© V.Agenosov. Философские истоки «Люди как бы находятся в подземном жилище наподобие пещеры, где во всю ее длину тянется широкий просвет,… и видят они.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
А. Блок « Русь » (1906) Русь, опоясана реками И дебрями окружена, С болотами, и журавлями, И с мутным взором колдуна И.Левитан У омута.
Advertisements

Александр Блок связывал свою судьбу с судьбой России, постоянно ощущал неразрывную связь с Родиной. Обостренное внимание к её судьбе определило отношение.
Россия в лирике Александра Блока и картинах русских художников конца XIX – начала XX веков.
Поэма «Двенадцать»- гимн революции? (урок-исследование) учитель русского языка и литературы МОУ Караяшниковская СОШ Ковалёва А.Н.
Александр Блок. Родители Александр Львович Блок Александра Андреевна Блок.
Александр Блок Незнакомка. По вечерам над ресторанами Горячий воздух дик и глух, И правит окриками пьяными Весенний и тлетворный дух. Вдали, над пылью.
Где и когда родился А.Блок? В 1880г. в Петербурге.
Русский символизм (к. XIX-н. XX в.). Содержание 1. Основные понятия и термины 2. Поэты-символисты 3. «Старшие» символисты. В.Я. Брюсов. 4. К.Д. Бальмонт.
Тема Родины в лирике А.А.Блока Хочу, чтобы Россия услышала меня. А. Блок.
Александр Блок (1880 – 1921) Как памятник началу века, Там этот человек стоит. Анна Ахматова.
С ТИХОТВОРЕНИЕ А.С.Б ЛОКА «Р ОССИЯ ». Сделала : Валеева Регина 8 Б.
Сотри случайные черты – и ты увидишь: мир прекрасен!
Александр Блок «На поле Куликовом» Дидактические материалы.
Путешествие к Блоку (презентация) Выполнила: Ученица 10 а класса Гуричева Дарья.
Куликовская битва 1380 год 5 в класс Защищает проект Айбазова Айшат.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 5» г. Усолье-Сибирское Иркутской области А. Блок. «Двенадцать» «Двенадцать»
Отрывки… На канате плакат: «Вся власть Учредительному Собранию!» Старушка убивается плачет, Никак не поймет, что значит, На что такой плакат, Такой огромный.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 5» г. Усолье-Сибирское Иркутской области А. Блок. «Двенадцать» «Двенадцать»
Куликовская битва 1380 год зрительный ряд урока Куликов Р.В. МБОУ СОШ 28 ст. Анастасиевская 2011.
Тема Родины в творчестве А. Блока Познакомьтесь с поэтическим миром А. Блока и ответьте на вопрос: «Каковы особенности изображения России в его лирике?»
Транксрипт:

© V.Agenosov

Философские истоки «Люди как бы находятся в подземном жилище наподобие пещеры, где во всю ее длину тянется широкий просвет,… и видят они только то, что у них прямо перед глазами… Люди обращены спиной к свету, исходящему от огня, который горит далеко в вышине, а между огнем и узниками проходит верхняя дорога. Такие узники целиком и полностью принимали бы за истину тени проносимых мимо предметов...» (Платон. «Государство», книга 7. Диалог между Сократом и Главконом)

Милый друг, иль ты не видишь, Что всё видимое нами – Только отблеск, только тени От незримого очами? Милый друг, иль ты не слышишь, Что житейский шум трескучий – Только отклик искаженный Торжествующих созвучий? Милый друг, иль ты не чуешь, Что одно на целом свете – Только то, что сердце к сердцу Говорит в немом привете? 1892 Владимир Соловьев

Владимир Соловьев философ русского «духовного возрождения» Основные труды: Смысл любви (1894) Оправдание добра (1897) Три разговора (1900) Григорий Сковорода Николай Федоров

София Душа Мира, мистическое космическое существо, объединяющем Бога с земным миром; София представляет собой вечную женственность в Боге и, одновременно, замысел Бога о мире. Все видел я, и все одно лишь было - Один лишь образ женской красоты... Безмерное в его размер входило,- Передо мной, во мне - одна лишь ты. (Три свидания) ( )

Д.Мережковский – первый теоретик русского символизма («О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» (1892) «Современные люди стоят, беззащитные, лицом к лицу с несказанным мраком, на пограничной черте света и тени, и уже более ничто не ограждает их сердца от страшного холода, веющего из бездны…Никогда еще люди так не чувствовали сердцем необходимости верить и так не понимали разумом невозможности верить. В этом болезненном неразрешимом диссонансе, этом трагическом противоречии… заключается наиболее характерная черта мистической потребности XIX века… «Мысль изреченная есть ложь». В поэзии то, что не сказано и мерцает сквозь красоту символа, действует сильнее на сердце, чем-то, что выражено словами. три главных элемента нового искусства: мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности.

В.Брюсов – первый русский символист Сб. «Русские символисты» (1894) «Цель символизма рядом сопоставленных образов как бы загипнотизировать читателя, вызвать в нем известное настроение». Искусство есть "постижение мира иными, не рассудочными путями" (В.Брюсов). Тайны созданных созданий С лаской ластятся ко мне, И трепещет тень латаний На эмалевой стене. Фиолетовые руки На эмалевой стене Полусонно чертят звуки В звонко-звучной тишине… Всходит месяц обнаженный При лазоревой луне... Звуке реют полусонно, Звуки ластятся ко мне...

Пародия В.Соловьева Горизонты вертикальные В шоколадных небесах, Как мечты полузеркальные В лавровишневых лесах. Призрак льдины огнедышащей В ярком сумраке погас, И стоит меня не слышащий Гиацинтовый пегас. Мандрагоры имманентные Зашуршали в камышах, А шершаво-декадентные Вирши в вянущих ушах.

Валерий Брюсов ( ) Юноша бледный со взором горящим, Ныне даю я тебе три завета: Первый прими: не живи настоящим, Только грядущее - область поэта. Помни второй: никому не сочувствуй, Сам же себя полюби беспредельно. Третий храни: поклоняйся искусству, Только ему, безраздумно, бесцельно. 1896

Где вы, грядущие гунны, Что тучей нависли над миром! Слышу ваш топот чугунный По еще не открытым Памирам. На нас ордой опьянелой Рухните с темных становий Оживить одряхлевшее тело Волной пылающей крови. В.Брюсов «Грядущие гунны» (1904) Сложите книги кострами, Пляшите в их радостном свете, Творите мерзость во храме, Вы во всем неповинны, как дети! А мы, мудрецы и поэты, … Унесем зажженные светы В катакомбы, в пустыни, в пещеры. Бесследно все сгибнет, быть может, Что ведомо было одним нам, Но вас, кто меня уничтожит, Встречаю приветственным гимном.

всегда многозначеноднозначна дракон змея подколодная Прекрасная Дамадевица-красавица Идиот Башмачкин Гамаюн-птица вещая волк, лиса, собака, заяц Куликово поле Кремль смерть гроб

Символисты Символисты А.Блок З.Гиппиус и Д.Мережковский А.Белый Ф.Сологуб и М.Волошин М.Цветаева

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА ЛИТЕРАТУРНЫХ ТЕЧЕНИЙ СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА ЛИТЕРАТУРНЫХ ТЕЧЕНИЙ СИМВОЛИЗМ Представители Идеал Художественный мир Образ писателя, отношения с читателем В.Брюсов,А.Блок,Д.Мережковский,З.Гиппиус,Ф.Сологуб,А.Белый,Вяч.Иванов Тяготеющие: М.Волошин, А.Ремизов, частично М.Пришвин, М.Цветаева Достижение высшей мудрости (Софии); прорыв в непознаваемое с помощью искусства; Гармония Таинственный, высокая лексика; неопределенные слова. Двойной смысл сюжетов и слов Мифологические образы. Писатель-демиург; творчество для избранных (литургия).

