ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ К ОБОБЩЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА НА ОСНОВЕ РЕФЛЕКСИВНОГО ПОДХОДА.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методы преподавания информатики в младших классах.
Advertisements

«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
Современные педагогические технологии в сфере физической культуры и спорта.
Костромской областной институт развития образования Кафедра педагогических инноваций Взаимосвязь базовых компетенций с успешностью педагогической деятельности.
Методическая работа в школе в связи с переходом на ФГОС ООО.
Требования к представлению и защите педагогического опыта во время квалификационного экзамена Порядок проведения квалификационного экзамена Проректор по.
Методическая работа в образовательном учреждении в условиях внедрения ФГОС.
Педагогические технологии Доклад подготовлен Малон Л.В.
ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ К ПРОХОЖДЕНИЮ Г(И)А В 9,11 КЛАССАХ О.Б.Емельянова, зам.директора по УВР МОУ СОШ 2.
Аттестация педагогических работников. Порядок проведения квалификационного экзамена при прохождении аттестации Федоров Иван Викторович, начальник центра.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
Технология описания педагогического опыта Подготовила: учитель начальных классов МОУ гимназии 44 имени В.Н.Деева Сенницкая Надежда Александровна.
Дошкольная педагогика. Дошкольная педагогика как наука: предмет, основные понятия и функции Объектом педагогики выступают те явления действительности,
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ «Метод обучения –способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОГРАММ.
Клубное объединение педагогов как средство формирования ИКТ компетентностей Управление качеством в школе начинается с работы с человеком и, прежде всего.
МБОУ Ерзовская СОШ Городищенского района Волгоградской области Организация работы экспериментальной площадки по теме: «Апробация технологий открытого образования.
Методический месячник по теме «Дифференциация и индивидуализация в предметном обучении как важный фактор повышения качества образования» Муниципальное.
Компетентностный подход в образовании – путь повышения его качества Расширенное заседание методического совета 29 ноября 2010 года.
Современные требования к педагогам в рамках ФГОС-3 Михеева Елена Леонидовна.
Транксрипт:

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ К ОБОБЩЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА НА ОСНОВЕ РЕФЛЕКСИВНОГО ПОДХОДА

ЦЕЛЬ: создание условий в учреждении образования для подготовки педагогических кадров к обобщению педагогического опыта 2

Задачи: определить приоритетные педагогические ценности; абстрактные нормы профессиональной деятельности, обеспечивающие обобщение и представление педагогического опыта; разработать основы планирования по формированию у педагогов компетенций, обеспечивающих обобщение и представление педагогического опыта; смоделировать постоянно действующий семинар «Обобщение и представление опыта педагогической деятельности на основе рефлексивного подхода»; определить подходы, принципы организации самообразования педагогов в учреждении образования 3

Тезаурус Педагогические ценности – относительно устойчивые ориентиры, с которыми педагоги соотносят свою жизнь и свою педагогическую деятельность 4

Виды педагогических ценностей общечеловеческие – ребенок как главная педагогическая ценность и педагог, способный к его развитию, к социальной защите и поддержке его творческой индивидуальности; 5

духовные – совокупный педагогический опыт человечества, отраженный в педагогических теориях и способах педагогического мышления; 6

практические – способы педагогической деятельности, педагогические технологии и проверенные практикой образовательно- воспитательные системы, педагогический опыт; 7

личностные – педагогические способности, индивидуальные характеристики педагога как субъекта педагогической культуры, педагогического процесса и собственного жизненного опыта (методологическая культура, инновационная культура, исследовательская культура, педагогический опыт) 8

Педагогический опыт Педагогический опыт – составная и необходимая часть и разновидность общечеловеческого опыта Педагогический опыт – это опыт, который, возникая из массовой опыта, превосходит его по отдельным параметрам или в целом, отличаясь от него по ряду признаков, важнейшим из которых являются актуальность, новизна, воспроизводимость, эффективность и стабильная результативность 9

Педагогический опыт – индивидуальный опыт, принадлежащий отдельной личности педагога, субъективный Педагогический опыт – определенный набор, совокупность профессиональных знаний и умений, которые сформировались в процессе практической деятельности педагога Педагогический опыт – итог деятельности педагога, состоявшаяся практика, проявившаяся и реализовавшаяся в формах и на разных уровнях Педагогический опыт 10

