Сафина Эльвира Тахировна Роль трудовой деятельности в социализации детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью магистерская диссертация Направление:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Теоретические основы социально- нравственного воспитания детей дошкольного возраста» Подготовила : Воспитатель: Алиева М.Н г.
Advertisements

Формирование социальной компетентности младшего школьника в групповой форме работы на уроке окружающего мира.
Методы воспитания. это общественно обусловленные способы педагогически целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации.
Отчет по теме самообразования: «Воспитание культуры поведения учащихся как один из способов успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья»
Нравственное воспитание - основа формирования личности. «В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны,
Министерство социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл Государственное бюджетное учреждение Республики Марий Эл «Савинский детский дом-интернат.
Цель исследования Цель исследования: выявить и научно обосновать психолого- педагогические средства предупреждения и преодоления отклонений в поведении.
Цель исследования Цель исследования: выявить и научно обосновать психолого- педагогические средства предупреждения и преодоления отклонений в поведении.
ГЛАВА I ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 1.1 П ЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ Педагог ( от греч. Ведущий ребенка) специальный человек, сопровождающий.
1. В чем сущность и особенности воспитательного процесса?
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Управление процессом нравственного воспитания учащихся на этнокультурной основе Автор презентации: Смольякова Валентина Ивановна.
Педагогика Наука об образовании (воспитании и обучении человека в его собственных интересах, в интересах общества и государства (условное определение).
ПРОГРАММА ОБЕСПЕЧИВАЕТ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ОБЩЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧЕТОМ ИХ ВОЗРАСТНЫХ, ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ.
Автор проекта : учитель начальных классов МБОУ СОШ 20 Е. В. Шпак Научный руководитель : к. п. н Н. В. Подосинникова, доцент кафедры технологии и предпринимательства.
Николаев Евгений Викторович. Одним из приоритетных направлений специального (коррекционного) обучения умственно отсталых детей является формирование у.
Программа эстетического образования воспитанников лет (учащихся 6-11 классов) « КАРУСЕЛЬ » КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ.
Программа научно - экспериментальной работы на базе ГБОУ СОШ 1151 г. Зеленограда « Гендерный подход в адаптивной начальной школе»
Виды, формы и методы нравственного воспитания «Сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности» В.А. Сухомлинский.
Народные сказки как средство нравственного воспитания младших школьников Выполнила: Медведева Людмила Ивановна.
Транксрипт:

Сафина Эльвира Тахировна Роль трудовой деятельности в социализации детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью магистерская диссертация Направление: Специальное (дефектологическое) образование Магистерская программа "Психолого-педагогическое сопровождение образования лиц с ограниченными возможностями здоровья" Научный руководитель доктор педагогических наук, профессор Евтушенко Илья Владимирович Москва

Актуальность исследования: Дети с умственной отсталостью в настоящее время - наиболее многочисленная категория лиц с ограниченными возможностями здоровья около 2,5% от общей детской популяции. Для лиц с нарушениями в интеллектуальном развитии трудовая деятельность - основа их социального приспособления, служит одним из методов коррекции, способствует накоплению социального опыта.

Цель исследования – определить, теоретически и экспериментально обосновать, структуру модели социализации умственно отсталых детей в трудовой деятельности. Объектом исследования является процесс социализации детей с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости. Предмет исследования - роль трудовой деятельности в социализации детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.

Гипотеза исследования Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что эффективность процесса социализации детей, с нарушением интеллекта, в трудовой деятельности повысится, если: - учитывается своеобразие процесса социализации умственно отсталых учащихся; - обеспечивается внедрение в педагогический процесс модели социализации умственно отсталых детей, включающей следующие компоненты: цель, задачи, принципы, общие факторы воспитания, адаптированное возможностям детей содержание, методы, средства, организационные формы, педагогические условия, результат; - определены критерии и показатели, позволяющие отслеживать динамику социализации учащихся и результативность их трудового обучения; - выявлены уровни сформированности социально значимых качеств воспитанников: выше среднего, средний, ниже среднего, низкий.

Задачи исследования: 1. Уточнить понятия «социализация детей», «трудовая деятельность умственно отсталых детей»; раскрыть своеобразие социального и трудового воспитания подростков с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости. 2. Определить критерии, показатели, выявить и охарактеризовать уровни социальных качеств умственно отсталых подростков. 3. Разработать и апробировать модель социализации в трудовой деятельности умственно отсталых подростков.

