Лекция Е.Н.Перевощиковой. Актуальность проблемы качества образования – обусловлена причинами: 1)социально-экономическими изменениями, влияющими на ценностную.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
второго поколения ФГОС второго поколения определяет ФГОС определяет Требования к структуре основных общеобразовательных программ Требования к результатам.
Advertisements

Требования к результатам освоения образовательных программ.
Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
Конструирование урока информатики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Требования к результатам освоения Основной Образовательной программы при переходе на ФГОС.
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Структура поурочного планирования в рамках ФГОС Составил ГМИ.
Формирование ключевых компетентностей младших школьников.
Понятие «педагогическая диагностика» было предложено немецким исследователем К. Ингенкампом в 1968 году по аналогии с медицинской и психологической диагностикой.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Диагностика – основа качества образования Ястребова О.Н. Из выступления на педагогическом Совет Лицей 1581.
Мониторинг (Доклад на ШППМ) доклад подготовлен преподавателем социальных дисциплин РАТК Малон Л.В.
«…мы…разработаем и введем новые требования к качеству образования… введем мониторинг и комплексную оценку академических достижений ученика, его компетенций.
Подготовка учащихся к реальной жизни Готовность занять активную позицию Успешно решать жизненные задачи Умение сотрудничать и работать в группе Быть готовым.
Оценка метапредметных результатов обучения через освоенные учащимися универсальные учебные действия Скворцов Павел Михайлович.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Образовательная программа лицея СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ КАК МЕХАНИЗМА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
Транксрипт:

Лекция Е.Н.Перевощиковой

Актуальность проблемы качества образования – обусловлена причинами: 1)социально-экономическими изменениями, влияющими на ценностную ориентацию подрастающего поколения, и новыми требованиями к выпускникам учебных заведений. 2)современными теоретико- методологическими исследованиями, посвященными проблемам совершенствования содержания образования и уровней образования, анализу соотношений между понятиями «обучение, воспитание, развитие» и «образование». 3) опережением практических начинаний по внедрению различных инноваций, затрагивающих как содержательные, так и процессуальные аспекты деятельности образовательных учреждений. 4) развитием новой области научного знания – менеджмента в образовании, и внедрение управленческих технологий в деятельность учебных заведений. 5) задачами гармонизации российской и европейской систем высшего профессионального образования.

Этапы развития и становления понятия «качество образования» 1 этап.Связан с попытками свести понятие «качество образования» к известным ранее понятиям или описать его через отдельные составляющие понятия образования и готовность выпускника к какой-либо деятельности.

Попытка описать «качество образования» как степень развитости личности тоже не лишена недостатков, так как не только не дает механизма и способов оценивания соответствующих параметров развития, но и не учитывает опыт личности в процессе освоения содержания.

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ (КО) ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ, ТРАКТОВКА МИНУСЫ, ПЛЮСЫ 1. КО качество обучения Не учтены другие параметры 2. КО степень развитости личности Как эту развитость измерить, описать? 3. КО количество учеников, поступивших в вузы, победители олимпиад Речь идет об отдельных выпускниках, и ничего не говорится об их нравственности

4. КО готовность выпускника к жизни по следующим позициям: 1)к труду; 2) к защите Родины; 3) к семейной жизни; 4) к разумному проведению досуга; 5) к продолжению образования; 6)к заботе о своем здоровье Многие параметры могут быть определены спустя несколько лет; Неясно как оценить качество образования на момент выпуска

2 этап. Связан с анализом терминов, входящих в исследуемое понятие. Слово «качество» производно от слов «как», «какой», «обладающий какими свойствами». В практике обычно рассматривают одну из двух его трактовок – философскую или производственную. В философии эта категория не носит оценочного характера, в этом смысле «качество образования» показывает только отличие образования от других социальных явлений, систем и видов деятельности человека.

5. КО производственная трактовка как «качество продукции»: трактовка как «качество продукции»: - наличие у нее определенных свойств; - рассмотрение их ценности не с позиций производителя, а с позиций потребителя отсутствие среди параметров качества образования самого важного – параметра развития личности в процессе образования, ее самобытности, культуры.

6. В словаре понятий и терминов по законодательству Российской Федерации об образовании (В.М.Полонский) КО определенный уровень знаний, умений, умственного, физического и нравственного развития, которого достигли выпускники образовательного учреждения в соответствии с планируемыми целями обучения и воспитания Это описание, по мнению М.М.Поташника, вряд ли можно использовать на практике, так как из него не ясно, кем и как определен уровень …, какой смысл вкладывается в понятие «развитие», каковы способы его измерения и оценки.

3 этап. связан с анализом различных подходов к определению этого понятия в научных исследованиях, в дискуссиях на научных семинарах и конференциях. Итогом многолетних дискуссий, стал вывод о том, что дать однозначное определение понятию «качество образования» довольно сложно из-за многогранности и многоаспектности этого понятия (М.Б. Челышкова)

Педквалиметрия: для корректного описания понятия КО необходимо, сначала определить такие понятия как: «уровень подготовки» и «качество подготовки». Под уровнем подготовки понимают совокупность знаний, умений и навыков, освоенных обучаемым на момент измерения. Этот уровень измеряют по числу заданий, которые правильно выполняет обучаемый. Отсюда следует вывод о том, что нет смысла сравнивать качество подготовки у студентов, имеющих разный уровень подготовки. Под качеством подготовки понимают совокупность существенных характеристик ЗУН, позволяющих дифференцировать обучаемых с одинаковым уровнем подготовки. К числу таких характеристик относят: полноту и глубину освоения учебного материала, обобщенность и конкретность, осознанность; логичность и рациональность, системность знаний, их прочность и действенность

7.(М.М. Челышкова) для практических целей под КО понимают «качественные изменения» в учебном процессе и в среде, окружающей обучаемого, которые можно идентифицировать как улучшение знаний, умений и ценностей, приобретаемых обучаемым по завершении определенного этапа

Поиск критериев качества и подходов к определению качества образования надо вести исходя из современной трактовки образования, в которой выделяют три основных аспекта: личностный, формирующее влияние образования и результативный. Они не могут быть реализованы без осмысления современной парадигмы и целей образования, без учета основной задачи образовательного учреждения

8. М.М. Поташник Образование, полученное школьником, признается качественным, если его результаты соответствуют операционально заданным целям и спрогнозированы в зоне потенциального развития ученика КО – как соотношение цели и результата, как мера достижения целей при том, что цели заданы только операционально и спрогнозированы в зоне потенциального развития школьника

каждая пара «цель – результат» должна быть описана в одних и тех же единицах измерения. Нарушение этого требования может привести к таким, например, казусам, когда, школа определяет цель как формирование разносторонне развитой личности выпускника, а в отчете указывается количество учеников, поступивших в вузы.

9. Образование – образование личности – процесс и результат деятельности самого обучаемого по становлению, сотворению и развитию собственной личности и индивидуальности. Главная задача образовательного учреждения – создать максимально благоприятные условия для самообразования и саморазвития личности ученика, чтобы обучаемый стал субъектом образования своей личности, от чего и зависит качество получаемого им образования и всей его жизни. Результат образования – сама личность, ее существенные характеристики, и освоенный ею опыт, т.е. то, что определяет реально поведение человека в социуме, и эти характеристики личности должны иметь ценность в обществе (при продолжении образования, в сфере профессиональной деятельности, в жизни).

4 этап. Связан с участием России в Болонском процессе и внедрением компетентностного подхода в систему (ВПО). Основные положения этого подхода положены в основу разработки ФГОС нового поколения. Компетентностный подход: «обучение на основе компетенций». Компетенция в стандартах определяется, как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. Такой подход предъявляет новые требования и к описанию результатов образования на языке компетенций.

