М ЕТАПРЕДМЕТНЫЙЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ Кузнецова Ольга Владимировна (в презентации использованы фрагменты презентации.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
М ЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ ( В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ )
Advertisements

М ЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ Волкова Л.В. (в презентации использованы фрагменты презентации Н.В. Громыко), Пермь, 2010 г.
М ЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ. С ОВРЕМЕННЫЕ УЧЁНЫЕ, РАЗРАБАТЫВАЮЩИЕ ИДЕИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПОДХОДА А.Г. Асмолов, д.пс.н. А.В. Хуторской, д.п.н. Ю.В.
М ЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ Волкова Л.В. (в презентации использованы фрагменты презентации Н.В. Громыко), Пермь, 2010 г.
М ЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ Волкова Л.В. (в презентации использованы фрагменты презентации Н.В. Громыко), Пермь, 2010 г.
Метапредметный подход в образовании Смирнова Е.В., учитель английского языка.
Метапредметность.. Мета – над, общее, интегрирующее.. МЕТА... (от греч. meta между, после, через), часть сложных слов, означающая промежуточность, следование.
Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов 2012 г.
Метапредметные результаты в НОЦ педагогический совет –
Метапредметный подход в организации современного урока Рябова Ж.А., методист отдела образования администрации МО «Чойский район»
Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов 2012 г.
Мыследеятельностная педагогика Мыследеятельностная педагогика является продолжением теории развивающего обучения В.В. Давыдова.
Новые подходы к организации учебной деятельности: проектирование урока на основе метапредметного подхода СЕМИНАР,
Формирование универсальных учебных действий основная задача введения ФГОС Формирование универсальных учебных действий основная задача введения ФГОС.
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Дубинина И.Г., учитель начальных классов.
« Кто владеет информацией, тот владеет всем » Ли Якокка.
Метапредметный подход как условие реализации новых стандартов Метапредметный подход как условие реализации новых стандартов Л.Н.Калинкина, педагог-психолог.
Способы и приёмы формирования универсальных учебных действий в рамках учебного занятия начальной школы 1.
Универсальные учебные действия ( УУД ). Что же такое универсальные учебные действия?
Управление инновационными процессами в ДОУ. «Кто не применяет новых средств, должен ждать новых бед» Френсис Бэкон.
Транксрипт:

М ЕТАПРЕДМЕТНЫЙЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ Кузнецова Ольга Владимировна (в презентации использованы фрагменты презентации Н.В. Громыко)

М ЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ А КТУАЛЬНОСТЬ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПОДХОДА

Т РЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННЫМ СПЕЦИАЛИСТАМ

Н ОВЫЕ ВЫЗОВЫ XXI В.

С ОВРЕМЕННЫЕ УЧЁНЫЕ, РАЗРАБАТЫВАЮЩИЕ ИДЕИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПОДХОДА А.Г. Асмолов, д.пс.н. А.В. Хуторской, д.п.н. Ю.В. Громыко, д.ф.н.,

6

М ЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ( ПО А.Г. А СМОЛОВУ ) Метпредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

8 Регулятивные УУД Познавательные УУД построения процесса поиска, систематизации, обобщение и использование полученной информации Коммуникативные УУД Планирование сотрудничества Поиск и сбор информации Разрешение конфликтов Владение речью Контроль, коррекция, оценка действия партнера Личностные УУД Самоопределение Смыслоопределени е Целеполагание Планирование Прогнозирование, коррекция Контроль, оценка Саморегуляция

Л ИЧНОСТНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ - действия, с помощью которых обучающиеся определяют ценности и смыслы учения: - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; - смыслообразование; - нравственно-этическая ориентация.

Р ЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ - действия, с помощью которых обучающиеся организуют учебную деятельность: - целеполагание; - планирование; - прогнозирование; - контроль; - коррекция; - оценка; - саморегуляция.

П ОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ - действия, с помощью которых обучающиеся осуществляют процесс познания: - общеучебные универсальные действия (самостоятельное формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и др.); - логические (анализ; синтез; доказательство; выбор оснований и критериев для сравнения и др.); - постановка и решение проблемы.

К ОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ - действия, с помощью которых обучающиеся налаживают для решения учебных задач общение с разными людьми: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - постановка вопросов; - разрешение конфликтов; - управление поведением партнера; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

М ЕТА - « ЗА », « ЧЕРЕЗ », « НАД », ВСЕОБЩЕЕ, ИНТЕГРИРУЮЩЕЕ Система знаний, которая служит для исследования и описания более общих систем знаний Подчеркивает философскую фундаментальность предмета Под метафизикой понимают философское учение о первоосновах сущего, составляющее ядро любой философской системы, вокруг которого разворачиваются все другие её разделы (этика, эстетика, философия науки, социальная философия, религия и т.д.). 13

М ЕТАДЕЯТЕЛЬНОСТЬ универсальная деятельность, являющаяся надпредметной. Например: - Стратегическая - Исследовательская - Проектировочная - Моделирующая - Конструирующая - Прогнозирующая

М ЕТАЗНАНИЯ знания о знании, о том, как оно устроено и структурировано; знания о получении знаний, т.е. приёмы и методы познания (когнитивные умения) и о возможностях работы с ним (смотри философия, методология, многоотраслевая метанаука)

М ЕТАСПОСОБЫ методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач, строит нестереотипные планы и программы, позволяющие отыскать содержательные способы решения задач. (Ю. Н. Кулюткин)

М ЕТАУМЕНИЯ присвоенные мета способы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки.

теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.); навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию); критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.); творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми); регулятивные умения (задавание вопросов, формулирование гипотез, определение целей, планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция свей деятельности); качества мышления (гибкость, антиконфоризм, диалектичность, способность к широкому переносу и т.п.).

Предметный уровень Метапредметный уровень Метадеятельность (мыследеятельность ) Мета знания Мета знания Мета способы Мета способы

С ООТНОШЕНИЕ УУД, ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ, МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ 20 УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ МЕТАПРЕДМЕТН ЫЕ УМЕНИЯ Личность ученика Учебные предметы Социальн ая практика

М ЕТАПРЕДМЕТЫ ( ПО А.В. Х УТОРСКОМУ ) «Метапредметное содержание, то есть то, что предшествует учебному предмету, как бы находится за ним, существует до его конкретного проявления». «Наличие фундаментального образовательного объекта». Примеры мета предметов: «Числа», «Буквы», «Культура», «Мироведение».

М ЕТАПРЕДМЕТЫ ( ПО Ю.В. Г РОМЫКО ) Метапредметы – это предметы, отличные от предметов традиционного цикла. Они соединяют в себе идею предметности и одновременно НАДпредметности.

М ЕТАПРЕДМЕТЫ ( ПО Ю.В. Г РОМЫКО ) Традиционный подход Метапредметный подход 1. Знакомство с важнейшими определениями учебного предмета. 1. Промысливание (а не запоминание) важнейших понятий учебного предмета. 2. Запоминание понятий 2. Переоткрывание процесса возникновения того или другого знания одного учебного предмета. 3. Работа с понятием в рамках учебного предмета. 3. Использование способа пере открывания знания на разном учебном материале.

М ЕТАПРЕДМЕТЫ ( ПО Ю.В. Г РОМЫКО ) Метапредметы – это определённый взгляд на интегративность и на то, как она может выстраиваться в соответствии с двумя позициями. Первая. Материал переорганизуется в соответствии с логикой развития какой-то конкретной организованности (знания, знака, проблемы, задачи), которая над предметна и носит универсальный характер (отсюда и название мета предметов – «Знание», «Знак», «Проблема», «Задача»). Вторая. Обычный учебный материал переорганизуется в соответствии с логикой формирования определенных способностей, позволяющих работать с той или другой организованностью.

