Аспирантура как третий уровень высшего образования Институт аспирантуры и докторантуры проф. Б.И. Бедный Нижний Новгород, ННГУ, февраль 2014.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Образовательные программы в области инновационного предпринимательства Директор института аспирантуры и докторантуры проф. Б.И. Бедный
Advertisements

1 Реформы образования: уровни и индивидуальные траектории обучения М.Лебедева Москва, УМО, МГИМО (У) февраля 2008 г.
Магистерская программа «Общий и стратегический менеджмент» направления «Менеджмент» 105 лет РЭУ им. Г.В. Плеханова 67 лет факультету Менеджмента.
Институт экономики и предпринимательства Кафедра университетского менеджмента и инноваций в образовании Магистерская программа «Стратегическое управление.
Институт экономики и предпринимательства Кафедра культуры и психологии предпринимательства Магистерская программа «Психология личности»
Институт экономики и предпринимательства Кафедра математического моделирования экономических процессов Магистерская программа «Информационные технологии.
Институт экономики и предпринимательства Кафедра культуры и психологии предпринимательства Магистерская программа «Организационная психология»
Социологический факультет Магистерская программа Управленческое консультирование и социальные технологии Квалификация (степень): магистр социологии Москва.
Тема 4 Казанцев Виктор Борисович зав. кафедрой нейродинамики и нейробиологии биологический факультет ННГУ Международные научные проекты: возможности сетевого.
Институт экономики и предпринимательства Кафедра финансов и кредита Магистерская программа «Финансовый менеджмент»
Нормативные изменения в подготовке аспирантов, докторантов, соискателей Начальник отдела подготовки научно-педагогических кадров Е.В. Лаптева.
Применение практики научных семинаров для развития научных компетенций студентов направления бизнес- информатика Шаламков С.А.
Социологический факультет Магистерская программа Управленческое консультирование и социальные технологии Квалификация (степень): магистр социологии Москва.
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ, МАТЕМАТИЧЕСКИЕ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА В ЭКОНОМИКЕ»
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
1 3 Вхождение в международный рейтинг университетов Повышение конкурентоспособности с целью формирования исследовательского университета.
Жирова Светлана Николаевна, к. м. н. отдел аспирантуры ФГБНУ НИИВС им. И. И. Мечникова.
Социологический факультет Магистерская программа Социология маркетинга Квалификация (степень): магистр социологии Москва – 2013.
Проектно- ориентированные методы обучения: опыт и перспективы Грудзинская Елена Юрьевна к.х.н., доцент 12 февраля 2014 г.
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В МГПУ!. Магистерская программа «Современные средства оценивания качества иноязычного образования» Направление подготовки Педагогическое.
Транксрипт:

Аспирантура как третий уровень высшего образования Институт аспирантуры и докторантуры проф. Б.И. Бедный Нижний Новгород, ННГУ, февраль 2014

Темы для обсуждения: 1. Современные тенденции развития аспирантского образования в Европе и России (Болонский процесс). 2. О разработке образовательных модулей, нацеленных на развитие академических компетенций и универсальных навыков выпускников аспирантуры. 3. Академическая магистратура и исследовательские школы – новые организационные модели подготовки научно-педагогических кадров

Мировые тенденции в развитии аспирантского образования увеличение масштабов и изменение функционала аспирантуры структурирование аспирантской подготовки возникновение новых организационных форм аспирантуры – докторских и исследовательских школ 3

Количество аспирантов в странах ЕС, США, РФ и их доля среди молодежи в возрасте лет 4

Динамика численности исследователей и аспирантов в вузах и НИИ России 5

Количество аспирантов в расчете на 100 исследователей (чел.) 6

Многие выпускники аспирантуры не планируют академическую карьеру По данным Центра инноваций и исследований в высшем образовании в США лишь 32% аспирантов, специализирующихся в области биохимии, планируют заниматься исследованиями или преподаванием. В электронной инженерии и компьютерных науках готовят себя к профессуре 35% аспирантов. Социологические опросы российских аспирантов дают приблизительно те же результаты. 7

