Сочинение по картине И. И. Машкова «Клубника и белый кувшин». Цель урока: 1. обучить написанию связного текста – описание картины в художественном стиле.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Цели и задачи урока: 1. Познакомить с творчеством художника; 2. Развитие логического мышления и творческого воображения учащихся; активизировать лексику.
Advertisements

Подготовка к сочинению по картине И. И. Машкова « Клубника и белый кувшин» Презентацию подготовила Залунина Людмила Юрьевна, преподаватель русского языка.
Русский язык. 5 класс. Автор: Жилин О. Ю. Сочинение – описание по картине Фёдора Петровича Толстого «Цветы, фрукты, птица»
Урок по теме «Пластилиновая живопись». 5 класс II четверть Тема: пластилиновая живопись. Цель: научить детей создавать картины в стиле пластилиновая живопись.
Сочинение-описание по картине Аркадия Александровича Пластова «Летом». Тема урока: Автор : Тарасова С. С., учитель русского языка и литературы. Дзержинск,
Урок развития речи по теме: «Сочинение – описание по картинам И.И.Левитана и Ильи Семёновича Остроухова «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»
Тема : сочинение по картине П. П. Кончаловского «Сирень в корзине».
Сочинение по картине И.И.Машкова «Клубника и белый кувшин» Васильева Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы, МОУ Большекошинская сош.
Подготовка к сочинению- описанию натюрморта И.И. Машкова «Натюрморт с маками и васильками» Урок русского языка в 5 классе.
По картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».. Белая берёза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились.
Тема урока: Сочинение-описание по картине Аркадия Александровича Пластова «Летом».
Машков Илья Иванович [ ]. Илья Иванович Машков родился 17 июля 1881 года в станице Михайловской Хоперского округа Области Войска Донского (теперь.
Урок развития речи. 6 класс. Сочинение-описание по натюрморту Б. В. Щербакова «Фрукты».
Систематизация материала 1.Какая это комната? 2. Подберите определения: большая просторная с высокими потолками светлая солнечная.
Урок развития речи. Сочинение по картине А. А. Пластова «Летом». 5 класс. Учитель русского языка и литературы Учитель русского языка и литературы ФБОУ.
ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ ПО КАРТИНЕ Ф. П. ТОЛСТОГО « ЦВЕТЫ, ФРУКТЫ, ПТИЦА »
ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ ПО КАРТИНЕ Ф. П. ТОЛСТОГО « ЦВЕТЫ, ФРУКТЫ, ПТИЦА »
Родился в Москве в потомственной семье художников. Художниками были его прадед, отец, брат. Мальчик с детства рос в мире искусства. Отец Николая Петровича.
Сочинение по картине Т.Н. Яблонской «Утро» Урок развития речи в 6 классе.
Картина – натюрморт. Урок изо в 3 –м классе. Технология адаптивной системы обучения.
Транксрипт:

Сочинение по картине И. И. Машкова «Клубника и белый кувшин». Цель урока: 1. обучить написанию связного текста – описание картины в художественном стиле с использованием личных впечатлений; 2. пополнить словарный запас учащихся, закрепить навык самостоятельной работы со справочной литературой (толковыми словарями); 3. развивать языковое чутье, учить редактированию текста (своего и товарища). 4. дать понятие натюрморта, особенностями его как жанра живописи, подготовить учащихся к описанию натюрморта.