Положения выносимые на защиту: 1. Процесс социализации детей с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости в трудовой деятельности осложнен фрагментарностью социально значимых представлений, недостаточной осознанностью, трудностями усвоения правил поведения в жизненных ситуациях, прогнозирования своих поступков и действий умственно отсталыми подростками. 2. Разработанные критерии, конкретизированные показатели позволяют отслеживать динамику развития уровней сформированности социально значимых качеств умственно отсталых учащихся и результативность их социального воспитания в трудовой деятельности: проявление интереса к трудовой деятельности; полнота и объем социальных представлений и понятий; убеждение в необходимости ценностного отношения к людям; готовность к эмоциональному переживанию нравственных аспектов окружающей действительности и человеческих отношений; способность дать адекватную оценку собственному поведению и поступкам окружающих; наличие практического опыта готовности следовать принятым нравственным нормам и правилам в поведении; степень самостоятельности в ходе преодоления проблем (трудностей, препятствий), связанных с соблюдением социальных норм и правил поведения. 3. Модель социализации детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью включает следующие компоненты: цель, задачи, принципы, общие факторы воспитания, содержание, адаптированное к возможностям детей, методы, средства, организационные формы, педагогические условия, результат.

База исследования: Государственное казенное учреждение Детский дом-интернат для умственно отсталых детей «Южное Бутово» Департамента социальной защиты населения города Москвы. В Детском доме – интернате проживают, обучаются и воспитываются более 400 детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 4-х до 18 лет.

Глава 1. Теоретические основы процесса социализации умственно отсталых детей средствами трудовой деятельности 1.1. Сущность и содержание понятия «социализация». Этапы социализации ребёнка с отклонениями в развитии 1.2. Теоретическое определение понятия «умственная отсталость» 1.3. Возможности трудовой деятельности в процессе социализации умственно отсталых детей.

Мотивацио нный блок Когнитивный блок Эмоционально- волевой блок Деятельнос тный блок личностно значимые ориентации; нравственное мировоззрение, взгляды, убеждения; субъективные этические потребности, предпочтения, притязания, самооценка знание правил поведения учащегося; знание способов взаимоотношения с окружающими взрослыми и сверстниками; знание этических обычаев и народных традиций; знание особенностей нравственной и безнравственной моделей поведения развитость высших нравственно- этических чувств, эмоциональная отзывчивость; сформированность волевых качеств (произвольное внимание, деятельность); степень применения волевых усилий для повышения уровня нравственной воспитанности совокупность социально приемлем ых двигательных актов; общественно значимое поведение; навыки нравственных поступков Схема структуры социально значимых качеств личности

Уровень проявления Численность % Проявляется в полном объеме 27,7 Проявляется частично 1661,5 Не проявляется 830,8 Количественные показатели программы наблюдений за проявлениями социального поведения умственно отсталых воспитанников (констатирующий эксперимент, в %)

Цель – обеспечение формирования социально значимых качеств умственно отсталых подростков в трудовой деятельности Задачи: формирование потребности в социальном развитии и совершенствовании обогащение представлениями о морали, о социальных ценностях; формирование эмоционального отношения к социальным ценностям; формирование опыта социального поведения, готовности следовать принятым социальным ценностям. Модель социализации умственно отсталых детей в трудовой деятельности

Принципы: общедидактические: социальное партнерство, органичный коллективизм, ориентация на ценности и ценностные отношения; частные: художественность, творческое самовыражение, целенаправленное управление процессом трудовой деятельности; специфические: единство диагностики и коррекции, раннее начало психокоррекционных мероприятий, индивидуализация, учет лечебно- компенсаторных и терапевтических свойств трудовой деятельности

Содержание: овладение воспитанниками основами социальной культуры, социальным опытом, включающим: социальные потребности; совокупность социальных знаний, умений, навыков; освоение системы социальных ценностей; моральные оценочные представления и суждения; общественно полезную деятельность. Общие факторы воспитания: деятельность воспитанников: игра, труд, общение, социальное просвещение и др.; учебная, внеучебная деятельности; коллектив воспитанников (микросреда, в которой воспитывается ребенок). ).).

Методы: формирования сознания (рассказ, беседа, объяснение, использование примера, убеждение и внушение); формирования поведения (приучение, упражнение, поручение); стимулирования (поощрение, наказание, соревнование Организационные формы: студии дополнительного образования; общественно полезный труд на территории детского дома-интерната. Результат – повышение уровня сформированности социально значимых качеств учащихся детского дома- интерната.

Сравнительный анализ сформированности социально значимых качеств умственно отсталых учащихся Экспериментальная группа Н–низкий, НС–ниже среднего, С–средний, ВС–выше среднего, ОВ–относительно высокий

Сравнительный анализ сформированности социально значимых качеств умственно отсталых учащихся Контрольная группа Н–низкий, НС–ниже среднего, С–средний, ВС–выше среднего, ОВ–относительно высокий

Уровень До опытно- экспериментальной работы После опытно- экспериментальной работы Контрольные и экспериментальные классы (26 чел.) Контрольные классы (12 чел.) Эксперимент альные классы (14 чел.) Относительно высокий 3,858,3314,29 Выше среднего 26,9225,0050,00 Средний 30,7733,3428,57 Ниже среднего 23,0825,007,14 Низкий 15,388,33- Сравнительный анализ сформированности социально значимых качеств умственно отсталых подростков (%)

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !