МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ПОДГОТОВКА КАДРОВ В ОБЛАСТИ МИХАИЛ ВАЛЕНТИНОВИЧ КОВАЛЬЧУК, ПАВЕЛ КОНСТАНТИНОВИЧ КАШКАРОВ НИЦ «КУРЧАТОВСКИЙ ИНСТИТУТ»; МОСКОВСКИЙ ФИЗИКО-ТЕХНИЧЕСКИЙ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Нано-, Био-, Инфо-, Когни = НБИК –технологии. Образовательное направление Научно-исследовательское направление Прикладное и экспериментально- технологическое.
Advertisements

КОНЦЕПЦИЯ ОТДЕЛЕНИЯ ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИКИ МИЭМ НИУ ВШЭ 1.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ПО СПЕЦИАЛИЗАЦИИ 1– «Электронные системы контроля и управления на атомных электростанциях» Живицкая Е.Н. проректор.
1 КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАНСКОМ (ПРИВОЛЖСКОМ) ФЕДЕРАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ.
КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ. Первый этап проекта 12 мая 2008 года. Диагностический доклад группы экспертов Всемирного банка, Организации экономического.
Проект «Академия НКК-МИРЭА» Академия дополнительного профессионального образования НКК как реализация модели элитного технического образования Литвинова.
Направление «МАТЕМАТИКА И КОМПЬЮТЕРНЫЕ НАУКИ». Человек, глубоко разбирающийся в математике, способен легко разобраться с любой другой наукой. Обратное,
Концепция математического образования. О математическом образовании в России и Санкт-Петербурге. Прошлое, настоящее, будущее Васильева Е.С., учитель математики.
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ, МАТЕМАТИЧЕСКИЕ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА В ЭКОНОМИКЕ»
О формировании государственного задания подведомственным Минобрнауки России вузам на выполнение НИОКР 18 ноября 2011 г.
Пермский Государственный Университет Механико-математический факультет Пермский Государственный Университет Механико-математический факультет.
Пермский государственный университет Химический факультет.
Институт ядерной физики им Г.И. Будкера СО РАН Кафедра Электрофизических Установок и Ускорителей Общие сведения о кафедре Зав. кафедрой Бурдаков Александр.
Saint-Petersburg State University of Trade and Economics
АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - ЦЕНТР МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И КУЛЬТУРНО-ГУМАНИТАРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ.
Образовательные программы в области инновационного предпринимательства Директор института аспирантуры и докторантуры проф. Б.И. Бедный
НОЦ «Взаимодействие плазмы с поверхностью» был образован на базе образовательного университета (Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»)
Вечернее отделение в составе инженерно- физического факультета Московского механического института было организовано в январе 1949 года для подготовки.
Направление «МАТЕМАТИКА». «Математику, уже потому изучать следует, что она ум в порядок приводит» Ломоносов М.В.
Научно-исследовательский отдел ГОУ ДПО НИРО. Общие положения Научно-исследовательский отдел осуществляет координацию научно-исследовательской и опытно-экспериментальной.
Транксрипт:

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ПОДГОТОВКА КАДРОВ В ОБЛАСТИ МИХАИЛ ВАЛЕНТИНОВИЧ КОВАЛЬЧУК, ПАВЕЛ КОНСТАНТИНОВИЧ КАШКАРОВ НИЦ «КУРЧАТОВСКИЙ ИНСТИТУТ»; МОСКОВСКИЙ ФИЗИКО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (МФТИ) НБИК КОНВЕРГЕНТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

НИЦ «Курчатовский институт» - современный междисциплинарный научный центр, в состав которого входит 4 ведущих научно- исследовательских института ядерно- физического профиля. «Курчатовский институт», г. Москва Петербургский институт ядерной физики им. Б.П. Константинова, г. Гатчина, Ленинградская область Институт физики высоких энергий, г. Протвино Институт теоретической и экспериментальной физики(ИТЭФ), г. Москва

единственный в стране специализированный источник синхротронного излучения, уникальный исследовательской- технологический комплекс нано-, био-, инфо когнитивных технологий (НБИК- технологий) ускорительные комплексы, в т.ч. крупнейший в России ускоритель заряженных частиц – протонный синхротрон У-70, ускоритель- накопитель протонов и ионов, исследовательские и технологические реакторы, термоядерные установки – ТОКАМАКИ нейтринный комплекс, комплексы для разделения изотопов и др. 3 НИЦ «Курчатовский институт» располагает уникальной исследовательскойй инфраструктурой, включающей:

