Урок биологии 9 Класс Учитель: Брагина Н.Г.. Тема: «Общие понятия генетики» Цели: Рассмотреть историю становления генетики как науки, изучить общие понятия.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема: «1 и 2 законы Менделя» Задачи: 1.Изучение законов Менделя и их цитологических основ. 2.Знакомство с основными понятиями генетики.
Advertisements

OСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ГЕНЕТИКИ. Цель урока: рассмотреть основные понятия генетики, определить её значение в современном мире; рассмотреть основные понятия.
– это наука, которая изучает закономерности наследственности и изменчивости. 1. Генетика – это наука, которая изучает закономерности наследственности.
Презентация на тему: 1 и 2 закон Менделя Порхун Александры Группа 306 Сд 2013 год.
Предмет генетики, цели, задачи, история развития..
Грегор Иоганн Мендель. 22 июля 1822 года в маленьком сельском городке Хейнцдорфе (Австрийская империя, ныне Чехия) в крестьянской семье Антона и Розины.
Над презентацией работали: Артюхов Илья. Бовин Александр.
Лекция 3. ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ 1. Этапы развития генетики. 2. гибридологический метод. 3. Моногибридное скрещивание. 4. Промежуточное наследование.
Презентация к уроку (биология, 9 класс) по теме: Основные понятия генетики
Изучение разделов «Селекция и генетика» в 9 классе.
Генетика. Законы Г. Менделя Почему мы похожи на своих родителей? автор: Широченко Н. Н. Учитель биологии ГОУ ЦО 1456 Москва 2010.
Генетика – наука о закономерностях изменчивости и наследственности.
Грегор Иоганн Мендель родился 22 июня 1822 года в семье крестьянина в небольшой деревушке Хинчинцы на территории современной Чехии, а тогда - Австрийской.
Законы Менделя. лицей 1550 САО г.Москвы Донская Валентина Григорьевна.
Основные закономерности наследственности и изменчивости Законы Г. Менделя Теория постигается через практику.
Презентация к уроку по биологии (10 класс) по теме: История развития генетики
Грегор Мендель (1822 – 1884г.г.) Выдающийся чешский учёный Создатель современной генетики ГБОУ СПО СПб УОР 2 (ТЕХНИКУМ ) Автор Тарасова И.Н.
Великие открытия часто признаются не сразу. Иоганн Мендель родился 20 июля 1822 в крестьянской семьеАнтона и Розины Мендель в маленьком сельском городке.
Генетика как наука. Гибридологический метод изучения наследственности Добрынина Л.В., учитель биологии МОУ Краснооктябрьская СОШ Каргапольского района.
Основы генетики Предмет, задачи, методы генетики. История современной науки.
Транксрипт:

Урок биологии 9 Класс Учитель: Брагина Н.Г.

Тема: «Общие понятия генетики» Цели: Рассмотреть историю становления генетики как науки, изучить общие понятия генетики. Задачи: Формировать умения и навыки по использованию генетической терминологии и символов.

КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ В начале ХIХ века, в 1822 году, в Австрийской Моравии, в деревушке Ханцендорф, в крестьянской семье родился мальчик. Он был вторым ребёнком в семье. При рождении его назвали Иоганном, фамилия отца бала Мендель. Жилось нелегко, ребенка не баловали. С детства Иоганн привык к крестьянскому труду и полюбил его, в особенности садоводство и пчеловодство. Как пригодились ему навыки, приобретённые в детстве. Жилось нелегко, ребенка не баловали. С детства Иоганн привык к крестьянскому труду и полюбил его, в особенности садоводство и пчеловодство. Как пригодились ему навыки, приобретённые в детстве. Выдающиеся способности обнаружились у мальчика рано. Менделю было 11 лет, когда его перевели из деревенской школы в четырехклассное училище ближайшего городка. Он и там сразу проявил себя и уже через год оказался в гимназии, в городе Опаве. Платить за учебу и содержать сына родителям было трудно. А тут ещё обрушилось на семью несчастье: отец тяжело пострадал – ему на грудь упало бревно. В 1840 Иоганн окончил гимназию и параллельно – школу кандидатов в учителя. Несмотря на трудности, Мендель продолжает учебу. Теперь уже в философских классах в городе Оломеуц. Тут учат не только философии, но и математике, физике – предметам, без которых Мендель, биолог в душе, не мыслил дальнейшей жизни. Биология и математика! В наши дни это сочетание неразрывно, но в 19 веке казалось нелепым. Именно Мендель был первым, кто продолжил в биологии широкую колею для математических методов. Он продолжает учиться, но жизнь тяжела, и вот настают дни, когда по собственному признанию Менделя, дальше переносить подобное напряжение не под силу. И тогда в его жизни наступает переломный момент: Мендель становится монахом. Он отнюдь не скрывает причин, толкнувших его на этот шаг. В автобиографии пишет: Оказался вынужденным занять положение, освобождающее от забот о пропитании. Не правда ли, откровенно? И при этом ни слова о религии, боге. Неодолимая тяга к науке, стремление к знаниям, а вовсе не приверженность к религиозной доктрине привели Менделя в монастырь. Ему исполнился 21 год. Постригавшиеся в монахи в знак отрешения от мира принимали новое имя. Иоганн стал Грегором. Был период, когда его сделали священником. Совсем недолгий период. Утешать страждущих, снаряжать в последний путь умирающих. Не очень – то это нравилось Менделю. И он делает все, чтобы освободиться от неприятных обязанностей. Иное дело учительство. Мендель преподавал в городской школе, не имея диплома учителя, и преподавал хорошо. Его бывшие ученики с теплотой вспоминают о нем – сердечном, благожелательном, умном, увлеченном своим предметом. Интересно, что Мендель дважды сдавал экзамен на звание учителя и … дважды проваливался! А ведь он был образованнейшим человеком. Нечего говорить о биологии, классиком которой Мендель вскоре стал, он был высокоодаренный математик, очень любил физику и отлично знал её. Провалы на экзаменах не мешали его преподавательской деятельности. В городском училище Брно Менделя-учителя очень ценили. И он преподавал, не имея диплома. В жизни Менделя были годы, когда он превращался в затворника. Но не перед иконами склонял он колена, а… перед грядками с горохом. С утра и до самого вечера трудился он в маленьком монастырском садике(35 метров длины и 7 метров ширины). Здесь с 1854 по 1863 год провел Мендель свои классические опыты, результаты которых не устарели по сей день. Своим научными успехами Г.Мендель обязан также и необычайно удачным выбором объекта исследований. Всего в четырёх поколениях гороха он обследовал 20 тысяч потомков. Около 10 лет шли опыты по скрещиванию гороха. Каждую весну Мендель высаживал растения на своем участке. Доклад Опыты над растительными гибридами, который был прочитан брянским естествоиспытателям в 1865 году, оказался неожиданностью даже для друзей. Горох был удобен по различным соображениям. Потомство этого растения обладает рядом чётко различимых признаков - зелёный или жёлтый цвет семядолей, гладкие или, напротив, морщинистые семена, вздутые или перетянутые бобы, длинная или короткая стеблевая ось соцветия и так далее. Переходных, половинчатых "смазанных" признаков не было. Всякий раз можно было уверенно говорить "да" или "нет", "или - или", иметь дело с альтернативой. А потому и оспаривать выводы Менделя, сомневаться в них не приходилось. И все положения теории Менделя уже никем не были опровергнуты и по заслугам стали частью золотого фонда науки.

Генетика изучает основы наследственности и изменчивости организмов. наследственность - свойство организма передавать признаки строения, физиологические свойства и специфический характер индивидуального развития своему потомству. Наследственность способствует сохранению вида. Материальные основы наследственности заключены в половых клетках. При бесполом или вегетативном размножении новое поколение развивается или из одноклеточных спор, или из многоклеточных образований. В этих случаях передача наследственных признаков осуществляется через клетки, в которых заключены материальные основы наследственности. Изменчивость - свойство организмов приобретать новые признаки при изменении наследственных задатков в процессе индивидуального развития организма при взаимодействии с внешней средой. Благодаря наследственности сохраняется однородность вида, а изменчивость, в противоположность наследственности, делает вид неоднородным. Тысячи лет механизм наследственности был окутан тайной. И только чешский монах Грегор Мендель в 1865 г. сформулировал первые законы наследственности. Им был разработан гибридологический метод изучения наследственности, на основе которого он открыл дискретность наследственных факторов. Его исследования долгое время не были правильно оценены и лишь спустя 35 лет (в 1900 г.) три биолога независимо друг от друга - К. Корренс (Германия), Э. Чермак (Австрия) и Гуго де Фриз (Голландия), своими экспериментами подтвердили законы, открытые Менделем, и признали его приоритет. Генетика