Критерии оценки педагогического опыта Актуальность Значимость Новизна Результативность Оптимальность Комплексность Адаптивность Сознательное и творческое отношение к опыту 11

Компоненты педагогического опыта Фактологический компонент Рефлексивный компонент Деятельностный компонент Личностный компонент Концептуальный компонент 12

Алгоритм исследовательской педагогической деятельности 1. Определение темы педагогического опыта (она не может повторять тему инновационного проекта) 2. Цель 3. Задачи 4. *Принципы 5. * Ресурсы и средства для проведения исследования (материальные, информационные, математические, логические, языковые) 6. Определение целевой группы 7. План деятельности (содержание) 8. Определение критериев (показателей) оценки результатов педагогической деятельности в соответствии с критериальной базой ИД, периодичности фиксации результатов 9. Выбор диагностического инструментария (совместно с педагогом- психологом) 10. Определение методов анализа результатов ИД 13

Уровни планирования деятельности в учреждении образования по подготовке педагогов к обобщению и представлению педагогического опыта Оперативный уровень Тактический уровень Стратегический уровень 14

Оперативный уровень планирования 1. Создание информационного пространства по данной теме: знание нормативных правовых актов и владение ими; информационный стенд в учреждении образования; свободный выход на сайт ГУО «Академия последипломного образования» создание атмосферы деловитости, доброжелательности. 2. Индивидуальные консультации для педагогов научно- методического характера. 15

3. *Консультации педагогов, защитивших свой опыт и подтвердивших высшую квалификационную категорию. 4. Организация в рамках методического совета экспертного совета по оценке педагогического опыт.а 5. Тренинги и консультации педагога-психолога. 16

Тактический уровень 1. Диагностика педагогов (готовность к эффективной организации самообразования, готовность к обобщению и представлению педагогического опыта). 2. Организация самоанализа педагогической деятельности. 3. Разработка критериальной базы оценки педагогического опыта. 4. Определение ценностных педагогических установок и закрепление их локальными нормативными правовыми документами (Программа развития учреждения образования, философия, миссия, модель педагога 1, 2, 3 степеней обучения.) 5. Организация работы проблемного постоянно действующего семинара «Обобщение и представление опыта педагогической деятельности на основе рефлексивного подхода». 6. Организация работы проблемной группы педагогов по решению проблемных вопросов. 7. Организация самообразования педагогов на основе проблемно-деятельностного подхода. 17

8. Трехступенчатая организация работы Школы повышения профессионального мастерства. 9. Включение вопросов обобщения педагогического опыта и организации самообразования во внутришкольный (внутри гимназический ) контроль. 10. Внесение изменений в локальную нормативную базу учреждения образования. 11. Организация психологического сопровождения к подготовке педагогов по обобщению и представлению педагогического опыта. 12. Расширение информационного пространства в учреждении образования по данной теме. 18

Стратегический уровень планирования 1. Внесение изменений в документы стратегического планирования. 2. Организация работы постоянно действующих семинаров. 3. Проведение тематических педагогических советов (педагогический опыт – значимая и приоритетная педагогическая ценность). 4. Повышение квалификации педагогических работников в учреждениях образования (ГУО «Академия последипломного образования», региональные ИРО). 5. Создание банка педагогического опыта как образцов педагогической деятельности. 19

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ РЕФЛЕКСИВНОГО АНАЛИЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА Моделирование постоянно действующего семинара «Обобщение и представление опыта педагогической деятельности на основе рефлексивного подхода»

Рефлексивный анализ характеризуется как «осуществляемый в рефлексивной позиции, включающий реконструкцию осуществленного действия (деятельности и т.п.), критику предшествующего опыта и модификацию нормативного обоснования для последующего опыта». Анисимов, О. С. Методологический словарь / О. С. Анисимов. Четвертое издание, дополненное и переработанное М., с. (Серия «Энциклопедия управленческих знаний»). 21