АЛЕКСАНДР БЛОК (1880–1921)

Мать Блока Александра Андреевна Бекетова Блок с матерью и отчимом Феликсом Кублицким-Пиоттух Дед Блока Александр Николаевич Бекетов – биолог, ректор Санкт-Петербургского университета. Имение деда Шахматово Отец – Александр Львович Блок

«Стихи о прекрасной даме» (1904) – «слишком яркий свет» Героиня - реальная женщина: Она «стройна и высока, всегда надменна и сурова». Герой видит ее «каждый день издалека». На ней «серебристо- черный мех». Она скрывается в «темные ворота». Герой: Я и молод, и свеж, и влюблен Героиня неземное существо: «Дева», «Заря», «Купина», «Величавая Вечная Жена», «Святая», «Ясная», «Непостижная» Герой: «безрадостный и темный инок» «Я отрок зажигаю свечи». Л.Д.Менделеева в роли Офелии

«Я, отрок, зажигаю свечи...» Имеющий невесту есть жених; а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. От Иоанна, III, 29 Я, отрок, зажигаю свечи, Огонь кадильный берегу. Она без мысли и без речи На том смеется берегу. Люблю вечернее моленье У Белой церкви над рекой, Передзакатное селенье И сумрак мутно-голубой. Покорный ласковому взгляду, Любуюсь тайной красоты, И за церковную ограду Бросаю белые цветы. Падет туманная завеса. Жених сойдет из алтаря. И от вершин зубчатых леса Забрежжит брачная заря. 7 июля 1902 «призрачные сны», «неведомые тени», «неведомые звуки», «надежды нездешние», «нездешние видения», «красота неизреченная», «непостижная тайна», «сумрак неизвестный»

Дома растут, как желанья, Дома растут, как желанья, Но взгляни внезапно назад: Там, где было белое зданье, Увидишь ты черный смрад. Так все вещи меняют место, Неприметно уходят ввысь. Ты, Орфей, потерял невесту, - Кто шепнул тебе - "Оглянись..."? Я закрою голову белым, Закричу и кинусь в поток. И всплывет, качнется над телом Благовонный, речной цветок. 5 ноября 1902 В поэзии драма расставания, В жизни - свадьба

Блок об эволюции своего творчества 6 июня 1911 года, в письме к А.Белому он раскрывает содержание каждой из трех книг трилогии: «... таков мой путь, теперь, когда он пройден, я твердо уверен, что это должное и что все стихи вместе – «трилогия вочеловечения» (от мгновения слишком яркого света – через необходимый болотистый лес – к отчаянью, проклятиям, «возмездию» и... – к рождению человека «общественного», художника, мужественно глядящего в лицо миру...)».

Фабрика В соседнем доме окна желты. По вечерам - по вечерам Скрипят задумчивые болты, Подходят люди к воротам. И глухо заперты ворота, А на стене - а на стене Недвижный кто-то, черный кто-то Людей считает в тишине. Я слышу всё с моей вершины: Он медным голосом зовет Согнуть измученные спины Внизу собравшийся народ. Они войдут и разбредутся, Навалят на спины кули. И в желтых окнах засмеются, Что этих нищих провели. 24 ноябре 1903

Второй том стихов Блока: «отчаянье, проклятие, возмездие» Своеобразие восприятия революции и своей судьбы: Поднимались из тьмы погребов. Уходили их головы в плечи. Тихо выросли шумы шагов, Словеса незнакомых наречий. …………………………………. Пусть заменят нас новые люди! В тех же муках рождала их мать. Так же нежно кормила у груди... В пелене отходящего дня Нам была эта участь понятна... Нам последний закат из огня Сочетал и соткал свои пятна. Не стерег исступленный дракон, Не пылала под нами геенна. Затопили нас волны времен, И была наша участь - мгновенна. 10 сентября 1904 Барка жизни встала На большой мели. Громкий крик рабочих Слышен издали. Песни и тревога На пустой реке. Входит кто-то сильный В сером армяке. Руль дощатый сдвинул, Парус распустил И багор закинул, Грудью надавил. Тихо повернулась Красная корма, Побежали мимо Пестрые дома. Вот они далёко, Весело плывут. Только нас с тобою, Верно, не возьмут! Декабрь 1904

Хожу, брожу понурый Один в своей норе. Придет шарманщик хмурый, Заплачет на дворе... … Брожу один, забыт. И свечка догорела, И маятник стучит. Одна, одна надежда Вон там, в ее окне. Светла ее одежда, Она придет ко мне. Как холодно и тесно, Когда ее здесь нет! Как долго неизвестно, Блеснет ли в окнах свет... «...Писатель, верующий в свое призвание, сопоставляет себя со своей родиной, полагая, что болеет ее болезнями, страдает ее страданиями, сораспинается с нею». А.Блок

По вечерам над ресторанами Горячий воздух дик и глух, И правит окриками пьяными Весенний и тлетворный дух. Вдали, над пылью переулочной, Над скукой загородных дач, Чуть золотится крендель булочной, И раздается детский плач… И каждый вечер друг единственный В моем стакане отражен И влагой терпкой и таинственной, Как я, смирён и оглушен...

СРАВНИТЕ Прекрасную Даму и Незнакомку И каждый вечер, в час назначенный (Иль это только снится мне?), Девичий стан, шелками схваченный, В туманном движется окне. И медленно, пройдя меж пьяными, Всегда без спутников, одна, Дыша духами и туманами, Она садится у окна. И веют древними поверьями Ее упругие шелка, И шляпа с траурными перьями, И в кольцах узкая рука. И странной близостью закованный, Смотрю за темную вуаль, И вижу берег очарованный И очарованную даль. В моей душе лежит сокровище, И ключ поручен только мне! Ты право, пьяное чудовище! Я знаю: истина в вине.

«Русь» Ты и во сне необычайна. Твоей одежды не коснусь. Дремлю и за дремотой тайна, И в тайне ты почиешь, Русь. Русь, опоясана реками И дебрями окружена, С болотами и журавлями, И с мутным взором колдуна, Где разноликие народы Из края в край, из дола в дол Ведут ночные хороводы Под заревом горящих сел. Где ведуны с ворожеями Чаруют злаки на полях И ведьмы тешатся с чертями В дорожных снеговых столбах. Где буйно заметает вьюга До крыши утлое жилье, И девушка на злого друга Под снегом точит лезвее. Где все пути и все распутья Живой клюкой измождены, И вихрь, свистящий в голых прутьях, Поет преданья старины...

«Снежная дева» Наталья Волохова: стихия природы (ветер, метель) в циклах «Снежная маска»(1907) и «Фаина»(1906–1908) И под знойным снежным стоном Расцвели черты твои. Только тройка мчит со звоном В снежно-белом забытьи. Ты взмахнула бубенцами, Увлекла меня в поля... Душишь черными шелками, Распахнула соболя... И о той ли вольной воле Ветер плачет вдоль реки, И звенят, и гаснут в поле Бубенцы, да огоньки? Золотой твой пояс стянут, Нагло скромен дикий взор! Пусть мгновенья все обманут, Канут в пламенный костер! Так пускай же ветер будет Петь обманы, петь шелка! Наталья Николаевна Волохова ( ) – драматическая актриса. Блок демонизировал ее, видел в ней «снежную деву».

