Научно-практическая конференция учащихся г. Пскова «Старт в науку» 17 апреля 2014 года Определение мест обитания и рода занятий птиц на пришкольной территории Работу выполнила: Давалис Анастасия Вениаминовна СОШ 11 г. Псков 7 «А» класс Руководитель: Фролова Анастасия Евгеньевна, учитель географии
Актуальность
Цель работы выяснить, как разные виды птиц используют разные элементы пришкольной территории.
Основные задачи исследования 1. Установить видовой и количественный состав птиц, которые в своём жизненном цикле используют школьные здания и пришкольную территорию. 2. Выявить временные и сезонные изменения в видовом и количественном составе птиц на пришкольной территории. 3. Найти наиболее часто используемые птицами места, определить количественный и видовой состав на них. 4. Отметить наиболее частые действия, которые выполняют птицы в целом и различные виды в частности, и связать их с различными характеристиками разных мест. 5. Определить возможности улучшения различных мест на пришкольной территории для привлечения птиц.
Гипотеза Если мы установим видовой и количественный состав птиц, выявим временные и сезонные изменения, найдем места обитания птиц на пришкольной территории, отметим наиболее частые действия, выполняемые птицами, то это позволит нам установить, как разные виды птиц используют различные элементы строений и пришкольную территорию.
Объект исследования: птицы Предмет исследования: места обитания птиц
Методы: изучение научных источников; наблюдение; маршрутный; анализ и проектирование.
Литературный обзор Как дикие птицы становятся городскими; Виды птиц, наиболее часто встречающиеся в черте города; Места обитания и виды активности птиц в черте города.
Территория школы Спортивно-игровая зона Зона перед входом в школу Садово-парковая зона
План пришкольной территории Зона минимальной активности людей Зона максимальной активности людей Зона средней активности людей Р1, Р2Садово – парковая зона СЗона перед входом в школу S1, S2Спортивно – игровая зона
Список активностей людей для разных участков пришкольной территории 1. Садово – парковая зона: - Кормление птиц; - Проход к зданию школы; - Уход за деревьями. 2. Зона перед входом в школу: - Вход и выход из школы; - Ремонтные работы; - Привоз пищи; - Проведение линеек; -Уход за цветами и деревьями; -Прогулки групп продленного дня. 3. Спортивно – игровая зона: - Занятия по физической культуре; - Прогулки групп продленного дня; - Занятия по различным видам спорта; - Проведение общешкольных мероприятий; - Проведение различных активных игр.
Виды птиц пришкольной территории Серая ворона (Corvus corone cornix)
Галка обыкновенноная (Corvus monedula)
Домовой воробей (Passer domesticus)
Сизый голубь (Columba livia)
Большая синица (Parinae)
«Численность видов птиц на пришкольной территории за период наблюдений» Дата Не определ енные виды Серая ворона Галка обыкн. Домово й воробей Сизый голубь Большая синица Всего Всего
Количество птиц (в %) на разных участках в разные периоды времени Дата Парковая зона Спортивно- игровая зона Зона перед входом в школу ,534,628, ,432,721, ,73125, ,328, ,324,430, ,231, ,730,431, ,32026,7
Самая частая и самая редкая активность птиц
Доля (в %) всех птиц, замеченных в какой-либо деятельности Дата Деятельно сть Гнездование Поиск пищи, питание Пение, ухаживание Чистка оперения Питье Купание в воде или пыли Укрытие от солнца или плохой погоды Проявление агрессии Отдых и сон Пролет в другие места ,1011,50003,85,857, ,107,20012,703,658, ,106,250003,17, ,750108,75002, ,603,55,80002,362, ,500003, ,221,907,312,10003,653, ,414, ,134, ,3013,36,700011,750 1,321,4016,48,3012,73,15,854,2
Доля (в %) птиц разных видов, замеченных в какой-либо деятельности. Деятельность птиц Виды птиц Не опред. виды Серая ворона Галка обыкновенно. Домовой воробей Сизый голубь Большая синица 1. Гнездование 1,3 2. Поиск пищи и питание 2,83,511,03,66,91,9 3. Пение, ухаживание 4. Чистка оперения 1,83,54,16,61,4 5. Питье 3,23,54,4 6. Купание в воде или пыли 7. Укрытие от солнца или плохой погоды 7,35,4 8. Проявление агрессии 2,63,8 9. Отдых или сон 2,23,32,73,21,4 10. Пролет в другие места 6,03,029,04,221,23,3
Предложения по улучшению различных мест на пришкольной территории для привлечения птиц 1. Обратиться с предложением к учащимся школы и их родителям изготовить кормушки, скворечники для птиц
2. Разместить кормушки и искусственные гнездовья в садово-парковой зоне школы
3. В зимнее время подкармливать птиц на территории школы
4. Провести «День птиц» в школе, с целью воспитания чувственного отношения к природе
Спасибо за внимание!