И НКЛЮЗИЯ Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии КГПУ им. В.П.Астафьева О.В. Александрова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Организация обучения детей с ОВЗ, детей-инвалидов в условиях инклюзивного образования Пьячёва О.В., заведующий ПМПК.
Advertisements

Что такое инклюзивное образование?. Инклюзивное или включенное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями.
Инклюзивное образование: общая характеристика, принципы.
Педагог в инклюзивном образовании из опыта работы НОУ школы «Аврора» Директор – Дегтярёва Л.И. Докладчик: К.п.н., доцент кафедры корр. педагогики и спец.
Профессиональная компетентность педагога в осуществлении инклюзивного образования в условиях перехода к ФГОС дошкольного образования ГБОУ ВПО МО «АСОУ»
А.Б.Сахаровская заместитель директора по социальной защите и охране прав детей ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 2 VIII.
Психолого- педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.
Краткая информация идеи проекта В Калининградской области около 10 % детей - дети с особыми образовательными потребностями (ограниченными возможностями.
Учреждение образования «Барановичский государственный университет» Инклюзивное образование: возможности, преимущества, риски.
Проектирование программы коррекционной работы Куликова О.А., зав. кабинетом коррекционной педагогики БОУ ОО ДПО (ПК)С «ОИУУ»
Инклюзивное образование: сопровождение обучающихся с ОВЗ.
Организация инклюзивной образовательной среды в общеобразовательных учреждениях Самсонова Елена Валентиновна, руководитель Городского ресурсного центра.
Муниципальное общеобразовательное учреждение « Петрозаводская средняя общеобразовательная школа 34 с углублённым изучением финского языка, ассоциированная.
Системные изменения в области образования детей с ОВЗ.
На ба з е м униципального обще образовательного учреждения Богословская основная общеобразовательная школа Карасукского района Новосибирской области выступление.
Инклюзивное образование: сопровождение обучающихся с ОВЗ.
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ »
Подготовила методист УО Бабаянц А. А.. Начало 20-го века- середина 60-тых- «медицинская модель» - сегрегация середина 60-тых- 80-тых «модель нормализации»
Инклюзивное образование 2011 г.. Инклюзивное включенное образование – процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ с нормально развивающимися сверстниками,
И ДЕИ ИНКЛЮЗИИ И ПРАКТИКА ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ. П ОСТРОЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ НА ОСНОВЕ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Шеманов Алексей Юрьевич,
Транксрипт:

И НКЛЮЗИЯ Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии КГПУ им. В.П.Астафьева О.В. Александрова

Л ИТЕРАТУРА Теория На пути к инклюзивной школе Инклюзивное образование в России Исследование Показатели инклюзии Технологии Пособие уроки доброты Стратегии командного сотрудничества в реализации инклюзивной практики образования

«Т ЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ » Инклюзия

Задача 2. Что такое инклюзия? (30 минут) Члены координационной группы должны поделиться своими представлениями об инклюзии: В какой степени включающее образование (инклюзия) ассоциируется с детьми, имеющими особые образовательные потребности? В какой степени инклюзия ассоциируется с детьми, чьё поведение считается проблемным?

Р ИС. 1. И НКЛЮЗИЯ В ОБРАЗОВАНИИ Инклюзия в образовании включает в себя: Признание равной ценности для общества всех учеников и педагогов. Повышение степени участия учеников в культурной жизни местных школ и одновременное уменьшение уровня изолированности части учащихся от общешкольной жизни. Реструктурирование методики работы в школе таким образом, чтобы она могла полностью отвечать разнообразным потребностям всех учеников, проживающих рядом со школой. Избавление от барьеров на пути получения знаний и полноценного участия в школьной жизни для всех учеников, а не только для тех, кто имеет инвалидность или относится к тем, у кого есть особые образовательные потребности. Анализ и изучение попыток преодоления барьеров и улучшения доступности школ для отдельных учеников. Проведение реформ и изменений, направленных на благо всех учеников школы в целом. Различия между учениками это ресурсы, способствующие педагогическому процессу, а не препятствия, которые необходимо преодолевать. Признание права учеников на получение образования в школах, расположенных по мест жительства.Улучшение ситуации в школах в целом, как для учеников, так и для педагогов. Признание роли школ не только в повышении академических показателей учащихся, но и в развитии общественных ценностей местных сообществ,. Развитие отношений поддержки и сотрудничества между школами и местными сообществами. Признание того, что инклюзия в о

Задача 3. Барьеры и ресурсы (20 минут) Координационная группа должна повторить описание осей и разделов, перечисленных на рис. 4. Затем, отвечая на приведённые ниже вопросы, эти темы могут быть использованы для организации обсуждения о барьерах и ресурсах: Какие барьеры на пути получения образования и полноценного участия в школьной жизни возникают в результате существующей школьной культуры, политики и практики? Кто сталкивается с этими барьерами? Какие ресурсы могут быть мобилизованы для поддержки обучения и полноценного участия и дальнейшего развития школьной культуры, политики и практики?