Этапы рефлексивного анализа профессиональной деятельности педагога 1. Определение затруднений в профессиональной деятельности педагога. 2. Реконструкция затруднительной ситуации профессиональной деятельности педагога. 3. Описание затруднительной ситуации профессиональной деятельности в категориях и понятиях педагогической науки. 4. Проблематизация профессиональной деятельности педагога. 5. Перенормирование профессиональной деятельности педагога. 22

Этап 1. Определение затруднений в профессиональной деятельности педагога (выявление и фиксация затруднительной ситуации) Цель этапа. Выявление и формулирование типичных затруднений в профессиональной деятельности педагога. Задачи этапа: ретроспективное обращение к профессиональной деятельности с позиции наличия/отсутствия в нем затруднений; вычленение образцов (ситуаций) деятельности, квалифицируемых как «типичное затруднение»; классификация выявленных затруднений (внешнее, внутреннее, объективное, субъективное и т. д.); формирование отношения к затруднениям как к индикаторам и стимулам профессиональной деятельности. 23

Этап 2. Реконструкция затруднительной ситуации профессиональной деятельности педагога Цель этапа. Реконструкция, воссоздание затруднительной ситуации, выделенной из профессиональной деятельности педагога. Задачи этапа: восстановление последовательности действий педагога в описываемой ситуации; восстановление действий и реакций учащихся в описываемой ситуации; фиксация внешних и внутренних условий, в которых состоялась описываемая ситуация; описание конкретного итога, квалифицируемого как результат ситуации. 24

Этап 3. Описание затруднительной ситуации профессиональной деятельности в категориях и понятиях педагогической науки Цель этапа. Интерпретация эмпирической ситуации, выделенной из профессиональной деятельности педагога, в понятиях педагогической науки. Задачи этапа. отразить целевые установки деятельности педагога и учащихся в категориях педагогической науки; назвать методы, приемы, технологии, используемые педагогом в описываемой ситуации; сформулировать результат деятельности педагога в описываемой ситуации; определить ценностные ориентации и мотивы деятельности педагога в описываемой ситуации. 25

Этап 4. Проблематизация профессиональной деятельности педагога Цель этапа. Выявить и сформулировать проблему, вызвавшую затруднительную ситуацию в профессиональной деятельности педагога. Задачи этапа: сформулировать критерии, требования к деятельности, для анализа затруднительной ситуации; определить эталон (образец, критериальную модель), которая выступит основанием для проблематизации ситуации; произвести сравнительный анализ реальной затруднительной ситуации и эталона; обнаружить противоречия между требованиями к деятельности и реальными условиями ее осуществления. 26

Этап 5. Перенормирование профессиональной деятельности педагога Цель этапа. Трансформация, коррекция индивидуальных норм деятельности педагога, направленная на преодоление проблем в его профессиональной деятельности. Задачи этапа: определение индивидуальных норм профессиональной деятельности, реализация которых привела к возникновению затруднений и проблем; выбор новой нормы или определение мест для коррекции предыдущей нормы деятельности; прогнозирование осуществления профессиональной деятельности в рамках реализации новой или откорректированной предыдущей нормы. 27

Приемы и формы работы 28

Этап 1. Определение затруднений в профессиональной деятельности педагога (выявление и фиксация затруднительной ситуации) Диагностическая анкета Актуальный вопрос Индикатор проблем Проблемное поле «Добро пожаловаться» Классификатор затруднений 29

Этап 2. Реконструкция затруднительной ситуации профессиональной деятельности педагога План фиксаций Протокол ситуации Интервью 30

Этап 3. Описание затруднительной ситуации профессиональной деятельности в категориях и понятиях педагогической науки Технология осознания действия План теоретического описания эмпирической ситуации Методологическая схема акта деятельности 31

Этап 4. Проблематизация профессиональной деятельности педагога Критериальная модель 32

Этап 5. Перенормирование профессиональной деятельности педагога Спектр изменений Прогностическая модель Инновационное решение 33

Метод обучения это система регулятивных принципов и правил организации педагогически целесообразного взаимодействия педагога и учащихся, применяемая для определенного круга задач обучения, развития и воспитания (в этом определении подчеркивается, что метод содержит в себе и правила действия, и сами способы действия) 34

