НЕОКАНТИАНСТВО Литература: - Дж. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Книга 4. –СПб: 1997. Гл. 12. -Зотов А.Ф. Современная.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ. План. 1.Научное познание природы и общества. 2.Основные принципы научного социального познания. 3.Обыденное и научное социальное.
Advertisements

Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 21 Основания науки: нормы и идеалы науки, роль философских идей и принципов в обосновании научного знания (законы и.
Орындаған:Ильясов Е.С. Тексерген:Еренова.Б.Е.. Наука - система знаний объективных законов природы, общества, мышления, которая выражается в точных категориях.
Тема: Знание и познание Выполнила ученица класса И-10-2 Еремеева Екатерина Учитель Суслин Дмитрий Юрьевич
Проблема семинара Эта проблема впервые была поднята в философии неокантианства, как метод гуманитарных наук и противопоставлялось объяснению, как методу.
НАУКА И ФИЛОСОФИЯ. План: 1.Естественно-научные и социально-гуманитарные знания. 2. Классификация социально-гуманитарных наук. 3. Общественные науки: социология,
Понятие философии права ФИЛОСОФИЯ ПРАВА: область знания, связывающая философию и правовую теорию и практику; форма самопознания правовой деятельности.
А 1. Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека, называются: 1) представлениями 2) ощущениями 3) гипотезами.
Гуманитарные науки. Гуманита́рные нау́ки дисциплины, изучающие человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Домашнее задание §1 читать, материал лекции учить, работа с источником на с. 16 письменно. Обществознание: учебник.
Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их.
СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА. 1.Объект и предмет социологии. 2.Специфика предмета социологии. 3.Место социологии в системе научного знания. 4.Структура социологии.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО СТРУКТУРА, КОМПОНЕНТЫ И ТИПЫ НАДОЛИНСКАЯ И.В ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН.
Наука и философия Естественно-научные и социально- гуманитарные знания.
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. Подходы к решению проблемы познаваемости мира Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального.
ПОЗНАНИЕ © С.К. Свечников, Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ.
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. Подходы к решению проблемы познаваемости мира Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального.
НАУКА И НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 1) Понятие науки и классификация наук 2) Научное исследование 3) Этапы научно-исследовательской работы.
Гносеология (теория познания) это раздел философии (философская наука, философская дисциплина), в котором исследуется возможность познания человеком мира.
Транксрипт:

НЕОКАНТИАНСТВО Литература: - Дж. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Книга 4. –СПб: Гл Зотов А.Ф. Современная западная философия. – М.: С Бохенский Ю.М. Современная европейская философия. – М.: §10 и др.

Неокантианство как попытка "не гегелевского" синтеза философии с наукой; философия как методология и теория познания. Возникло в 60-х гг. 19 в. в Германии (Отто Либман – лозунг «Назад, к Канту!», Г.Гемгольц, А.Ланге и др.)

Марбургская школа неокант-ва («логицистская»): Ориентируется на е/знание. Панлогизм = бытие сводится к совокупности логич. отношений.

Г.Коген ( ):

1.Ф-я = ф-я науки. Идеал познания = мат-ка и матем.физика. 2. Невозм-ть редукции науки к проверяемым эмпирия.фактам: факты всегда даны нам через «теоретические» очки. Науку формирует не хаос фактов, а опред.способ их унификации и схематизации с помощью гипотез и теорий. Т.е. законы и теории не выводятся из фактов, а предшествуют им. Значит, любая теория априорна.

Спор фактуализма и теоретизма в философии науки: Фактуализм: независимость и автономность фактов по отн-ю к научным.теориям («факты - упрямая вещь») Теоретизм: зависимость фактов от теорий, «теоретическая нагруженность фактов» + при смене теорий происходит смена фактуального базиса науки. А. Уайтхед: научнымое познание представляет собой соединение двух слоев. Слой наблюдения складывается из непосредственных данных, полученных в экспериментальной практике. Концептуальный слой представлен нашим общим способом постижения мира.

3. Тезис «имманентности бытия сознанию» (любой факт науки предполагает, что есть не просто нечто, а что-то осознанное в категориях лог. мышления): «Мы находим действ-ть в мысли, а не в ощущении» составляющих «общей теории опыта»: логика (исследует усл-я мышления), этика (исследует усл- я возможности морального действия), эстетика (такие формы чувственности, как пространство и время = усл-е человек.восприятия).

П. Наторп ( ):

1. Предмет ф-и – теория позн-я. Но она изуч. не психику, а содержание позн-я = все более полные определения объекта. Реальность = это процесс определения. 2. «Для мышления не сущ. никакого бытия, к-рое само не было бы положено в мысли». Вопрос о том, что предшествует мышлению, явл. его источником - не имеет смысла. 3. Ф-я= постоянно развивающийся метод (не застывшая система!)