Задача 4. Что такое поддержка? (20 минут) Широкое определение поддержки приводится в : «поддержка – это все виды деятельности, которые дают школе возможность надлежащим образом реагировать на разнообразие потребностей всех учащихся». Какие виды деятельности в школе могут считаться поддержкой? Что подразумевает определение поддержки, приведённое в Пособии, в отношении деятельности сотрудников школы? Что это определение подразумевает в области координации деятельности по оказанию поддержки в школе?

М ИФЫ

1 МИФ : И НКЛЮЗИЯ – ЭТО КРАСИВОЕ НАЗВАНИЕ СИСТЕМЫ, ПРИ КОТОРОЙ ВСЕ УЧЕНИКИ СВАЛЕНЫ " В ОДНУ КУЧУ 1 миф: Инклюзия – это красивое название системы, при которой все ученики свалены "в одну кучу"

1 МИФ : И НКЛЮЗИЯ – ЭТО КРАСИВОЕ НАЗВАНИЕ СИСТЕМЫ, ПРИ КОТОРОЙ ВСЕ УЧЕНИКИ СВАЛЕНЫ " В ОДНУ КУЧУ Мы убеждены в том, что инклюзия – это не просто проект "из доброй воли". Инклюзия – это подход и философия, которая предполагает, что все ученики (и с инвалидностью, и без инвалидности) получают больше возможностей и в плане социальном, и в плане учебы. Инклюзия – это не значит просто собрать всех детей "в кучу", а наоборот, она способствует тому, чтобы каждый ученик чувствовал себя принятым, чтобы его способности и потребности учитывались и были оценены.

1 МИФ : И НКЛЮЗИЯ – ЭТО КРАСИВОЕ НАЗВАНИЕ СИСТЕМЫ, ПРИ КОТОРОЙ ВСЕ УЧЕНИКИ СВАЛЕНЫ " В ОДНУ КУЧУ Инклюзия – это подход, при котором учитывается разнообразие учеников, при котором учебные планы и цели подстраиваются под их способности и потребности. В этом процессе важна роль учителей и специальных педагогов, которые привносят свой опыт и знания для того, чтобы каждый ребенок мог учиться с наибольшей для себя пользой

2 МИФ 2-й миф: Инклюзивное образование означает, что все ученики, которые имеют специальные образовательные потребности и нуждаются в какой-то поддержке, не будут этого получать в должной мере.

2 МИФ Это не так. Инклюзивный подход означает, что учителя оказывают индивидуальную поддержку всем ученикам, но при этом какие-то группы учеников не отделены от других. Дети получают знания во многих местах и разными путями. Инклюзивные школы – очень гибкие в этом смысле, так как позволяют учителям и ученикам получать доступ к необходимой поддержке и услугам, тогда и там, где это необходимо. Гибкое расписание, работа с родителями, взаимодействие с общественными организациями, совместная внеклассная работа – вот несколько способов, которые помогают педагогам лучше подстраиваться под интересы и нужды детей, способствовать тому, чтобы дети с инвалидностью получали необходимые услуги и поддержку.

3 МИФ 3-й миф: Инклюзия означает, что все ученики должны проводить все учебное время в классе.

3 МИФ Это тоже не так. Практика инклюзивного образования показывает, что дело не в месте, а в самом участии и практике сотрудничества. Каждый получает знания в разных местах, и традиционный класс – только одно из этих мест. Есть еще библиотека, лаборатории, компьютерные классы, игровые площадки, спортзал, школьный двор и др. Неважно, где находятся ученики, главное, чтобы они находились среди сверстников. Иногда для учебы нужно, чтобы ученик был со всем классом, иногда – в небольшой группе, а иногда – даже наедине с учителем.

4 МИФ 4-й миф: Дети-инвалиды в классе – это изгои. Над ними издеваются одноклассники.

4 МИФ Исследования показывают, что, наоборот, между обычными детьми и детьми-инвалидами в инклюзивных классах складываются вполне прочные и длительные дружеские отношения. Эта дружба поможет им лучше относиться к разнообразию. Ученики чувствуют себя более комфортно и не боятся общаться с людьми, которые отличаются от них. Они на другом уровне общаются со своими сверстниками-инвалидами. Инклюзивный класс – это место, где студенты с инвалидностью и без инвалидности находятся в атмосфере доброжелательности, справедливости и терпимости. Конечно, дети и подростки дразнят – даже жестоко и обидно – это обычное дело в их среде. Но в инклюзивных классах ученики с инвалидностью получают свою порцию насмешек не больше и не меньше всех остальных.