Одна профессия – множество карьер В новых условиях при организации аспирантских программ приходится ориентироваться на подготовку специалистов не только к академической карьере, но и к работе в сфере высокотехнологичного бизнеса, а также другим видам интеллектуальной деятельности. 8

Европейская практика как ориентир для модернизации российской аспирантуры - Концепция и новый облик европейской докторантуры формировались на конференциях министров образования в Берлине – 2003 г., Лондоне – 2007 г., Левене – 2009 г. и Болонских семинарах в Ницце (2006 г.), Хельсинки (2008 г.) и Зальцбурге (2005 г., 2010 г.). - Изменения на докторском уровне в университетах Европы по своей глубине и темпам были наиболее впечатляющими. 9

Общие выводы по итогам обсуждения «третьего цикла» Болонского процесса 1. Разнообразие национальных традиций в реализации докторских программ различными университетами мира является очень полезным. 2. Поиск единства в многообразии подходов, принципов, ориентиров, моделей привел к признанию неких общих взглядов на роль и структуру образовательной программы аспирантуры. 10

Ключевые факторы развития докторского образования в Европе 1. Студентоцентрированная направленность (подготовка к карьере в академической и неакадемической среде по индивидуальной программе) 2) Переход на структурированные программы ( постепенный отход от модели «учитель-ученик» ) 3) Развитие универсальных навыков выпускниковPhD-программ (transferable skills), необходимых в любых видах интеллектуальной деятельности 4) Новая организационная модель аспирантуры – докторские (исследовательские) школы

Чему надо учить аспирантов? Пример Великобритании Национальная инициатива «Новый маршрут PhD- программ» (New Route PhD) – 2003 г. Содержание аспирантской подготовки: Углубленная подготовка по теме диссертационного исследования Междисциплинарная подготовка Навыки преподавания в высшей школе Вопросы интеллектуальной собственности Основы предпринимательской деятельности в научно-технической сфере Информационные технологии Навыки работы в команде

Чему надо учить аспирантов? Пример Германии Сотрудничество Объединения им. Гельмгольца (17 крупных научных центров) с университетами в сфере подготовки молодых ученых. Подготовка докторантов включает занятия, нацеленные на развитие личности (например, навыки работы на руководящих должностях в сфере исследований и разработок, а также в других областях интеллектуальной деятельности).

Чему надо учить аспирантов? Пример Франции Подготовка осуществляется в докторских школах, созданных в университетах на базе признанных исследовательских команд в рамках выполнения крупных научных проектов. Для гарантированного качества докторской подготовки по результатам государственной экспертизы докторские школы получают разрешение на подготовку дипломированных исследователей.

Чему и как надо учить аспирантов? Выводы 1. Переход на структурированные программы - непременное условие повышения качества подготовки исследователей. 2. Профессиональная подготовка осуществляется в научно- исследовательской группе через формальные и неформальные контакты с научным руководителем и другими исследователями + семинары, школы и т.д. 3. Универсальные интеллектуальные компетенции обеспечиваются четко спланированной индивидуальной образовательной программой. 4. Наиболее распространенная структура образовательных модулей: Исследовательская подготовка Менеджмент в сфере исследований и разработок Персональная эффективность Коммуникативные компетенции. 15

Макет федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по программам подготовки научно- педагогических кадров в аспирантуре (проект) Блок 1 «Образовательные дисциплины (модули)» - 30 ЗЕТ - Базовая часть - 9 ЗЕТ: «Иностранный язык», «История и философия науки» - Вариативная часть образовательной составляющей - 21 ЗЕТ. ___________________________________________________________________ Блок 2 «Практика» (вариативная часть программы) Блок 3 «Научно-исследовательская работа» (вариативная часть программы) Блок 2 + Блок 3 = 141 ЗЕТ / 201 ЗЕТ Блок 4 «Итоговая аттестация» - 9 зач. ед. (подготовка к экзамену по специальности и защите диссертационной работы) Всего – 180 ЗЕТ / 240 ЗЕТ ________________________________________ Вес образовательной составляющей – 1/6 (для гуманитарных наук) или 1/8 (для естественных наук). 16

