Содержание и пути воспитания учащихся. Содержание и пути воспитания учащихся. Понятие о содержании воспитания. Содержание воспитания составляют научные.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Содержание воспитательной работы в коррекционной школе Лекция Л.В. Смирновой, к.п.н., доцента.
Advertisements

Совершенствование и вариативность системы воспитания и дополнительного образования учреждения, работающего над повышением качества образования.
Чтобы получить самый высокий балл – 5 - «блестяще», необходимо выполнить все 6 заданий Для отметки «отлично» - 1, 2, 3, 4, 6 Для отметки «хорошо» - 1,
Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в ФГОС второго поколения.
Методы воспитания. это общественно обусловленные способы педагогически целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации.
Психология физической культуры. Личность – продукт социально-исторического развития и собственной деятельности человека. Она обладает сознанием и системой.
Деятельность Труд Дело Занятие. Педагогическая деятельность- это вид профессиональной Де, содержанием которой является обучение, воспитание, образование,
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Тема: Организация духовно- нравственного развития и воспитания учащихся начальных классов МОУ Корсукская СОШ.
Экологическое воспитание личности Выполнила : Галиуллина Азалия.
Педагогическая концепция учителя МОУ «Войсковицкая СОШ1» Филатовой Ирины Викторовны Исследовательская деятельность как форма экологического образования.
Построение воспитательной системы класса в среднем и старшем звене.
Презентация модели гражданского образования МОУ «СОШ 11».
Тема: ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Образование (в законе) единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека,
КУРС ОРКСЭ (Основы Религиозных Культур и Светской Этики) МБОУ Новоселовская СОШ 5.
Программа « Волшебные острова» 1.воспитание направлено на всестороннее развитие ребёнка, основой развития младшего школьника является нравственное формирование.
Программа социальной деятельности обучающихся должна быть направлена на овладение обучающимися принципов сотрудничества и диалога. Необходимо обеспечить:
Виды, формы и методы нравственного воспитания «Сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности» В.А. Сухомлинский.
характер современного национального воспитательного идеала; цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей; систему базовых национальных.
Транксрипт:

Содержание и пути воспитания учащихся. Содержание и пути воспитания учащихся. Понятие о содержании воспитания. Содержание воспитания составляют научные факты, понятия, теории о природе, обществе, человеке, то есть знания, на которых базируется общественный опыт, ценности, нормы, идеалы, а также способности, навыки, умения, привычки поведения. Предметом формирования являются чувства, сознание, отношения, оценки, поведение школьника. В настоящее время смена концепции воспитания вызывает изменения в содержании воспитания.

Цель воспитания. Согласно новому подходу к воспитанию в России, целью воспитания должно быть формирование базовой культуры личности как основы для дальнейшего развития. Базовая культура включает в себя культуру жизненного самоопределения, семейных отношений, экономическую и культуру труда, политическую и правовую, интеллектуальную, нравственную, культуру общения, экологическую, художественную, физическую культуру.

Программа формирования. Программа формирования базовой культуры школьника во многом совпадает с содержанием воспитания в бывшей советской школе. Это естественно, поскольку процесс воспитания не может быть резко перестроен по причинам теоретическим и организационным. Неверно было бы также отбросить ценное в опыте классической советской педагогики. Описываемое содержание воспитания в целом, хотя и не во всем, совпадает с мировой практикой отбора содержания воспитания, то есть с тем, как разные общества определяют моральные, гражданские, эстетические и другие нормы, знания, требования к новым поколениям людей.

Умственное воспитание Умственное воспитание Умственное воспитание ( УВ ) - педагогическая деятельность, направленная на развитие интеллектуальной культуры личности, познавательных мотивов, умственных сил, мышления. Оно осуществляется в тесном единстве с формированием мировоззрения. Интеллектуальная культура включает в себя комплекс знаний и умений в области умственного труда : умение определять цели познавательной деятельности, планировать ее, выполнять познавательные операции различными способами, работать с источниками.

Умственное воспитание Формирование умственной культуры является частью задач по умственному развитию детей, которое понимается как процесс созревания и изменения умственных сил под воздействием биологических и социальных факторов. Умственные силы ( ум ) - совокупность индивидуальных способностей к накоплению знанию, совершению мыслительных операций. Свойства ума - быстрота, ясность, критичность, глубина, гибкость, широта, креативность.

Две точки зрения на природу умственного развития. Педагогу надо знать, что имеются две точки зрения на природу умственного развития. Согласно одной, интеллект, умственные способности даны от рождения в особых психологических структурах, обеспечивающих восприятие и переработку информации. С ростом человека способности генетически вступают в силу, проявляются ( гештальтпсихология, генетическая психология Ж. Пиаже ).