Результаты образования должны отражать ожидаемые и измеряемые конкретные достижения выпускников (студентов), выраженные на языке знаний, умений, навыков, способностей, компетенций. Совокупность ЗУН, способностей и компетенций должна описывать то, что должен будет в состоянии делать выпускник (студент) по завершении всей (или части) образовательной программы. В этом смысле компетентностный подход выступает как метод моделирования результатов образования, и определяет норму его качества.

Итогом качественного образования являются такие способности (свойства) личности, как: самоорганизация, в том числе и нравственная; деятельность по преобразованию самого себя; самоидентификация. В конечном счете качественно образованная личность должна быть конкурентоспособной, успешной и востребованной на рынке труда. Она должна уметь легко и свободно адаптироваться в социально–экономических условиях, эффективно используя полученное образование. Человек должен освоить «три столпа образования»: научиться приобретать знания, научиться работать, научиться жить

Личностные Предметные Метапредметные Планируемые результаты Учебно-познавательных задач Учебно-практических задач В процессе решения овладения системой учебных действий (универсальных и специфических для учебного предмета: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных) с учебным материалом, Успешное решение задач требует

6) навыка самоорганизации и саморегуляции: планирование этапов работы, 5) навыка коммуникации – создание письменного или устного текста, высказывания с заданными параметрами

6) навыка самоорганизации и саморегуляции: планирование этапов работы, 5) навыка коммуникации – создание письменного или устного текста, высказывания с заданными параметрами

8) ценностно-смысловых установок: выражение ценностных суждений, своей позиции по проблеме, аргументации своей позиции или оценки 9) ИКТ-компетентности обучающихся: самостоятельного приобретения и переноса знаний, сотрудничества и коммуникации, решения проблем и самореализации, рефлексии и ценностно- смысловых ориентаций, навыков использования ИКТ

результаты мониторинга индивидуальных образовательных достижений обучающихся, Промежуточная аттестация (внутренняя оценка) Результаты (ГАИ) - уровень достижения предметных и метапредметных результатов освоения ООП, необходимых для продолжения образования. Итоговая аттестация (внешняя оценка)

Результаты отражают динамику формирования способности к решению У-ПР и У-П задач и навыков проектной деятельности. Промежуточная аттестация Не подлежат итоговой аттестации: ценностные ориентации обучающегося и индивидуальные личностные характеристики. Итоговая аттестация

Оценка метапредметных результатов из разделов: «Регулятивные, Коммуникативные Познавательные УУД». Объект оценки: способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способность к сотрудничеству и коммуникации;

способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику; способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии. Объект оценки:

Объекты диагностики при обучении: Первая группа связана с усвоением элементов содержания учебного материала в процессе осуществления учебной деятельности: степень усвоения различных видов знаний (дидактических единиц, методологических знаний, метазнаний); степень овладения учебно-познавательными и специфическими действиями по приобретению, преобразованию и применению выделенных видов знаний (умения, УУД); степень овладения мыслительными операциями и приемами мышления, характеризующими умственную и коммуникативную деятельность обучаемых; степень овладения приемами и методами познания, познавательными средствами, характеризующими опыт поисковой, творческой деятельности обучаемых; степень самостоятельности обучаемых в осуществлении учебной деятельности.

Вторая группа объектов характеризует некоторые личностные качества ученика, влияющие на осуществление учебной деятельности: отношение к содержанию и процессу обучения (мотивы, интересы, склонности и т.п.); отношение к учителю, самооценка своих способностей; степень сформированности общеучебных умений и навыков (планирование, рациональная организация учения, самоконтроль, четкая и лаконичная речь, ведение записей и т.п.); степень участия в мероприятиях, расширяющих кругозор (олимпиады, кружки, факультативные занятия, конкурсы и т.п.).