М ЕАПРЕДМЕТЫ Знание Задача Проблема Знак Смысл Категория

М ЕТАПРЕДМЕТ «З НАК » Основная задача метапредмета «Знак» : формирование у школьников способности схематизации.

М ЕТАПРЕДМЕТ «З НАК » Для того чтобы метод был схематизирован, необходимо несколько предварительных условий: должна быть определена и намечена та среда или сфера, в которой реализуется метод; должен быть выделен и определён способ действия; должны быть выявлены и явно представлены антропологические способности, обеспечивающие осуществление и развёртывание метода в программу его реализации.

М ЕТАПРЕДМЕТ «З НАК »

М ЕТАПРЕДМЕТ «П РОБЛЕМА » Основная задача метапредмета «Проблема»: формирование у школьников собственной позиции относительно данного события.

М ЕТАПРЕДМЕТ «З АДАЧА » Основная задача метапредмета «Задача»: решение школьниками разных задач и освоение способов их решения.

М ЕТАПРЕДМЕТ «З НАНИЕ » Основная задача метапредмета «Знание»: формирование способности работать с понятиями.

Инновационная среда Медиа- проектор Руководитель -тьютор Сайт Индивидуальные ноутбуки Интерактивные доски Скоростной интернет ЦОРы Мотив УЧЕНИК УЧИТЕЛЬ МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД Информационная среда

М ЕТОДИКИ, ПОДХОДЫ, ТЕХНОЛОГИИ развивающее обучение Эльконина- Давыдова; мыследеятельностная педагогика; коммуникативная дидактика (понимание: как мышление, как деятельность, как коммуникация); эвристическое обучение; логико-смыслового моделирования; школа М.Щетинина

М ЕТОДИКИ, ПОДХОДЫ, ТЕХНОЛОГИИ « Экология и диалектика» Л.Тарасова Эпистемотека (эпистемология – наука о знании и его основаниях) Детско-взрослые научно-промышленные комплексы Технология развивающего обучения Технология критического мышления ТРИЗ (АРИЗ) Технологический компонент личностно- ориентированного урока Общеучебные умения и навыки (ремейк-программа Пономаревой и др.)

П РИЗНАКИ МЫСЛЕДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ДИДАКТИКИ 1. Наличие деятельностной единицы содержания 2. Наличие совместной деятельности учителя и ученика 3. Наличие рефлексии 4. Ориентация на формирование и развитие способностей Ед. Сод.

П РИЗНАКИ МЫСЛЕДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ДИДАКТИКИ 1. Наличие деятельностной единицы содержания 2. Наличие совместной деятельности учителя и ученика 3. Наличие рефлексии 4. Ориентация на формирование и развитие способностей

П РИЗНАКИ МЫСЛЕДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ДИДАКТИКИ 1. Наличие деятельностной единицы содержания 2. Наличие совместной деятельности учителя и ученика 3. Наличие рефлексии 4. Ориентация на формирование и развитие способностей

П РИЗНАКИ МЫСЛЕДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ДИДАКТИКИ 1. Наличие деятельностной единицы содержания 2. Наличие совместной деятельности учителя и ученика 3. Наличие рефлексии 4. Ориентация на формирование и развитие способностей способ

М ЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ 1. Учитель должен уметь инининсценировать урок 2. Учитель должен работать с разными слоями мыследеятельности 3. Учитель должен уметь работать с индивидуальными трассами учащихся, но при этом выстраивать между ними коллективное взаимодействие

М ЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ 1. Учитель должен уметь инининсценировать урок 2. Учитель должен работать с разными слоями мыследеятельности 3. Учитель должен уметь работать с индивидуальными трассами учащихся, но при этом выстраивать между ними коллективное взаимодействие мД мК М

1. Учитель должен уметь инининсценировать урок 2. Учитель должен работать с разными слоями мыследеятельности 3. Учитель должен уметь работать с индивидуальными трассами учащихся, но при этом выстраивать между ними коллективное взаимодействие М ЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ УРОК Цель: формирование метапредметных и универсальных учебных действий с учетом реальных потребностей и интересов в общении и познании. ориентация на тесную связь обучения с непосредственными жизненными потребностями, интересами и социокультурным опытом учащихся.

О СОБЕННОСТИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ЗАНЯТИЯ Методические приёмы и соответствующие им формы: неделя метапредметного осознания, рефлексивная остановка, выстраивание личной учебной стратегии, коллективная игра в мыслительный эксперимент.

П РИЗНАКИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ЗАНЯТИЯ, УРОКА Самостоятельная (экспериментальная, поисковая и т.д.) учебная деятельность учащихся Рефлексия, перевод теоретических представлений в плоскость личностных рассуждений и выводов.

П РИЗНАКИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ЗАНЯТИЯ, УРОКА Активизация интереса и мотивации обучения учащихся путём привлечения к предмету урока других областей знаний и опоры на личный практический опыт каждого ученика. Использование образовательных технологий: -технология совместного обучения; -технология исследовательской деятельности; -проектная деятельность; -проблемно-диалогическая технология; -игровая технология.

П РИЗНАКИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ЗАНЯТИЯ, УРОКА Формирование целостности картины мира; - проблемный и исследовательский подход, познание в сравнении; - развитие монологической речи, коммуникативных навыков; - "поучение" на примере, работа по алгоритму; - моделирование и др.

П РИМЕРЫ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КАТЕГОРИЙ 1. Определение и понятие. 2. Рисунок и схема. 3. Знание и информация. 4. Цель и задача. 5. Роль и позиция. 6. Модель и способ. 7. Содержание и форма. 8. Знание и незнание. 9. Порядок и хаос. 10. Изменение и развитие. 11. Простое и сложное.

ПРИМЕР ВТОРОЙ Учитель физики говорит о модели идеального газа Учитель математики приводит пример моделирования равноускоренного движения. Учитель биологии демонстрирует модель сердца. Учителя других предметов регулярно упоминают про модели на уроках. Все это – пример «постепенного накопления». Но: Пока ученики не создадут свои собственные модели различного типа и уровня сложности, не обсудят их, не защитят, не увидят собственные ошибки в моделировании, не исправят их – способность к моделированию не сформируется.

Г АРАНТИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ. В ТОРОЕ ПРИБЛИЖЕНИЕ ( ПОЗИТИВНОЕ ) Результат будет достигнут, если Определено место его достижения Определено время его достижения Определены конкретные профессионалы, которые его достигают (чтобы гарантировать результат, нужен гарант) Создана система оценивания Дети и родители будут знать и понимать, что в данном фрагменте образовательного процесса учат моделированию (аргументации, смысловому чтению… ). Что оценке подлежит именно моделирование (аргументация, смысловое чтение…).

Л ИТЕРАТУРА Хуторской А.В. Метапредмет «Мироведение»: Экспериментальный интегрированный курс. Пособие для учителя. - Черноголовка, с. Хуторской А.В. Метапредмет «Числа»: Экспериментальный интегрированный курс. - Черноголовка, с. Громыко Ю.В. Метапредмет «Проблема» / Учебное пособие для учащихся старших классов. – М., 1998.

Л ИТЕРАТУРА Громыко Ю.В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по совоению высших образцов педагогического искусства). – Минск, Громыко Ю.В. Метапредмет «Знак» / Учебное пособие для учащихся старших классов. – М.: Пушкинский институт, Громыко Ю.В. Метапредмет «Знание» / Учебное пособие для учащихся старших классов. – М.: Пушкинский институт, Громыко Н.В. Обучение схематизации: Сборник сценариев для проведения уроков и тренингов / Учебно-методическое пособие для учащихся классов. – М

З АДАНИЯ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ 1. Разработка метапредметного занятия. 2. Разработка дидактических материалов по учебному предмету в рамках метапредмета «Проблема». 3. Включение одного из методических приёмов в логику предметного занятия. 4. Подготовка вопросов по использованию метапредметного подхода в практической деятельности.

П ОНЯТИЙНОЕ ПОЛЕ В.В. Давыдов

П ОНЯТИЙНОЕ ПОЛЕ Мыследеятельностная педагогика – один из ведущих отечественных подходов к построению нового содержания образования, основывающийся на включении в содержание образования культурных способов и средств мышления и деятельности. Метапредметный подход – подход, основанный на положениях мыследеятельностной педагогики. Метапредметные категории – одиночные или парные категории, свойственные абстрактному мышлению. Метапредмет – нетрадиционный учебный предмет, выстраиваемый вокруг определенной мыслительной организованности (знак, знание, задача, проблема)

В ЫВОДЫ 1. В современной педагогике существуют три взгляда на метапредметность в образовании. 2. Метапредметы могут быть представлены в двух формах: как «связки» между предметами и как отдельные учебные курсы. 3. В основе метапредметного подхода положение: знания об объектах не сообщаются ученику в виде готового материала, а добываются каждым учеником.

P.S. Футурологи говорят, что этот переход никогда не закончится. Спасибо за внимание!

Т АБЛИЦА СРАВНЕНИЙ Критерии НовацияИнновация Масштаб целей и задач Частный Системный Методологическое обеспечение В рамках существующих теорий Выходит за рамки существующих теорий Научный контекст Относительно легко вписывается в существующие нормы понимания и объяснения Может вызвать ситуацию непонимания, разрыва и конфликта, поскольку противоречит принятым нормам науки

Характер действий (качество) Экспериментальны й (апробирование частных нововведений) Целенаправленный поиск и максимально полное стремление получить новый результат Характер действий (количество) Информирование субъектов практики, передача из рук в руки локального новшества Проектирование новой системы деятельности в данной практике Реализация Апробация, внедрение как управленческий ход (сверху или по договоренности с администрацией) Проращивание, культивирование (изнутри), организация условий и пространства для соответствующей деятельности

Результат, продукт Изменение отдельных элементов в существующей системе Полное обновление позиции субъектов практики, преобразование связей в системе и самой системы Новизна Инициатива в действиях, рационализация, обновление методик, изобретение новой методики Открытие новых направлений деятельности, создание новых технологий, обретение нового качества результатов деятельности. Последствия Усовершенствование прежней системы, рационализация ее функциональных связей Возможно рождение новой практике или новой парадигмы исследований и разработок.

Параметры сравнения Стандартное задание Открытое задание Образовательный объект Таблица, картинки с изображениями, лишайников. Видеофрагмент « Пионеры земной поверхности» Виды деятельности Чтение параграфа учебника, нахождение видов лишайников на картинке учебника, поиск ответов на вопросы в конце параграфа. Наблюдение за расположением лишайников в своем регионе, выделение лишайников с разным типом слоевища в районах города Невинномысска. Зашифровывание понятия в загадке, воплощение найденных признаков и закономерностей в литературную форму Образовательный продукт Материальное воплощение отсутствует; внутренний продукт может не быть зафиксирован Материальный продукт: загадки о лишайниках; внутренний продукт: осознание того, что в городе лишайники встречаются гораздо реже, чем в лесу. Методы деятельности РепродуктивныеМетод исследования, метод образной картины, метод придумывания… Зажигательность задания Стандартное задание Увлекает, начиная с названия Образовательная значимость Научатся по картинкам различать виды лишайников, будут знать строение,названия лишайников. Будут уметь ориентироваться в лесу, будут знать, какие виды лишайников произрастают в городе и крае, установят закономерности распространения лишайников. Систематизируют свои знания о лишайниках Технологичность Высокая Человекосообразительность Задание может быть интересно некоторым учащимся Задание основано на личном опыте, наблюдении в реальной ситуации, предполагается создание своего оригинального мини-проекта. Практическая значимость Энциклопедические знания Полученные на уроке знания и личный опыт позволят учащимся применить его на практике. Загадки можно загадать друзьям и родным, можно научиться ориентироваться в лесу своей местности…