О задачах вуза в условиях перехода на уровневую систему ВПО и новые ФГОСы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
О нормативно-правовой базе уровневого образования.
Advertisements

О задачах вуза в условиях перехода на уровневую систему ВПО и новые ФГОСы.
ФГОС ВПО КАК НОРМАТИВНАЯ ОСНОВА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Условия перехода на двухуровневую систему высшего профессионального образования и федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные.
Рекомендации по введению в вузах ФГОС ВПО III III поколения в области хореографического искусства и разработке основных образовательных программ АКАДЕМИЯ.
Уровневая система высшего профессионального образования (ВПО) в России Лектор: Т.А.Воронова, канд. пед. наук, профессор, зав. каф. педагогики ИвГУ.
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
Презентация начальника УМУ К.Г. Тарасова ( заседание УМС ) О разработке ООП бакалавриата.
О проведении эксперимента по созданию прикладного бакалавриату в ОУ СПО и ВПО.
Основные образовательные программы Рекомендации по формированию.
Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
1 Формирование основных образовательных программ по направлению «Менеджмент» Кабанова Татьяна Александровна кандидат хим. наук, доцент Государственный.
Нормативное обоснование образовательных программ.
Установление уровней высшего профессионального образования. Переход образовательных учреждений на федеральные государственные образовательные стандарты.
Москва, МГППУ 2013 Квалификации : Академический бакалавр Прикладной бакалавр.
ФГОС ВПО в контексте модернизации общего и педагогического образования Л.А. Трубина, зам. председателя Совета УМО, проректор по учебно- методической работе.
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗРАБОТКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО НОВЫМ ФГОС.
О ПРИНЯТИИ КОМПЛЕКСНОГО ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПЕРЕХОДА НА УРОВНЕВУЮ СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ УГАЭС НА гг.
РОЛЬ УЧЕБНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УМК В ВОЛГГМУ Начальник учебного управления ВолГМУ Кагитина И.В.
Транксрипт:

О задачах вуза в условиях перехода на уровневую систему ВПО и новые ФГОСы

Перечень федеральных законов, обеспечивающих переход на УРОВНЕВУЮ СИСТЕМУ ВПО и НОВЫЕ ФГОСы: 1. Федеральный закон от г. 232-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части уровней высшего профессионального образования). 2. Федеральный закон от г. 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия структуры и содержания государственного образовательного стандарта»

Перечень федеральных законов, обеспечивающих переход на ДВУХУРОВНЕВУЮ СИСТЕМУ ВПО и НОВЫЕ ФГОСы: 3. Федеральный закон от г. 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования». 4. Федеральный закон от г. 308-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам интеграции образования и науки»

Уровни высшего профессионального образования Бакалавриат Подготовкаспециалиста или магистратура или магистратура

Уровни высшего профессионального образования : высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "бакалавр" - бакалавриат; - высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "специалист" или квалификации (степени) "магистр" - подготовка специалиста или магистратура.

Нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования по очной форме обучения: для получения квалификации (степени) "бакалавр" - четыре года; - для получения квалификации (степени) "специалист" - не менее пяти лет; - для получения квалификации (степени) "магистр" - два года.

5-ЛЕТНЯЯ ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОДНОВРЕМЕННО ПО ДВУМ ПРОФИЛЯМ введенная Пост. Правит от г. ПОЗВОЛЯЕТ : обеспечить многопрофильную подготовку учителей для сельской школы; обеспечить полную нагрузку учителей в школе; обеспечить подготовку учителей для преподавания новых предметов; усилить практическую подготовку педагогов.

Устанавливаются следующие виды документов об уровнях высшего профессионального образования: диплом бакалавра; диплом специалиста; диплом магистра.

Нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования по очной форме обучения: Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым могут быть установлены иные нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования (программ бакалавриата, программ подготовки специалиста или программ магистратуры), устанавливается Правительством Российской Федерации

Прием в высшее учебное заведение Прием в государственные и муниципальные высшие учебные заведения для обучения по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста проводится по заявлениям лиц, имеющих среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование, на конкурсной основе по результатам единого государственного экзамена. Правом на участие в конкурсе для обучения по программам магистратуры пользуются лица, успешно завершившие обучение по программам бакалавриата.

Второе высшее профессиональное образование Получение образования по следующим образовательным программам высшего профессионального образования рассматривается как получение второго высшего профессионального образования: - по программам бакалавриата или программам подготовки специалиста - лицами, имеющими диплом бакалавра, диплом специалиста, диплом магистра; - по программам магистратуры - лицами, имеющими диплом специалиста, диплом магистра.