5 МИФ 5-й миф: Учителя не знают, как учить детей с инвалидностью и боятся, что если они сделают какую-то ошибку или эти дети не будут учиться, на них будут жаловаться

5 МИФ Учителя используют учебный план как инструмент, с помощью которого они учат своих учеников вещам, которые пригодятся им в жизни. Некоторые дети усваивают материал медленнее остальных. Поскольку учителя отдают себе отчет в том, что все ученики не могут в полной мере и одновременно усвоить все компоненты программы, они пытаются учитывать индивидуальные особенности учеников, чтобы материал был понят в наиболее полной мере

5 МИФ Инвалидность – это одна из возможных особенностей, и, вопрос о том, как учить именно таких детей, на самом деле, не вопрос. Педагог оценивает способности и потребности учеников, что помогает ему работать с ними, в том числе, с учениками-инвалидами. И если учитель будет стараться приблизить учебные задачи к потребностям ученика, даже нежелающего учиться, риск того, что на него будут жаловаться, минимален

6 МИФ 6-й миф. Обычные ученики будут отвлекаться в то время, как учитель будет заниматься с учениками- инвалидами, и им будет уделяться меньше внимания.

6 МИФ Любой учитель скажет вам, что в его классе все ученики разные – по национальной, классовой принадлежности, выходцы из разной культурной среды и пр., а также отличаются по своим способностям. Это разнообразие вынуждает педагогов искать индивидуальный подход к ученикам. В инклюзивном классе к детям без инвалидности, так же, как к детям- инвалидам, будет применяться индивидуальный подход. При этом важно, чтобы соблюдались следующие факторы:

6 МИФ Сотрудничество учителей: ни один педагог не может хорошо учить всех своих учеников, если не будет получать помощь и советы коллег. Приспособление программ под индивидуальные нужды учеников. Учителя используют разные подходы для обучения детей с разными способностями, потребностями, предпочтениями. Педагог должен убедиться, что все ученики имеют доступ к информации, знаниям и навыкам. Педагог должен верить в успехи своих учеников. Для всех учеников, независимо от их особенностей, должны быть высокие ожидания.

7 МИФ 7-й миф: Когда ученики с инвалидностью находятся в классе со всеми, уровень преподаваемых знаний снижается, чтобы приспособиться к способностям инвалидов.

7 МИФ При инклюзивном подходе выигрывают все ученики, поскольку он делает образование более индивидуализированным. Когда педагог планирует урок, используя эту стратегию, ему не надо снижать планку, ему надо учитывать все особенности своих учеников. Задания на уроке, например, истории, для каждого ученика могут быть разными: кто-то может написать работу в несколько абзацев, кто-то – целое сочинение или исследование, кто-то может выполнить коллективную работу, а кто- то – сделать устный доклад

7 МИФ Важно понимать, что на уроке все выучат не одно и то же, а то, что отвечает их особенностям. Ученик должен соответствовать основным требованиям и стандартам программы, но достичь этого соответствия можно разными способами и в разной степени.

8 МИФ 8-й миф: Ученики с инвалидностью должны общаться с другими детьми с такой же или похожей инвалидностью. В общем классе им не будет хватать этого общения.

8 МИФ Не надо думать, что инвалидность, делая людей похожими, является тем самым принципом, по которому следует дружить. Мы уверены, что все люди – как с инвалидностью, так и без инвалидности – имеют самый разный характер, интересы и предпочтения.

8 МИФ Конечно, инвалидность – фактор, который сближает людей, которые ее имеют, но это совсем не обязательно основа для дружеских отношений. Важно, чтобы ученики с инвалидностью могли сами выбрать, с кем им дружить – и с теми, у кого есть инвалидность, и с теми, у кого ее нет. А в инклюзивном классе такая возможность как раз есть.

9 МИФ 9-й миф: Инклюзивные школы – хорошая идея, но ее невозможно воплотить. Для учителей и директоров школ это слишком сложно.

9 МИФ Конечно, учить детей с разными особенностями достаточно трудно. Но в этом самое трудное, пословам учителей, – не сам процесс обучения или сами ученики. Самое трудное – это большой класс, отсутствие поддержки, ограниченные ресурсы. Тут важно не перепутать причину: хорошей школе нужны ресурсы, возможности и талантливые учителя.

9 МИФ Учителя обычно хорошо справляются с обучением разных учеников, если имеют поддержку, какие-то дополнительные приспособления и время. Мы думаем, что большинство учителей, особенно если они подготовлены к обучению разных детей, имеют необходимые знания и навыки для обучения детей с инвалидностью и другими особенностями.

10 МИФ 10-й миф: Инклюзия – это слишком дорого и стоит дороже традиционного специального образования. В США, где существует и специальная, и инклюзивная система обучения, неоднократно проводился анализ их стоимости. Он показал, что затраты на инклюзивное обучение ниже. А в таких статьях, как транспорт, – значительно ниже, поскольку дети с инвалидностью посещают школу по соседству.

