Работу выполнила студентка 3 курса факультета психологии группы КПС - ДС -3 Маненкова Алина. Сознательный опыт и его структуры Российский государственный социальный университет Москва, 2013
План I. Философия как исследование опыта. II. Опыт различия. Априоризм и рефлексия. III. Понимание сознания и типология опыта.
I. Философия как исследование опыта Философия не есть особый духовный опыт, наряду с религиозным, эстетическим и нравственным опытом, философия это исследование опыта сознания, из которого вырастают все виды духовного опыта, в котором коренятся все возможности духовного.
Критерием различия опыта сознания от не - сознания, т. е. от не - опыта является сам опыт сознания, который в своей сущности есть опыт различия. Само осуществление многообразного опыта сознания делает для нас очевидным, что восприятие предмета, память о предмете, образ предмета в фантазии, сомнение относительно предмета и т. д. не есть сам предмет. Эту очевидность дает нам именно опыт восприятия, воображения и т. д., но не сам воспринимаемый или воображаемый предмет.
Вопросы философии : 1. Вопрос о сознании 2. Об отношении сознания и предметного мира
Опыт сознания содержит в себе также критерии отличия чистого опыта сознания от других уровней и видов опыта : От духовного опыта ; От опыта « суждения - воли »*; Социального опыта **. * Опыт тела, опыт деятельности, опыт нации, опыт познания. ** Включение в социальную группу, принятие социальной роли, социальная адаптация, языковые клише, воздействие средств массовых коммуникаций, в том числе и на работающих в этой сфере, мода, формы образования и т. д
Опыт это всегда понимание стандарта моды, логических связей внутри научной теории, связей предметов, описываемых этой теорией, философских учений ; опыт это понимание ситуации, свойств предмета, это понимание другого человека и т. д.
II. Опыт различия. Априоризм и рефлексия Многообразие первичных различий, образующее первичный опыт сознания : I. Множество субсистенций актов сознания 1) Различие первичных временных моментов : теперь, только что, еще не. 2) Различие в ощущениях цвета, звука, запаха, вкуса, прикосновения. 3) Различие пространственных форм. 4) Различие первичных реакций : светлого и темного, горячего и хо лодного, тяжелого и легкого, сухого и влажного. 5) Различие основных модусов сознания вне рефлексии : восприятия, памяти, воображения, сомнения, предположения и т. д.; нерефлексивное различие эмоциональных состояний. Иначе говоря, переход от одного акта сознания к другому, смена настроений.
I. II. Группа конституирования смысла : непредметность смысла, отличие смысла от знака, акта, образа. 6) Различие длительности, последовательности, одновременности. 7) Различие акта сознания ( восприятия, памяти и т. д.) от смысла, или значения, или содержания сознания ( употребляются как синонимы ). 8) Различие акта сознания и знака, знаковой системы ( как языкового выражения, несущего значение, так и знака - признака, знака - указания ). 9) Различие акта сознания и образа ( наглядного образа, образа памяти или фантазии ). 10) Различие смысла и предмета. 11) Различие смысла и образа. 12) Различие смысла и знака.
III. Класс рефлексии. 1 3) Различие эмоций как смысловых реакций и ориентаций. 1 4) Различие актуального и потенциального горизонта сознания 1 5) Различие бодрствующего сознания и сновидения 16) Различие дескрипции и конструирования. 17) Различие прямого и метафорического смыслов ( основа понимания метафоры ). 18) Различие собственного опыта сознания и других типов и видов опыта.
Термины первичный, изначальный, лежащий в основе в отношении к опыту понимается достаточно традиционно как то, без чего невозможно, как то, что всегда темпорально и логически предшествует всем другим видам опыта, как Apriori.
Гуссерль выделяет две основные идеи относительно рефлексии : Возможность рефлексии коренится в самом сознании Рефлексия не есть наблюдение за сознанием ;
III. Понимание сознания и типология опыта Различие - синтез - идентификация Структура : Помогает понять не только и не столько смысл феноменологического учения, сколько структуру различных видов опыта. Эта структура лежит в основе выделения парадигм сознания и парадигм философии.
То, что Гуссерль называл структурами интенциональности, есть не что иное, как структуры синтеза и идентификации. Именно по϶му зачастую весьма трудно отличить существенно различные философские учения Канта и Гуссерля. Опыт различий первичное, чем структуры интенциональности, направленности сознания на предмет, т. е. схватывания ( синтеза ) предмета и определения его отношения к другому предмету ( идентификация ). Благодаря опыту различий выделяются сами структуры схватывания и идентификации предмета, благодаря опыту различий осознается сам ϶т опыт как первичный, лежащий в основе синтеза и идентификации..
Опыт сознания Основные виды Априори Ориентиро - ван Домини - рует Время Первичный - Apriori distinctionis Формирование смысла Поток различий Много - образный - Смысла На смысловые связи Различие Внутрен - нее время - сознание Суждения - воли Опыт тела, опыт деятельности, опыт нации Синтетиче - ское Причинные и причинно - функциональные связи Синтез Посредник отражения и конструирования
Опыт сознания Основные виды Априори Ориентиро - ван Домини - рует Время Социаль - ный Включение в социальную группу, принятие социальной роли и т. д. Стандарта На функциональные связи Идентифи - кация Стандарт функционирования социальных институтов Психологи - ческий Любовь, ненависть, дружба, и т. д. Эмоцио - нальное На эмоционально - смысловые связи Может быть и различие, и синтез, и идентификация Ритм ситуации Духовный Религиоз - ный, эстетический и т. д. Трансцен - денции На смысловые связи идеальных предметно - сетей Различие - синтез – идентификация Вечность
Опыт сознания Априори Ориентиро - ван Доминирует Время Бытия - в - семье Взаимной заботы На преемственность смысловых связей Равновесие различия, синтеза, идентификации Связь поколений Философии Рефлексии На исследование смысловых связей между всеми типами, видами и подвидами опыта Различие Опыт времени различных типов опыта
В перечислении не выделен обыденный опыт в качестве определенного типа, ибо обыденного опыта в чистом виде, т. е. опыта, который имел бы собственное априори, свою ритмику и т. д. просто не существует. То, что называют обыденным опытом, складывается из основных типов опыта, и прежде всего из психологического и социального опытов, опыта семьи, а также опы та суждения - воли. Другими словами, так называемый обыденный опыт есть смесь различных типов опыта, а противопоставление обыденного опыта и опыта познания есть не что иное, как попытки самоидентификации опыта познания и духовного опыта.
Философия исследует : Присутствие сознания во всех видах опыта означает присутствие той или иной системы различий. 1. Собственный опыт сознания и опыт рефлексии ; 2. Присутствие сознания в различных видах опыта ; 3. Многообразные связи между различными видами опыта.
Литература 1. В. И. Молчанов « Парадигмы сознания и структуры опыта », Логос. М Матяш Т. П. « Сознание как целостность и рефлексия », vvedenie/yavleniya-individualnogo-soznaniya-opyit.html vvedenie/yavleniya-individualnogo-soznaniya-opyit.html