Образовательные траектории Первое высшее образование Бакалавр 1 Магистр 1 Второе высшее образование Бакалавр 1 Магистр 2 Бакалавр 2 Аспирантура Специалист 1 Специалист 2 Специалист 1 Магистр 1

Формы получения высшего образования: Очная Очно-заочная (вечерняя) заочная экстернат

УГС «Образование и педагогика» Перечень направлений подготовки бакалавров и магистров Наименование квалификации/степени 1. Педагогическое образование Бакалавр, Магистр 2. Специальное (дефектологическое) образование Бакалавр Магистр 3. Психолого-педагогического образования Бакалавр, Магистр 4. Профессиональное обучение (по отраслям) Бакалавр, Магистр

Принципы разработки ФГОС ВПО преемственность; согласованность в системе непрерывного образования; фундаментальность подготовки; усиление практической направленности обучения; акцент на результаты обучения, выраженные на языке компетенций ; сопоставимость с образовательными системами других стран.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС ВПО): уровневая структура (бакалавриат-магистратура); отсутствует деление на федеральный, национально- региональный и вузовский компоненты (весь стандарт – федеральный); в каждом цикле – базовая и вариативная части; компетентностный подход к результатам обучения отказ от дисциплинарного подхода; отсутствие обязательного перечня дидактических единиц ; показатель трудоемкости - зачетные единицы (аналог европейской системы ECTS); модульное построение.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС ВПО) не устанавливает: обязательные наименования дисциплин (за исключением истории, философии, иностранного языка, БЖД, физкультуры); наименования других дисциплин приводятся как примерные (для разработки примерных программ дисциплин, учебников и учебных пособий) ; полный перечень дисциплин – в ООП (комплект учебно-методической документации вуза).

Общие требования ФГОС: к структуре основных образовательных программ к условиям реализации основных образовательных программ к результатам освоения основных образовательных программ

Для перехода вузов на уровневую систему ВПО и ФГОСы требуется: Минобрнаукой должны быть разработаны и утверждены: Порядок получения ВПО по сокращенным или ускоренным программам бакалавриата (для лиц, имеющими среднее профессиональное образование соответствующего профиля, и для лиц, уровень образования или способности которых являются достаточным), Положение об экстернате в образовательных учреждениях ВПО, Порядок перевода обучающихся из одного учебного заведения в другое,

Для перехода вузов на уровневую систему ВПО и ФГОСы требуется: Положение об итоговой государственной аттестации выпускников вузов, Формы документов государственного образца о высшем профессиональном образовании и правила заполнения Диплома и приложения к нему (европейского образца) Порядок проведения учебных и производственных практик Порядок совместной разработки и реализации ООП ВПО несколькими вузами, в том числе зарубежными Методика использования системы зачетных единиц (аналог европейских кредитов) в системе российской высшей школы.

Вузами должны быть разработаны и утверждены. Основные образовательные программы (по каждому предусмотренному лицензией направлению подготовки (специальностям) для бакалавриата, магистратуры, подготовки специалиста и формам обучения). включая: учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, программы учебной и производственной практики, календарный учебный график, методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Типовое положение о вузе Раздел 3. «Образовательная деятельность высшего учебного заведения» п.34. Программы бакалавриата, программы подготовки специалиста и программы магистратуры, реализуемые в высшем учебном заведении по направлениям подготовки (специальностям) высшего профессионального образования, являются основными образовательными программами высшего профессионального образования и реализуются по уровням

Типовое положение о вузе Раздел 3. «Образовательная деятельность высшего учебного заведения» Основная образовательная программа Из п.39. Основная образовательная программа разрабатывается и утверждается вузом самостоятельно с учетом требований рынка труда на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, примерных образовательных программ.

Типовое положение о вузе Раздел 3. «Образовательная деятельность высшего учебного заведения» Примерные образовательные программы имеют рекомендательный характер их разрабатывает Министерство образования и науки Российской Федерации

Типовое положение о вузе Раздел 3. «Образовательная деятельность высшего учебного заведения» Основные образовательные программы высшего профессионального образования могут разрабатываться и реализовываться совместно несколькими высшими учебными заведениями, в том числе зарубежными, в порядке, устанавливаемом Министерством образования и науки Российской Федерации.