О БРАЗ ИНВАЛИДА 6. Изображение инвалидов в рассказах, по телевидению, в фильмах, в журналах. Прове- дите общее обсуждение об изображении инвалидов в сказках и других хорошо известных детских рассказах. В группах или все вместе послушайте рассказ и перескажите его, чтобы позитивно пока- зать персонажи – инвалиды. Телевидение и фильмы. Попросите класс назвать все изображения инвалидов, какие только они могут припомнить. Затем обсудите стереотипы и объедините в группы стереотипов изображенных людей, о которых они рассказали

О БРАЗ ИНВАЛИДА В РОССИЙСКОЙ ПРЕССЕ – ПО ДАННЫМ МОНИТОРИНГА СМИ История отношения к инвалидам

1.1. ЧТО ТАКОЕ ИНКЛЮЗИЯ В ОБРАЗОВАНИИ Инклюзивное образование в России

Современная система образования развитого демократического сообщества призвана соответствовать индивидуальным образовательным потребностям личности, в том числе

потребности в полноценном и разнообразном личностном становлении и развитии – с учетом индивидуальных склонностей, интересов, мотивов и способностей (личностная успешность);

потребности в органичном вхождении личности в социальное окружение и плодотворном участии в жизни общества (социальная успешность);

потребности в развитости у личности универсальных трудовых и практических умений, готовности к выбору профессии (профессиональная успешность).

Особые образовательные потребности возникают у детей тогда, когда в процессе их обучения возникают трудности несо- ответствия возможностей детей общепри- нятым социальным ожиданиям, школьно- образовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведе- ния и общения.

Включение детей с особыми образова- тельными потребностями (детей с инвалид- ностью, детей с ограниченными возмож- ностями здоровья, детей с особенностями развития) в образовательный процесс в школах общего типа по месту жительства – это сравнительно новый подход для рос- сийского образования

Такой подход терминологически связан с процессом, который называется инклюзия в образовании, и, соответственно, образование в русле этого подхода – инклюзивное образование.

Инклюзивное образование это такая организация процесса обучения, при кото- рой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно- этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со сво- ими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах,

в таких школах общего типа, которые учитыва- ют их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку. Инклюзивное обучение детей с особенностя- ми развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.

1.2. СОЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ПОНИМАНИЮ ИНВАЛИДНОСТИ Инклюзивное образование в России

Инклюзивный подход в образовании стал утверждаться в связи с тем, что в современ- ном обществе на смену «медицинской» мо- дели, которая определяет инвалидность как нарушение здоровья и ограничивает под- держку людям с инвалидностью социальной защитой больных и неспособных, приходит «социальная» модель, которая утверждает:

причина инвалидности находится не в самом заболевании как таковом; причина инвалидности – это существую- щие в обществе физические («архи- тектурные») и организационные («от- ношенческие») барьеры, стереотипы и предрассудки.

В К ОНВЕНЦИИ О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ (2006): «Инвалидность является результатом взаи- модействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффектив- ному участию в жизни общества наравне с другими».

При социальной модели понимания инвалидности ребенок с инвалидностью или с другими особенностями развития не является «носителем проблемы», требующим специального обучения. напротив, проблемы и барьеры в обучении такого ребенка создает общество и несовершенство общественной системы образования, которая не может соответствовать разнообразным потребностям всех учащихся в условиях общей школы

Для успешного осуществления инклюзии учащихся с особыми образовательными потребностями в общеобразовательный процесс и реализации социального подхода требуются изменения самой системы образования.

Общей системе образования необходимо стать более гибкой и способной к обеспече- нию равных прав и возможностей обучения всех детей – без дискриминации и прене- брежения. (см. Рис. 1.1).

Следуя принципам социальной модели, обществу необходимо преодолеть негативные установки в отношении детской инвалидности, изжить их и предоставить детям с инвалидностью равные возможности полноценного участия во всех сферах школьной и внешкольной активности в системе общего образования.

1.3. БАРЬЕРЫ В ОБРАЗОВАНИИ Инклюзивное образование в России

Для школы, выбравшей путь инклюзивной практики обучения, важно установить, что может быть конкретной причиной возникновения препятствий (барьеров) в обучении того или иного ученика с особыми образовательными потребностями.

Очевидна значимость барьеров «архитектурного» окружения ученика – физическая недоступность окружающей среды (например, отсутствие пандусов и лифтов дома и в школе, недоступность транспорта между домом и школой, отсутствие звуковых светофоров на переходе через дорогу по пути в школу и т.д.)

Перед школой со стандартным нормативным финансированием стоит финансовый барьер в случае необходимости дополнительных расходов на организацию специальной педагогической поддержки.

но еще более значимыми оказываются ба- рьеры, возникающие в результате взаимо- отношений учеников и социальных кон- текстов их бытия, – барьеры социальных отношений. Иначе их называют «отношен- ческими» или социальными барьерами.