Смотрю я – руки вскинула, В широкий пляс пошла, Цветами всех осыпала И в песне изошла... Неверная, лукавая, Коварная – пляши! И будь навек отравою Растраченной души! (Гармоника, гармоника...) В цикле «Фаина» образ героини обогащается новыми свойствами. Теперь она не только воплощение «стихии души», но и стихии противоречивой народной жизни:

Мотив «растраченной души» Теперь за плечами все «мое» и все «не мое», равно великое А.Блок - А.Белому (1911) Я пригвожден к трактирной стойке. Я пьян давно. Мне всё - равно. Вон счастие мое - на тройке В сребристый дым унесено... Летит на тройке, потонуло В снегу времен, в дали веков... Бубенчик под дугой лепечет О том, что счастие прошло... И только сбруя золотая Всю ночь видна... Всю ночь слышна... А ты, душа... душа глухая... Пьяным пьяна... пьяным пьяна октября 1908 И стало все равно, какие Лобзать уста, ласкать плеча, В какие улицы глухие Гнать удалого лихача… (Своими горькими слезами)

О, весна без конца и без краю - Без конца и без краю мечта! Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита! Принимаю тебя, неудача, И удача, тебе мой привет! В заколдованной области плача, В тайне смеха - позорного нет! Принимаю бессонные споры… И смотрю, и вражду измеряю, Ненавидя, кляня и любя: За мученья, за гибель - я знаю - Все равно: принимаю тебя!

Хочу, Всегда хочу смотреть в глаза людские, И пить вино, и женщин целовать, И яростью желаний полнить вечер, Когда жара мешает днем мечтать. И песни петь! И слушать в мире ветер! (О смерти)

Другие стихи цикла: «Унижение», «На островах», «В ресторане»; подцикл «Черная кровь» Есть в напевах твоих сокровенных Роковая о гибели весть. Есть проклятье заветов священных, Поругание счастия есть. И такая влекущая сила, Что готов я твердить за молвой, Будто ангелов ты низводила, Соблазняя своей красотой... И когда ты смеешься над верой, Над тобой загорается вдруг Тот неяркий, пурпурово-серый И когда-то мной виденный круг. Зла, добра ли? - Ты вся - не отсюда. Мудрено про тебя говорят: Для иных ты - и Муза, и чудо. Для меня ты - мученье и ад. Третий том – синтез двух первых. В итоге: «рождение человека «общественного», художника, мужественно глядящего в лицо миру…» Начало: цикл «Страшный мир» «Страшный мир! Он для сердца тесен!» «К Музе» - первое стихотворение цикла

Герой, утративший душу, предстает в разных обличьях. То он лермонтовски- врубелевский демон, страдающий и несущий гибель другим (два стихотворения «Демон»), то «стареющий юноша» – двойник лирического героя («Двойник»). Прием «двойничества» лег в основу и сатирически-трагического подцикла «Жизнь моего приятеля» («Поглядите, вот бессильный...», «Все свершилось по писаньям...»). Лирический герой страдающий мертвец среди живых всем довольных обывателей. Он больше ни во что не верит, Себя лишь хочет обмануть, А сам – к моей блаженной двери Отыскивает вяло путь. С него довольно славить бога – Уж он – не голос, только – стон. Я отворю. Пускай немного Еще помучается он. (Говорит смерть)

Миры летят. Года летят. Пустая Вселенная глядит в нас мраком глаз. А ты, душа, усталая, глухая, О счастии твердишь который раз? Когда ж конец? Назойливому звуку Не станет сил без отдыха внимать... Как страшно все! Как дико! – Дай мне руку, Товарищ, друг! Забудемся опять.

«Очень неприятные стихи Лучше бы было этим словам остаться не сказанными. Но я должен был их сказать. Трудное надо преодолеть. А за ним будет ясный день». А.Блок Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века – Всё будет так. Исхода нет. Умрешь – начнешь опять сначала, И повторится всё, как встарь: Ночь, ледяная рябь канала, Аптека, улица, фонарь. 10 октября 1912

«О доблести, о подвигах, о славе...» О, я хочу безумно жить: Все сущее – увековечить, Безличное– вочеловечить, Несбывшееся– оплотить! Я Я верю: новый век взойдет Средь всех несчастных поколений. Недаром славит каждый род Смертельно оскорбленный гений. верю: новый век взойдет Пусть день далек – у на все те же Заветы юношам и девам: Презренье согревает гневом, А зрелость гнева – есть мятеж. (В огне и холоде тревог...)

