Полисубъект образовательной среды ОУ Особенности психолого-педагогической работы в условиях индивидуализации дошкольного образования (по ФГОС ДО) О. И.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 17 «Журавушка» Основная образовательная Программа (соответствует ФГОС ДО)
Advertisements

Профессиональная компетентность педагога в осуществлении инклюзивного образования в условиях перехода к ФГОС дошкольного образования ГБОУ ВПО МО «АСОУ»
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.
ПРОЕКТ «ИЗУЧЕНИЕ И ВНЕДРЕНИЕ Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО)» Выполнила: старший воспитатель.
ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО: ДОСТУПНОСТЬ И КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СТАНДАРТИЗАЦИИ» «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Е.Д. Макарова, к.п.н., зав.отделом дошкольного и начального образования ГАОУ.
Нормативно-правовые документы ФЗ «Об образовании в РФ» от СанПин (постановление от ) Приказ Минобрнауки России.
"Что должны знать родители о ФГОС". С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение 4 «Миасский детский сад комбинированного вида «Радуга» ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО.
РОДИТЕЛЯМ О ВВЕДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ ЦРР- детский сад «Сибирячок» г.п. Лянтор.
Образовательная программа МБДОУ Широкинскийдетский сад разработана в соответствии: 1. Федеральным законом РФ «Об образовании в РФ» от
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Краткая информация идеи проекта В Калининградской области около 10 % детей - дети с особыми образовательными потребностями (ограниченными возможностями.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного.
Основы положений ФГОС Дошкольного образования «Брейн-ринг» Поборская Е.А. Старший воспитатель.
Актуальные вопросы проектирования образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО. Шляхина О.Н., ст. воспитатель МБДОУ 177.
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
ФГОС ДО – поддержка детской инициативы
Организация работы методического кабинета ДОУ как условие непрерывного повышения квалификации педагога.
Транксрипт:

Полисубъект образовательной среды ОУ Особенности психолого-педагогической работы в условиях индивидуализации дошкольного образования (по ФГОС ДО) О. И. Правдина, педагог-психолог дошкольного отделения ГБОУ Школа 374 (презентация педсовета) Приложение 1 1 Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год) Номинация конкурса: Организация учебного процесса и управление учебным заведением

Правдина О. И. Приложение 1 2 Педсовет Цель педсовета - выработать единый профессиональный подход к проблеме взаимодействия и создания условий получения образования особыми воспитанниками; согласовать в связи с проблемой новую модель сотрудничества участников образовательного процесса.

Правдина О. И. Приложение 1 3 Задачи педсовета По пути к цели необходимо ответить на 3 важных вопроса : 1. Зачем нужен единый подход к особому ребёнку? 2. Как его осуществлять? 3. Каким именно он должен быть?

Новая педагогическая реальность, какая она? Правдина О. И. Приложение 1 4 Новая социальная реальность, связанная с изменением участников образовательного процесса, влечёт за собой изменение их отношений. В 2013 – 2014 уч. г. вступили в силу новые документы, регламентирующие образовательные отношения: Федеральный закон от г. 273-ФЗ «Об образовании в РФ»; Приказ Минобразования и науки РФ 1155 от г. «Об утверждении ФГОС ДО».

Содержание образования Правдина О. И. Приложение 1 5 Содержание современного общего образования полностью зависит от сущностного образа эпохи. Содержание образования определяется его целями. Цели ставят заказчики и потребители образовательных услуг, коими являются государство, общество и личность (Н. Р. Сидоров «Философия образования»).

Цели образования Правдина О. И. Приложение 1 6 Однако, «рассматривая цели образования в историческом контексте, можно заметить, что и тогда и сейчас они едва ли имеют различия: всегда и у всех народов – это передача знаний, опыта, умения от поколений предшествующих поколениям последующим» (там же). Важнее рейтинговая строка заказчика и потребителя образовательных услуг. Новая педагогическая реальность определила новый порядок запросов на образовательные услуги.

Рейтинг целей заказчиков и потребителей образовательных услуг Правдина О. И. Приложение 1 7 Так было раньше: Сейчас:

Необходимый баланс Правдина О. И. Приложение 1 8 Конфликт не наступает, когда позиции всех сторон уравновешены, даже если цели их различны или антагонистичны Личность Государство Общество

Дисбаланс сил Правдина О. И. Приложение 1 9 Конфликт наступает, когда заказчики образовательных услуг не учитывают права и интересы друг друга, ущемляют их Личность Государство Общество Личность Государство

Педагог в системе образовательных отношений Правдина О. И. Приложение 1 10 Педагог – заложник конфликта и, неизбежно, - его участник. Он может и должен влиять на отношения сторон на уровне своего ОУ Особый ребёнок, его родители Др. воспитанники, их родители Руководитель ДОУ П

Золотое правило вмешательства Правдина О. И. Приложение 1 11 Системный подход к проблеме: «Поддерживай того, на кого нападают, того, чьи позиции ослаблены деятельностью других элементов системы»

КОГДА ВЗГЛЯДЫ НА ПРОБЛЕМУ ОСОБОГО РЕБЁНКА РАЗЛИЧНЫ Педагог: не принимает особого ребёнка. Родители: не принимают особенности ребёнка. Особый ребёнок: не принимает себя. Ребёнок попросту не понимает, почему ему так плохо, его психологические защитные механизмы включаются непроизвольно. Правдина О. И. Приложение 1 12

Компетентное вмешательство Правдина О. И. Приложение 1 13 Принять особого ребёнка Предложить помощь семье Установить доверительные отношения с особым ребёнком и его семьёй Разобраться в причинах проблем ребёнка Оказать необходимую и достаточную помощь ребёнку и семье Добиваться толерантного отношения воспитанников группы и родительской общественности к особому ребёнку и его семье При возникновении затруднений на любом этапе обратиться за помощью к коллегам и руководству ОУ

Воспитатель в системе коллективного взаимодействия с педагогами ДО ОУ (Л. В. Филиппова, Е. А. Дрягалова, Н. В. Ермилова и др.) Правдина О. И. Приложение 1 14 Руководитель ДО ОУ(контроль деятельности служб и специалистов) Ст. воспитатель Педагог-психолог Мед сест ра Воспита тель Муз. рук- ль Воспита тель по ФИЗО Инструктор по плаванию

ПОЛИСУБЪЕКТ ОУ Активное взаимодействие субъектов может приводить к созданию особой общности - поли субъекта. Субъекта характеризует единство таких черт, как активность, наличие сознания и способность к взаимодействию. Не всякое взаимодействие субъектов является полисубъектном. Качества поли субъекта: способность к осознанию системы отношений между субъектами совместная творческая активность семантическое пространство, общее для всех субъектов общности. Правдина О. И. Приложение 1 15

Главный узловой момент – индивидуализация дошкольного образования Правдина О. И. Приложение 1 16 Индивидуализация дошкольного образования предполагает построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (п. 1.4 ФГОС ДО)

Правдина О. И. Приложение 1 17 «Возникающие в годы детства повышенные или пониженные возможности развития ребёнка в тех или иных направлениях временны, преходящи (возрастные предпосылки могут в какой-то мере вытеснять друг друга, ослабевать, сходить на нет). Поэтому очень важно, чтобы возрастные достоинства каждого этапа детства проявились достаточно полно и тем самым успели внести свой вклад в становление личности» (А. Г. Асмолов ). Уникальность и самоценность детства

Характеристика особого ребёнка Правдина О. И. Приложение 1 18 Особый ребёнок требует создания особых условий получения им образования. У него – особые образовательные потребности в силу индивидуальных особенностей развития. В повышенном внимании педагога нуждаются: Одарённые и высокомотивированные дети Дети с ОВЗ Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации Дети с повышенной активностью Медлительные дети Социально неуверенные дети Часто и длительно болеющие дети