Социальные барьеры не имеют внешне- го, «архитектурного» выражения, они не связаны непосредственно с материальны- ми и финансовыми затратами. Их можно обнаружить как непосредственно в школе, так и в местном сообществе, в региональной и национальной социальной политике, в сложившейся системе законодательства.

Примерами таких барьеров могут быть существующие профессиональные уста- новки учителей общего и специального образования, негибкая система оценивания достижений учащихся, недостаточность существующей нормативно-правовой базы и т.д.

Школы способны преодолеть многие барьеры самостоятельно, если будет достигнуто понимание того, что недостаток материальных ресурсов не является основным и единственным барьером на пути развития образовательной инклюзии.

1.4. И НТЕГРАЦИЯ И ИНКЛЮЗИЯ В ОБРАЗОВАНИИ Инклюзивное образование в России

Важным этапом на пути формирования инклюзивного подхода в образовании является модель образовательной и социальной интеграции учащихся с особыми образовательными потребностями в систему общего образования. Суть постепенного перехода от концепции интеграции к концепции инклюзивной реорганизации школьной системы образно представлена на Рис. 1.2.

Сопоставив эти различные модели организации школьного обучения, можно сделать вывод о том, что при интеграционном подходе ребенок с особыми образовательными потребностями адаптируется к системе образования, которая при этом остается неизменной, а при инклюзивном подходе система образования проходит цикл преобразований и приобретает возможность адаптироваться к особым образовательным потребностям учащихся

И НТЕГРАЦИОННЫЙ ПОДХОД Интеграционный подход, который имеет свою длительную историю развития в России, европе, Северной Америке, ряде других стран, достигается методом перенесения элементов специального образования в систему общего образования. К сожалению, при таком подходе только незначительная группа детей с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья может быть полностью включена в среду общего образования.

И НТЕГРАЦИОННЫЙ ПОДХОД Основным ограничением интеграции стало то, что при этом не происходит изменений в организации системы общего образования, т.е. в программах, методиках, стратегиях обучения. Отсутствие таких организационных изменений при интеграции явилось основным барьером в широкой реализации политики и практики включения детей с инвалидностью в общеобразовательную среду.

И НТЕГРАЦИОННЫЙ ПОДХОД Переосмысление этого процесса привело к изменению концепции «особых образовательных потребностей» и появлению нового термина – «инклюзия».

И НКЛЮЗИВНЫЙ ПОДХОД Инклюзивный подход ставит вопрос таким образом, что барьеры и трудности в обучении, с которыми сталкиваются ученики с особыми образовательными потребностями в общеобразовательных школах, происходят из- за существующей организации и практики учебного процесса, а также из-за устаревших негибких методов обучения.

И НКЛЮЗИВНЫЙ ПОДХОД При инклюзивном подходе необходимо не адаптировать учеников с теми или иными трудностями в обучении к существующим требованиям стандартной школы, а реформировать школы и искать иные педагогические подходы к обучению таким образом, чтобы было возможно наиболее полно учитывать особые образовательные потребности всех тех учащихся, у которых они возникают.

1.5. И НКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА Инклюзивное образование в России

И НКЛЮЗИВНЫЙ ПОДХОД Инклюзивное образование является од- ним из основных направлений реформы и трансформации системы специального образования во многих странах мира, цель которой – реализация права на образование без дискриминации.

И НКЛЮЗИВНЫЙ ПОДХОД В основе трансформации системы специального образования в глобальном контексте и развития инклюзивных подходов в образовании лежат, прежде всего, важнейшие международные правовые акты – декларации и конвенции, заключаемые под эгидой Организации Объединенных наций (ООн) и Организации Объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (юнеСКО), касающиеся прав человека и недопустимости дискриминации по какой-либо причине:

С АЛАМАНКА, И СПАНИЯ, 7–10 ИЮНЯ 1994 Г. Основные идеи и принципы инклюзивного образования как международной практики по реализации права на образование лиц с особыми потребностями были впервые наиболее полно сформулированы в Саламанкской декларации «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потреб-ностями» (1994).

С АЛАМАНКА, И СПАНИЯ, 7–10 ИЮНЯ 1994 Г. Более трехсот участников, представлявших 92 правительства и 25 международных организаций, заявили в Саламанкской декларации о необходимости «провести кардинальную реформу общеобразовательных учебных заведений», признавая «необходимость и безотлагательность обеспечения образования для детей, молодежи и взрослых с особыми образовательными потребностями в рамках обычной системы образования».

13 декабря 2006 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных наций консенсусом одобрила Конвенцию о правах инвалидов, направленную на за- щиту и поощрение прав и достоинства лиц с инвалидностью.

Конвенция о правах инвалидов (ООн, 2006) является исключительно важным правовым документом: до принятия этой конвенции права людей с инвалидностью никогда не были закреплены в едином международно- правовом документе. Конвенция о правах инвалидов как первый документ о правах человека в новом тысячелетии несет концептуальные изменения по отношению к людям с инвалидностью, так как она основывается на принципе замены соцобеспечения и благотворительности системой прав и свобод.