Тип урока: урок речевой деятельности Оборудование: Оборудование: - репродукции картин Машкова «Клубника и белый кувшин», - репродукции картин Машкова «Клубника и белый кувшин», «Две тёмные розы и тарелка с клубникой»; «Две тёмные розы и тарелка с клубникой»; - репродукции картин художников, рисующих в жанре натюрморта (А.Куприн «Осенний букет» А.Токарева «Натюрморт с клубникой» Ф.Сурбаран «Тарелка с лимонами, корзина с апельсинами и роза на блюдце»), - репродукции картин художников, рисующих в жанре натюрморта (А.Куприн «Осенний букет» А.Токарева «Натюрморт с клубникой» Ф.Сурбаран «Тарелка с лимонами, корзина с апельсинами и роза на блюдце»), - выставка творческих работ учащихся. - выставка творческих работ учащихся. Эпиграф: Натюрморты И.И. Машкова не только правдивы до своеобразной иллюзии, но необыкновенно красивы, своеобразной иллюзии, но необыкновенно красивы, заманчивы и ярки. заманчивы и ярки. А.В. Луначарский. А.В. Луначарский. Опережающее д/з: - нарисовать натюрморты (стол, на нём посуду, фрукты, ягоды, цветы); - нарисовать натюрморты (стол, на нём посуду, фрукты, ягоды, цветы); - объяснить значение слов и составить с ними словосочетания (дымчатый, пунцовый, сизый). - объяснить значение слов и составить с ними словосочетания (дымчатый, пунцовый, сизый).

Ход урока: I. Сообщение темы и цели урока. II. Вступительное слово учителя. 1. Слово учителя. Рассматривая картину, нужно стремится понять замысел художника, попробовать оценить, насколько ему удалось этот замысел осуществить. Потому наша задача – научиться рассказывать о том, что и как изображено на картине. Сегодня мы ознакомимся с жанром живописи, который называется натюрмортом. Натюрмортот французского – мёртвая природа, жанр искусства, посвящённый изображению неодушевлённых предметов (утварь, плоды, битая дичь, букеты цветов). Натюрморт – от французского – мёртвая природа, жанр искусства, посвящённый изображению неодушевлённых предметов (утварь, плоды, битая дичь, букеты цветов). - Какие натюрморты вам известны? Давайте рассмотрим натюрморты разных художников. - Какие натюрморты вам известны? Давайте рассмотрим натюрморты разных художников. - Какие предметы изобразили художники на своих картинах: одной ли они формы, какая цветовая гамма использовалась? - Какие предметы изобразили художники на своих картинах: одной ли они формы, какая цветовая гамма использовалась?

И. Машков «Две тёмные розы и тарелка с клубникой» А. Куприн «Осенний букет» А. Токарева «Натюрморт с клубникой» Ф. Сурбаран «Тарелка с лимонами, корзина с апельсинами и роза на блюдце».

Вывод учителя: художник, рисующий натюрморт, изображает предметы, разные по величине, форме, фактуре. Предметы располагаются в определённом порядке: на переднем плане мелкие, на заднем - крупные. Все художники используют закон натюрморта - принцип классического треугольника. На любых натюрмортах изображенные предметы можно объединить в треугольник. Вывод учителя: художник, рисующий натюрморт, изображает предметы, разные по величине, форме, фактуре. Предметы располагаются в определённом порядке: на переднем плане мелкие, на заднем - крупные. Все художники используют закон натюрморта - принцип классического треугольника. На любых натюрмортах изображенные предметы можно объединить в треугольник. Чтение эпиграфа. Обсуждение его с учащимися. Диктант. Записать под диктовку текст, объяснить знаки препинания и знакомые орфограммы. Илья Иванович Машков - известный русский художник, заслуженный деятель искусств. Основным жанром, в котором он наиболее полно и ярко проявил своё дарование, был натюрморт. С него он начал самостоятельный путь художника и ему был верен до конца жизни.

1881 – 1944 г.г. Илья Иванович Машков родился 17 июля 1881 года в станице Михайловской Хоперского округа Области Войска Донского (теперь это Урюпинский район Волгоградской области). Родители его занимались мелочной торговлей. Еще когда Илья учился в трехклассной приходской школе, у него проявился интерес к "изобретательству" разных механических приспособлений и к рисованию. В 1890 году Илья Машков поступил на художественное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Он учился у К. Горского, А. Корина, А. Васнецова и пристально изучал картины в Третьяковской галерее и Румянцевском музее. Уже в 1902 году, участвуя в выставке, Илья Машков был награжден премией имени С. Третьякова.