Результаты образования Личностные Метапредметные Предметные

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ 1)ЗУНы; общеучебные (метапредметные) и специальные умения, способы деятельности, способы познания, (метазнания); Предметные и метапредметные результаты Учебные достижения, степень обученности Результаты этого раздела можно количественно, (в %), измерить

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ 2) Показатели личностного развития: уровни развития интеллектуальной, эмоциональной, волевой, мотивационной сторон личности: а) уровень развитости познавательных интересов, потребностей в познании; Степень обучаемости, отношение к учебному процессу, к учителю Результаты 2)а можно определить только квалиметрически, т.е. описать качественно или в виде балльной шкалы

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ 2) Показатели личностного развития: уровни развития интеллектуальной, эмоциональной, волевой, мотивационной сторон личности: б)сформированность устойчивой мотивации познания; в)уровень креативности обучаемого, его умение самоопределяться во всем, быть субъектом собственного образования и развития; Результаты 2)б, в – можно определить только квалиметрически, т.е. описать качественно или в виде балльной шкалы, где определенному баллу соответствует определенный уровень проявления качества. Критерии: высокий, средний, низкий или достаточный, допустимый, недопустимый.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ: показатели личностного развития 2 г) степень нравственной, эстетической, физической, экологической и др. развитости РЕЗУЛЬТАТЫ 2)Г – НЕВОЗМОЖНО ЯВНО ОБНАРУЖИТЬ. Оценка проводится экспертным путем, путем наблюдений, путем создания условий для их возникновения на фиксируемом уровне исповедуемых ценностей. Средства: опросники, методики, анкеты, специально составленные тесты, творческие задания; технология «Портфолио»

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ 3. Отрицательные эффекты образования: а)перегрузка, переутомление, дефекты здоровья; б)отвращение к учению, отрицательный опыт а)возможно определить количественно - характеристики (см. Валеологию) (см. Валеологию) б)измерить трудно (анкетирование) 4. Изменение профессиональной компетентности учителя и его отношения к работе Анкетирование, экспертная оценка

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ 5. Отзывы о выпускниках, выпускников 6. Рост (или падение) престижа учебного заведения в социуме

Попытки ученых и практиков найти ответы на вопросы о том, на какие показатели и критерии следует ориентироваться при оценке КО, позволяют констатировать, что показатели и критерии качества образования пока еще не полностью разработаны, чаще всего они увязываются с критерием эффективности функционирования образовательной системы.

К основным принципам отбора показателей для оценки качества образования можно отнести следующие: ориентация на требования внешних пользователей; учет потребностей системы образования; минимизация системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления системой образования; инструментальность и технологичность используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию); оптимальность использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования иерархичность системы показателей; сопоставимость системы показателей с международными аналогами; соблюдение морально–этических норм в отборе показателей.

Для оценки эффективности системы все показатели разделяют на три группы, тесно взаимосвязанные между собой. 1 группа – включает показатели, отражающие информацию : о финансировании образования, его кадровом, информационном, материально–техническом (учебные помещения, лаборатории, оборудование, расходные материалы), методическом (учебная литература, наглядные пособия, макеты, тренажеры и т.д.) и другом обеспечении; о структуре и содержании образовательных программ, формах организации учебного процесса, методах реализации целей обучения и воспитания, о педагогических технологиях, подготовке и переподготовке педагогических кадров. Эти показатели более всего различаются в образовательных системах одного уровня и достаточно быстро изменяются с течением времени и требуют стандартизации

2 группа показателей отражает: доступность и дифференциацию обучения, организацию образовательного процесса (назначение, принципы, методы, планирование), стандартизированность и вариативность программ, использование традиционных и информационных технологий обучения и контроля, соответствие структуры и содержания актуальным тенденциям теории и практики образования, деятельность образовательного учреждения в основное и неосновное время, внедрение инновационных методов обучения, использование современных средств и методов контроля за процессом и результатами обучения, способность к модификации форм и методов контроля.

