Проблема познания в философии Автор: к.филос.н. Сандакова Л.Б.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема: НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ ВОПРОСЫ: 1. Специфика научного знания. 2. Основные тенденции развития современного научного познания. 3. Эмпирический и теоретический.
Advertisements

Теория познания «Знание сила» Ф. Бэкон. Развитие общества - результат деятельности человека Деятельность – человеческая форма активности, направленная.
Научное познание. 1. Научное познание и его методы. Наука- Форма деятельности людей, направленная на производство знаний. Цель науки : Постижение истины,
Модуль 4 Сущность и формы познания Тема 2 1.Научное познание как высший вид познавательной деятельности 2.Структура и уровни научного познания. Характеристика.
Научное познание, его формы и методы. Научное познание, его формы и методы.
Понятие истины. Религиозное и научное познание Урок 17.
Структура и уровни научного познания Выполнил: студент гр. Ю-11 НП Мажикенов Нурлыбек.
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. Подходы к решению проблемы познаваемости мира Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального.
Философия познания ГНОСЕОЛОГИЯ- общая теория познания эпистемология – теория научного познания.
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. Подходы к решению проблемы познаваемости мира Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
1 Тема: ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ (ГНОСЕОЛОГИЯ) Вопросы: 1.Сущность познания. Структура познавательной деятельности. 2. Познавательные способности.
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 46 Теория и практика. Критерии истинности познания. Научная истина.
ПОЗНАНИЕ © С.К. Свечников, Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ.
ПОЗНАНИЕ Познание совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. ГНОСЕОЛОГИЯ – наука о.
Понятие методологии и метода Методы эмпирического и теоретического познания Формы научного знания Процесс научного познания Критерии истинности научного.
Твоё знание принадлежит душе, твоё богатство принадлежит лишь телу. Арабское изречение.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ.
Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе,
ПОЗНАНИЕ © С.К. Свечников, Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ.
Транксрипт:

Проблема познания в философии Автор: к.филос.н. Сандакова Л.Б.

план 1. Сущность познавательной деятельности человека. 2. Как человек познает мир? 3. Познание как субъект-объектное взаимодействие. 4. Проблема истинности познания. 5. Философия науки 5.1. понятие и сущность науки 5.2. особенности методологии постнеклассической науки

Основные гносеологические модели Объективистско- реалистская: Познание – способ запечатления, воспроизведения реальности в познающем субъекте Цель – объяснение Знание – представление о сущности Объективизм (Платон, Аристотель, Декарт, фр.материалисты и пр.)

Основные гносеологические модели Конструктивистская: Познание – творение, конструирование познаваемого объекта Цель – описание Знание – полученная конструкция познаваемого Субъективизм (Беркли, Кант, неокантианство, соц. конструктивизм и пр.)

Основные гносеологические модели Символическая: Познание – смысловое духовно-энергичное постижение сущности, явленное символами (=выраженное в языке) Цель – понимание Знание – символическая реальность, являющаяся в смысловых образах Символизм (Э.Кассирер, П.Флоренский и пр.)

Познание – сознание в действии, то есть социально опосредованная деятельность отражения Сознание начинает работать в режиме познания лишь при наличии проблемной ситуации. Проблемная ситуация – препятствие на пути к цели, предполагающее многовариантное решение

Основной алгоритм познания: 1)найти пробел в имеющихся знаниях (нужно сделать, но не знаю как); 2)«заполнить» этот пробел.

Что значит знать? Социокультурные условия деятельности информация знание разум Система сигналов, сообщений об объекте Способность оперировать этими сообщениями и сигналами

Специфика познания мира человеком. По мере овладения речью и логическими процедурами мышления, познание приобретает социальный характер По мере овладения речью и логическими процедурами мышления, познание приобретает социальный характер Имеет своей целью преобразование действительности Имеет своей целью преобразование действительности Может быть выражено или воспринято в социально значимых формах: понятиях, теориях. Может быть выражено или воспринято в социально значимых формах: понятиях, теориях. Имеет и индивидуальное и социальное значение Имеет и индивидуальное и социальное значение

Познавая мир, человек вычленяет общие существенные признаки, на основе которых строит мысленную модель предмета (явления). Мысленная модель, зафиксированная в слове, называется понятием. Понятие связывает чувственное и рациональное

Образование понятий происходит в результате процедур анализа, синтеза и абстрагирования. Чем сложнее объект, с которым мы работаем, тем в большей степени необходимы нам навыки анализа, синтеза, абстрагирования. Чем выше уровни технологий, тем важнее в процессе познания роль разума.