Общие понятия генетики Наследственность Наследственность Изменчивость Изменчивость Ген – участок молекулы ДНК Ген – участок молекулы ДНК Генотип – совокупность генов Генотип – совокупность генов Фенотип – совокупность свойств и признаков Фенотип – совокупность свойств и признаков Аллель – конкретное состояние гена Аллель – конкретное состояние гена Локус – конкретное место нахождение гена Локус – конкретное место нахождение гена

Общепринятые в генетике обозначения P – родители F – потомки F – Гибриды 1-го поколения А – доминантный признак а – рецессивный признак мужчина мужчина женщина женщина брак 1 2 дети и порядок их рождения

ДОСТИЖЕНИЯ В ОБЛАСТИ ГЕНЕТИКИ Если век XIX по праву вошел в историю мировой цивилизации как Век Физики, то стремительно завершающемуся веку XX-му, в котором нам счастливилось жить, по всей вероятности, уготовано место Века Биологии, а может быть, и Века Генетики. Действительно, за неполных 100 лет после вторичного открытия законов Г. Менделя генетика прошла триумфальный путь от натурфилософского понимания законов наследственности и изменчивости через экспериментальное накопление фактов формальной генетики к молекулярно-биологическому пониманию сущности гена, его структуры и функции. От теоретических построений о гене как абстрактной единице наследственности - к пониманию его материальной природы как фрагмента молекулы ДНК, кодирующего аминокислотную структуру белка, до клонирования индивидуальных генов, создания подробных генетических карт человека, животных, идентификации генов, мутации которых сопряжены с тяжелыми наследственными недугами, разработки методов биотехнологии и генной инженерии, позволяющих направленно получать организмы с заданными наследственными признаками, а также проводить направленную коррекцию мутантных генов человека, т.е. генотерапию наследственных заболеваний. Молекулярная генетика значительно углубила наши представления о сущности жизни, эволюции живой природы, структурно-функциональных механизмов регуляции индивидуального развития. Благодаря ее успехам начато решение глобальных проблем человечества, связанных с охраной его генофонда. Середина и вторая половина XX столетия ознаменовались значительным уменьшением частоты и даже полной ликвидацией ряда инфекционных заболеваний, снижением младенческой смертности, увеличением средней продолжительности жизни. В развитых странах мира центр внимания служб здравоохранения был перемещен на борьбу с хронической патологией человека, болезнями сердечно-сосудистой системы, онкологическими заболеваниями. Стало очевидным, что прогресс в области медицинской науки и практики тесно связан с развитием общей и медицинской генетики, биотехнологии. Потрясающие достижения генетики позволили выйти на молекулярный уровень познания генетических структур организма, и наследования, вскрыть сущность многих серьезных болезней человека, вплотную подойти к генной терапии. Получила развитие клиническая генетика – одно из важнейших направлений современной медицины, приобретающих реальное профилактическое значение. Выяснилось, что множество хронических болезней человека есть проявление генетического груза, риск их развития может быть предсказан задолго до рождения ребенка на свет, и уже появились практические возможности снизить давление этого груза. Генетический груз включает, с одной стороны, патологические генные мутации, наследуемые от родителей и прародителей, и называемые сегрегационным грузом, если в виде болезни проявляются рецессивные или нелегальные доминантные мутации генов (от латинского segregatio – выщепление). С другой стороны, определенную часть этого груза составляют новые, вновь возникшие генные мутации (в результате мутагенных влияний внешней среды). Они не прослеживаются в восходящих поколениях и составляют так называемый мутационный генетический груз.

Сенквейн Ключевое слово Ключевое слово 2 прилагательных 2 прилагательных 2 глагола 2 глагола Краткое предложение Краткое предложение Обобщающее слово. Обобщающее слово.

Домашнее задание Стр Стр Спасибо за урок ! Спасибо за урок !