3 группа. показатели, характеризующие результаты контрольно–оценочной деятельности и ожидаемые позитивные изменения в процессе управления качеством обучения: показатели, определяющие качественный состав обучаемых, качество получаемых знаний, умений, навыков и компетенций, результаты учебных достижений, информацию о дальнейшей общественной судьбе обучавшихся; увеличение динамики прироста качества знаний учащихся, личностных достижений учащихся и учителей, рациональность организационной структуры учебного процесса и гибкость использования контрольно– оценочной системы, сбалансированность пропорций контроля и самоконтроля, адаптивность образовательной системы применительно к запросам пользователей и качеству подготовки обучающихся.

В процессе мониторинга в центр внимания ставятся данные о результатах учебных достижений или подготовленности обучающихся. Показатели КО можно разделить на две основные группы: качество условий для осуществления образовательного процесса, обеспечиваемое со стороны органов управления образованием (стандарты, учебные программы, кадры, материально–техническое и информационно–технологическое обеспечение и др.) и уровень учебных достижений как результат овладения обучающимися определенной суммой знаний, умений, навыков и компетенций. В конечном счете, при оценке КО важнейшей является оценка достижений обучающихся как результата учебно-воспитательного процесса. Остальные данные о размерах вложений в образование, кадровом обеспечении, методических системах обучения, социально– экономическом статусе семей и многое другое являются условиями, влияющими на результаты обучения и степень усвоения знаний и позволяющими оценивать комплексно КО.

Для объективного оценивания качества образовательной системы внутренние критерии и оценки должны дополняться внешними, так как результаты работы одних учебных заведений существенно отражаются на результатах других, особенно в условиях преемственности (например, школа – вуз).

В последнее время в качестве внешних используются оценки стандартизированного тестирования. К числу показателей результатов контрольно–оценочной деятельности и подготовленности обучающихся в системе тестирования можно отнести: первичный тестовый балл испытуемого (число или процент выполненных заданий теста);

сертификационный или тестовый балл, полученный в результате шкалирования и учета статистического уровня трудности тестовых заданий; средний тестовый балл исследуемой выборки; средний тестовый балл генеральной выборки испытуемых; проценты правильно выполненных заданий теста для разных категорий и групп испытуемых; индивидуальный рейтинг участника тестирования; рейтинг общеобразовательного учреждения; рейтинг территории региона.

Для понимания КО вводятся дополнительные показатели: образовательные достижения по отдельным предметам; динамика образовательных достижений; отношение к учебным предметам; ключевые (внепредметные) компетентности (познавательные, социальные, информационные и др.); удовлетворенность образованием; степень участия в образовательном процессе (активная работа на уроке, участие во внеурочной работе, пропуски занятий и др.); дальнейшее образование и карьера выпускника; выделение в таксономии образовательных достижений по отдельным предметам уровней грамотности и компетентности.

Критерии оценивания состояния объекта исследования зависят от задач и целей мониторинга. В обобщенном виде к таковым можно отнести: соответствие тестового балла эталону, статистической норме или заданному уровню; достижение требований образовательных стандартов как степень совпадения фактического и запланированного результатов; соответствие достигнутого уровня подготовленности запросам и ожиданиям потребителей образовательных услуг (учащихся, родителей, вузов, сузов и др.).

Оценка качества учебных достижений обучающихся позволяет опосредованно делать выводы о качестве предоставляемых образовательных услуг. По анализу результатов контрольно–оценочной деятельности, как правило, делаются выводы о качестве образовательного процесса.

Структура учебных достижений достаточно сложна. К учебным достижениям относятся в первую очередь знания, умения, навыки и общеучебные компетенции испытуемых. В какой–то степени по количественным оценкам учебных достижений (тестовым баллам) опосредованно можно судить и о степени личностного развития обучающихся (полнота и глубина знаний, конкретность и обобщенность ответов, гибкость мышления, системность и систематичность учебной работы, формирование общеучебных компетенций, опыт практической и творческой деятельности, адекватность и осознанность обучения, упорство, собранность, целеустремленность, усидчивость, целеполагание, мотивация, ценностно– смысловое отношение к обучению и контролю)

Замечание. В объективной педагогической оценке отражаются не только уровень учебных достижений и степень развития обучающегося, но и уровень профессионализма педагога, надежность методов и технологий обучения, интегральные показатели независимого контроля позволяют делать выводы о качестве образовательного процесса и образовательных систем, осуществлять прогнозирование их дальнейшего развития, создания новых средств и методов управления качеством образования.