«Клубника и белый кувшин» - Рассмотрите картину. Перечислите предметы, которые изобразил художник. (белый кувшин, чёрную смородину, белую смородину, белую малину на холщовой скатерти) Работа с учащимися над описанием картины.

- Что художник поместил в центре? - Почему именно так расположил предметы? - Зачем поместил на картине и другие ягоды? Поместив на передний край натюрморта клубнику и белый кувшин, художник уже самим расположением предметов передал настроение, которое навевает щедрое жаркое лето. Эту же мысль и настроение он передаёт с помощью красок, которыми пользуется, изображая предметы. - Какие краски использует художник? - Подберите синонимы к слову КРАСНЫЙ-СЕРЫЙ. Записать под диктовку опорные слова, запомнить их написание. Красный, алый, розовый, гранатовый, малиновый, пунцовый, рубиновый Серый, дымчатый, сизый, стальной, землистый. Выберите цвета, которыми можно охарактеризовать то, что изобразил Машков.

Какое настроение навевает картина? Радости от лета, общения с природой Придумайте предысторию написания картины. Художник, устав бродить по лесу, зашёл в избушку лесника. Опишите стол, на котором лежит клубника. Деревянный, грубо сколоченный, освещен мягким светом, льющимся из небольшого окошка. Какие ягоды? Сочные, вкусные, только что сорванные, тёмно –красная клубника, спелая малина, душистая смородина, из банки с прозрачной водой свисают влажные ягоды смородины. Какие предметы, кроме ягод, изобразил автор? Перечисляя их, дайте определение по цвету, качеству, размеру. Белый глиняный кувшин, жестяной поднос, небольшая тарелка, прозрачная банка Ваши ощущения от картины? Кажется, протяни руку - и почувствуешь холодное прикосновение глиняного кувшина и жестяного подноса, влажность и упругость сочных свежих ягод.

-Составление плана сочинения. 1. Почему картину И. И. Машкова можно назвать натюрмортом? 2. Какие предметы изобразил художник? 3. Какими красками и как сумел предать цвет и форму ягод? 4. Какое настроение вам передал художник? -Дайте синонимы слову «художник» Мастер, живописец, автор полотна -Синоним слову «полотно» Картина, шедевр, произведение искусства. - Устное описание несколькими учащимися картины. Перед ребятами ставится задача: выслушать устное сочинение товарища и, проанализировав его, отметить положительные стороны и недочёты. План обсуждения сочинения: 1. Полно дано описание картины? 2. Раскрыта основная мысль художника? 3. Раскрыта композиция картины? Описаны краски, которые использовал автор? Последовательно излагались мысли?

Примерный образец сочинения. Любого человека, который умеет любить, радоваться, грустить, кто всем сердцем ощущает природу, натюрморты И. И. Машкова не оставят равнодушными. Трудно сказать, как была рождена эта картина – слиток какой –то необыкновенной радости от сознания непосредственного общения с природой…мне кажется, что художник, устав бродить по лесу, зашёл в избушку лесника. И здесь, на деревянном, грубо сколоченном столе, освещённым мягким светом, льющимся из небольшого окошка. Увидел белый глиняный кувшин, жестяной поднос и небольшую тарелку, наполненную крупными сочными ягодами клубники, чёрной и белой смородины. Только что сорванные, рассыпанные по столу ягоды тёмно – красной клубники и спелой малины оттеняют серую поверхность холщовой скатерти. Из банки, наполненной прозрачной водой, тяжело свисают влажные ягоды душистой смородины. Бело – матовый кувшин, фиолетово – синие тени ещё сильнее заставляют ощутить солнечное тепло ягод. Предметы настолько объёмны, что невольно кажется: протяни руку и почувствуешь холодное прикосновение глиняного кувшина и жестяного подноса, влажность и упругость спелых год и тёмно – зелёных листьев. Подумать только, какая пленительная песнь радости жизни, мощной красоте и плодородию природы содержится в этом натюрморте.

Написание учащимися сочинения на черновик, затем в чистую тетрадь.

