Как связать образовательную политику, практику и исследование? Дэвид Бриджес
Исследование: «… систематичное и непрерывное изучение…» (Питерс и Уайт, 1969 г.) «… становятся достоянием общественности» (Стенхаус, 1975 г.) 2
Откуда берется «систематический» характер образовательных исследований – его последовательность? Психология (экспериментальная, феноменологическая и т.д.) Масштабные демографические исследования Этнография Критическая социология История (включая новейшую историю) Биографии и автобиографии – истории из жизни Экономика и политология Философия Теория литературы и анализ дискурса и т.д., и т.п. 3
«… становятся достоянием общественности» Важная часть процесса валидации Необходима прозрачность и доступность Высокая степень ответственности – знание прогрессирует благодаря «предположениям и опровержениям» (Карл Поппер), но не получается ли так, что мы «боимся собственной тени»? При этом: Социологи отмечают нехватку информации о происходящих социальных изменениях в казахстанском обществе и отсутствие общей площадки для обмена данными, исследований и дебатов [Отчет о проведении круглого стола, организованного Институтом мировой экономики и политики, Астана, 30 сентября 2014 г.] 4
Исследование, политика и практика Исследователи Разработчики политики Практики 5
Обманутые ожидания Слишком многие социологические исследования направлены вовнутрь, они раздроблены и не помогают накопить систематизированные знания… Темы исследований определяются насущными проблемами и не концентрируются на ключевых проблемах, важных с точки зрения разработчиков политики, практиков и общественности в целом. (Бланкет, 2000 г.) См. также примеры из опыта Франции (Прост, 2001 г. ), Австралии (Макгоу и др., 1992 г.) и США (Объединение научно обоснованной практики, 2002 г.) 6
К кому прислушиваются разработчики политики? «…комиссиям, доверенным экспертам и группам экспертов … СМИ, участникам управляющих органов и потребителям…» (см., например, Эдвардс, Себба и Рикинсон, 2006 г.) «… в действительности политика определяется самыми различным факторами, при этом результаты исследований в сфере образования зачастую оказывают весьма незначительное влияние» (Уитти, 2006 г., стр.168) 7
Разработчики политики Исследователи Базовые ценности и цели Общие Критические оцениваются Теория На основе практики На основе теоретических данных Временные затраты Вчера было слишком рано, завтра будет слишком поздно Систематически и непрерывно Рекомендации Четкие и ясные Даются неохотно, осторожные и неоднозначные Стиль изложения Краткий, емкий Подробный, со всеми объяснениями Язык ПростойАкадемичный, с использованием терминов 8
В какой степени исследование может влиять на политику? На каких рекомендациях основывается политика? Каково текущее положение дел? Последствия выбора одного из вариантов и временные рамки Стоимость (включая запросы на финансирование и стоимость альтернативы) Расчет политических возможностей и последствий, политической выгоды и расходов Нормативность 9
Нормативность и политика «Образование частично связано с общими целями, выбранными обществом для самого себя и тем, как данные идеи реализуются на практике. По этой причине, оно не может быть простым техническим процессом, напротив, оно неизменно пронизано этическими, политическими и культурными соображениями и связано с идеями об идеальном обществе и ценности жизни» (Уинч и Джинджелл, 2004 г., Предисловие) Чтобы определить, что именно эффективно, нужно дать определение эффективности «Передовая практика» не определяется одним лишь эмпирическим опытом 10
Что увеличит ваши шансы на оказание влияния на политику и практику? Более точное соответствие требованиям разработчиков политики – но какой ценой? Постоянное вовлечение в сообщества пользователя «Трансфер знаний лучше переносить на двух ногах»Knowledge transfers best on two legs Есть ли компромисс между точностью и важностью? 11
Практический скепсис исследователей и разработчиков политики. По какой причине? И те, и другие имеют дело в сильно обобщенными данными, в то время, как учителя имеют дело с конкретным контекстом (но нужно иметь в виду исследования в формате «кейс-стади») Учителя склонны думать, что ни исследователи, ни разработчики политики не понимают реальной ситуации и их практического опыта (конечно, не так, как их может понять практик) Контекст имеет большое значение 12
«гипотеза должна проверяться на основе вашего собственного опыта преподавания» Лоуренс Стенхаус и Джон Элиот Учителя в роли исследователей и исследование в действии (action research) на уроках 13
Вопросы и ответы Учителя не обучаются, как исследователи? (партнерские отношения с университетами?) Изоляция (совместное проведение научных исследований)? Не очевидно (не забывайте теорию!) Движение от частного к общему (совместное партнерство, взаимодействие и изучение восприятия на слух и политическое сообщество) 14
Продолжение диалога Исследователи Разработчики политики Практики 15
Для дальнейшего ознакомления: Bridges, D., Smeyers,P. and Smith, R.D. Eds. (2009) Evidence-based educational policy: What evidence? What basis? Whose policy?, Oxford, Wiley Blackwell Bridges, D. (2009) Reasoning from educational research to policy in eds. Smeyers, P. & Depaepe, M. Educational research. Proofs, arguments, and other reasonings: The language of education. Dordrecht: Springer. Bridges, D. (2014a)Philosophy, educational research and educational policy in Eds Suissa,J., Winstanley,C. and Marples, R. Education, Philosophy and Wellbeing; New Perspectives on the Work of John White, London, Routledge. Bridges, D. (2003) Fiction written under oath Essays in philosophy and educational research, Dordrecht, Kluwer. Bridges, D. (2003) A philosopher in the classroom, International Action Research Journal, 11:2, pp