Как международный документ Конвенция о правах инвалидов зафиксировала итог исторического развития международного права в области образования: от заявления во Всеобщей декларации прав человека (1948) о праве каждого человека на образование до обязательства государств, членов ООн, обеспечить реализацию этого права через инклюзивное образование

Конвенция вступила в силу 3 мая 2008 года. К 2011 году Конвенцию подписали 147 государств, входящих в Организацию Объединенных наций, из которых 99 стран уже ратифицировали этот международный документ. Российская Федерация подписала Конвенцию о правах инвалидов 24 сентября 2008 года.

Это означает, что государства-участники Конвенции, руководствуясь принципом недискриминации, и на основе равенства возможностей обязаны обеспечить инклю- зивную вертикаль образования для лиц с инвалидностью на всех уровнях, начиная с дошкольного возраста, непосредственно в школах, и далее в средних профессиональ- ных и высших учебных заведениях

В ЫВОДЫ Инклюзивное образование

Инклюзивное образование является компонентом реализации социального подхода в понимании инвалидности и права на образование для лиц с инвалидностью, закрепленным во многих международных правовых документах.

В Российской Федерации инклюзивное образование, являясь одной из основных форм реализации права на образование для лиц с инвалидностью, должно стать законодательно закрепленным институтом, имеющим все необходимые компоненты, начиная от подготовки полного пакета документов нормативно- правовой базы, определения норм и принципов соответствующего финансирования, механизмов создания специальных условий и принципов адаптации образовательной среды в отношении детей, имеющих особые образовательные потребности.

ПРИМЕРЫ МОДЕЛЕЙ ВКЛЮЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДЕТЕЙ С ОВЗ

ГРУППЫ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ

В группах кратковременного пребывания проводится коррекционная работа с детьми, обучение родителей педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам его воспитания и обучения в условиях семьи, оказание психотерапевтической помощи семье.

Основная форма коррекционной поддержки – индивидуальные занятия или занятия в малой группе (по 2–3 ребенка) при обязательном участии родителей. Группы работают в утренние часы и в вечернее время (а по возможности – и в выходные дни), с учетом потребностей родителей.

Коррекционные занятия с детьми проводит учитель-дефектолог. К работе привлекаются также педагог-психолог, музыкальный руководитель и воспитатель по физической культуре, медицинский и технический персонал данного учреждения. Открытие групп кратковременного пребывания позволяет укрепить позиции самого специального образовательного учреждения, так как оно начинает оказывать поддержку большему контингенту детей.

Повышается уровень профессиональной компетентности специалистов в силу необходимости освоения новых организационных форм поддержки, технологий воспитания и обучения детей раннего возраста, детей со сложной структурой нарушений, освоения технологий интенсивного обучения родителей.

От открытия групп кратковременного пребывания выигрывает и образовательное учреждение общего типа: интегрированные дети становятся более успешными, получая квалифицированную коррекционную поддержку; педагоги образовательных учреждений общего типа, получают консультации от специалистов группы кратковременного пребывания, что способствует более эффективной поддержке обучения ребенка с особенностями развития.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

для проведения целенаправленной работы по интеграции и инклюзии детей с особенностями развития располагают комбинированные образовательные учреждения, имеющие как обычные, так и специальные дошкольные группы и школьные классы.

В одном таком комплексе могут обучаться и воспитываться слышащие дети и дети с нарушениями слуха; в другом – дети с хорошим и нарушенным зрением, в третьем – типично развивающиеся и дети с задержкой психического развития и т.д.

При наличии в регионе положительных тенденций развития возможностей образования детей с ОВЗ анализ опыта обучения детей с особенностями развития в системе общего образования выявил и целый ряд серьезных проблем осуществления включенного обучения.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ процедура инклюзивного обучения детей с ОВЗ не регламентирована нормативно- правовыми документами, отсутствует механизм реализации специальных образовательных условий обучения детей с ОВЗ в общеобразовательном классе на федеральном и региональном уровнях;

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ проблема недостаточности материально- технической базы, финансового обеспечения (для оплаты труда узких специалистов, обеспечивающих коррекционный процесс в условиях подушевого финансирования; для организации групп продленного дня для учащихся с задержкой психического развития (ЗПР); на организацию горячего питания; обеспечение образовательной области «Трудовое обучение»);

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ нехватка узких специалистов: – логопедов, психологов, дефектологов, специалистов лечебной физкультуры (ЛФК)

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ проблема подготовки педагогов к работе с детьми с ОВЗ (невладение специальными методами, приемами, средствами обучения, недостаточный уровень курсовой подготовки, психологическая неготовность педагогов);

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ недостаточная обеспеченность учебниками, учебно-методическими комплектами, методическими пособиями, программами для работы с детьми с ОВЗ;

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ отсутствие необходимого нормативно- правового, методического обеспечения интегрированного обучения на федеральном, региональном уровнях (в т.ч. обучения в малокомплектных классах); медицинское сопровождение образовательного процесса (сложность оказания психотерапевтической помощи, обеспечения физиотерапевтического лечения); сложность обучения детей с особенностями умственного развития в условиях общеобразовательного класса;

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ другие (несвоевременное выявление детей с ОВЗ, разработка индивидуальных коррекционно-развивающих программ, проблема толерантного отношения к детям с ОВЗ в общеобразовательной среде и др.).

