Подготовка к ЕГЭ по русскому языку на уроках литературы в 10 классе.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Технология развития устной речи Веселова З.Т., Заслуженный учитель РФ.
Advertisements

Учитель Новлянской СОШ Лебедева Е.И.. Выпускнику 9 класса ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ необходимо: 1) Создать текст сочинения- рассуждения: - выдвинуть тезис,
Сочинение по художественному тексту в формате ЕГЭ (на примере текста А.П. Владимирова «Косуля»)
В ИДЫ ЗАДАНИЙ ЧАСТИ 2 ГИА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Для подготовки к ГИА 1 Фирстова С. В.
Стили речи 1. Разговорный стиль 2. Научный стиль 3.Официально-деловой стиль 4. Публицистический стиль 5. Художественный стиль.
Работу выполнила Ученица 7 «Б» класса Петрова Анна Работу выполнила Ученица 7 «Б» класса Петрова Анна.
Стили речи РазговорныйКнижные Официально -деловой Научный Публицисти ческий Художеств енный.
И З Л О Ж Е Н И Е Памятка Как писать изложение. Изложение – это письменная работа, в которой необходимо по памяти изложить текст. Но важно передать содержание.
Сфера употребления художественного стиля Язык художественной литературы: стиль писателя Стиль литературного направления Задача речи Эстетическая Создание.
Содержание Литературный язык Научный стиль Официально-деловой стиль Публицистический стиль Язык художественной литературы Разговорная речь Стилистическая.
Сочинение по художественному тексту в формате ЕГЭ (на примере текста А.П. Владимирова «Косуля») Учитель МОУ «Лицей « 21» Елагина Н.И.
Название стиля: Научный Функциясообщение научных сведений, научное объяснение фактов Сфера употребления официальная обстановка Жанрынаучная статья, доклад,
1. Сколько микротем в данном тексте? 1)1 2)2 3)3 4)4.
Научный стиль. История научного стиля Возникновение научного стиля связано с развитием разных областей научного знания, разных сфер деятельности человека.
Часть С 1. Проблема текста 2. Комментарий к сформулированной проблеме. !!! Cамая сложная часть работы (НЕ ПЕРЕСКАЗ) 3. Позиция автора. 4. Аргументация.
СТИЛИ РЕЧИ Презентация преподавателя русского языка Ситчихиной Елены Михайловны.
Научный стиль. Сфера употребления Научные доклады и лекции, выступления на научных конференциях и совещаниях являются образцами научного стиля речи. Также.
Стилистика Подготовка к ЕГЭ. Текст – целостное законченное высказывание Признаки текста: Наличие темы и основной мысли Наличие или возможность заголовка.
Научный стиль. Сфера употребления Научные доклады и лекции, выступления на научных конференциях и совещаниях являются образцами научного стиля речи. Также.
Стилистические особенности Примеры 1.Реализует функцию сообщения. Это стиль научных работ, учебников и учебных пособий, статей на научные темы. Он характеризуется.
Транксрипт:

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку на уроках литературы в 10 классе

Повторение изученного материала и подготовка к ЕГЭ в системе работы на каждом уроке (34 ч.). Отработка элементов методики «полетного» повторения. Правило организует обучению письму: написания должно быть закреплено путем длительных упражнений, так чтобы оно стало навыком. Бархин К.Б., Истрина Е.С.* * «Методика русского языка в средней школе», Москва, с.84