17 У обучающегося должны быть сформированы следующие виды компетенций: - универсальные (вне зависимости от направления подготовки) - общепрофессиональные (вне зависимости от направленности конкретной программы) - профессиональные (разрабатываются организацией в соответствии с направленностью программы) Что предписывает макет ФГОС в отношении образовательных дисциплин?

Формирование академических компетенций и универсальных навыков аспирантов (Проект 5-100). Модули, предлагаемые Институтом аспирантуры и докторантуры ННГУ Наименование блоков и модулей Трудоемк. (ЗЕТ) Блок 1. "Исследовательские навыки" Планирование научной деятельности и управление R&D (УК-2, УК-3, ОПК-4) Система конкурсного финансирования науки. Подготовка заявок на гранты (УК-2) Наукометрия. Оценки результативности научной деятельности (УК-1, ОПК-2) Научные сетевые ресурсы. Базы данных научных публикаций (УК-5, ОПК-2) Подготовка научных текстов и презентаций. Технология работы над кандидатской диссертацией Социальная история науки в России 1

Формирование универсальных навыков. Модули, предлагаемые Институтом аспирантуры и докторантуры Наименование блоков и модулей Трудоемкость (ЗЕТ) Блок 2. «Навыки коммерциализации результатов НИОКР» Основы инновационной деятельности Коммерциализация результатов исследований и разработок Бизнес-моделирование с применением современных инструментальных средств Эккаунтинг 3 Инновационное предпринимательство (факультатив) 14

Формирование универсальных навыков. Модули, предлагаемые Институтом аспирантуры и докторантуры Блок 3. "Личностное развитие " Современные педагогические технологии (УК-1, УК-5, УК-6, ОПК- 6-10) Критическое мышление. Психология научно- педагогического творчества (УК-1, ОПК-5) Лидерство и руководство (УК-6) Прикладная коммуникация и риторика (УК-5) Развитие личной эффективности (ОПК-6)3

Вариативная часть образовательной программы по направлению "Биологические науки», направленность "Биофизика" (научная специальность Биофизика) 21 Индекс Наименование элективных модулей Трудоемкость в ЗЕТ Учебная работа (семестры) Перечень компетенций Ответственный за разработку курса ДВ УК Дисциплины, формирующие универсальные компетенции (УК) 11 ДВ УК 1 Система конкурсного финансирование науки. Подготовка заявок на гранты 1 четныйУК-2 доц. Н.В. Прончатов- Рубцов ДВ УК 2 Коммерциализация результатов исследований и разработок 3 в течение года ОПК-2, ОПК-3 проф. В.А. Антонец ДВ УК 3 Наукометрия. Оценки результативности научной деятельности 1 четныйУК-1, ОПК-2 проф. Б.И. Бедный ДВ УК 4 Научные сетевые ресурсы. Базы данных научных публикаций 1 четныйУК-5, ОПК-2 проф. Ю.М. Сорокин ДВ УК 5 Планирование научной деятельности и управлением исследованиями и разработками 1 четный УК-1, УК-3, ОПК-4 д.ф.-м.н. Казанцев В.Б. ДВ УК 6 Критическое мышление. Психология научно- педагогического творчества 1 четныйУК-1, ОПК-5 доц. Е.Ю. Грудзинская, к.п.н. В.В. Марико ДВ УК 7 Лидерство и руководство 1 четныйУК-6 доц. Е.Ю. Грудзинская, к.п.н. В.В. Марико ДВ УК 8 Подготовка научных текстов и презентаций. Технология работы над кандидатской диссертацией 2 четныйУК-5, ОПК-2 проф. Е.В. Сулейманов