П ОКАЗАТЕЛИ ИНКЛЮЗИИ

И НКЛЮЗИЯ В ОБРАЗОВАНИИ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ : Признание равной ценности для общества всех учеников и педагогов. Повышение степени участия учеников в культурной жизни местных школ и одновременное уменьшение уровня изолированности части учащихся от общешкольной жизни. Реструктурирование методики работы в школе таким образом, чтобы она могла полностью отвечать разнообразным потребностям всех учеников, проживающих рядом со школой.

И НКЛЮЗИЯ В ОБРАЗОВАНИИ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ : Избавление от барьеров на пути получения знаний и полноценного участия в школьной жизни для всех учеников, а не только для тех, кто имеет инвалидность или относится к тем, у кого есть особые образовательные потребности. Анализ и изучение попыток преодоления барьеров и улучшения доступности школ для отдельных учеников. Проведение реформ и изменений, направленных на благо всех учеников школы в целом.

И НКЛЮЗИЯ В ОБРАЗОВАНИИ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ : Различия между учениками это ресурсы, способствующие педагогическому процессу, а не препятствия, которые необходимо преодолевать. Признание права учеников на получение образования в школах, расположенных по месту жительства. Улучшение ситуации в школах в целом, как для учеников, так и для педагогов.

И НКЛЮЗИЯ В ОБРАЗОВАНИИ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ : Признание роли школ не только в повышении академических показателей учащихся, но и в развитии общественных ценностей местных сообществ,. Развитие отношений поддержки и сотрудничества между школами и местными сообществами. Признание того, что инклюзия в образовании это один из аспектов инклюзии в обществе

концепция «барьеров на пути обучения и полноценного участия в школьной жизни» является альтернативой концепции «особых образовательных потребностей». Представление, что педагогические сложности могут быть преодолены через определение, у кого из детей есть «особые образовательные потребности», является, на наш взгляд, чрезвычайно ограниченным

Подобное определение навешивает на ребёнка ярлык, из-за которого ожидания, возникающие среди учителей в отношении этого ребёнка и его возможностей, становятся значительно ниже. Это определение отвлекает внимание от того, какие трудности испытывают те ученики, которых не «пометили» этим ярлыком, и от анализа причин возникновения трудностей в области взаимоотношений, культурных различий, учебных планов, педагогических методик, политики управления школами.

Ученики сталкиваются с трудностями, когда на их пути встают барьеры на пути обучения и полноценного участия в школьной жизни. Барьеры можно обнаружить как в школе, так и в местном сообществе, а также в региональной или национальной политике. Барьеры также возникают при взаимодействии учеников с несоответствующими их потребностям содержанием и методами образования.

Все эти барьеры могут сделать школу гораздо менее доступной для всех учеников и уменьшить степень их участия в школьной жизни. Хотя понятие «особые образовательные потребности» и может само по себе стать барьером на пути развития инклюзивных подходов в обучении, оно всё ещё остаётся частью культуры и образовательной политики в британских школах, а также оказывает влияние на самые различные аспекты школьной практики обучения.

Б АРЬЕРЫ И РЕСУРСЫ В ШКОЛАХ Каковы существующие в школе барьеры на пути обучения и полноценного участия каждого учащегося в школьной жизни? Кто сталкивается с этими барьерами? Как можно эти барьеры минимизировать? Какие существуют доступные ресурсы в поддержку обучения и участия в школьной жизни всех учеников? Как можно мобилизовать дополнительные ресурсы?

Использование понятия «барьеры на пути обучения и полноценного участия в школьной жизни» вместо «особых образовательных потребностей» это часть социальной модели инвалидности и трудностей в обучении. Эта модель диаметрально противоположна медицинской модели, которая связывает трудности в обучении с недостатками или инвалидностью ребёнка или молодого человека.

С ТРУКТУРА ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ СИТУАЦИИ В ШКОЛЕ : ОСИ И РАЗДЕЛЫ Показатели инклюзии

П ОКАЗАТЕЛИ ИНКЛЮЗИИ

трёх взаимосвязанных аспектов, или трёх осей, отражающих наиболее важные направления улучшения ситуации в школах: создание инклюзивной культуры, развитие инклюзивной политики и внедрение инклюзивной практики (см. рис. 3). На наш взгляд, эти оси – задают векторы мышления, направленного на реформирование школ не только в отношении инклюзии, но и в более широком смысле.