Исследования ведутся по широкому спектру научных направлений Атомная энергетика и перспективные энергетические технологии Термоядерный синтез Нанотехнологии и наноматериалы, биомедицинские технологии и ядерная медицина Конвергентные нано-, био-, информационные и когнитивные технологии (НБИК-технологии) Фундаментальные исследования и международные мегапроекты Информационные технологии и системы Технологии и разработки двойного назначения

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ НИЦ КУРЧАТОВСКИЙ ИНСТИТУТ Все мировые центры такого масштаба самое серьезное внимание уделяют подготовке и воспроизводству научных и инженерных кадров. НИЦ «Курчатовский институт», не являясь образовательным учреждением, ассоциирован с целым рядом ведущих университетов в Москве и Санкт-Петербурге. В последнее время мы идем по пути формирования крупных образовательных структур в университетах – факультетов, институтов, отделений.

БАЗОВЫЕ ФАКУЛЬТЕТЫ И КАФЕДРЫ ВУЗОВ Факультет нано-, био-, информационных и когнитивных технологий (НБИК факультет) МФТИ (5 кафедр) – образован в 2006 году Институт «Ядерных нано- и биотехнологий» в МИФИ (3 кафедры) - образован в 2010 году Кафедра нейтронной и синхротронной физики в СПбГУ – создана в 2012 году Создается отделение физики нано биосистем на физическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова (4 кафедры) Сегодня НИЦ «Курчатовский институт» располагает 27 базовыми кафедрами ведущих ВУЗов Москвы и Санкт-Петербурга: МГУ им. М.В. Ломоносова, МИФИ, МФТИ, МГТУ им. Н.Э. Баумана, МИРЭА, РУДН, СПбГУ, СПбГПУ, СПб АУ НОЦНТ РАН

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ НИЦ КУРЧАТОВСКИЙ ИНСТИТУТ Залогом успешного функционирования базовых кафедр, факультетов и институтов является приток способных и мотивированных к получению естественно-научного образования абитуриентов. В связи с этим в Москве запущен пилотный проект «Курчатовский центр непрерывного естественно- научного образования», в котором участвуют 37 школ города. В рамках проекта в школах дополнительно оснащаются кабинеты физики, химии и биологии, создаются научные лаборатории. Отбор одаренных детей ведется также через Курчатовскую междисциплинарную олимпиаду.

ПОДГОТОВКА КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ Подготовка специалистов высшей квалификации – кандидатов и докторов наук осуществляется через аспирантуру и докторантуру институтов, входящих в состав НИЦ «Курчатовский институт». Эти институты располагают в общей сложности 9 диссертационными советами по 20 научным специальностям.

ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ СТУДЕНТОВ, АСПИРАНТОВ И МОЛОДЫХ СОТРУДНИКОВ Для поддержки студентов, выполняющих бакалаврские и магистерские работы в НИЦ «Курчатовский институт» введены специальные стипендии имени А.П. Александрова. Все аспиранты НИЦ «Курчатовский институт» получают дополнительную надбавку к стипендии, обеспечивающую месячный доход не менее 20 тыс. руб. Для молодых научных сотрудников, демонстрирующих существенные успехи в научных исследованиях, предусмотрены стипендии имени И.В. Курчатова.

ПРОГРАММА «ПОСТДОК» Наиболее передовые научные направления поддерживаются за счет программы «постдок». В рамках этой программы на конкурсной основе принимаются молодые кандидаты (до 35 лет) и молодые доктора (до 40 лет) наук на повышенную зарплату. Иногородним предоставляется комната в общежитии.

Перечисленные программы поддержки студентов, аспирантов и молодых ученых наряду с уникальной исследовательскойй инфраструктурой делают НИЦ «Курчатовский институт» весьма привлекательным для научной молодежи. В лабораториях НИЦ «Курчатовский институт» одновременно проходят практику, выполняют бакалаврские и магистерские диссертации свыше 400 студентов. Число аспирантов превышает 200 человек. НИЦ «КУРЧАТОВСКИЙ ИНСТИТУТ» - УНИКАЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ НАУЧНОЙ КАРЬЕРЫ

ВВЕДЕНИЕ В Президентской инициативе «Стратегия развития наноиндустрии» отмечается, что «Междисциплинарный подход будет постепенно приходить на смену отраслевому, что сформирует условия для подготовки специалистов с системным мышлением – лидеров, способных воспринимать нанотехнологию как сплав индустрии, науки, экономики и духовной организации общества».

ПРИНЦИПЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ПОДГОТОВКИ Существующая отраслевая система образования основана на все более узкой специализации при переходе на каждый, более высокий образовательный уровень Междисциплинарная система образования основана на все более широкой интеграции различных областей знания при переходе на каждый, более высокий образовательный уровень Базовые компоненты междисциплинарной подготовки: Крупнейшие национальные исследовательские центры Ведущие университеты страны

Междисциплинарная подготовка кадров на базе М ФТИ и НИЦ «Курчатовский институт» Современная образовательная инфраструктура Высококвалифицированный научный кадровый потенциал МФТИ Высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав Широкий спектр фундаментальных и прикладных научных исследований Большой опыт подготовки по широкому кругу естественно- научных специальностей Уникальный комплекс исследовательскойго и технологического оборудования мирового уровня Крупнейшие междисциплинарные научные исследования и разработки Опыт реализации проектов национального и международного масштаба НИЦ «КИ» - Национальный исследовательский центр

ПРИНЦИП НЕПРЕРЫВНОЙ ПОДГОТОВКИ Перед учащимися стоит непростая задача в сопоставимых объемах освоить курсы физического, химического и биологического направлений. Такая задача под силу неординарным и мотивированным молодым людям. Концепция междисциплинарности должна закладываться в средней школе, развиваться на этапе бакалавриата и закрепляться в магистратуре. В рамках аспирантуры должна происходить ориентация на конкретное направление НБИК наук посредством преподавания специальных курсов и выполнения диссертационной работы.

КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ Не вызывает сомнения, что теоретический анализ явлений, происходящих в нано объектах, осуществляется на основе физических представлений. Более того, экспериментальное исследование состава, структуры и свойств наносистем выполняется в значительной степени физическими методами. Поэтому представляется, что основой междисциплинарной подготовки будут курсы физического содержания. На этапе бакалавриата значительную часть учебного плана будут составлять базовые общие курсы: «Математика», «Общая физика», «Общая химия», «Общая биология» и блок гуманитарных дисциплин. Помимо этого студенты будут знакомиться с методами исследования наносистем, что необходимо для выполнения бакалаврской диссертации. Магистерская программа должна содержать главным образом специальные курсы междисциплинарной направленности: «Биофизика», «Биохимия», «Физическая химия», «Основы когнитивных наук», «Многоуровневое моделирование наносистем» и др.

КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ Безусловным принципом междисциплинарной подготовки будет участие студентов в исследовательскойй работе на самом современном оборудовании НБИК центра НИЦ «Курчатовский институт». Систематическая научная деятельность, как правило, начинается на третьем курсе, однако значительная часть учащихся может приступить к работам в лабораториях на 1-2 курсах. Магистерская диссертация должна представлять собой серьезное самостоятельное исследование, результаты которого опубликованы в реферируемых журналах и доложены на научных конференциях.

ПРИМЕРНАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Бакалавриат Математический и естественно-научный блок. Математический анализ (2 семестра) Аналитическая геометрия Обыкновенные дифференциальные уравнения Дифференциальные уравнения в частных производных Теория вероятностей Механика Молекулярная физика и термодинамика Электричество и магнетизм Колебания и волны. Оптика Атомная и ядерная физика Теоретическая механика и основы квантовой механики Введение в статистическую физику Общая химия (неорганическая и органическая) (2 семестра) Общая биология (2 семестра)

ПРИМЕРНАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Бакалавриат Гуманитарный блок История Российского государства Философия Иностранный язык Экономика Профессиональный блок Физика конденсированного состояния Методы исследования наносистем (оптические методы, электронная и зондовая микроскопия, рентгеновская дифрактометрия и спектроскопия) (2 семестра) Основы информационных технологий (2 семестра) Методы формирования наносистем (физические, химические, биологические) (2 семестра)

Магистратура Гуманитарный блок Иностранный язык Психология Менеджмент высоких технологий Основы когнитивных наук Профессиональный блок Биофизика Биохимия Физика наноструктур ПРИМЕРНАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Магистратура Профессиональный блок Молекулярная электроника Микросистемная техника, включая сенсоры Методы многоуровневого моделирования наносистем Супрамолекулярная химия Структурная и кристаллохимия Клеточная биология Введение в биоинженерию Основы иммунологии Основы генетики и селекции Микробиология ПРИМЕРНАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