ОРКСЭ - какой предмет?. Модульный ОРКСЭ Список модулей: «Основы православной культуры» «Основы исламской культуры» «Основы буддийской культуры» «Основы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ 74 от 1 февраля 2012г с 1 сентября учебного года в 4 классах вводится комплексный.
Advertisements

Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики» : цели, задачи, принципы апробации Министерство образования Московской области.
Родительское собрание «О введении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» : цели, задачи, принципы апробации» 12 апреля.
Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики» : цели, задачи, принципы апробации.
Министерство образования Московской области. Основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных учреждений Московской области комплексного.
Основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных учреждений комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики"
Основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных учреждений комплексного учебного курса "Основы религи- озных культур и светской этики"
Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики» : цели, задачи, принципы апробации.
29 октября 2009 г. распоряжением Правительства РФ 1578-р был утвержден план мероприятий по апробации в годах комплексного учебного курса для.
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»: цели, задачи, принципы, модули.
Курс «Основы религиозных культур и светской этики » (ОРКСЭ) в начальной школе Методист : Пешехонова Л.В.
Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных обучающимися в начальной школе и формирование у них ценностно-
ОРКСЭ - какой предмет?. Модульный ОРКСЭ Список модулей: «Основы православной культуры» «Основы исламской культуры» «Основы буддийской культуры» «Основы.
Основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных учреждений комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики"
Концепция и структура курса «Основы религиозной культуры и светской этики»
«Основы религиозной культуры и светской этики» Концепция и структура курса.
Памятка для родителей о комплексном учебном курсе «Основы религиозных культур и светской этики»
Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики» : цели, задачи, принципы апробации.
Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики» : цели, задачи, принципы. Родительское собрание 15 октября 2012 года.
О введении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Транксрипт:

ОРКСЭ - какой предмет?

Модульный ОРКСЭ Список модулей: «Основы православной культуры» «Основы исламской культуры» «Основы буддийской культуры» «Основы иудейской культуры» «Основы мировых религиозных культур» «Основы светской этики»

Свободный выбор одного из модулей Выбирают родители и дети!

Православие – культура- образующая религия России Русский – понятие не только и не столько этническое; русский – в первую очередь – православный (По Ф.М. Достоевскому)

ПАМЯТКА для родителей о комплексном учебном курсе «Основы религиозных культур и светской этики» В учебном году в Республике Коми вводится новый предмет (сокращённо – ОРКСЭ), включающий 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики гг. он прошёл эксперимент в 21 регионе России. Новый предмет введён Распоряжением Правительства Российской Федерации от р «Об утверждении плана мероприятий по апробации в 2009–2011 гг. комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» после многочисленных обсуждений и совещаний с Министерством образования России и религиозными организациями. I. Общие положения Родители (законные представители) школьников должны выбрать один из модулей для обучения своего ребенка. II. Содержательная часть Курс «Основы религиозных культур и светской этики» носит светский характер - у всех модулей - единая методическая и методологическая основа, преподавать его будут учителя общеобразовательных школ, прошедшие специальную подготовку. (продолжение – стр. 4). Любой выбранный модуль позволит дать школьникам представление о многообразии и взаимопроникновении религиозной и светской КУЛЬТУРЫ, предоставит возможность обсуждать вопросы нравственности и этики, с опорой на культурные особенности и традиции народов России. Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: 1) ОТЕЧЕСТВО, 2) СЕМЬЯ И 3) КУЛЬТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ. На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках нового курса. В основные задачи курса входит: формирование у школьников представления о религии как о важнейшей составляющей мировой культуры, воспитание нравственных чувств, развитие способности самоопределения, осознанного выбора мировоззрения и жизненного пути. III.Организационное и методическое обеспечение В настоящее время курс «Основы религиозных культур и светской этики» рассчитан только в 4 и 5 классах на две школьные четверти: последнюю четверть 4 класса и первую четверть 5 класса. Курс будет преподаваться 2 часа (урока) в неделю (суммарно на 2 четверти – 34 часа), за счет часов, предусмотренных на региональный компонент. Время, отведенное на основные школьные предметы, не затрагивается. Учебные пособия для школьников по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» – это комплект из 10 книг, рассчитанных для обучения в 4-ом (1-ая часть) и 5-ом (2-ая часть) классе каждая. Учитывая возрастные возможности школьников летнего возраста, учебные пособия по курсу будут нацелены на коммуникацию учеников, способствуя тем самым обмену мнениями, будут включать обширный иллюстративный материал, в том числе мультимедийные интерактивные материалы. Школы имеют право выбирать учебники по модулям. В рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» подготовлены специальные книги для учителей, а также брошюры для родителей, информационного характера, знакомящие взрослых с тематикой курса, его методологией, целями и задачами. Таким образом, курс «Основы религиозных культур и светской этики» будет содействовать интеграции всех участников образовательного процесса (школьников, их родителей, учителей) в национальную и мировую культуру; способствовать формированию широкого кругозора и осознанного нравственного мировоззрения граждан. Информационные ресурсы ОРКСЭ: koiro. edu. ru edu. baltinform. ruhttp://www. koiro. edu. ruhttp://www. edu. baltinform. ru orkce. ru/ e. edu. ruhttp://www. orkce. ru/e. edu. ru