Факторы, влияющие на уровень учебных достижений

В 2003 г. для проверки функциональной математической грамотности (PISA–2003) использовались комплексные задания, требующие для своего решения математической компетентности, умения решать проблемы, не связанные напрямую с определенными предметными областями, переноса знаний из других предметных областей (чтение, естествознание, география и др.). Содержание проверки математической подготовки 15– летних учащихся рассматривалось как способность человека «определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину».

По мнению ряда отечественных и зарубежных ученых, наряду с формированием предметных знаний и умений необходимо обеспечивать развитие у учащихся навыков использования знаний для разрешения разнообразных ситуаций, близких к реальным, чтобы подготовить человека к активному участию в жизни современного общества.

Содержательные области в заданиях требовали знаний о пространстве и форме, изменении и отношении между переменными при функциональных зависимостях, количестве и числовых расчетах, понимания неопределенности, вероятностных и статистических закономерностей. Особое внимание уделялось выявлению межпредметной компетентности учащихся, в частности использованию знаний для решения практических задач.

Под математической грамотностью понимается способность: распознавать и решать средствами математики проблемы, возникающие в окружающей действительности; формулировать эти проблемы на языке математики; анализировать и оптимизировать методы решения; интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы; формулировать и записывать результаты решения. В комплексе эти способности характеризуют математическую компетентность как сочетание знаний, умений, опыта и способности человека находить решения различных проблем.

При достаточно высоких предметных знаниях и умениях наши школьники испытывают затруднения в применении своих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни, а также при работе с информацией. Это свидетельствует о том, что российская школа, обеспечивая довольно высокие академические знания, недостаточно учит школьников их использованию в ситуациях, возникающих в общественной жизни. Достоверность таких выводов увеличивается дополнением всероссийских обследований в соответствии с целями российского образования, в том числе результатами ЕГЭ.

Критерий - как основной признак, по которому одно решение выбирается из множества возможных. Критерий - это мерило, признак для оценки, классификации, суждение; признак, позволяющий из множества возможных решений выбрать одно. Критерий - как средство, с помощью которого измеряются уровни, степени проявления того или иного явления, трактуется как мерило оценки суждений. Посредством применения критерия выделяется преимущество какого- либо выбора по сравнению с остальными, проверяется соответствие результата поставленной цели или дается оценка степени ее реализации.

Философия: критерии, как определенные нормы и правила, позволяют решить является ли правильным каждый отдельный шаг. Критерии выражают объективные законы и логику развития явления. В социологической литературе критерий выступает как мера оценки, определения, сопоставления явления или процесса; признак, являющийся основой классификации

Существуют различные типы критериев: критерии эффективности, критерии результативности, критерии оценки эффективности. Критерии эффективности позволяют оценить степень достижения цели с учетом произведенных затрат различных ресурсов. Критерии результативности дают возможность понять достигнуты ли результаты, а также характеризуют стандарты для определения качества этих результатов.

Критерии оценки эффективности – это мера( степень ) проявления признака характеризующегося эффективность деятельности. Критерий –как мерило и норма, он служит как бы идеальным образцом, выражает, высший, наиболее совершенный уровень изучаемого явления. Он выступает как фундаментальный принцип, норма, эталон, который определяет основания, позволяющие отличить эффективную деятельность от неэффективной. Критерий: А)это инструмент для определения, выявления факта наличия или отсутствия эффективности деятельности, Б) это правило.

Этапы создания критерия оценки: - выделить основания для поиска критериев (параметры); - выделить системообразующий признак, объединяющий параметры (критерий); - найти основания, позволяющие судить о проявлении выделенных параметров (показателей); - обозначить характеристики критерия, которые могут быть реально зафиксированы (индикаторы).