В марте 1914 года я «отдался стихии не менее слепо, чем в январе 1907 г.» А.Блок Сама себе закон – летишь, летишь ты мимо, К созвездиям иным, не ведая орбит*, И этот мир тебе – лишь красный облак дыма, Где что-то жжет, поет, тревожит и горит! И в зареве его – твоя безумна младость... Все – музыка и свет: нет счастья, нет измен... Мелодией одной звучат печаль и радость... Но я люблю тебя: я сам такой, Кармен. (Нет, никогда моей, и ты ничьей не будешь...) Оперная актриса Андреева-Дельмас ( )

Цикл «РОДИНА»: подцикл «На поле Куликовом» «Куликовская битва принадлежит, по убеждению автора, к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди». А.Блок Кулико́вская би́тва[ сражение между войсками во главе с московским князем Дмитрием Донским и армией темника Золотой Орды Мамая, состоявшееся 8 сентября 1380 года на Куликовом поле (ныне Тульская обл.)[

Река раскинулась. Течет, грустит лениво И моет берега. Над скудной глиной желтого обрыва В степи грустят стога. О, Русь моя! Жена моя! До боли Нам ясен долгий путь! Наш путь - стрелой татарской древней воли Пронзил нам грудь. Наш путь - степной, наш путь - в тоске безбрежной - В твоей тоске, о, Русь! И даже мглы - ночной и зарубежной - Я не боюсь. (1-я часть)

Почему автор, рассказывая о прошлом, использует настоящее время? Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами Степную даль. В степном дыму блеснет святое знамя И ханской сабли сталь... И вечный бой! Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль... Летит, летит степная кобылица И мнет ковыль... И нет конца! Мелькают версты, кручи... Останови! Идут, идут испуганные тучи, Закат в крови! Закат в крови! Из сердца кровь струится! Плачь, сердце, плачь... Покоя нет! Степная кобылица Несется вскачь! 7 июня 1908

Что происходит во втором стихотворении? Мы, сам-друг, над степью в полночь стали: Не вернуться, не взглянуть назад За Непрядвой лебеди кричали, И опять, опять они кричат... На пути - горючий белый камень. За рекой - поганая орда. Светлый стяг над нашими полками Не взыграет больше никогда. И, к земле склонившись головою, Говорит мне друг: "Остри свой меч, Чтоб недаром биться с татарвою, За святое дело мертвым лечь!" Я - не первый воин, не последний, Долго будет родина больна. Помяни ж за раннею обедней Мила друга, светлая жена! 8 июня 1908

4 Опять с вековою тоскою Пригнулись к земле ковыли. Опять за туманной рекою Ты кличешь меня издали... Умчались, пропали без вести Степных кобылиц табуны, Развязаны дикие страсти Под игом ущербной луны. И я с вековою тоскою, Как волк под ущербной луной, Не знаю, что делать с собою, Куда мне лететь за тобой! Я слушаю рокоты сечи И трубные крики татар, Я вижу над Русью далече Широкий и тихий пожар. Объятый тоскою могучей, Я рыщу на белом коне... Встречаются вольные тучи Во мглистой ночной вышине. Вздымаются светлые мысли В растерзанном сердце моем, И падают светлые мысли, Сожженные темным огнем... "Явись, мое дивное диво! Быть светлым меня научи!" Вздымается конская грива... За ветром взывают мечи июля 1908

5 И мглою бед неотразимых Грядущий день заволокло. Вл. Соловьев Опять над полем Куликовым Взошла и расточилась мгла, И, словно облаком суровым, Грядущий день заволокла. За тишиною непробудной, За разливающейся мглой Не слышно грома битвы чудной, Не видно молньи боевой. Но узнаю тебя, начало Высоких и мятежных дней! Над вражьим станом, как бывало, И плеск и трубы лебедей. Не может сердце жить покоем, Недаром тучи собрались. Доспех тяжел, как перед боем. Теперь твой час настал.- Молись! 23 декабря 1908