Прочитайте отрывок из романа Л.Н. Толстого «Война и мир»: (1)На другой день, 3-го марта, во втором часу пополудни, двести пятьдесят человек Английского клуба и пятьдесят человек гостей ожидали к обеду дорогого гостя и героя австрийского похода, князя Багратиона. (2) В первое время по получении известия об Аустерлицком сражении Москва пришла в недоумение.(3) В то время русские так привыкли к победам, что, получив известие о поражении, одни просто не верили, другие искали объяснений такому странному событию в каких- нибудь, необыкновенных причинах.(4) В Английском клубе, где собиралось всё, что было знатного, имеющего верные сведения и вес, в декабре месяце, когда стали приходить известия, ничего не говорили про войну и про последнее сражение, как будто все сговорились молчать о нём. (5)Люди, дававшие направление разговорам, как-то: граф Растопчин, князь Юрий Владимирович Долгорукий, Валуев, граф Марков, князь Вяземский, не показывались в клубе, а собирались по домам, в своих интимных кружках, и москвичи, говорившие с чужих голосов (к которым принадлежал и граф Илья Андреич Ростов), оставались на короткое время без определённого суждения о деле войны и без руководителей. (6)Москвичи чувствовали, что что-то нехорошо и что обсуждать эти дурные вести трудно, и потому лучше молчать. (7)Но через несколько времени, как присяжные выходят из совещательной комнаты, появились опять тузы, дававшие мнение в клубе, и всё заговорило ясно и определённо. (8)Были найдены причины тому неиноверному, неслыханному и невозможному событию, что русские были побиты, и всё стало ясно, и во всех углах Москвы заговорили одно и то же. (9)Причины эти были: измена австрийцев, дурное продовольствие войска, измена поляка Пржибышевского и француза Ланжерона, неспособность Кутузова и (потихоньку говорили) молодость и неопытность государя, вверившегося дурным и ничтожным людям.(10)Но войска, русские войска, говорили все, были необыкновенны и делали чудеса храбрости.(11) Солдаты, офицеры и генералы были герои.(12) Но героем из героев был князь Багратион, прославившийся своим Щенграбенским делом и отступлением от Аустерлица, где он один провёл свою колонну ненастроенною и целый день отбивал вдвое сильнейшего неприятеля… (13)Про Кутузова никто не говорил, и некоторые шёпотом бранили его, называя придворную вертушкой и старым сатиром.

Определите тип речи текста: повествование; описание; рассуждение;

Озаглавьте отрывок из романа, опираясь на тему отрывка: рассказ о событии герое; рассказ о герое и событии; авторское восприятие субъекта или предмета описания; передача его характерных черт и особенностей; анализ явлений, действий или состояний героя (героев).

Определите главную мысль текста: рассказать о восприятии светом поражения русской армии и героев этого сражения – Кутузова и Багратиона; нарисовать портрет Багратиона и Кутузова; выразить авторское отношение к рассказываемому; исследовать вопрос, заявленный в тезисе рассуждения: «Были найдены причины тому неиноверному, неслыханному событию, что русские были побиты…».

Какой вопрос можно задать к тексту в целом: о чем или о ком рассказывается? каким автор увидел героя, событие? почем это событие, герои интересуют писателя? почему это событие, герой могут быть важны для читателя?

Определите языковые средства типа речи: преимущественное употребление глаголов и существительных со значением действия, состояния, сравнительно с другими частями речи; употребление существительных, передающих восприятие цвета, запаха, формы, осязательные ощущения; и со значением пространственного расположения предмета, активного и неактивного действия; употребление существительных с отвлеченным значением.

Найдите композиционно-лексические признаки типа речи, ответ аргументируете: наречия последовательности повествования, типа: сначала, через некоторое время, потом; слова рассуждения, типа: если, потому что, во- первых, значит, следовательно и др.; прилагательные и наречия описания, означающие расположение в пространстве, времени. обозначающие цвет, запах, качество проявление признака и т.п.

Определите, чтение текста похоже на: просмотр последовательно сменяющихся кадров фильма; внимательное изучение (разглядывание) рисунка; раскрашивание художественного полотна словами- красками; упражнение: тебе (автору) необходимо найти ответ на поставленный автором (обозначенный в тексте) вопрос.

Определите стиль речи текста: художественный; публицистический; научный.

Определите сферу применения текста: научная статья, словарь, справочник, учебник, журнал; документ, государственный акт, закон, деловая бумага; периодическая печать; произведение писателя.

Определите цель текста: точно и полно объяснить научные факты, исследуемые автором; обозначить причинно-следственные связи между общественно-политическими событиями; донести информацию, имеющую практическое значение; предупредить о необходимости соответствовать нормам и законам; воздействовать на сознание читателя с определённой воспитательной, назидательной, политической целью; призвать к действию; рассказать о событии, герое, ситуации; проанализировать их, дать оценку событию, явлению, герою; будить в читателе мысль.

Определите основные стилевые черты текста: информативная насыщенность, точность, сжатость, конкретность, однозначность, бесстрастность, объективность суждения; компактность, точность, сжатость, стандартное расположение материала, обязательность формы; лаконичность изложения при информативной насыщенности; простота, доступность, доходчивость изложения, эмоциональная обобщённость; единство коммуникативной и эстетической функции; эмоциональность, образность, выразительность.

Найдите композиционно- стилистические признаки стиля речи, ответ аргументируйте: тропы и фигуры, диалектизмы, устаревшая лексика; использование лексики других стилей, подчиненное теме и идее текста; слова отвлеченной лексики, термины, слова-даты, географические понятия, изобразительные средства языка; использование терминов, научных штампов, клише, употребление предложений с бессоюзной связью.

Восстановите структуру предложений, используя слова, приведённые ниже: Восстановите структуру предложений, используя слова, приведённые ниже: При помощи _________________ в тексте создаётся особый эмоциональный фон. ______________ позволяет автору выразить экспрессию обобщения. Цепочка ___________ _________ является средством создания градации. Два __________ в последнем предложении подчёркивают мнение света о Кутузове. Но именно с помощью ______________ писателю удаётся выразить главную мысль текста. перифраза; парадокс; эпитет; однородные члены; метонимия; параллелизм; фразеологизм; гипербола; экспрессивный повтор.

Укажите номера предложений, в которых есть уточнение времени: 1; 4; 10.

Укажите номер предложения, в котором по правилам современной пунктуации должно быть поставлено тире, но оно в тексте Л.Н.Толстого отсутствует: 7; 5; 8.

Укажите номер предложения с однородным подчинением и постройте схему этого предложения: 7; 12; 3.

Укажите номер предложения - сложной синтаксической конструкции: 11; 6; 7.

Определите тип связи в словосочетании второго предложения «известие об Аустерлицком сражении»: управление; примыкание; согласование.

Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении 7: предложение сложноподчинённое, имеющее две придаточные части, поэтому поставлены две запятые; предложение сложноподчинённое, имеющее две однородные подчинительные (изъяснительные) конструкции, соединённые союзом «и», поэтому между ними запятая не ставится.

Объясните написание слов: (по)полудни, пятьдесят, Английского клуба, австрийского похода, по получении, Аустерлицкое сражение, (в)недоумение, о поражении, объяснение, странное, собиралось, каких (нибудь), (не)обыкновенных, причина, (ни)чего, определённого, чувствовали, принадлежал, присяжные, (не)иноверному, (не)слыханному, (не)возможному, (не)способность, прославившийся, колонна, (в)двое, Итальянский поход, (не)расположение, (не)одобрение.

Прочитайте текст: (1)3-го марта во всех комнатах Английского клуба стоял стон разговаривавших голосов, и, как пчёлы на весеннем пролёте, сновали взад и вперёд, сидели, стояли, сходились, и расходились, в мундирах, фраках и ещё кое-кто в пудре и кафтанах, члены и гости клуба. (2)Пудреные, в чулках и башмаках, ливрейные лакеи стояли у каждой двери и напряжённо старались уловить каждое движение гостей и членов клуба, чтобы предложить свои услуги. (3)Большинство присутствовавших были старые, почтенные люди с широкими самоуверенными лицами, толстыми пальцами, твёрдыми движениями и голосами. (4) Этого рода гости и члены сидели по известным, привычным местам и сходились в известных, привычных кружках. (5)Малая часть присутствовавших состояла из случайных гостей – преимущественно молодёжи, в числе которой были Денисов, Ростов и Долохов, который был опять семёновским офицером. (6)На лицах молодёжи, особенно военной, было выражение того чувства презрительной почтительности к старикам, которое как будто говорит старому поколению: «Уважать и почитать вас мы готовы, но помните, что всё-таки за нами будущность».

Определите тип речи текста: повествование; описание; рассуждение.

Озаглавьте отрывок из романа, опираясь на тему отрывка: рассказ о событии; рассказ о герое; авторское восприятие события или предмета описания; передача его характерных черт и особенностей; анализ явлений, действий или состояний героя (героев).

Определите главную мысль текста: рассказать о собрании в Английском клубе представителей света; попытка нарисовать портрет старшего и молодого поколений начала века; выразить к поколению отцов и поколению детей авторское отношение; исследовать вопрос, заявленный в тезисе рассуждения: «Уважать и почитать мы вас готовы, но помните, что всё-таки за нами будущее».

Какой вопрос можно задать к тексту в целом: о чём или о ком рассказывается? каким автор увидел событие? почему это событие, герои интересуют писателя? почему это событие, герой могут быть важны для читателя?

Определите языковые средства типа речи: преимущественное употребление глаголов и существительных со значением действия, состояния, сравнительно с другими частями речи; употребление глаголов и существительных, передающих восприятие цвета, запаха, формы, осязательные ощущения; и со значением пространственного расположения предмета, активного и неактивного действия, состояния; употребление существительных с отвлечённым значением.