«Биофизика». Общепрофессиональные компетенции в области биологических наук 22 ОД ОПК Дисциплины, формирующие общепрофессиональные компетенции (ОПК) Трудоемко сть 19 ЗЕТ Учебная работа (семестры) Перечень компетенций Ответственный за разработку модуля ОД ОПК1 Актуальные проблемы биофизики 2 в течение года УК-1, УК-2, УК-3, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3 Воденеев В.А.,зав. каф. биофизики д.б.н.; проф. ДВ ОПК 2 Методы оптического нейроимиджинга 3 в течение года УК-1, УК-2, УК-3, УК-5,ОПК-2, ОПК- 3 Семьянов А.В., проф. каф. нейродинамики и нейробиологии, д.б.н., проф. ДВ ОПК 3 Биофизика и физиология возбудимых систем 3 в течение года УК-1, УК-2, УК- 3,ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3 Мухина И.В., проф. каф. нейродинамики и нейробиологии, д.б.н., проф. ДВ ОПК 4 Математические модели нейрон- глиальных систем 3 в течение года УК-1, УК-2, УК-3, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3 Казанцев В.Б., зав. каф. нейродинамики и нейробиологии, д.ф.-м.н. ДВ ОПК 5 Современные методы визуализации в нейробиологии 1 нечетный УК-1, УК-2, УК-3, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3 Ведунова М.В.,, с.н.с. каф. нейродинамики и нейробиологии, к.б.н. ДВ ОПК 6 Анализ нейрофизиологических данных 1 четный УК-1, УК-2, УК-3, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3 Пимашкин А.С., асс. каф. Нейродинамики и нейробиологии, к.ф.-м.н., ДВ ОПК 7 Нанотехнологии в биологии и медицине 2 в течение года УК-1, УК-2, УК-3, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3 Загайнова Е.В., зав.каф. Биомедицины, д.м.н. ДВ ОПК 8 Прикладная радиобиология 2 в течение года УК-1, УК-2, УК-3, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3 Масленникова А.В., проф. каф. биомедицины, д.м.н., ДВ ОПК 9 Электрогенез высших растений 2 в течение года УК-1, УК-2, УК-3, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3 Воденеев В.А.,зав. каф. Биофизики, д.б.н.; проф.

«Биофизика». Профессиональные компетенции в области биофизики 23 ДВ ПК Дисциплины выбора, формирующие профессиональные компетенции (ПК) 11 Учебная работа (семестры) Перечень компетенций Ответственный за разработку модуля ДВ ПК 1 Внеклеточный матрикс мозга 3 в течение года УК-1, УК-2, УК- 3, УК-5,ОПК-2, ОПК-3 Дитятев А.Э., с.н.с. каф. нейродинамики и нейробиологии, к.б.н. ДВ ПК 2 Зрительная система, опосредованная нервным регулированием 2 в течение года УК-1, УК-2, УК- 3, УК-5,ОПК-2, ОПК-3 Друзин М.Я., с.н.с. каф. нейродинамики и нейробиологии, к.б.н. ДВ ПК 3 Основы моделирования спайковых нейронных сетей 1 нечетный УК-1, УК-2, УК- 3, ОПК-1, ОПК- 2, ОПК-3 Симонов А.Ю., ст. преподаватель каф.теории колебаний и автоматического регулирования, к.ф.- м.н. ДВ ПК 4 Моделирование пластичности и обучения в нейронных сетях мозга 1 нечетный УК-1, УК-2, УК- 3, ОПК-1, ОПК- 2, ОПК-3 Лобов С.А., н.с. каф. нейродинамики и нейробиологии, к.б.н. ДВ ПК 5 Современные методы биоимиджинга 2 в течение года УК-1, УК-2, УК- 3, УК-5,ОПК-2, ОПК-3 Орлова А.Г., доц. каф. биофизики, к.б.н. ДВ ПК 6 Математическое моделирование мембранного транспорта и электрогенеза 2 в течение года УК-1, УК-2, УК- 3, ОПК-1, ОПК- 2, ОПК-3 Сухов В.С., доц. каф. Биофизики, к.б.н.