Индивидуальный образовательный маршрут Правдина О. И. Приложение 1 19 Подход к пониманию индивидуальной траектории развития ребёнка с особыми образовательными потребностями должен быть каузальным, т.е. опирающимся на причины возникновения особенностей развития. Эти причины раскрываются в психолого-педагогическом изучении ребёнка. Воспитателю и всем специалистам следует комплексно разрабатывать индивидуальный образовательный маршрут ребёнку, следуя рекомендациям педагога-психолога. Координирует разработку и реализацию КИОМ ст. воспитатель.

Психолого-педагогические условия Правдина О. И. Приложение 1 20 Комплексный образовательный маршрут предполагает объединение усилий, взаимодействие всех участников образовательного процесса: Воспитанника Родителей воспитанника Педагогов

Правдина О. И. Приложение 1 21 Принципы создания условий для получения образования особым ребёнком (выработаны коллективом педагогов дошкольного отделения ГБОУ Школа г. Москвы 374) Согласованности Сопряжения усилий всех участников воспитательно-образовательного процесса Психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей Своевременного оказания индивидуальной помощи ребёнку, семье: ИОМ, психологическое сопровождение Раннего и регулярного вовлечения родителей в образовательный процесс Опоры на положительное в ребёнке, создания ситуаций успеха Повышения возможностей, внутренних ресурсов семьи (с целью дальнейшей передачи ответственности и возможности справляться с проблемой самостоятельно) Доступности и посильности пед. требований и информации, предъявляемых ребёнку и семье Поддержания отношений доверия с ребёнком и семьёй Повышения социально-коммуникативной компетентности ребёнка и семьи Обеспечение толерантного отношения воспитанников группы и родительской общественности к особым образовательным потребностям особого ребёнка и его семьи.

Правдина О. И. Приложение 1 22 Рекомендации по осуществлению индивидуального подхода к особому ребёнку (разработаны коллективом педагогов дошкольного отделения ГБОУ Школа г. Москвы 374) Вести регулярный контроль успехов и достижений ребёнка, а не промахов («Цветок достижений»). Создавать ситуации успеха для ребёнка, поощрять. Безоценочно относиться к личности ребёнка. Сравнивать ребёнка с самим собой, а не с другими детьми. Не оставлять без внимания обращения детей, изменение поведения, вопросы, просьбы. Обеспечивать постоянную «занятость» детям. Помогать особому ребёнку включаться в коллективные игры. Проводить регулярное наблюдение за ребёнком. Добиваться добровольного участия ребёнка в любом виде деятельности, мотивировать его, а не заставлять и принуждать Выдвигать ребёнку посильные требования и ожидания; предъявлять информацию в доступной форме с учётом индивид. возможностей ребёнка. Поддерживать доверительные отношения с особым ребёнком. Воспитывать у ребёнка самостоятельность (давать поручения, ослаблять контроль, развивая самоконтроль). Поддерживать и воспитывать инициативность у ребёнка. Управлять активностью детей (минутки шалости, паузы спокойствия, дыхательные упражнения, тайм-ауты и т.д.). Воспитывать личным примером. Организовать предметно-пространственную среду для полноценного социально-личностного развития детей (домики для отдыха и уединения, «зонтик правил поведения», подбор настольно-печатных игр, зеркало, фонотека, клубочки, подушки, мягкие игрушки и т.д.). Организовывать совместные мероприятия для детей, их родителей и педагогов. Определить особому ребёнку оптимальный режим и условия посещения ДОУ. Каждый день давать позитивный отчёт семье о пребывании ребёнка в ДОУ; при необходимости сообщать и о негативном, но только после положительного. Воспитывать в сверстниках, окружающих особого ребёнка эмпатию, готовность прийти на помощь, проявлять необходимое терпение и понимание; развивать групповую сплочённость; обучать детей бесконфликтному общению.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Правдина О.И. Приложение 1 23