АРГУМЕНТАЦИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ УБЕЖДЕНИЙ В КОНЦЕПЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Я.А. КОМЕНСКОГО Чтения памяти Владимира Никифоровича Брюшинкина Калининград, июня 2014 г.
В этом докладе… …концепция Я.А. Коменского будет соотнесена с основными положениями теоретического подхода к обоснованию аргументации, предложенного профессором Еленой Дмитриевной Смирновой.
Елена Дмитриевна Смирнова Некоторые логико-семантические аспекты аргументации// Модели рассуждений-1. Калининград, 2007.
Теория аргументации должна иметь специфические: 1. Предмет 2. Методы 3. Принципы 4. Результаты
Е.Д. Смирнова: Каков предмет теории аргументации?
Аргументация – это ?.. Методы, приёмы обоснования определённых положений Коммуникативная деятельность Риторика
НО! Аргументация не сводится к теории принятия решений, теории методов убеждения, риторике
Аргументация – это [предмет] логико-семантическая процедура обоснования истинности
Аргументация – это [методы] НЕ теория приёмов и методов убеждения
Убеждение – это область прагматики
Теория аргументации может включать учёт предпосылок, относящихся к: областям рассматриваемых теорий (приёмов и методов убеждения) принимаемым способам обоснования, логических рассуждений
Обосновать – значит раскрыть смысл Истина Красота Добро
Процесс обоснования ВОСПРИЯТИЕЛОГИКА ПОНИМАНИЕСЕМАНТИКА ПРИНЯТИЕПРАГМАТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬКОГНИТИВИСТИКА
Роль аргументации, т.е. процесса логико-семантического обоснования истины в обучении
Я.А. Коменский: концепция образования ВОСПРИЯТИЕ «Лёгкость занятий и удовольствие от них для ученика увеличит тот, кто всё будет преподавать сообразно степени восприимчивости ученика». ПОНИМАНИЕ «…вещь есть сущность, а слово – нечто случайное, вещь – это тело, а слово – одежда, вещь – зерно, а слово – кора и шелуха». ПРИНЯТИЕ «Удары и побои не имеют никакого значения для возбуждения в умах любви к наукам». «Природа не обременяет себя излишне, она довольствуется немногим». ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «…чтобы школы были не чем иным, как мастерскими, в которых кипит работа».
Концепция образования Я.А. Коменского: Образование как процесс целостного формирования человека – его интеллекта и нравственно-духовных качеств. Деятельностный подход
Я.А.Коменский: приоритет деятельности ВОСПРИЯТИЕ ПАНЕГЕРСИЯ ПАНАВГИЯ ПАНСОФИЯ ПАНГЛОТТИЯ ПАМПЕДИЯ ПАНОРТОСИЯ ПОНИМАНИЕ ПРИНЯТИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Что значить для педагога «любить» своих учеников? Это означает, в том числе, убеждать: на базе придания смысла для обоснования истинности …
Анна Сергеевна Холкина Старший преподаватель кафедры философии образования МИОО, к.филол.н. В.В. Кандинский, Жёлто-красно-голубое