РАССКАЗ ЖЕНЫ ХУДОЖНИКА* Я могу вам рассказать, как был написан натюрморт «Клубника и белый кувшин». Это было в 1913 году, когда мы только что вернулись из Италии и были полны впечатлений о прекрасных античных скульптурах. Началось жаркое лето, и мы решили провести его на даче у бабушки Ильи, в большом старом деревенском доме. Помню раннее утро, просыпаюсь, а Ильи уже нет. Думаю, не приготовить ли завтрак, беру кувшин с молоком и выхожу в горницу. Вижу: на большом накрытом холстом столе стоит овальное серебряное блюдо с клубникой. Кто-то уже собрал утренний урожай, я подхожу к столу, вдыхаю неповторимый аромат клубники. Ставлю кувшин рядом, выбираю самые крупные ягоды и начинаю делить: вот эту мне, эту Илье, эту еще раз мне, а эту еще раз ему, одну ягодку успеваю съесть. В это время распахнулась дверь, вошел Илья и радостно сказал: «Посмотри, что я принес! – Он поставил на стол тарелку с черной и белой смородиной. – Какая смородина уродилась!». За спиной он прятал что-то еще: «А это тебе!». И протянул несколько веточек смородины. На нашем обеденном столе всегда красовался небольшой букет незабудок, шиповника или маргариток. И вот теперь на стол я поставила веточки смородины. «Давай завтракать!» – говорю я. «Подожди, посмотри, какая красота, это очень хочется написать!» В комнате было темновато, и я подошла к окну и отдернула занавеску. «Вот это то, что надо». Солнечные лучи осветили ягоды и кувшин, у них появился объем.

Это из-за игры света и тени. На черных ягодках смородины засверкали блики, а белая смородина просто засветилась на солнце, как бриллианты. Усилились контрасты между предметами. «Посмотри, какое богатство – просто россыпи драгоценностей! Я должен это нарисовать!». Некоторое время он выбирал, чем будет писать. Сначала он взялся за акварельные краски – нет! Акварель была слишком прозрачна для этого натюрморта. Потом взялся за пастель – цветные сухие мелки, которые мы привезли из Италии. Нет! Тоже не то. Пастелью можно передать много оттенков, но не контрасты. Это будут масляные краски! Они более густые. Илья подвинул мольберт, взял толстую кисть, небольшой холст – и началось рождение чуда. Сначала на заднем плане он написал темную комнату и блюдо с ягодами. Потом в центре картины быстрыми широкими мазками написал тарелку, ветки смородины и белый кувшин. Следы от мазков на кувшине он смазывал пальцем: фарфоровый кувшин ведь гладкий, блестящий и холодный. Потом на переднем плане, словно артисты на авансцене, стали появляться крупные ягоды клубники и случайные веточки малины. Клубника была ярко освещена солнцем. Каждая ягодка словно играла свою роль. «Как ты назовешь свою картину? Наверное, Ветки смородины!» – предположила я. «Нет, главные герои моей картины – клубника и кувшин. Знаешь, блеск кувшина напомнил мне древние мраморные античные скульптуры – стройные, гармоничные и холодные. Клубника – очень живая, она только что от земли. Душистая, сочная, приносящая столько радости человеку! Чудесный дар природы!». Законченная за час картина была вся пронизана светом.

У вас в руках всего лишь репродукция, копия картины, сделанная типографской машиной. Только подлинник может точно передать колорит натюрморта. На самом деле все краски намного ярче! Этой картине – 87 лет, почтенный возраст. (Художник поставил свою подпись слева внизу и дату на обратной стороне холста.) Когда я бываю в своей любимой Третьяковке, я общаюсь с картинами как со своими друзьями. Вижу знакомый натюрморт издалека, мысленно здороваюсь, подхожу. Да, это было в 1913 году, Илье – 32 года, прекрасное время! Мы, молодые и счастливые, только что вернулись из Италии. С возрастом я стала замечать еще одну вещь: настроение легкой грусти в картине.