегиями при ее обработке, отвергая ненужную или неверную; отделять главное от несущественного в тексте; - включение значимой информации в контекст общего базового образования, в систему формируемых знаний и умений. 9

1. Теория осмысленного обучения Л.С. Выготского. 2. Идеи Д. Дьюи, Ж. Пиаже и Л.С. Выготского о творческом сотрудничестве ученика и учителя. 3. Учения о сущности и технологиях формирования критического мышления учащихся П.Я. Гальперина и С.И. Заир-Бека. Структура урока по технологии РКМЧП Технологические этапы I стадияII стадияIII стадия Вызов: - имеющиеся знания; - интерес к получению новой информации; - постановка учеником собственных целей обучения. Осмысление содержания: - получение новой информации; - корректировка учеником поставленных целей обучения. Рефлексия: - размышление, рождение нового знания; - постановка учеником новых целей обучения. Технология развития критического мышления посредством чтения и письма - технология, разработанная американскими педагогами Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита Ч. Темплом, Д. Стилом, К. Мередитом. Теоретическое обоснование педагогического опыта 10

Фаза вызова Фаза осмысления Фаза рефлексии Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме) Информационная (получение новой информации по теме) Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации) Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме) Информационная (приобретение нового знания) Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями) Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания) Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля) Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса) Функции этапов урока 11

Кластеры Инсерт Синквейн Сравнительная диаграмма Эссе Бортовой журнал Приёмыработы Технология педагогического опыта Идея педагогического опыта Формирование у обучающихся метапредметных умений через использование технологии «Развитие критического мышления посредством чтения и письма» на уроках русского языка и литературы 12

Синквейн - Левша -Талантливый, тульский -Мастерил, творил, подковал -Дело мастера боится! -Талант Обстоятельства в простом предложении Придаточные обстоятельственные в СПП Значения Виды Вопросы Сравнительная диаграмма Технология педагогического опыта 13 Взаимоопрос

Приёмы работы с текстом Технологические этапы Вызов Осмысление содержания Рефлексия Актуализация знаний о тексте как многоаспектной и глубинной единице речи Приобретение учеником опыта работы с текстом как активным и думающим читателем, способным подойти к литературному произведению с новыми идеями Активное целостное обобщение полученной информации и выработка собственного отношения к изучаемому материалу Стратегии работы с художественными текстами Дерево предсказаний Чтение с остановками «Толстые» и «тонкие» вопросы 14

Внеурочная деятельность по предметам Детско – родительский читательский клуб Детский театр «Золотой ключик» 15

Новизна опыта В преобразовании и адаптации известной технологии развития критического мышления, рассчитанной на продвинутого ученика, к условиям учебного заведения, в котором я работаю. Во внедрении в мою педагогическую деятельность приёмов технологии РКМЧП, которые выводят учеников на более высокий уровень мышления (сравнение, анализ, синтез, оценку и т.д.) и ориентируют на создание условий для свободного развития каждой личности. В апробировании системы работы по развитию критического мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС. В использовании нетрадиционных типов уроков. В преобразующей деятельности обучающихся на уроках. Образовательный процесс строится на учебном диалоге ученика и учителя, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. При этом обязательно учитываются индивидуальная изобретательность ученика к содержанию, виду и форме учебного материала, его мотивация, стремление использовать полученные знания самостоятельно, по собственной инициативе. 16

Результативность опыта 17

Результаты диагностики (в %) Показатели коммуникативности (в %) Результативность опыта 18

Ожидаемая модель выпускника, который должен: уметь самостоятельно приобретать необходимые ему знания; умело применять их на практике для решения разнообразных проблем; самостоятельно критически мыслить; видеть возникающие в реальной действительности проблемы и, используя современные технологии, искать пути рационального их решения; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей его действительности; быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить; грамотно работать с информацией. Характеристика прогностического аспекта педагогического опыта 19

Трудоёмкость опыта Необходимость в: осуществлении коррекции и разработке рабочих программ по русскому языку и литературе; разработке уроков с использованием технологии развития критического мышления; в освоении большого пласта дополнительной литературы и самостоятельном подборе учебного текстового, электронного и наглядно-иллюстративного материала; моделировании наглядных пособий, компьютерных презентаций, раздаточного материала; в органичном использовании учебных дисков, электронных учебников, учебных фильмов и других средств сопровождения образовательной деятельности в сочетании с вербальными средствами в контексте работы с текстами. Адресная направленность и область применения опыта Данный опыт предлагается учителям, работающим в основной и старшей школе. Опыт доступен любому учителю и рассчитан на ученика среднего и высокого уровня интеллектуального развития, его элементы могут быть использованы и в слабых классах. Распространение опыта Диссеминация педагогического опыта 20

1. Байбородова Л.В., Белкина В.В., Гаибова В.Е., Серебренников Л.Н., Чернявская А.П., Харисова И.Г.. Образовательные технологии: Учебно- методическое пособие. – Ярославль: изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. Пособие. М.: Мирос, Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, Загашев И.О., Заир – Бек С.И.. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя – СПб; Альянс Дельта, Клустер Д. Что такое критическое мышление.М. : ЦГЛ, Козырь Е.А.. Характеристика приемов технологии РКМЧП. //газ. Русский язык, 2009, Мередит К.С., Стилл Д.Л., Темпл Ч. Как учатся дети: свод основ: учебное пособие для проекта ЧПКМ. – М., Пиаже Ж. Моральное суждение у ребенка. М.; АК, Халперн Д. Психология критического мышления. – СПб., Список литературы 21