Две точки зрения на природу умственного развития. Согласно другой, умственные силы на генетической основе развиваются прижизненно под влиянием внешней среды. Для их развития требуется специальная деятельность - обучение ( Л. С. Выготский ). В соответствии с этим в отечественной педагогике разрабатывалась система умственного воспитания, задачи которой : формирование знаний как условия умственного роста, овладение мыслительными операциями, интеллектуальными умениями, формирование научного мировоззрения.

Основные мыслительные операции. Основные мыслительные операции - это анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение. К интеллектуальным умениям относят общие учебные умения - читать, писать, считать, излагать свои мысли - и специальные умения : читать карты, чертежи и т. п. К общим интеллектуальным умениям относят также навыки самостоятельной работы, культуру умственного труда.

Пути решения задач УВ - это обучение и внеклассная работа с учащимися. Пути решения задач УВ - это обучение и внеклассная работа с учащимися. Проблему умственного развития в процессе обучения разрабатывали у нас Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Н. А. Менчинская, П. Я. Гальперин и др. Опорой служили выводы Л. Выготского о том, что обучение должно ориентироваться не на достигнутый уровень развития, а на " зону ближайшего развития ": предъявлять ученикам задания, которые они могут выполнить при обучающей помощи взрослых.

Пути решения задач УВ - это обучение и внеклассная работа с учащимися. Согласно этому подходу, умственное развитие обеспечивается, кроме содержания обучения и воспитания, подбором заданий исследовательского характера, на установление причинно - следственных связей, на сравнение и др. В 60- е годы прошедшего века Л. В. Занков с сотрудниками обосновал развивающую дидактику для начальной школы. В настоящее время довольно широкое распространение получила концепция и методика развивающего обучения В. В. Давыдова и Д. Б. Эльконина

Пути решения задач УВ - это обучение и внеклассная работа с учащимися. Во внеклассной работе имеются такие формы умственного воспитания : научно - популярные лекции, семинары, конференции учащихся, встречи со специалистами, выставки, организация предметных недель, игры, конкурсы, олимпиады. Учитель и исследователь И. П. Волков для развития ума и других способностей создал комнату творчества учащихся, где они могут пробовать себя в разных занятиях.

Позиция педагога. Для выработки учениками взглядов очень важна позиция педагога. Он должен сам иметь убеждения, жить в соответствии с ними, уметь говорить о них с учащимися, не навязывая их и одновременно не отказываясь от них из конъюнктурных соображений. Можно считать, что в отечественной школе учитель традиционно выступает как носитель определенных норм и мировоззренческих позиций. Показателями умственной воспитанности являются наличие знаний по основам наук, владение умственными операциями, интеллектуальными умениями, наличие системы взглядов на мир, носящих мировоззренческий характер, на основе которых ученик оценивает себя и мир и строит свою жизнь и деятельность.

Нравственное и гражданское воспитание. Основные понятия. Мораль как форма общественного сознания есть сумма правил, требований, норм, регулирующих отношения и взаимодействие людей, их поведение. Согласно материализму, мораль носит исторический характер : возникает и меняется с ходом развития общества, включает в себя нормы и идеалы, различные для разных социальных слоев и групп.

Нравственное и гражданское воспитание. Основные понятия. Иррациональные теории морали утверждают, что истоки нравственности лежат в глубинах самосознания и подсознания личности. Мораль не зависит от социума и определяется волей человека ( А. Шопенгауер, Ф. Ницше, экзистенциализм ). Натуралистические теории морали говорят, что нравственность зависит от природных инстинктов, задатков, данных от рождения нравственных структур. Религиозные концепции объясняют мораль существованием сверхчувственной духовной силы, которая обладает фундаментальным свойством праведности и выступает как норма, образец для поведения человека.

Нравственное и гражданское воспитание. Основные понятия. Структуру нравственности личности составляют знания, чувства и отношения, поведение. Все три компонента нравственности определяют задачи нравственного воспитания ( НВ ), которое понимается как педагогическая деятельность по формированию у воспитанников системы нравственных знаний, чувств и оценок, правильного поведения. Нравственным надо считать того, для кого нормы морали выступают как его собственные убеждения и привычные формы поведения..

Нравственное воспитание в российской школе. Имеются теории нравственного развития личности. Л. Кольберг выделил стадии нравственного роста. Примерно так же отечественная психология и педагогика трактуют процесс нравственного развития, отмечая, однако, что развитие протекает не спонтанно, не генетически, а при социальном и педагогическом воздействии.