1. Формализованная диагностика: опрос, анкетирование. 2. Индивидуальные собеседования с педагогами (интервью, беседа). 3. Анализ посещения уроков, внеурочных мероприятий. 4. Анализ обучения и обученности педагогов. 6. Самоанализ своих затруднений самими педагогами. Способы диагностики для уточнения характера профессиональных затруднений педагогов Критериальной базой для анализа могут служить требования к компетенциям педагога

- наличие определенных знаний о религиях мира и народов России, их традициях и ценностях и др.; - владение умениями и навыками работы с младшими школьниками, учитывая их возрастные особенности; - понимание сущности деятельностного подхода в школьном образовании (ученик не объект, а субъект, активный участник учебного процесса); - владение современными образовательными методиками, технологиями обучения (уроки-диалоги, методика художественно- образного преподавания, метод проектов и проектная деятельность, ИКТ, технология критического мышления и др.); - умение выстраивать профессиональную деятельность на принципах сотрудничества, сотворчества, диалога с учащимися: реализация ролей координатора, организатора диалога, помощника и наставника; - открытость, гуманистичность, эмпатичность, толерантность; - наличие нравственного поведения, морального авторитета у обучающихся; - готовность к преподаванию не одного, а всех шести модулей; - готовность объективно воспринимать особенности других религий и быть при этом беспристрастным (если учитель исповедует какую – либо веру). Профессиональные и личностные компетенции учителя, преподающего ОРКСЭ:

Учителя общеобразовательных школ, на которых возложено преподавание ОРКСЭ, должны быть обучены по специальным образовательным программам повышения квалификации

Проблема Причина Контрольная работа Контрольная работа Задание 2. На основании анализа имеющихся ресурсов и условий в муниципалитете, необходимых для введения ОРКСЭ, сформировать перечень проблем и возможных причин их возникновения.

Контрольная работа 3 задание: Ваше мнение: актуальность нового предмета для современного образования Своевременный ОРКСЭ

Интеграция модулей ОРКСЭ Основы светской этики Основы православной культуры От частного к общему От общего к частному Ситуации Нравственный закон Заповедь – нравственный закон Ситуации

Нравственные нормы, мораль. Духовные основы культуры, нашей жизни и традиционных ценностей Этические правила жизни Религиозные нормы О с н о в а – р е л и г и я н а р о д а В практической деятельности это Как правильно, в соответствии с об­щественными нормами и правилами поступать конкретно в том или ином случае, как сделать правильный вы­бор в той или ситуации и сохранить душевное равновесие Какое духовно-нравственное основа­ние утверждается в конкретном предмете нашего изучения (текст, картина, музыкальное произведение) Как правильно поступать в соответ­ ствии с законами духовной жизни, данными Творцом и спастись для жизни вечной Общественное сознание, совесть Библия - Священное Писание, святоотеческая литература Человеческий опыт Опыт бога общения, опыт сердца Конкретные правила: как поступать в той или иной жизненной ситуации в соответствии с совестью и чтобы не нарушались нравственные законы Обобщённое универсальное правило (для всех случаев жизни во все времена) сформулиро­ванное в религиозном или святооте­ческом источнике

Интегрирующий предмет ОРКСЭ История Обществознание Литературоведение Антропология Культурология Лингвистика География Культурология Этика Эстетика Богословие Религоведение Философия Психология Теология Физиология Физика Археология

V Внеучебный С системой воспитательной работы IV Внеурочный С мероприятиями внеурочной деятельности III Образовательный Со школьными предметами II I Интеграционный предмет С другими модуля- ми С другими уроками в модуле УРОВНИУРОВНИУРОВНИУРОВНИ ОРКСЭ Экскурсии, просмотр фильмов добрые дела изготовление поделок, участие в кон­цертах, выставках, фестивалях Театрализация, участие в праздниках, Аналогии, Сопоставле- ние Повторение, углубление, опережение Модульный Внутренний И Н Т Е Г Р А Ц И И

Приоритет воспитания над знаниями. Предмет необходимо «прожи­вать» педагогам с детьми. Проблема места ОРКСЭ в системе школьного об­ разования. Отношение к оценкам: систему оценивания рекомендуется про­думывать самим педагогам. Возможно оценить итоговый проект. Рекомендуем накопительную систему поощрительных карточек, «фан­тов», звёздочек и др. Дети складывают полученные на занятии поощритель­ные знаки в конверт, приклеенный на обложке тетради с внутренней сто­роны. Итоги подводятся в конце года. Нескольким самым активным вруча­ются подарки, весь класс заканчивает занятие чаепитием. Воспитывающий ОРКСЭ

Нематериален Тонкая материя (?) Психея – богиня души (греч.) Тонкая материя (?) Психологические свойства – проявления души Материя Материя (научно.), плоть – (религ.), земля (библейское) Нравственный – от нрав, норов - строй души Дух Душа Тело

Дух Душа Тело ? Нравственный Физический Какой? Духовный Духовный – имеющий преимущество духовного над физическим (?) ? Какой?