Технологии проектирования основных образовательных программ вуза на основе ФГОС ВПО нового поколения (модульный подход) Определить последовательность освоения модулей и их реальное наполнение (дисциплины, практики - в часах аудиторной и самостоятельной работы студента, включающих все формы текущего контроля и промежуточной аттестации), то есть сформировать Учебный план

Технологии проектирования основных образовательных программ вуза на основе ФГОС ВПО нового поколения (модульный подход) Сформировать все необходимое нормативно- методическое обеспечение текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и ИГА Составить Полную матрицу компетенций

Технологии проектирования основных образовательных программ вуза на основе ФГОС ВПО нового поколения (модульный подход) Определить полный набор компетенций выпускника данной ООП (из ФГОС + компетенции, определяющие «профиль») Составить полную Матрицу соответствия всех требуемых компетенций и всех имеющихся элементов образовательной программы (модулей, дисциплин, практик, мероприятий текущего, промежуточного и итогового контроля) По итогам анализа Матрицы –скорректировать учебный план (добавление новых модулей и дисциплин, удаление невостребованных, уточнение и перераспределение трудоемкости в зачетных единицах)

Технологии проектирования основных образовательных программ вуза на основе ФГОС ВПО нового поколения (модульный подход) Определить для каждого модуля (части модуля) применяемые образовательные технологии. Сформировать Рабочую программу каждого модуля ( дисциплины и практики), где необходимо проработать и просчитать самостоятельную работу студента, создать фонды оценочных средств для текущего контроля и промежуточной аттестации по данному модулю (дисциплине)

Технологии проектирования основных образовательных программ вуза на основе ФГОС ВПО нового поколения (модульный подход) Необходима координация кафедр при определении дисциплин, уход от мелкопредметности учебного плана. Выход на объединение дисциплин, работающих на одну компетенцию или на группу родственных компетенций (например, обеспечивающих профильную подготовку) в крупные образовательные модули (при этом возникают проблемы организации учебного процесса)

Технологии проектирования основных образовательных программ вуза на основе ФГОС ВПО нового поколения (модульный подход) Составить рабочие программы всех модулей, дисциплин, практик и «наполнить» присвоенные этим модулям (дисциплинам, практикам) зачетные единицы – в соответствии с затратами учебного времени – аудиторные занятия (лекции, семинары, практикумы, мероприятия текущего контроля и промежуточной аттестации) и самостоятельная работа студента (включая подготовку к текущему контролю и промежуточной аттестации).

Технологии проектирования основных образовательных программ вуза на основе ФГОС ВПО нового поколения (модульный подход) Особая задача проектирования - расчет реально затрачиваемого времени студентом и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студента.

Проблемы, возникающие при «кредитно- модульной» организации учебного процесса: Сложная задача при проектировании образовательных модулей – мотивированное взаимодействие преподавателей, обеспечивающих проектирование и реализацию модуля: «увязка» и согласование программ дисциплин и практик, входящих в состав модуля, обеспечение «студентоцентрированного» подхода

Общие рекомендации вузам при проектировании ООП По форме образовательная программа должна быть такой, чтобы уже на первых этапах обучения обеспечить конкретное понимание студентами конечных целей, а также промежуточных целей своего образования по отдельным модулям (дисциплинам) и годам обучения. Иными словами студент должен видеть свой путь движения к приобретаемой в вузе профессиональной компетентности, идя от задач своей будущей деятельности в целом к построению ее отдельных частей. Образовательная программа должна обеспечивать в большей части проблемный, исследовательский характер обучения, мотивирующий студента на поиск средств снятия собственных ограничений и приобретения требуемых компетентностей.

Общие рекомендации вузам при проектировании ООП Образовательная программа должна обеспечивать в большей части проблемный, исследовательский характер обучения, мотивирующий студента на поиск средств снятия собственных ограничений и приобретения требуемых компетентностей.

Общие рекомендации вузам при проектировании ООП Образовательная программа должна создать условия для максимального приближения системы оценивания и контроля студентов к условиям их будущей профессиональной практики. Помимо преподавателей, в качестве внешних экспертов должны более активно использоваться работодатели, студенты выпускных курсов вуза, преподаватели, читающие смежные дисциплины, важные для приобретения компетентности.

Компоненты подготовки педагога предметная область психолого-педагогическая и методическая подготовка формирование личности будущего педагога

Этапы проектирования ИГА, определяемого ФГОСом

Особенности перехода вуза Ответственность вуза за всю ООП от приема до выпуска При разработке ООП учет мнения всех субъектов Свобода в разработке, но повышение ответственности за каждый компонент и на каждом уровне Кооперация Студентоцентрированность