И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин разрабатывали методы обуче­ния, исходя из характера учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению изучаемым материалом. С этой точки зрения они выделяли следующие методы: а) объяснительно-иллюстративный, или информационно- рецептивный: рассказ, лекция, объ­яснение, работа с учебником, демонстрация картин, кино- и диафильмов и т.д.; б) репродуктивный: воспроизведение действий по примене­нию знаний на практике, деятельность по алгоритму, програм­мирование; в) проблемное изложение изучаемого материала; г) частично-поисковый, или эвристический метод; д) исследовательский метод, когда учащимся дается позна­вательная задача, которую они решают самостоятельно, подби­рая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учи­теля. 35

Ю.К. Бабанский все многообразие методов обучения подраз­делил на три основные группы: а) методы организации и осуществления учебно- познава­тельной деятельности; б) методы стимулирования и мотивации учебно- познава­тельной деятельности; в) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности. 36

Классификация М.А. Дани­лова и Б.П. Есипова: а) методы приобретения новых знаний, б) методы формирования умений и навыков по применению знаний на практике, в) методы про­верки и оценки знаний, умений и навыков. (данная классификация согласуется с основными задачами обучения и обеспечивает) пониманию их функ­ционального назначения) 37

Классификация методов обу­чения в соответствии с задачами обучения а) методы устного изложения знаний учителем и активи­ зации познавательной деятельности учащихся: рассказ, объ­яснение, лекция, беседа; метод иллюстрации и де­ монстрации при устном изложении изучаемого материала; б) методы закрепления изучаемого материала: беседа, рабо­ та с учебником; в) методы самостоятельной работы учащихся по осмысле­ нию и усвоению нового материала: работа с учебником, лабора­торные работы; г) методы учебной работы по применению знаний на прак­ тике и выработке умений и навыков: упражнения, лаборатор­ные занятия; д) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: повседневное наблюдение за работой учащихся, уст­ный опрос 38

Технология обучения Педагогическая технология (от др.-греч. τέχνη искусство, мастерство, умение; λόγος слово, учение) совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребёнка.др.-греч. развитияобучениявоспитания Любая технология в той или иной мере направлена на реализацию научных идей, положений, теорий в практике. Поэтому педагогическая технология занимает промежуточное положение между наукой и практикой. 39

Педагогические технологии могут различаться по разным основаниям: по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной концепции), по целям и задачам (усвоение и закрепление знаний, воспитание и развитие (совершенствование) природных личностных качеств), по возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты), по функциям учителя, которые он осуществляет с помощью технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями), по тому, какую сторону педагогического процесса «обслуживает» конкретная технология, и т. д. 40

Подходы в организации образовательной деятельности Системный подход Проблемно-деятельностный подход Рефлексивный подход Средовый подход Личностно ориентированный подход Аксиологический подход Компетентностный подход Дифференцированный подход Технологический подход 41

Принципы организации образовательного процесса Принцип системного подхода Принцип объективности Принцип преемственности Принцип детерминизма Редукционизма (познание одного явления через другое в процессе сведения сложного к более простому) Принцип инвариантности 42

Принципы преемственности; продуктивности; детерминизма (организация деятельности, обусловленная внешними изменениями); редукционизма (сведение сложного к более простому) 43

Литература Богачева, И. В. Обобщение и представление опыта педагогической деятельности: метод рек. / И. В. Богачева, И. В. Федоров, О. В. Сурикова; ГУО «Акад. последиплом. образования». – Минск : АПО, – 98 с. Инструкция о порядке проведения аттестации педагогических работников (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования), утвержденной Постановлением Министерства образования Республики Беларусь Методические рекомендации о порядке проведения квалификационного экзамена при прохождении аттестации педагогическими работниками на присвоение и подтверждение высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист» Новиков, А. М. Методология образования / А. М. Новиков. М.: «Эгвес», с. Приказ министерства образования от «О создании квалификационных комиссий» Сурикова, О. В. Рефлексивный анализ профессиональной деятельности педагога : учеб.- метод. Пособие / О. В. Сурикова ; ГУО «Акад. последиплом. образования». – Минск : АПО, – 96 с. 44