Э.Кассирер ( ):

1. Логика науки: Понятия – не мысленные отражения предметов, а «методы», с помощью к-рых все сводится к априорным рядам функциииональных отношений. Прогресс науки связан с тем, что на опред.этапе ученые прекратили поиски сути вещей, они ищут функции. связи между вещами (законы). Предмет – не источник, а цель познания («Мы познаем не предметы, а предметно»). 2. Ф-я – не только критика познания (как у Канта), но и критика цивилизации. Символические формы: Культура символична. Миф, иск-во, язык, логика = фундамент. формы понимания, а они – символичны. Рецептивная система МИР СИМВОЛОВ Реактивная система Символы – рождение культуры. Человек = «животное, создающее символы» (animal simbolicum). Человек видит окружающую его реальность опосредованно, через символ.формы (мифы, худ.образы, ритуалы и т.п.)

Баденская школа неокант-ва В отличие от марбуржцев, ф-я – не как логика, а как учение о ценностях. Ориентирована не только на е/знание, но на всю целостность культуры. Основу бытия образуют не лог., а аксиологические (ценностные) отношения.

В.Виндельбанд ( ):

1. Классификация наук не по предмету, а по методу. Разн.типы мышления: законополагающий и описывающий индивидуальное, особенное (номотетический и идеографический методы). 2.Ф-я = нормативное учение, наука о ценностях. Надо установить те ценности, что лежат в основании познания, морали и иск-ва. Ценности – общезначимы (логические, этические, эстетич., религиозные и т.д.)

В. о науках: «Одни из них суть науки о законах, другие – науки о событиях; первые учат тому, что всегда имеет место, последние, что однажды было». «Историк имеет своей задачей идеально воссоздать какой-либо продукт прошлого со всеми его индивидуальными чертами». В этом смысле «задача, которую он должен выполнять по отношению к реальным фактам, сходна с задачей художника по отношению к продуктам его фантазии»

Г.Риккерт ( ):

Риккерт: историк стремится воссоздать прошлое в его наглядной индивидуальности и в этом смысле «дает нам возможность как бы пережить прошлое заново». В данном отношении «историческое воссоздание событий близко к художественной деятельности»

НО: если отрицается закономерный характер развития общества и его культуры, то как определить социальную значимость тех или иных исторических явлений, их роль в развитии человекеской культуры? Риккерт обращается к проблеме ценностей. «Ни в коем случае не законы, но всегда лишь ценности должны применяться в качестве руководящего принципа объяснения общественных явлений». Ценности истолковывались как своего рода идеалы и тем самым ориентиры социально-культурного развития общества.

ценности Носят надысторический характер и образуют в своей совокупности идеальный, независимый от людей, вечный трансцендентный (потусторонний) мир. Из этого мира исходят соответствующие идеи и прежде всего идея долженствования. По мере их осознания люди вырабатывают соответствующие ценностные установки и требования, которыми они руководствуются в жизни, повседневной и исторической деятельности. Люди верят в объективный смысл указанных ценностей, ибо «без идеала над собой человек в духовном смысле слова не может правильно жить». Ценности же, составляющие этот идеал, подобно звездам на небе, все больше открываются человеку по мере прогресса культуры.

1. Тоже выделял 2 метода позн-я – генерализирующий и индивидуализирующий (е/знание и история). Принципиально несводимы др. к другу! Ест. науки – упрощают мир, дают схему, а не копируют мир. Значит, при образовании понятия надо руководствоваться поставленной целью (целевой принцип отбора). Ист. науки – тоже дают законы, но законы индивид., единичного события. Но не какое попало индивидуальное выбирается, - руководствуются ценностями. 2. Мир делится на 2 сферы: действительность и ценности. Ценности недействительны, они не сущ., не обладают бытием, они значат. «Совершенно самостоятельное царство, лежащее по ту сторону субъекта и объекта». Ценности – это идеальное бытие, бытие нормы, смысл.

Марбургская школа Баденская школа 1. Ф-я как ф-я науки. 2. Познание = логический процесс. 3. Критика кантовской «вещи в себе». Конструирование предметов познания («данное» и «заданное»). 4. Сглаживаются различия между чувственностью и рассудком в пользу рассудка (появление неевклидовой геометрии показало, что пространство нельзя трактовать как априорную форму чувственности). 5. Идеал науки – математика и мат. физика 6. Символические формы опосредствуют человекеское восприятие мира. Человек = «животное, создающее символы» (animal simbolicum). 1. Ф-я – не как логика, а как учение о ценностях. 2. Анализ методов познания естественных и гуманитарныхных наук. 3. Разные типы мышления: законополагающий и описывающий индивидуальное, особенное. номотетический (генерализующий) метод – в естествознании Идеографический (индивидуализирующий) метод – в гуманитарных.науках (истории). 4. Реальность = совокупность единичных, индивид.событий. Е/зн-е оставляет за скобками все единичное и индивидуальное. Неповторимое изуч. история, поэтому она ближе к реальному. Одна и та же реальность выступает то как природа (в общем плане), то как история (инд.) Отсюда – противопост-е природы и истории не объективное, а методологическое

В РОССИИ В русской философской культуре сформировался повышенный интерес к различным школам неокантианского движения. К русскому неокантианству, как правило, относят таких мыслителей, как А. И. Введенский, И. И. Лапшин, Г. И. Челпанов, С. И. Гессен, Б. В. Яковенко, Ф. А Степун. Но не только в академической среде: неокантианство очень привлекало русский философский символизм. (напр., А. Белый).