Академическая магистратура как инструмент привлечения талантливой молодежи (программа «5-100») Академическая магистратура ориентирована на поступление в аспирантуру и академическую карьеру выпускника Прикладная магистратура ориентирована на карьеру в производственной сфере и бизнесе 24

Академическая магистратура в ННГУ: ФзФ, РФФ, БФ, ХФ. Кто следующий? 1. Освоение в магистратуре курсов кандидатского минимума «История и философия науки», «Иностранный язык». 2. Преемственность научных исследований в магистратуре и аспирантуре: аспирантская диссертация является развитием научных исследований, проводимых в магистратуре, научные исследования в магистратуре и аспирантуре проводятся в одном научном коллективе и, как правило, под руководством одного ученого. 25

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ШКОЛЫ ЦЕЛЬ: подготовка магистрантов и аспирантов к профессиональной карьере в академической сфере и высокотехнологичных отраслях экономики на уровне современных международных стандартов. Созданы школы: «Лазерная физика» (проф. М.И. Бакунов) «Нейробиотехнологии: эксперименты, методы, модели» (проф. В.Б.Казанцев) «Наноматериалы и нанотехнологии» (проф. В.Н.Чувильдеев) «Компьютерная и экспериментальная механика» (проф. Л.А.Игумнов) «Экодиагностика био- и геосистем» (проф. Д.Б.Гелашвили) Социально-политические процессы в условиях глобализации (проф. М.И.Рыхтик, проф. З.М.Саралиева) 26

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ШКОЛЫ Отличия от традиционной аспирантуры: Междисциплинарность подготовки Аспирант имеет статус научного работника Работает в составе творческого коллектива по выполнению финансируемых научно- исследовательских проектов по теме диссертации Проходит научную стажировку в ведущем российском или зарубежном университете - партнере 27

28 Исследовательская школа «Лазерная физика» Кафедра общей физики, кафедра квантовой радиофизики, кафедра электродинамики (радиофизический факультет ННГУ), лаборатория по изучению экстремальных световых полей, лаборатория оптического нейроимиджинга (Институт прикладной физики РАН). Основные направления исследований: взаимодействие лазерного излучения с веществом, нелинейная оптика, биофотоника, лазерная медицина. Базовые подразделения для исследовательских школ

29 Исследовательская школа «Нейробиотехнологии: эксперименты, методы, модели» Кафедра нейродинамики и нейробиологии биологического факультета ННГУ, кафедры общей физики и теории колебаний радиофизического факультета, кафедра нормальной физиологии Нижегородской государственной медицинской академии, лаборатория клеточных технологий института экспериментальной медицины НижГМА, лаборатория нелинейных процессов в живых системах Института прикладной физики РАН. Основные направления исследований: биотехнологии, медицинское приборостроение Базовые подразделения

30 Исследовательская школа «Компьютерная и экспериментальная механика» Механико-математический факультет, НИИ механики ННГУ, Федеральный Ядерный Центр (Саров) Основные направления исследований: проблемы прочности машин, приборов и аппаратуры. Исследовательская школа «Наноматериалы и нанотехнологии» Физический факультет, НИФТИ, научно-образовательные центры «Физика твердотельных наноструктур», «Нанотехнологии». Основные направления исследований: «Наноматериалы, наноэлектроника, нанотехнологии». Базовые подразделения

Мониторинг и оценка эффективности аспирантских программ с использованием современных информационных технологий Интерактивный on-line мониторинг работы аспирантов Контроль эффективности научного руководства 31

Спасибо за внимание! Бедный Борис Ильич Институт аспирантуры и докторантуры