« Россия » Опять, как в годы золотые, Три стертых треплются шлеи, И вязнут спицы расписные В расхлябанные колеи... Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые, Как слезы первые любви! Тебя жалеть я не умею И крест свой бережно несу... Какому хочешь чародею Отдай разбойную красу! Пускай заманит и обманет, Не пропадешь, не сгинешь ты, И лишь забота затуманит Твои прекрасные черты... Ну что ж? Одно заботой боле Одной слезой река шумней А ты все та же лес, да поле, Да плат узорный до бровей... И невозможное возможно, Дорога долгая легка, Когда блеснет в дали дорожной Мгновенный взор из-под платка, Когда звенит тоской острожной Глухая песня ямщика!..

«Слушайте музыку революции!» «Она [ революция ] легко калечит в водовороте достойного, она часто выносит на сушу невредимых и недостойных; но это ее частности, это не меняет ни общего направления потока, ни того грозного и оглушительного гула, который издает поток. Гул этот все равно всегда - о великом». А.Блок («Интеллигенция и революция»)

ПОЭМА «ДВЕНАДЦАТЬ» (1918) 1 Черный вечер. Белый снег. Ветер, ветер! На ногах не стоит человек. Ветер, ветер - На всем божьем свете! Завивает ветер Белый снежок. Под снежком - ледок. Скользко, тяжко, Всякий ходок Скользит - ах, бедняжка! От здания к зданию Протянут канат. На канате - плакат: "Вся власть Учредительному Собранию!" Рис. Юрия Анненкова (1918)

Ветер хлесткий! Не отстает и мороз! И буржуй на перекрестке В воротник упрятал нос. А это кто? - Длинные волосы И говорит вполголоса: - Предатели! - Погибла Россия! - Должно быть, писатель - Вития... Черное, черное небо. Злоба, грустная злоба Кипит в груди... Черная злоба, святая злоба... Товарищ! Гляди В оба!

2 Гуляет ветер, порхает снег. Идут двенадцать человек. Винтовок черные ремни, Кругом - огни, огни, огни... В зубах - цыгарка, примят картуз, На спину б надо бубновый туз! Свобода, свобода, Эх, эх, без креста! Тра-та-та! Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг! Товарищ, винтовку держи, не трусь! Пальнем-ка пулей в Святую Русь

3 В красной гвардии служить - В красной гвардии служить - Буйну голову сложить! Эх ты, горе-горькое, Сладкое житье! Рваное пальтишко, Австрийское ружье! Мы на горе всем буржуям Мировой пожар раздуем, Мировой пожар в крови - Господи, благослови! 4 Снег крутит, лихач кричит, Ванька с Катькою летит - Вот так Ванька - он плечист! Вот так Ванька - он речист! Катьку-дуру обнимает, Заговаривает...

5 У тебя на шее, Катя, Шрам не зажил от ножа. У тебя под грудью, Катя, Та царапина свежа! Эх, эх, попляши! Больно ножки хороши! В кружевном белье ходила - Походи-ка, походи! С офицерами блудила - Поблуди-ка, поблуди! Эх, эх, поблуди! Сердце ёкнуло в груди! Гетры серые носила, Шоколад Миньон жрала, С юнкерьем гулять ходила - С солдатьем теперь пошла? Рис. Ю.Анненкова Эх, эх, согреши! Будет легче для души! 6 А Катька где? - Мертва, мертва! Простреленная голова!