« В человеке надо различать душу и дух. Дух содержит чувство Божества: совесть и ничем не удовлетворимость. Оно есть та сила, которая вдохнуть в лице человека при сотворении. Душа низшая сила, или часть той же силы, назначенной на ведение дел земной жизни. Она такая сила, как душа животных, но возвышенная ради сочетания с нею духа. Дух из Бога, сочетавшись с душою животных, возвел ее на степень души человеческой П.В. Добросельский

Под человеком, созданным из праха земного различные авторы понимают: Под человеком, созданным из праха земного различные авторы понимают: безжизненное (мертвое) тело человека (святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Филарет, протоиерей Григорий Дьяченко и др.); безжизненное (мертвое) тело человека (святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Филарет, протоиерей Григорий Дьяченко и др.); · живое тело с душою животною (святитель Феофан Затворник); · живое тело с душою животною (святитель Феофан Затворник); · живое тело с душою и духом животными (преподобный Серафим Саровский). · живое тело с душою и духом животными (преподобный Серафим Саровский). По П.В. Добросельскому По П.В. Добросельскому

Духовно-нравственное воспитание есть изменение души Духовно-нравственное воспитание Движение души к идеалу её движение к образу и подобию Божию Д У Ш А Психика Составляющая триединство человека Внутренний мир человека Чудное творение Божие, искра Божественного огня светское религиозное

«Обойди все страны, и ты можешь найти города без стен, без письмен- ности, без правителей, без дворцов, без богатств, без монет, но никто не видал еще города, лишенного хра-мов и богов, города, в котором бы не воссылались молитвы, не кля-лись именем божества». Древний историк-моралист Плутарх Религия – основа культуры

Несёт в себе проблемы нравственного выбора, содержит рассуждения о смысле жизни, ценностях, настоящем и будущем, истинном и ложном, добре и зле. Дискуссия, диспут, диалог – одни из главных видов работы на уроке. Философский ОРКСЭ

Требует от педагога знания и умения использовать современные техноло­ гии, где одно из главных мест отводиться проектированию. Именно проект является итоговой формой контроля Развивающий ОРКСЭ

Религиозное Светское В церкви Вне церкви Богослужения, обряды, таинства, мо­литвы, Закон Божий Знания, представления о культурных явлениях, предметах и событиях, имеющих в основе религиозное основание Светский характер ОРКСЭ Отличие светского образования от религиозного

Светское образование – не означает«атеистическое»! Приказ 2833 МО РФ от «О предоставлении государственных и муниципальных ОУ религиозным органи- зациям обучать детей религии не рамок образовательных программ» "О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях РФ". Инструктивное письмо МО РФ от г ИН/14-04 «О предоставлении религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образователь- ных программ в помещениях государственных и муниципаль- ных образовательных учреждений». Письмо Министерства образования России ИН/16 от г.; Письмо Министерства образования России г «О предоставлении государственными и муниципальными образовательными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образователь- ных программ»

РЕЛИГИЯ КУЛЬТУРА Прямой и более гарантирующийуспех Более мучитель- ный и трудный, окольный путь Пути приобщения человека к духовной жизни Духовно-нравственное образование и воспитание связано с религиозным

Пути приобщения человека к духовной жизни Религия Культура В ОУ закрыт в силу Конституции Через изучение культурных реалий, и Закона РФ об образовании, в том числе религиозной культуры Культурологический – изучение культурных явлений: текстов, истори­ческих событий, произведений искусства и кино, народного творчества, быта и обычаев народов, языковых явлений, содержащих духовно-нравственный элемент, его вычленение и работа над смыслом этого духовно-нравственного понятия. Культурологический ОРКСЭ

соблюдение конституционных принципов светского характера Россий­ского государства; взаимодействие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, с религиоз­ными организациями; содействие межконфессиональному сотрудни- честву и взаимному ува­жению на местах; учет запросов граждан на изучение их детьми основ культуры религий и светской этики. Через тексты, картины, фильмы, язык, праздники, обычаи, традиции, персоналии, историю, науку, все виды искусства Как реализуется культуралогический характер предмета? в содержании, организации и методике курса

Активно включающий в учебно-воспитательный процесс семью ОРКСЭ - Формирование у родителей чёткого представления о предмете, об особенностях и содержании модуля через родительские собрания: районные, школьные, классные. - Знакомство с памятками по ОРКСЭ и модулям - Консультации по выбору модуля - Приглашение на занятия по ОРКСЭ - Вовлечение родителей в обсуждение духовно- нравственных проблем через домашние задания - Обязательное участие родителей в защите итогового проекта - Оформление стенда для родителей - Демонстрация творческих успехов детей - Совместное проведение мероприятийс детьми и родителями

Для детей Для педагогов Повышает самооценку и снимает комплексы Способствует пониманию психологических особенностей летей Способствует развитию интереса к науке, искусству, обществу, миру и человеческим отношениям Профессиональному росту корректирует профессиональ- ную ориентацию Перспектива получения второго высшего образования Интересный перспективный ОРКСЭ Предполагает развитие образовательной области «Духовно-нравственная культура народов России» с 1 по 11 класс