Нравственное воспитание в российской школе. Согласно научной литературе, содержанием нравственного воспитания в российских школах должно быть : формирование чувства долга и ответственности за свою страну и свое поведение ; потребности в труде, гуманного отношения к окружающим ; бережного отношения к природе, законопослушности ; формирование социально одобряемых взглядов и отношений в семейной и половой жизни ; выработку коммуникативных навыков, культуры общения ; потребности и умений в самопознании и самовоспитании.

Нравственное воспитание в российской школе. К средствам нравственного воспитания относятся общие и специфические методы и формы. Нравственное просвещение как один из методов состоит в информировании учеников в области морали и обсуждении с ними нравственных проблем. Оно служит формированию знаний о нравственных нормах и ценностях. Другим методом НВ является вовлечение учащихся в деятельность, трудовую, общественную, художественную, спортивную.

Нравственное воспитание в российской школе. Создание воспитывающих ситуаций - один из методов нравственного воспитания. Целесообразно использовать ролевые игры, их обсуждение, тренинги для выработки этических знаний, привычек, коммуникативных умений. Поручение, требование, индивидуальная работа, наказания, поощрения также способствуют выработке привычек и культуры поведения. Все эти методы используются как в процессе обучения, так и в свободной деятельности детей. К формам нравственного воспитания, кроме специальных уроков, относятся этические беседы, лекции, дискуссии, тематические вечера, встречи, конференции. Учитель не должен пренебрегать специальной деятельностью по формированию морали учеников.

Нравственное воспитание в российской школе. Результатом направленной деятельности является моральная воспитанность, выражающаяся в следующих показателях : знание нравственных норм, наличие в сознании ученика нравственных правил ; потребность и умение их выполнять ; способность переживать нравственные чувства ( сострадание, совесть, любовь ); поведение в соответствии с нравственными нормами.

Гражданское воспитание Гражданское воспитание Под гражданским воспитанием понимается формирование комплекса качеств, необходимых каждому члену современного общества, а именно : политической культуры ; правовой культуры ; культуры межнациональных отношений. Содержание политической культуры школьника, будущего полноправного гражданина страны составляет следующее : знание политики, политической системы страны ; органов управления государством ; лояльное отношение к политической организации общества ; умение участвовать в политической жизни страны.

Правовое воспитание. Правовое воспитание. Правовую культуру школьников составляют такие качества и знания, как сознательная дисциплина, законопослушность, нетерпимость к правонарушениям, знание основных законов общества и государства, представление о праве, о гражданских правах человека и ребенка, в частности. Особенно важной можно считать задачу формирования законопослушности - уважения к закону и стремления его выполнять. Правовое воспитание крайне актуально в условиях роста детской и молодежной преступности. Нельзя, однако, думать, что возможно формировать правовую культуру, сознание отдельно от нравственности. Правовая культура - часть нравственной культуры человека.

Культура межнациональных отношений. Основное содержание культуры межнациональных отношений состоит в следующем : любовь к культуре своего народа и уважение ; терпимость к другим народам. К задачам формирования культуры межнациональных отношений следует отнести : знание истории, культуры, искусства своей родины, страны ; любовь к своему народу и активное участие в сохранении и развитии национальной культуры ; знание культур других народов своей страны и других государств, уважительное к ним отношение ; умение строить отношения с представителями других культур и народов на принципах взаимоуважения и толерантности.

Гражданское воспитание. К гражданского воспитанию учащихся относятся прежде всего ряд традиционных школьных предметов ( история, литература, география, обществоведение ). Во - вторых создаются специальные школьные курсы : изучается в настоящее время курс " Граждановедение ", который охватывает такие области, как ответственность за правонарушения, жизнь современной семьи, гражданские права. В - третьих, эти задачи решаются во внеурочной деятельности учеников и во внешкольной работе с ними : это участие школьников в самоуправлении, в выборных школьных органах ; в разнообразных делах школы, класса,; занятия детей в клубах, кружках, молодежных общественных организациях ; участие в социально - политической жизни страны.

Гражданское воспитание. Основными показателями гражданской воспитанности, зрелости выпускника школы можно считать : знание законов ; социальной системы страны ; умение участвовать в общественной жизни ; нетерпимость к нарушению законов.

Задания на усвоение и проверку. Задания на усвоение и проверку. 1. Дайте краткие определения понятий : мораль, нравственные знания, чувства, нравственное поведение, нравственное воспитание, нравственное развитие. 2. Охарактеризуйте три уровня нравственного развития : доморальный, конвенциональный, автономный. 3. Опишите содержание понятий : гражданское воспитание, политическая культура, правовая культура, культура межнациональных отношений.