7 И опять идут двенадцать, За плечами - ружьеца. Лишь у бедного убийцы Не видать совсем лица... - Что, Петруха, нос повесил, Или Катьку пожалел? - Ох, товарищ, родные, Эту девку я любил... Ночки черные, хмельные С этой девкой проводил... - Из-за удали бедовой В огневых ее очах, Из-за родники пунцовой Возле правого плеча, Загубил я, бестолковый, Загубил я сгоряча... ах! - Поддержи свою осанку! - Над собой держи контроль! - Не такое нынче время, Чтобы нянчиться с тобой! Потяжеле будет бремя Нам, товарищ дорогой! - И Петруха замедляет Торопливые шаги... Он головку вскидавает, Он опять повеселел... Эх, эх! Позабавиться не грех! Запирайте етажи, Нынче будут грабежи! Отмыкайте погреба - Гуляет нынче голытьба!

9Не слышно шуму городского, Над невской башней тишина, И больше нет городового - Гуляй, ребята, без вина! Стоит буржуй на перекрестке И в воротник упрятал нос. А рядом жмется шерстью жесткой Поджавший хвост паршивый пес. Стоит буржуй, как пес голодный, Стоит безмолвный, как вопрос. И старый мир, как пес безродный, Стоит за ним, поджавши хвост. 10 Разыгралась чтой-то вьюга, Ой, вьюга', ой, вьюга'! Не видать совсем друг друга За четыре за шага! Снег воронкой завился, Снег столбушкой поднялся... - Шаг держи революцьонный! Близок враг неугомонный!

11...И идут без имени святого Все двенадцать - вдаль. Ко всему готовы, Ничего не жаль... Их винтовочки стальные На незримого врага... В переулочки глухие, Где одна пылит пурга... Да в сугробы пуховые - Не утянешь сапога... В очи бьется Красный флаг. Раздается Мерный шаг. Вот - проснется Лютый враг... И вьюга' пылит им в очи Дни и ночи Напролет... Вперед, вперед, Рабочий народ!

12...Так идут державным шагом, Позади - голодный пес, Впереди - с кровавым флагом, И за вьюгой невидим, И от пули невредим, Нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз - Впереди - Исус Христос.

Последний период «Музыка уходит». А.Блок. (Из дневника) Дом, где была последняя квартира поэта Последняя фотография

Болезнь и смерть Весной 1921 г. Блок заболел. Это было связано с голодными годами, с душевным кризисом. Ему было рекомендовано лечение заграницей, но советское правительство отказывало поэту в выезде. За Блока ходатайствовали перед Лениным М.Горький и Нарком просвещения А.Луначарский. Разрешение пришло утром 7 августа 1921 года. А в 11 часов утра Блок скончался. Отдельно взятая, страна едва жива. Жене и матери в одной квартире плохо. Блок умер. Выжили ужасные слова: Свекровь, свояченица, кровь, сноха, эпоха. Александр Кушнер «Он умер оттого, что не мог больше жить» (В.Ходасевич)

Могила Блок похоронен на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга

Жизнь после смерти Имя твое птица в руке, Имя твое льдинка на языке. Одно-единственное движенье губ. Имя твое пять букв. Мячик, пойманный на лету, Серебряный бубенец во рту. М.Цветаева (1916) «Нравится мне его строгое лицо и голова флорентинца эпохи Возрождения» (М.Горький) «…это лицо человека чрезмерно, небывало впечатлительного, переживающего каждое впечатление, как боль или радость». К.Чуковский о Блоке

А.Ахматова написала воспоминания о встречах с Блоком Он ветрен, как ветер. Как ветер, Шумевший в имении в дни, Как там еще Филька-фалетер Скакал в голове шестерни. Тот ветер, проникший под ребра И в душу, в течение лет Недоброю славой и доброй Помянут в стихах и воспет. Б.Пастернак Тот ветер повсюду. Он дома, В деревьях, в деревне, в дожде, В поэзии третьего тома, В «Двенадцати», в смерти, везде. Б.Пастернак

Музеи Блока В 1980 г. в последней квартире Блока был открыт мемориальный музей Музей-заповедник в Шахматово

Исследователи творчества Блока Ю.М.Лотман