Требования к профессиональной компетентности учителей Международного бакалавриата. Компетентностная модель учителя школы IB Григорьян Яна Грантовна ведущий научный сотрудник лаборатории научно-методического обеспечения и сопровождения образовательных программ НОЦ ГБОУ ВПО МГПУ
Что переварили учителя, тем питаются ученики. Карл Краус. Хороший учитель может научить других даже тому, чего сам не умеет. Тадеуш Котарбиньский
Цель программ Международного бакалавриата (МБ) - воспитание критически мыслящих, знающих, заботливых молодых людей, способных и желающих изменять наш мир к лучшему, делать его более мирным через межкультурное понимание и уважение людей друг к другу.
Учредители Международного Бакалавриата планируют создать не просто интернациональную, а самую лучшую программу обучения. Над программой Международного Бакалавриата работали педагоги, а не чиновники. Безусловно, властные структуры и другие организации поддерживали Международный Бакалавриат, но именно лучшие преподаватели со всего мира, обеспечивают ему статус интеллектуального центра. В центре программ Международного бакалавриата находится ученик, основное внимание сосредотачивается на процессах и результатах обучения.
Философия Международного бакалавриата " Максимально развивать внутренние резервы каждого индивидуума с тем, чтобы понимать и изменять его внутреннее и внешнее состояние в физическом, социальном, этическом, эстетическом и духовном аспектах". Алек Петерсон "Школы без границ"
Педагогическая концепция учителя Международного бакалавриата Целостное образование Международная перспектива Социальная ответственность Ученик
Педагогические задачи IB в обучении: научить не просто наблюдать, а участвовать; научить не просто принимать образ мышления, но и понимать его внутренние закономерности; научить использовать полученные знания как основание для последующего творческого процесса; научить критическому отношению к основам знания и опыта; выстроить образовательную траекторию: «повседневное знание» -«фундаментальная наука» - «фундаментальное знание»; научить командной работе, эффективному групповому взаимодействию; научить владению иностранными языками и многообразными средствами и режимами коммуникации; обучить обучению.
в оценивании и аттестации: использовать приемы рефлексивной практики как средство анализа динамики развития учащихся и их самосознания; использовать инструмент оценки как «обратную связь»; использовать принцип формирующей оценки ученика для поощрения интеллектуального риска; использовать принцип соответствия оценки удовлетворению уникальных потребностей учащихся, их стремлению к творческому и критическому мышлению; использовать принцип самооценки и его преимущества.
в воспитании: сформировать чувство ответственности за обучение; установка на эмпатийный способ взаимодействия; делать упор на нравственное (этическое) развитие обучающегося; установка на воспитание чувств сочувствия, сострадания, сопереживания, уважения к другим.
в управлении: создание вспомогательных структур поддержки социального, эмоционального состояния учащихся, их академических успехов и мотивации персонала; создание оптимального режима функционирования учебного заведения для целостного развития личности ученика; инвестиции в профессиональное развитие преподавателей.
Компетентность – это характеристика человека способного эффективно действовать и добиваться требуемого результата. Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность, а умение разрешать проблемы.
Компетентностная модель педагога Общепрофессиональные – отражают специфику определенной профессиональной деятельности Специальные – отражают специфику конкретной предметной сферы Ключевые – необходимые для любой профессиональной деятельности. Связаны с успехом личности в быстроменяющемся мире
Компетентностная модель учителя школы IB Ключевые: Умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поликультурного общения и толерантность; Вера в силы и возможности обучающихся; Объективность, открытость к принятию других позиций, точек зрения, беспристрастность; Умение работать в команде; Общекультурная компетентность;
Коммуникативная компетентность, владение иностранными языками, умение работать в команде. Стремление к диалогу со всеми участниками образовательного процесса; Социальная ответственность; Стремление к динамическому развитию личности; Проявление когнитивных и креативных способностей; Активная исследовательская позиция; Компетентность в организации информационной основы деятельности обучающегося.
Общепрофессиональные: Любовь к обучению, страсть к преподаванию познанию; Умение разрабатывать образовательные программы, свобода и гибкость мышления учителя в выборе способа подачи информации, способность творчески организовать образовательный процесс, самостоятельное построение и адаптация образовательного контента с целью раскрытия потенциальных возможностей каждого ученика; Интерес к внутреннему миру обучающихся; Обеспечение межпредметной проектно-исследовательской деятельности учащихся; Умение показать личностный смысл обучения с учетом индивидуальных характеристик внутреннего мира учащегося; Компетентность в обеспечении понимания педагогической задачи и способах деятельности. Акцент на междисциплинарной интеграции знания; Умение перевести тему урока в педагогическую задачу;
Умение ставить педагогические цели и задачи сообразно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся; Компетентность в педагогическом оценивании; Ориентированное на студенческие запросы обучение; Целостный подход к образованию; Умение превращать учебную задачу в личностно значимую; Умение принимать решение в различных педагогических ситуациях; Компетентность в предмете и методах преподавания; Умение показать личностный смысл обучения с учетом индивидуальных характеристик внутреннего мира учащегося.