Найдите композиционно-лексические признаки типа речи, ответ аргументируйте: наречия последовательности повествования, типа: сначала, через некоторое время, потом; слова рассуждения, типа: если, потому что, во-первых, значит, следовательно и др.; прилагательные и наречия описания, означающие расположение в пространстве, времени; обозначающие цвет, запах, качество проявление признака и т.п.

Определите, чтение текста похоже на: просмотр последовательно сменяющихся кадров фильма; внимательное изучение (разглядывание) рисунка; раскрашивание художественного полотна словами-красками; упражнение: тебе (автору) необходимо найти ответ на поставленный автором (обозначенный в тексте) вопрос.

Определите стиль речи текста: художественный; публицистический; научный.

Определите сферу применения текста: научная статья, словарь, справочник, учебник, журнал; документ, государственный акт, закон, деловая бумага; периодическая печать; произведение писателя.

Определите цель текста: точно и полно объяснить научные факты, исследуемые автором; обозначить причинно- следственные связи между общественно-политическими событиями; донести информацию, имеющую практическое значение; предупредить о необходимости соответствовать нормам и законам; воздействовать на сознание читателя с определённой воспитательной, назидательной, политической целью; призвать к действию; рассказать о событии, герое, ситуации; проанализировать их, описать их, дать оценку событию, явлению, герою; будить в читателе мысль.

Определите основные стилевые черты текста: информативная насыщенность, точность, сжатость, конкретность, однозначность, бесстрастность, объективность суждения; компактность, точность, сжатость, стандартное расположение материала, обязательность формы; лаконичность изложения при информативной насыщенности; простота, доступность, доходчивость изложения, эмоциональная обобщённость; единство коммуникативной и эстетической функции; эмоциональность, образность, выразительность.

Найдите композиционно- стилистические признаки стиля речи, ответ аргументируйте: тропы и фигуры, диалектизмы, устаревшая лексика; использование лексики других стилей, подчинённое теме и идее текста; слова отвлечённой лексики, термины, слова- даты, географические понятия, изобразительные средства языка; использование терминов, научных штампов, клише; употребление предложений с бессоюзной связью.

Восстановите структуру предложений, используя слова, приведённые ниже: Восстановите структуру предложений, используя слова, приведённые ниже: При помощи однородных _________________ и ________________, выраженных глаголами ________________ __________ и существительными с ______________ ____________ тексте создаётся картина, полная одушевлённого, заполняющего пространство движения. ______________ позволяет автору наиболее полно представить атмосферу Английского клуба начала 19 века. __________ являются средством создания портретной характеристики присутствовавших в клубе почтенных людей. __________ «презрительная почтительность» подчёркивает мнение молодёжи о старшем поколении. Но именно с помощью ______________ в последнем предложении писателю удаётся выразить главную мысль текста. метафора; повтор; эпитет; сказуемое; подлежащее; глаголы активного движения; существительные с конкретным значением; метонимия; парадокс; фразеологизм; антитеза.

Укажите номера предложений, в которых есть сравнительный оборот: 1; 2; 5.

Укажите номер предложения, в котором есть приложение: 3; 5; 6.

Укажите номер сложноподчинённого предложения с придаточным определительным постройте схему этого предложения. 1; 6; 5;

Укажите номер предложения с несогласованными распространёнными однородными определениями 2; 1; 6;

Определите тип связи в словосочетании второго предложения «каждое движение»: управление; примыкание; согласование.

Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении 6: Основной вид связи в сложном предложении – бессоюзный, вторая часть конструкции представляет собой прямую речь, поэтому между частями сложного предложения ставится двоеточие. Прямая речь оформляется в кавычки. Первая часть бессоюзного предложения представляет собой сложноподчинённое предложение с придаточным определительным, поэтому между частями ставится запятая. В составе главной части этого сложноподчинённого предложения выделяется оборот «особенно военной» предложение сложноподчинённое, имеющее две однородные подчинительные (изъяснительные) конструкции, соединённые союзом «и», поэтому между ними запятая не ставится.

Объясните правописание слов: Разговаривавших, пчёлы, весеннем, пролёте, сновали, (в)зад, (в)перёд, сходились, расходились, (кое)кто, большинство, присутствовавших, (само)уверенные, почтенные, известный, кафтан, пудреные, ливреи, башмак, напряжённо, предложить, привычный, преимущественно, чувства, презрительной, почитать, всё(таки).