Творчество как элемент познавательной деятельности Познание имеет репродуктивную и творческую стороны. Репродуктивная сторона – способность отражать предметы и явления «объективно», т.е. в пределах общественной практики. Творчество – создание нового, выход за пределы общественной практики

Познание как субъект-объектное взаимодействие s Объекты природы (естественные науки) Объекты общественной реальности (гуманитарные науки) Техника и явления, связанные с ее созданием (технические науки) Феномены сознания (естественные и гуманитарные науки)

Концепции истины Корреспондентская – соответствие знания познаваемому (Аристотель, классическая наука) Конвенциональная – результат условного соглашения (А.Пуанкаре, постнеклассическая наука) Когерентная – согласие мышления с самим собой (Платон, Кант) Прагматистская – соответствие знания достижению нужного результата (Пирс) Экзистенциальная – форма психологического состояния личности (Кьеркегор, Ясперс, Сартр и др.)

Наука – это социальный институт, в рамках которого человек, посредством специально организованной деятельности, получает новое объективное знание, необходимое для преобразования действительности, а также сама система этого знания. Социальный институт Специально организованная деятельность Система объективно значимого знания

Социальный институт (социология науки) Регуляция со стороны общества: Социальный заказ Социальный контроль Социальная роль

Специально организованная деятельность (методология науки) Главная цель деятельности – получение нового знания. Деятельность методологически выстроена

Система объективно значимого знания Знание должно быть: системным проверяемым доказательным общезначимым понятийно выраженным Это критерии научности знания

Два уровня научного знания Эмпирический (от «эмпирио» - опыт) (наблюдение, эксперимент, измерение) Теоретический (от «феерия» - рассматриваю) (научные обобщения) Служит сбору и первичной обработке информации Научный факт Воспроизведение действительности в системе понятий гипотезы, теории

Этапы развития науки 1. Преднаука (практический характер знания, систематизированные результаты наблюдений) 2. Классическая наука (XVII в. – XiX в.) (система абстрактно-теоретических знаний 3. Неклассическая наука (нач.ХХ в.) 4. Постнеклассическая наука (вторая половина ХХ в.)

Особенности методологии классической и постнеклассической науки Классическая 1. Вынесение субъекта за скобки познаваемого объекта. 2. Установка на рациональность (все подвергается процедурам рационального анализа) Постнеклассическая 1. Признание субъектности знания. 2. Учет внерационального остатка

3. Господство динамических закономерностей (динамические законы предсказывают поведение объектов точно и однозначно) 4. Объект изучения – преимущественно макро-мир. 5. Эксперимент 3. Важная роль вероятностно- статистических закономерностей (абсолютно однозначное предсказание возможно не всегда) 4. Изучаются макро-, микро-, и мега- миры 5. Моделирование

6. Безусловная наглядность 7. Отчетливая дисциплинарность. Преобладает дифференциация наук. 8. Четкая грань между гуманитарными и естественными науками 6. Условная наглядность 7. Дифференциация и интеграция наук. Возникновение общенаучных дисциплин (ОТС) 8. Стирание грани между гуманитарными и естественными науками (биоэтика, экология и др.)

выводы Наука является одним из способов приспособления человека к среде посредством организации целенаправленной познавательной деятельности. Наука является одним из способов приспособления человека к среде посредством организации целенаправленной познавательной деятельности. Научное познание имеет свои пределы и не может считаться универсальной формой освоения действительности. Научное познание имеет свои пределы и не может считаться универсальной формой освоения действительности. Переход к новому этапу развития науки требует новой методологии и новых принципов социальной организации научной деятельности Переход к новому этапу развития науки требует новой методологии и новых принципов социальной организации научной деятельности