аспект «создание инклюзивной культуры» намеренно помещён нами в основание треугольника. На наш взгляд, то внимание, которое уделяется потенциалу позитивного или негативного влияния школьной культуры на характер и динамику реформ образования, является совершенно недостаточным. Школьная культура, как раз, и является основой проводимых реформ и изменений.

Развитие общих инклюзивных ценностей и отношений сотрудничества может привести к изменениям и в других аспектах. Именно инклюзивная культура, которая формируется в школе, изменяет политику и практику образования и обучения, она может быть активно поддержана новыми сотрудниками и учениками школы.

Каждая ось делится на два раздела, чтобы можно было сильнее сфокусировать внимание на том, что необходимо сделать для повышения уровня образования и полноценного участия в школьной жизни. Оси и разделы перечислены на рис. 4.

С ОЗДАНИЕ ИНКЛЮЗИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ОСЬ А. Создание инклюзивной культуры Раздел А.1. Построение школьного сообщества Раздел А.2. Принятие инклюзивных ценностей

С ОЗДАНИЕ ИНКЛЮЗИВНОЙ КУЛЬТУРЫ Эта ось показывает, что создание инклюзивной культуры в школе способствует созданию безопасного, терпимого сообщества, разделяющего идеи сотрудничества, стимулирующего развитие всех своих участников, сообщества, в котором ценность каждого является основой общих достижений.

С ОЗДАНИЕ ИНКЛЮЗИВНОЙ КУЛЬТУРЫ Такая школьная культура создаёт общие инклюзивные ценности, которые разделяются и принимаются всеми новыми сотрудниками, учениками, администраторами и родителями/ опекунами. В инклюзивной культуре эти принципы и ценности влияют как на решения в отношении всей школьной политики, так и на ежесекундную практику обучения в каждом классе. Развитие школы становится при этом постоянным и непрерывным процессом.

Р АЗРАБОТКА ИНКЛЮЗИВНОЙ ПОЛИТИКИ ОСЬ В. Разработка инклюзивной политики Раздел В.1. Развитие школы для всех Раздел В.2. Организация поддержки разнообразия

Р АЗРАБОТКА ИНКЛЮЗИВНОЙ ПОЛИТИКИ Эта ось показывает необходимость присутствия инклюзивных подходов во всех школьных планах. Принципы включения каждого ученика в образовательный процесс и школьную жизнь поощряют всех сотрудников и учащихся школы в том, чтобы участвовать в этой работе с самого первого этапа и минимизируют давление исключающих практик. Все принципы включают в себя ясные стратегии реформирования школы в направлении создания инклюзивной образовательной среды.

Р АЗРАБОТКА ИНКЛЮЗИВНОЙ ПОЛИТИКИ Поддержкой считаются любые действия, способствующие тому, чтобы школа надлежащим образом реагировала на разнообразие потребностей своих учеников. Все виды поддержки разрабатываются в соответствии с инклюзивными принципами и объединяются в общую систему.

. Р АЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКИ ОСЬ С. Развитие инклюзивной практики Раздел С.1. Управление процессом обучения Раздел С.2. Мобилизация ресурсов

. Р АЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКИ Ось показывает направление развития практики обучения, отражающей инклюзивную направленность культуры и политики школы. При внедрении такой практики, на уроках обязательно учитывается разнообразие потребностей учащихся, а ученики поощряются к активному участию в собственном образовании, основанном на опыте и знаниях, полученных вне школы.

. Р АЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКИ Сотрудники школы проявляют активную заинтересованность в поиске дополнительных ресурсов, не только материальных. Поиск ресурсов, которые могут быть задействованы для поддержки обучения и полноценного участия каждого ребёнка в школьной жизни ведётся среди всех сотрудников школы, родителей/опекунов и среди местных сообществ.

З АДАНИЕ – ИССЛЕДОВАНИЕ Проведение углублённого исследования с использованием индикаторов и вопросов Координационной группе следует тщательно ознакомиться с индикаторами и вопросами и с технологией их использования для изучения состояния школьной культуры, политики и практики. Использование индикаторов и вопросов основывается на уже имеющихся знаниях. Использование их способствует детальному изучению ситуации в школе, а также даёт возможность уделить внимание тем вопросам, на которые ранее не обращалось внимание.

Задача 5. Использование индикаторов для определения вопросов, требующих дальнейшего рассмотрения (25 минут) На этом этапе определяются вопросы, которые могут потребовать более тщательного рассмотрения в будущем (см. соответствующий список индикаторов). Индикаторы предъявляются к рассмотрению либо в форме опросного листа (опросный лист 1), либо с помощью карточек, на которых написано по одному индикатору. Опросные листы можно заполнять индивидуально, а затем сравнивать, чтобы обсудить различные подходы. Другой способ – сортировка карточек на четыре стопки в зависимости от того, насколько точно написанные на них индикаторы характеризуют данную школу.

. Р АЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКИ